Особенности оплаты труда в Республике Беларусь
Как известно, одним из решающих факторов повышения уровня жизни населения является рост заработной платы. Поэтому разработка и реализация политики в сфере оплаты труда самым непосредственным образом сказывается уровне доходов белорусских семей.
По данным сборника "Беларусь и страны СНГ в 2012 году", по уровню средней номинальной зарплаты на одного работающего лидирует Россия, где работник может рассчитывать на 1134 доллара. Второе место досталось Казахстану. Там работодатели платят своим сотрудникам в среднем 670 долларов. Беларусь в этом рейтинге замыкает тройку лидеров. В республике средняя номинальная зарплата за декабрь 2012 года составила 4 741 300 белорусских рублей или 553 доллара. [13]
Средняя заработная плата в Республике Беларусь в последние годы характеризуется положительной динамикой [Приложение A.1]
По росту реальной зарплаты, Беларусь оставила далеко позади другие бывшие советские республики. В республике в 2012 году она выросла на 35%.[13]
Следует отметить, что по уровню номинальной среднемесячной заработной платы в Республике Беларусь в январе 2013 года лидирует город Минск. Вторую и третью позицию заняли Минская и Гомельская области соответственно, а самый низкий уровень заработной платы наблюдался в Брестской области. [Приложение А.2]
По сообщениям Министерства труда и социальной защиты РБ, дифференциация в оплате труда работников Беларуси по видам экономической деятельности за 2012 год составила 3,9 раза. Это же соотношение по соответствующим видам деятельности наблюдалось и в 2011 году.[17]
Как уже было ранее отмечено, номинальная начисленная среднемесячная зарплата работников в республике в 2012 году составила 3740,1 тысячи рублей, в том числе в декабре - 4741,3 тысячи. В декабре 2012 года ее уровень у работников промышленности составил 5277,2 тысячи рублей, строительства - 5567,3 тысячи, транспорта - 5495,4 тысячи, связи - 4973,8 тысячи, сельского хозяйства, охоты и предоставления услуг в этих областях - 3325 тысячи рублей. Анализируя данные Национального статистического комитета Республики Беларусь, можно выяснить, что в феврале 2013 года самый высокий уровень заработной платы наблюдался в сфере операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставлением услуг потребителям (деятельность, связанная с вычислительной техникой - 11 477 587 белорусских рублей), промышленности (химическое производство - 9 746 049 белорусских рублей), финансовой деятельности (финансовое посредничество - 9 023 234 белорусских рублей). [14]
Самый низкий уровень оплаты труда в феврале 2013 года наблюдался в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг (2 731 720 белорусских рублей), сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве (сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях - 3 167 687 белорусских рублей), Предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг (деятельность, связанная с кино- и видеофильмами 3 177 827 белорусских рублей). [Приложение А.3]
В бюджетной сфере среднемесячная заработная плата за 2012 год составила 2976,8 тысячи рублей, в том числе в декабре - 3586,6 тысячи рублей.
Как отметили в министерстве, с 1 января текущего года правительство приняло ряд мер, направленных на усиление социальной защиты и повышение жизненного уровня работников организаций.
Так, минимальная заработная плата с 1 января 2013 года установлена в размере 1395 тысяч белорусских рублей.
В Республике Беларусь заработная плата выплачивается два раза в месяц в виде предварительно начисленного аванса за первую половину месяца и оставшейся суммы. Данные о фактически начисленной заработной плате, удержаниях из нее и сумме, причитающейся к выдаче, фиксируются в расчетном листке и лицевом счете. Он служит основанием для расчетов по среднему заработку, для выдачи различных справок, расчета пенсии, начисления годового вознаграждения, за выслугу лет и т. д.
Зарплату работник получает в кассе организации или по карточке в банкомате.
Оплата труда рабочих и служащих определяется по-разному. Она зависит: от формы и системы оплаты труда, действующих в организации положений о премировании, надбавках, материальной помощи.
Усиление стимулирующей роли оплаты труда находит свое практическое воплощение в республиканской тарифной системе оплаты труда, составными частями которой являются:
- Единая тарифная сетка (ETC),
- Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС), тарифные ставки и оклады.
В ЕТКС и ЕКСД включены профессии рабочих и должности служащих, наименования которых соответствуют Общегосударственному классификатору РБ «Профессии рабочих и должности служащих» (ОКПД). В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Республики Беларусь от 10.05.2011 N 181 "О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда" коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям предоставлено право самостоятельно принимать решения о применении Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь при определении условий оплаты труда работников. Таким образом, в настоящее время законодательство о труде предоставляет нанимателю негосударственной организации полное право в выборе форм, систем и размеров оплаты труда.
В трудовом законодательстве Республики Беларусь содержится достаточное количество норм, определяющих гарантию сохранности доходов работников в различных неблагоприятных ситуациях, возникших по тем или иным причинам. Одной из таких гарантий, касающихся обеспечения сохранности заработной платы работников в условиях инфляции, последствия которой отражаются на соотношении заработанных средств граждан с уровнем цен на жизненно важные и социально значимые товары, является индексация.
Индексация заработной платы и других доходов населения - это корректировка доходов физических лиц с целью частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией.
Общий порядок индексации доходов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих на территории Республики Беларусь доходы в денежных единицах Республики Беларусь, в связи с инфляцией определен Законом РБ от 21.12.1990 №476-ХII «Об индексации доходов населения с учетом инфляции».
Индексация может осуществляться в виде единовременного пересмотра размеров оплаты труда (ставок, окладов), пособий, стипендий, денежного довольствия.
Право на индексацию денежных доходов возникает, если индекс потребительских цен, исчисленный нарастающим итогом с момента предыдущей индексации, превысит 5-процентный порог. При этом индексация денежных доходов из бюджетных источников осуществляется на величину индекса потребительских цен с корректировкой по нормативу, устанавливаемому законодательством (ст.2 Закона об индексации).
На сегодняшний день в соответствии с нормами Указа Президента РБ от 28.01.2006 №55 «О нормативе индексации денежных доходов населения с учетом инфляции» (далее – Указ №55) данный норматив установлен в размере 100% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Советом Министров РБ и действующего на момент индексации.
Следует отметить, что в соответствии с нормами Инструкции о порядке индексации размер индекса потребительских цен, применяемый при индексации, сохраняется на весь период до очередного превышения 5-процентного порога.
В Республике Беларусь за годы реформирования экономики сложился определенный механизм регулирования оплаты труда. Он основан на сочетании функций государственного и коллективно-договорного регулирования, и направлен на обеспечение необходимых условий для стабилизации жизненного уровня населения. Однако значительной преградой на пути дальнейшего реформирования заработной платы является общее состояние экономики, требующее внесение надлежащих корректировок в процесс организации заработной платы. Образовавшиеся за первые годы перехода экономики на рыночный лад отрицательные тенденции в трудовых отношениях и оплате труда во многом до конца не устранены и в настоящее время.
Во-первых, это фактически состоявшееся обесценивание рабочей силы и падение уровня жизни населения.
Во-вторых, в отдельных отраслях экономики и на многих предприятиях сохраняется необоснованная дифференциация размеров оплаты труда по профессионально-квалификационным группам и категориям работников.
В-третьих, на многих предприятиях и организациях всех отраслей, зачастую, производятся значительные выплаты, не связанные с результатами труда.
Функционирующий сегодня механизм государственного регулирования динамично развивается и постоянно совершенствуется с учетом реагирования на появляющиеся в области оплаты труда проблемы. Все изменения в нормативно-правовых актах в области оплаты труда вносятся в основном с учетом конкретных, обоснованных, указывающих на возникшую проблему предложений, как отраслевых министерств, концернов, так и организаций.