Сбалансированный бюджет. Мультипликатор сбалансированного буджета
Можно выделить три основные концепции регулирования бюджетного дефицитa: ежегодное балансирование, циклическое балансирование и концепция функциональных финансов.
Концепция ежегодного балансирования основана на равенстве Д. Рикардо, в котором объемы налоговых поступлений настоящего и будущего периодов должны быть равны расходам аналогичных периодов.
Тнаст + Тбуд / (1 + r) = Gнаст + Gбуд / (1 + r)
где r — ставка процента.
Концепция циклического балансирования бюджета предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно балансирует бюджет.
Идея концепции функциональных финансов основана на том, что государство должно заботиться не о балансировании бюджета, а о макроэкономической стабильности экономики. Если государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину (ΔG = ΔT), то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1. 35
31. Недискреционная фискальная политика: встроенные стабилизаторы.
Фискальная политика, предполагающая автоматическое изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода, называется недискреционной фискальной политикой.
Встроенный (автоматический) стабилизатор — экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства.
В качестве таких стабилизаторов в странах с рыночной экономикой обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система социальных пособий.
К автоматическим стабилизаторам относятся: подоходный налог, косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость), пособия по безработице и социальные выплаты. В период спада встроенные стабилизаторы приводят к уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет, росту социальных выплат и дефициту государственного бюджета. В период подъема — наоборот.
К достоинствам фискальной политики следует отнести:
1. Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска. 36
31. Недискреционная фискальная политика: встроенные стабилизаторы.
2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг — это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения.
3. Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики.
Недостатки фискальной политики:
1. Эффект вытеснения. Часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из- за сокращения величины инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.
2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг — это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении.
3. Неопределенность. Неопределенность касается проблемы идентификации экономической ситуации.
4. Дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирования экономики — монетаристы, сторонники теории экономики предложения и теории рациональных ожиданий — считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики .37
Основные бюджетно-налоговой политики в РБ.
Бюджетно-налоговая политика в предстоящем пятилетии будет направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа.
Одним из важнейших направлений налоговой реформы станет упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику.
В целях совершенствования налоговой системы будут реализованы следующие мероприятия:
- улучшение налоговой структуры за счет повышения доли и значения прямого налогообложения, применения общепринятых моделей построения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых налоговых льгот, расширения налоговой базы каждого из установленных налогов и сборов;
- снижение нагрузки на фонд заработной платы;
- оптимизация ставок и совершенствования механизма уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и отчислений в государственный фонд содействия занятости;
- повышение стимулирующей роли таможенной политики;
- выравнивание условий налогообложения для всех категорий плательщиков путем оптимизации налоговых ставок; 38