Таможенная пошлина и порядок определения таможенной стоимости

Таможенная пошлина представляет собой налог, взимаемый та­моженными учреждениями с товаров, провозимых через границу стра­ны. Различают импортные, экспортные и транзитные (последние не во всех странах оформляются в виде пошлин) таможенные пошлины. Эти пошлины характеризуют направление движения товаров.

В зави­симости от формы начисления различают адвалорные (начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров), специфичес­кие (ставки устанавливаются в абсолютном выражении за единицу об­лагаемого товара) и комбинированные (сочетание первых двух видов) таможенные пошлины. Сверх таможенных пошлин таможня взимает таможенные сборы, являющиеся сборами за сохранность и складиро­вание товаров, марочный, санитарный сбор и др.

С таможенными пошлинами связан таможенный тариф, представляющий собой систематизированный по определенным правилам перечень таможенных пошлин, оформленных в виде специального документа. Перечень импортных таможенных пошлин намного шире перечня экспортных пошлин, поскольку при экспорте применяются государственные субсидии и квоты. Довольно часто для повышения конкурентоспособности продукции на внешнем рынке таможенные пошлины при экспорте снимаются. Импортные пошлины могут быть направлены как на защиту отечественных товаропроизводителей (повышена пошлина), так и на стимулирование поступления в страну прогрессивных технологий, социально важной продукции.

Таможенная стоимость – это заявляемая участниками внешнеэкономической сделки цена товара, пересекающего границу и являющаяся базой для обложения таможенной пошлиной, а также другими налогами и сборами. При определении таможенной стоимости импортных товаров используются несколько методов.

Метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми на таможенную территорию страны товарами. Согласно данному методу в таможенную стоимость входит цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы страны. В цену должны быть включены (если раньше не были в ней учтены):

– во-первых, расходы по доставке товара до аэропорта, порта или иного места ввоза товара на таможенную территорию страны, а также стоимость транспортировки, расходов по погрузке, перегрузке, перевалке товаров и страховая сумма;

– во-вторых, расходы покупателя, представляющие собой комиссионные и брокерские вознаграждения (за исключением комиссионных по покупке товара), стоимость контейнеров и. другой многооборотной тары, если в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами, а также стоимость упаковки, включая цену упаковочных материалов и работ по доставке;

– в-третьих, часть стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем продавцу (прямо или косвенно) бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством или продажей на вывозоцениваемых товаров (сырье, материалы, детали, полуфабрикаты, другие комплектующие изделия, являющиеся составной частью оцениваемых товаров), стоимость инструментов и других подобных предметов, используемых при производстве оцениваемых товаров, и различных материалов (смазочные материалы, топливо и др.), а также стоимость инженерной проработки, опытно-конструкторских работ, дизайна, художественного оформления, эскизов и чертежей, выполненных на территории страны и необходимых для производства оцениваемых товаров;

– в-четвертых, стоимость интеллектуальной собственности;

– в-пятых, величина части прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи и использования оцениваемых товаров на территории страны.

Расчет таможенной стоимости, согласно этому методу, может не приниматься таможенными органами, если контрактная цена данного товара значительно отклоняется от контрактных цен этого товара по большинству сделок. Такая ситуация может возникнуть в случаях взаи­мозависимости участников сделки, неграмотных расчетов и др.

Метод определения таможенной стоимости товаров, ввози­мых на таможенную территорию страны, на основе вычитания стоимости. При использовании этого метода за основу принимается цена единицы товара, по которой оцениваемые идентичные или одно­родные товары продаются наибольшей партией на территории страны не позднее определенной даты (например, 90 дней) ввоза оцениваемых товаров участнику сделки, не являющемуся взаимозависимым с про­давцом лицом. При этом из цены единицы товара вычитаются:

– во-пер­вых, расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычные над­бавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей в стране товаров того же класса и вида;

– во-вторых, суммы ввозимых таможенных пош­лин, налогов, сборов и иных платежей, подлежащих уплате в стране в связи с ввозом или продажей товара;

– в-третьих, обычные расходы, по­несенные в стране-импортере на транспортировку, страхование, погрузочные и разгрузочные работы.

Метод определения таможенной стоимости товаров, ввози­мых на территорию страны, на основе сложения стоимости.

В данном случае при определении таможенной стоимости товара за основу принимается цена товара, рассчитанная путем сложения, во-первых стоимости материалов и издержек изготовителя в связи с производством оцениваемого товара, во-вторых, общих затрат, характерных для продажи в стране-импортере товаров страны-экспортера одного с ней вида, в том числе расходов на транспортировку, погрузочно-разгрузочные работы, страхование до места пересечения таможенной границы страны и других затрат, в-третьих, прибыли, которую обычно получает экспортер в результате поставки в страну таких товаров.

Для экспортных товаров определяется таможенная стоимость экспортных (ввозимых) товаров. Она определяется на основе цены сделки, т.е. фактически уплаченной или подлежащей уплате цены при продаже товаров на экспорт. В таможенную стоимость экспортных товаров также включаются расходы, понесенные покупателем (но не включенные в фактически уплаченную или подлежащую уплате цену сделки). К ним относятся:

– во-первых, комиссионные и брокерские вознаграждения;

– во-вторых, стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, если в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности она рассматривается как единое целое с вывозимыми товарами;

–в-третьих, стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

– в-четвер­тых, соответствующая часть стоимости предоставленных покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для производства или про­дажи на экспорт таких вывозимых товаров, как сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и другие комплектующие изделия, являющиеся составной частью вывозимых товаров, а также стоимость инженерной проработки, опытно-конструкторских работ, художественного офор­мления, эскизов и чертежей;

–в-пятых, лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности;

– в-шестых, поступающая продавцу (прямо или косвенно) часть дохода от последу­ющих перепродаж, передачи или использования покупателем товаров после их вывоза с таможенной территории стран;

– в-седьмых, налоги (за исключением таможенных платежей, уплаченных при заявлении та­моженной стоимости), взимаемые на таможенной территории страны, если в соответствии с налоговым законодательством или международ­ным договором государства они не подлежат компенсации продавцу при вывозе товаров с таможенной территории страны.

Если отсутствует сделка купли-продажи в отношении вывозимых товаров, или в случае невозможности использования цены сделки куп­ли-продажи в качестве основы для определения таможенной стоимос­ти, то последняя определяется исходя из предоставленных декларантом данных бухгалтерского учета продавца-экспортера, отражающих его затраты на производство и реализацию вывозимого товара, и величины прибыли, получаемой экспортером при вывозе идентичных или одно­родных товаров с таможенной территории страны.

Поскольку в таможенной стоимости цена товара играет ведущую роль, то особое значение имеет определение уровня цены. Считается, что нет четкого порядка регламентации процесса формирования цены при экспорте. Поэтому определяют нижний и верхний пределы цены эк­спортируемой продукции. Нижний предел цены экспорта может быть определен следующим образом:

Цнэ = С + Пн + Рд + Тсэпэ,

где Цнэ – нижний предел цены экспортера;

С – себестоимость про­изводства товара;

Пн – нормативная прибыль производителя;

Рд – расходы по доставке товара до пункта, оговоренного в контракте;

Тсэ – сбор за таможенное оформление товара;

Тпэ – экспортная тамо­женная пошлина, включаемая в качестве обязательного платежа в нижний предел цены экспортера (если не взимается с товара, то не включается в цену).

Верхним пределом цены при экспорте является контрактная цена экспортера.

При импорте цены на определенную продукцию обязательно согла­совывают с ценами на аналогичную отечественную продукцию. Разни­ца между ценами национального и внешнего рынка обычно покрывает­ся ставкой импортной таможенной пошлины. В целях стимулирования импорта (дефицитных товаров на национальном рынке или проведения политики благоприятствования в торговле) ставки таможенных пош­лин могут быть снижены или сняты вообще. Внутренние косвенные на­логи (налог на добавленную стоимость и акциз по подакцизным това­рам) включаются в структуру цены импортируемого товара. Нижний (расчетный) уровень цены при импорте может быть выражен следую­щей формулой:

Цни = Цк+ Тпи+ Тси+ НДС + А + Рвн,

где Цни – нижний (расчетный) уровень цены импортируемого товара;

Цк –контрактная цена;

Тпи – импортная таможенная пошлина;

Тси – импортный таможенный сбор;

НДС – налог на добавленную стои­мость;

А – акциз (если товар подакцизный);

Рвн – расходы импортера, связанные с перемещением товара на внутреннем рынке и не оговорен­ные в контракте.

Верхний предел цены импортера представляет собой цену, по кото­рой импортируемая продукция может быть реализована на внутреннем рынке в соответствии с его конъюнктурой. Это обусловлено тем, что объективной основой внутренней цены является национальная стоимость, которая существенно отличается от мировой по большинству видов товаров и услуг. Верхний предел цены при импорте отражает экономический интерес внутреннего покупателя с позиций целесообразности приобретения ввозимого в страну товара.

Вопросы для самопроверки

1. Какая существует взаимосвязь между внутренними и мировыми ценами?

2. Что представляет собой мировая цена?

3. По каким условиям получили наибольшее распространение поставки това­ров?

4. Какие условия учитывают компании при формировании внешнеторговых
цен?

5. Под влиянием каких факторов формируется мировая цена?

6. При каких условиях внешнеторговую цену можно рассматривать как мировую?

7. Что представляет собой цена международного контракта и какие основные
параметры отражаются в контракте?

8. Что такое базис цены?

9. Что представляет собой фиксация цены?

10. Какие бывают цены в зависимости от способа фиксации?

11. Какие бывают виды публикуемых цен?

12. Что представляет собой скидка с цены и какие бывают ее виды?

13. Когда применяются расчетные цены поставщика?

14. Что представляют собой таможенные пошлины, таможенные сборы и тамо­женный

тариф?

15. Что такое таможенная стоимость и какие бывают методы ее определения?

16. Что представляют собой нижний и верхний пределы цены при импорте и эк­спорте

товаров?

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Как формируются отпускные цены на товары и продукцию, заве­зенные из-за пределов Республики Беларусь?

2. Существуют ли различия в моделях цен на продукцию, ввезенную
из-за пределов Республики Беларусь, в зависимости от того, является ли
ввезенный товар подакцизным?

3. Различаются ли модели цен на ввезенную из-за пределов Респуб­лики Беларусь продукцию в зависимости от страны происхождения това­ра? В чем выражаются эти различия?

4. Зависит ли размер таможенной пошлины от страны происхожде­ния товара?

5. Различается ли структура оптовой надбавки импортера на подак­цизный товар в зависимости от вида установленной ставки акциза (адва­лорной либо специфической)? В чем заключается различие?

6. Каков порядок формирования учетной цены для товарообменных
операций?

7. Как проводится оценка эффективности товарообменной сделки?

8. Что вы знаете о минимальных ценах на товары при их реализации
за пределы Республики Беларусь? Кем они устанавливаются?

ТЕСТЫ

Выберите верный и наиболее полный ответ на поставленные ниже вопросы. Обозначения в формулах соответствуют обозна­чениям, приведенным в конце данного пособия. При ответе на воп­росы, содержащие цифровой материал, требуется подтвержде­ние выбранного варианта ответа расчетами.

1. Какая из формул модели отпускной цены без НДС на ввозимый из
стран дальнего зарубежья, закупленный за собственную валюту от экс­порта подакцизный товар по специфической ставке верна?

а)(Ск + Пт + РПР + А + От) + (И + П + Ад + МЦФ + РЦФ) = ОЦ;

б)(Ск + Пт + РПР + От + А) + (И + П + Ад + МЦФ + РЦФ) = ОЦ;

в)(Ст + Пт + От + А) + (И + П + МЦФ + РЦФ)= ОЦ;

г)нет верного ответа (приведите необходимую формулу).

2. По какой формуле рассчитывается сумма акциза, уплачиваемого
на границе, при ввозе подакцизного товара с адвалорной ставкой из
стран дальнего зарубежья?

а) А = (Ст + Пт + РПР) · % А : 100;

б) А = (Ст + Пт + РПР + От) · %А: (100 - % А);

в) А = (Ст + Пт + РПР + ОТ) · %А: 100;

г) А = (Ст + РПР + От) · %А: (100 - % А).

3. Как рассчитывается НДС, уплачиваемый на границе, на подакциз­ный товар, ввозимый из стран дальнего зарубежья?

а) НДС = Ст-%НДС: 100;

б) НДС = (Ст + Пт) • %НДС : 100;

в) НДС = (Ст + Пт + От + РПР + А) • %НДС : 100;

г) НДС = (Ст + Пт + От + РПР) • %НДС : 100.

4. Каков будет размер таможенной пошлины, если товар ввезен в
Республику Беларусь из развивающейся страны, входящей в перечень
стран, пользующихся в торгово-экономических отношениях с Республи­кой Беларусь преференциальным режимом; ставка пошлины – 15 %; таможенная стоимость товара в белорусских рублях – 6000 р.; контрактная стоимость – 5500 р.?

а) 825 р.; в) 675 р.;

б) 900 р.; г) товар ввозится беспошлинно.

5. Какую прибыль получит импортер при ввозе из-за пределов Рес­публики Беларусь подакцизного товара с адвалорной ставкой, если из­вестно, что до границы стоимость товара без НДС (контрактная стоимость), таможенное оформление, таможенная пошлина, прочие расходы по импорту, акциз – 7200 р., из нее сумма уплаченного акциза по ставке 15 % – 750 р.; отпускная цена внутреннего рынка без НДС – 11 400 р.; издержки импортера по реализации товара в расчете на еди­ницу – 1500 р.; кредит на закупку товара не использовался?

а) 1777 р.; в) 1362 р. (убыток);

б) 1593 р.; г) нет верного ответа.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

С – полная себестоимость производства продукции

П – прибыль

А – сумма акциза

% А – ставка акциза

НДС– налог на добавленную стоимость в сумме

% НДС– ставка НДС

МЦФ– сборы на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов и сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда

РЦФ– сбор в Республиканский фонд поддержки производителей сель­скохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налог с пользователей автодорог

ОЦ – отпускная цена

ОЦА– отпускная цена с акцизом

ОЦс МЦФ – отпускная цена с МЦФ

ОЦс РЦФ – отпускная цена с РЦФ

ОЦсНДС– отпускная цена с НДС

ТР – транспортные расходы по доставке продукции до станции назначе­ния

СК – контрактная стоимость товара

Ст – таможенная стоимость товара

Пт — таможенная пошлина

РПР— прочие расходы по импорту (расходы по оформлению паспорта сделки, таможенной декларации; сертификации; гигиенической регистрации; хранению на таможенном складе за период оформления необходимых доку­ментов; транспортные расходы по доставке товара, наличие которых необхо­димо для реализации этих товаров на территории республики)

Рк – расходы по кредитам, полученным на закупку данного товара (про­цент по кредиту, вознаграждение банку за предоставление гарантии в ино­странный банк, комиссионное вознаграждение банку по переводу денежных средств)

От – таможенное оформление

ЦГР– цена на импортируемую продукцию, сформированная до пересе­чения таможенной границы Республики Беларусь

И – издержки обращения

А1 – сумма акциза, уплачиваемого по адвалорной ставке на границе

А2 – сумма акциза по расчету после реализации импортного товара

Ад – доплата по акцизу

СП – покупная стоимость товаров

НИМП– оптовая надбавка импортера

ОН – оптовая надбавка

РС – расчетная стоимость для исчисления акцизов по импортной про­дукции

К – сумма расходов по кредиту

РЦ– розничная цена

НДСвх – входной НДС

ВД – валовой доход в сумме

% ВД – уровень валового дохода в процентах к обороту (в торговле — к розничному товарообороту, в общественном питании — к товарообороту об­щественного питания, в заготовках — заготовительному)

ТН – торговая надбавка в сумме

% ТН – уровень торговой надбавки (в процентах к отпускной цене без НДС изготовителя в Республике Беларусь или первого оптового покупателя, осуществившего ввоз товара в республику и сформировавшего отпускную цену)

ТС – торговая скидка

Нп – налог с продаж

Ну – налог на услуги

Н– наценка объектов общественного питания

ПЦ – продажная цена в общественном питании

ЗЦ– закупочная цена

НДСГР – налог на добавленную стоимость, уплачиваемый при пересече­нии границы

Д – сумма отчислений по целевым сборам

АП– арендная плата

ЭЦ– коэффициент ценовой эластичности

Рк– рентабельность авансированного капитала

3 – сумма, затраченная на закупку товара с учетом НДС

О – товарооборачиваемость закупленной партии товара

РКЗП – райкоопзаготпром

УПОП – унитарное предприятие общественного питания

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. - М, 1999

2. Бычков А. П. Мировой рынок ценных бумаг. - М., 1998.

3. Вертинская Т. С. Регионы в международных экономических отношениях. - Мн., 2000.

4. Герасименко В. В. Ценовая политика фирмы. - М., 1995.

5. Гречикова И. В. Международные экономические организации: регулирование хо­зяйственных связей и предпринимательской деятельности. - М., 2000.

6. Додолко В. А. Международные экономические отношения. - Мн., 2000.

7. Дэниэлс Джон Д. ,Родеба Ли X. Международный бизнес. -М., 1994.

8. Есипов В. М. и др. Ценообразование на мировом рынке. - Л., 1991.

9. КиреевА. П. Международная экономика. Т. 1-2. - М., 1997.

10. Левшин Ф. М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. - М., 1993.

11. Липсиц И. В. Коммерческое ценообразование. - М., 1999.

12. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. Л. Н. Кра­савиной. - М., 2000.

13. Миклашевская Н. А., Холопов А. В. Международная экономика. - М., 2000.

14. Мухопад В. И. Лицензированная торговля: маркетинг, ценообразование, управле­ние.-М., 1997.

15. Полещук И. И. Ценовая политика фирмы в современном маркетинге. - Мн., 1996.

16. Терешина В. В. Ценообразование / Под общ. ред. И. И. Полещук. -Мн., 2001.

17. Портер М. Международная конкуренция. - М., 1993.

18. Семенов К. А. Международные экономические отношения. - М., 1998.

19. Трациевский И. П., Греков И. М. Ценообразование. - Мн., 2000.

20. Устинов И. Н. Мировая торговля: Статистическо-аналитический справочник. -М., 2000.

21. Уткин Э. А. Цены, ценообразование, ценовая политика. - М., 1997.

22. Фомичев В. И. Международная торговля. - М., 1998.

23. Формирование цены и тарифов. - Мн., 1999.

24. Хойер В. Как делать бизнес в Европе. - М., 1994.

25. Холевинская Е. Д., Крозе И. Мировая экономика. - М., 1999.

26. Цацулин А. Н. Цены и ценообразование в системе маркетинга. - М., 1998.

27. Цены и ценообразование / Под ред. В. Е. Есипова. - СПб, 1999.

28. Цены и ценообразование / Под ред. И. К. Салижанов. - М., 1999.

29. Чубаков Г. Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия. -М.,

Наши рекомендации