Наиболее важные функции рынка
регулирующая функция. Рынок регулирует все экономические процессы — производство, обмен, распределение и потребление, определяя пропорции и направления размещения экономических ресурсов на микро- и макроуровнях за счет расширения или сужения объемов спроса и предложения.
Стимулирующая функция. Рынок стимулирует производителей снижать затраты, улучшать качество и потребительские свойства товаров. Он создает надежный механизм мотивации труда, стимулирует повышение эффективности экономики на основе внедрения новейших достижений НТП.
Распределительная функция. Доходы производителей и потребителей в рыночной экономике дифференцируются посредством цен на ресурсы (первичные доходы), порождая социальное расслоение общества по доходам.
Санирующая функция. Посредством конкуренции рынок очищает экономическую среду от неконкурентоспособных хозяйств и поддерживает наиболее эффективных. Этот механизм санирования деперсонифицирован и потому не может быть несправедливым.
Функция аллокации. Рынок обеспечивает производство оптимальной комбинации вещественных товаров и услуг при помощи наиболее эффективной комбинации ресурсов. Эффективной является комбинация ресурсов, обеспечивающая производство с минимальными альтернативными затратами.
Информационная функция. Рынок посредством цен информирует производителя,торговца,потребителя о том,что выгодно производить, а что — нет, сколько и каких товаров нужно предложить, на какие слои населения необходимо ориентироваться в своей хозяйственной деятельности.
Функция интеграции. Рынок объединяет субъектов экономической системы в одно целое, содействуя формированию единого экономического пространства как в пределах отдельного государства, так и в пределах мировой экономики.
Глава 7
Этапы формирования рынка:
— классический свободный рынок (до середины XIX в.)
в котором государство не вмешивалось в экономику, высту
пая "ночным сторожем", следившим за тем, чтобы все, кто
имеет самостоятельный источник дохода, аккуратно плати
ли налоги в государственную казну;
—регулируемый рынок (середина XIX — 50-е годы XX в.) характеризовался вмешательством государства в экономическую жизнь общества с целью ограничения всевластия монополии и защиты конкурентной среды;
— социально ориентированный рынок, где, кроме ме
ханизмов регулирования, государство выполняет функцию
социальной защиты населения.
7.3. Основные субъекты рыночной экономики
Субъектов рыночного хозяйства достаточно много. Это производители и потребители, предприниматели и наемные работники, промышленники, банкиры, торговцы, собственники ссудного капитала и ценных бумаг и т. д. В наиболее общем виде субъектов рыночной экономики объединяют в три большие группы (рис. 7.4).
Рыночная экономика: сущность, структура и инфраструктура
Таблица 7.2. Функции основных субъектов рыночной экономики
Домашние хозяйства | Как собственники факторов предлагают на рынке ресурсов труд, землю, капитал; получают доходы от реализации ресурсов; используют доходы на приобретение потребительских вещественных товаров и услуг для удовлетворения личных потребностей |
Предприниматели | Предъявляют спрос на ресурсы; предлагают вещественные товары и услуги как для предпринимательского и государственного секторов (инвестиционные вещественные товары и производительные услуги), так и для домашних хозяйств (потребительские вещественные и невещественные товары); инвестируют полученные доходы |
Государство | Предъявляет спрос на экономические ресурсы для осуществления деятельности в государственном секторе экономики; предлагает деньги; предлагает общественные блага без непосредственной их оплаты или с частичной оплатой, что положительно влияет на производительность предпринимательского сектора и уменьшает затраты на потребление домашних хозяйств; осуществляет правительственное регулирование рыночной экономики |
7.4. Государство как субъект рыночного хозяйства
Реальная модель экономического устройства предполагает использование как рыночного механизма, обеспечивающего эффективное функционирование экономики, так и государственного механизма регулирования для решения Ряда проблем, выполнять которые отказывается рынок или Рыночное решение которых для общества обходится слишком дорого (рис. 7.5.)
Глава 7
рыночная экономика: сущность, структура и инфраструктура
Главные задачи государства в условиях рыночных экономических систем:
_ правовое обеспечение функционирования рыночного
механизма;
_ организация и регулирование денежного обращения;
— защита и содействие развитию конкуренции;
— производство общественных благ;
— минимизация трансакционных издержек;
— компенсация внешних эффектов (экстерналий);
— минимизация макроэкономических колебаний;
— перераспределение доходов посредством фискальной политики;
— реализация национальных интересов в мировой экономике.
Внешние эффекты {экстерналий) — издержки и выгоды в связи с производством и потреблением экономических благ субъектами, не участвующими в рыночном соглашении. Внешние эффекты могут быть отрицательными и положительными .
Положительные эффекты возникают тогда, когда производство или потребление какого-либо блага приносит неоплачиваемые выгоды третьим лицам.
Пример.Затраты на ограничение распространения и ликвидацию эпидемии холеры (изоляция больных, оказание им медицинской помощи, содержание на протяжении инкубационного периода тех, кто контактировал с больными, и т. п.) дают положительный эффект тем, кто мог бы заболеть, но избежал этой участи, не оплачивая непосредственно отмеченных выше услуг здравоохранения.
Отрицательные эффекты возникают в случаях, когда производство или потребление какого-либо блага обусловливает некомпенсируемые издержки третьих лиц.
Пример.Загрязняя окружающую среду, предприятие перекладывает часть затрат (на внедрение очистительных сооружений, безотходных технологий и т. п.), которые ему
Глава 7
следовало бы осуществить, на население, вынуждая его таким образом тратить часть своих доходов на лечение, жить в условиях дискомфорта и т. п.), не компенсируя при этом ему (населению) этих издержек.
Следствием положительных экстерналий является превышение общественной полезности благ над индивидуальной полезностью. Это превышение не компенсируется рынком, ибо рынок оплачивает только индивидуальную полезность. Поэтому рынок направляет на производство таких благ недостаточно ресурсов.
Следствием отрицательных экстерналий является сокращение фактических затрат предпринимателя, что обусловливает расширение предложения этих благ сверх равновесного уровня и снижение цены относительно оптимального уровня. Поэтому рынок направляет ресурсы на производство экономических благ с отрицательным эффектом сверх их оптимального объема.
Английский экономист Артур Пигу в результате исследования природы экстерналий предложил введение государством определенного налога для устранения экстерналь-ных эффектов, который известен в научной литературе как налог Пигу.
Американский экономист Роберт Коуз на основе изучения экстернальных эффектов пришел к следующим выводам, противоположным выводам А. Пигу.
1. Если права собственности законодательно четко определены и люди тщательно их придерживаются, то никаких внешних эффектов не возникает, "отказов рынка" не существует и государству нет нужды вмешиваться в экономическую жизнь.
2. Внешние эффекты возникают только там, где размыты права собственности. Там же, где они четко определены, внешние эффекты превращаются во внутренние.
3. Для успешного функционирования рынка первостепенное значение имеют трансакционные издержки (издержки использования рыночного механизма).
рыночная экономика: сущность, структура и инфраструктура
4. Государственное регулирование оправдано только тог-да, когда издержки, связанные с государственным вмеша-тельством, будут меньше затрат, связанных с "отказами
рынка".
Таким образом, если существующие внешние эффекты извращают денежную оценку издержек и выгод, что обусловливает неэффективное распределение ресурсов, то рыночная система общественных благ не производит или производит квазиобщественных благ значительно меньше, чем общество имеет в них потребность.
В отличие от обыкновенных частных благ, использование которых предполагает обязательное их приобретение за деньги (купля), общественные блага (национальная оборона, государственное управление, защита окружающей среды, освещение улиц и т. п.) потребляются уже потому, что они производятся. Выгоды от использования общественных благ получают не только те, кто осуществлял затраты на их создание или оплачивал их потребление, но и те, кто ничего на это не тратил. Затраты на производство общественных благ осуществляются посредством изъятий в форме налогообложения.
7.5. Инфраструктура рынка
Термин "инфраструктура" (происходит от лат. infra — ниже, и structure — строение) означает совокупность отраслей и видов деятельности, которые обслуживают все сферы экономики (транспорт, связь, коммунальное хозяйство, общее и профессиональное образование, здравоохранение и т. п.).
Инфраструктура — это основа, фундамент экономиче-ской системы и ее подсистем, ее внутреннее строение, обе-спечивающее целостность. Благодаря инфраструктуре обвспечивается движение потоков товаров и услуг от продавцов «покупателям.
Глава 7
Инфраструктура рынка — комплекс институтов служб, предприятий, организаций, обеспечивающих нормальный режим и бесперебойное функционирование рынка
В связи с тем, что строение инфраструктуры рынка весьма сложное, необходимо рассмотреть ее элементы (рис. 7.6) Инфраструктура рынка призвана обеспечивать цивилизованные отношения между субъектами посредством своих функций (рис. 7.7). Рассмотрим глубже некоторые элементы инфраструктуры рынка. Одним из важнейших ее элементов являются биржи.
Термин "биржа" в переводе с латинского языка означает "кожаный кошелек". Биржи возникли как места, где коммерсанты осуществляют торговые операции. Первая биржа была зарегистрирована в Антверпене в 1531г., вторая — в Лондоне в 1566 г.
В России первая биржа появилась в 1703 г. в Санкт-Петербурге, а на территории Украины — в 1796 г. в г. Одессе. Оживление биржевой торговли произошло в период НЭПа. Число бирж в этот период превысило сотню. Просуществовали они до 1930г.
С переходом постсоциалистических стран к рынку биржевая торговля возрождается.
Биржа — организационно-правовая форма оптовой торговли массовыми товарами по стандартам и образцам (товарная биржа) или систематических операций по купле-продаже ценных бумаг (фондовая биржа), валюты (валютная биржа), рабочей силы (биржа труда), соглашений по фрахту (фрахтовая биржа) (рис. 7.9).
Товарная биржа — оптовый товарный рынок, которому свойственны следующие особенности:
— торговля соглашениями по стандартам и образцам товаров, что дает возможность реализовать не сам товар, а контракт на его поставку;
— регулярность торгов на основе определенных правил,
— формирование цен на основе сопоставления спроса предложения (котировки);
— свобода выбора контрагента по соглашению;
Рис. 7.6. Элементы рыночной инфраструктуры
Глава 7
рыночная экономика: сущность, структура и инфраструктура
_ стандартизация контрактов и минимальных партий
постачань.
фондовая биржа — организованный рынок ценных бу-маг выполняющий функцию мобилизации денежных средств для долгосрочных инвестиций в экономику и для финансирования государственных программ.
Ценные бумаги — документы, выражающие имущественные (долговые) обязательства.
Виды ценных бумаг
Акции (от лат. actio — действие, разрешение) — ценные бумаги, выпущенные акционерными обществами, свидетельствующие о вложениях определенного объема капитала и дающие право их владельцу на получение дохода (дивиденда) с прибыли акционерного общества (рис. 7.9).
Облигация (от лат. oblige — обязательство) — документ,
свидетельствующий о передаче денег в долг на определен-
ный срок справом получения ежегодного фиксированного
дохода иобязательством вернуть сумму долга с процентом в
известный срок
Глава 7
Вексель (от нем. Wechsel — размен) — письменное долговое обязательство в соответствии с установленной законом формой, которое выдается заемщиком (должником, векселедателем) кредитору (векселеполучателю), дающее последнему право требовать от должника возвращения указанной в векселе суммы в известное время с уплатой определенного обязательством процента.
Варрант — ценная бумага, выпускаемая одновременно с облигацией или привилегированной акцией, дающая ее владельцу право на получение определенных льгот в известное время.
Ваучер — имущественный купон, который выдается в процессе приватизации государственной собственности для приобретения акций предприятий.
Сертификат депозитный — финансовый документ, выпущенный банком, свидетельствующий о наличии денежного депозита и обязательстве выплатить держателю сертификата сумму, указанную в данном документе, в определенное время. Это ценная бумага на предъявителя. Процент по депозитным сертификатам выплачивается ежегодно или одновременно с погашением долга. Термин "сертификат" происходит от лат. certum, что означает "правильно" и facio — "делаю".
Коносамент (от фр. connaissement — знать, понимать) — расписка, выдаваемая агентом транспортного предприятия (судна, самолета и т. п.) отправителю груза, которая свидетельствует о принятии груза для перевозки и обязательстве выдать его в пункте назначения держателю коносамента. Передача коносамента осуществляется по правилам обращения ценных бумаг (именные, ордерные или на предъявителя) и равнозначна передаче самого груза.
На первичном рынке ценныхбумаг происходит размеще-ние только выпущенных ценных бумаг. Эмитентами могут быть: государственные органы власти разных уровней, пред-приятия, организации, иностранные юридические лица.
Вторичный рынок ценных бумаг обеспечивает перепро-дажу ранее выпущенных ценных бумаг через фондовую бир-жу и внебиржевой оборот. Граждане и юридические лица.
рыночная экономика: сущность, структура и инфраструктура
покупающие ценные бумаги от своего имени и за свой счет, называются инвесторами.
валютная биржа — биржа, осуществляющая на регу-ярной и упорядоченной основе куплю-продажу иностранной валюты по рыночным ценам.
Курс, устанавливаемый на бирже, называется официальным. Онявляется основанием для расчетов коммерческих банков с клиентами. В работе валютной биржи участвуют представители государства. Биржевым валютным товаром являются валюта и золото.
Биржа труда — учреждение, опосредующее отношения между работодателями и наемными работниками (рабочей силой).
Функции службы занятости:
— изучение и прогнозирование ситуации на рынке;
— организация общественных работ;
— организация переквалификации кадров в соответствии с требованиями рынка;
— выплаты пособий по безработице;
— частичное возмещение затрат, обусловленных изменением места работы.
Фрахтовая биржа — постоянно действующий рынок, где подписываются соглашения по фрахтованию и отфрахтованию морских судов.
Здесь концентрируется информация о: -спросе и предложении на тоннаж; уровне фрахтовых ставок;
- условиях договора фрахтования.
Термин "фрахт" происходит от нем. Fracht, то есть "груз", и употребляется для обозначения:
а)груза;
б) платы за перевозку груза водными путями или за использование речных и морских судов на протяжении определенного времени.
Крупнейший международный фрахтовый центр находит-ся в Лондоне. Достаточно мощные фрахтовые биржи находятся в Гамбурге, Генуе, Токио, Нью-Йорке, Гонконге.
Глава 7
Рассмотренные выше виды бирж называются специализированными .
Универсальная биржа — биржа, осуществляющая операции не только с широким ассортиментом товаров, но и с валютой, ценными бумагами, фрахтовыми контрактами.
Таким образом, биржи — это рыночные структуры, где подписываются соглашения, осуществляются биржевые операции (рис. 7.10).
Рис. 7.10. Классификация биржевых операций
Соглашение (операция) — договоренность о взаимной передаче прав и обязанностей относительно биржевого товара, сопровождающаяся передачей финансового инструмента (банковских документов или денег) от одного лица к дрУ гому.
Форвардное соглашение — срочное соглашение с наличной формой расчета, в соответствии с которым покупатель и продавец договариваются на поставку товара (или валюты)> обусловленного соглашением качества и количества, в определенное время в будущем. Цена товара, курс валюты и т. п. фиксируются в момент подписания соглашения.
Фьючерсные соглашения — соглашения о купле-продаже финансовых инструментов или товаров определенной мар-ки на биржах на условиях их оплаты по оговоренной цене
рыночная экономика: сущность, структура и инфраструктура
через известное время после подписания соглашения. Фью-
черсные контракты подписываются не с целью купли или
продажи, а с целью страхования (хеджирования) соглаше-
ния по имеющемуся товару, либо для получения разницы от
перепродажи фьючерсного соглашения, либо для получения
прибыли от изменения цен и курсов валют, происходящих в
конце ликвидационного периода.
фьючерсные соглашения чаще всего используют для продажи товаров крупными партиями с характерной для них тенденцией к значительному колебанию цен (сельскохозяйственные и сырьевые товары), курсов валюты, акций, облигаций; для банковских вкладов, ипотеки и т. п. функции фьючерсных соглашений:
— уменьшение риска, обусловленного резким колебанием цен;
— обеспечение устойчивости хозяйствующих субъектов;
— гарантирование предсказуемости хозяйственной деятельности;
— удешевление кредита.
Онкольные соглашения — система купли реального товара или ценных бумаг, в соответствии с которой цена не фиксируется вплоть до требования покупателя. Продавец страхует себя хеджированием продажи. Цена, по которой он закрывает хедж, становится ценой закупки реального товара.
Хедж — срочное соглашение, подписанное для страхования от возможного колебания цен.
Опцион — договорное обязательство купить или продать определенный вид ценностей или финансовых прав по установленной на момент подписания соглашения цене в пределах известного периода. В обмен на получение такого права покупатель опциона платит продавцу определенную сумму - премию. Риск покупателя опциона ограничен этой пре-мией, а риск продавца уменьшается на величину полученной премии.
Опцион на покупку дает право, но не обязывает, купить Фьючерсный контракт, товар или иную ценность по опреденной цене. Используется при игре на повышение, позво-
Глава 7
ляет после уплаты небольшой премии получить неограниченную прибыль от повышения цен.
Опцион на продажу дает право, но не обязывает, продавать фьючерсный контракт или иные ценности по определенной цене. Используется при игре на понижение, и после уплаты небольшой премии обеспечивает неограниченную прибыль от снижения цены.
Аукцион — форма организации реализации товаров, основанная на проведении публичных торгов, где право купить получает тот, кто предлагает наивысшую цену.
Главные субъекты аукциона:
— собственник ценностей (продавец);
— организатор аукциона;
— покупатель.
Исходная цена определяется соглашением между организатором аукциона и собственником — продавцом. Торги на аукционе проводит аукционист, имеющий определенные полномочия оглашать самую высокую цену во время торгов.
Виды аукционов:
— товарные — реализуют произведения искусства, ювелирные изделия, меха и прочие уникальные предметы;
— валютные — один из методов организации валютного рынка страны. Это публичные валютные торги. Объектом валютного аукциона являются валютные средства организаций. Цель валютного аукциона — предоставление возможностей купить валюту тем хозяйствующим субъектам, которые не имеют возможности ее заработать или получить из централизованных фондов.
Биржевые посредники
Брокер — торговый посредник, обеспечивающий подписание соглашений по желанию клиентов за их счет. Вознаграждение за услуги брокера — брокеридж.
Маклер (дилер, джоббер) — биржевой посредник, продающий и покупающий за свой счет.
"Быки" — спекулянты и хеджеры, рассчитывающие на повышение цен, которые скупают соглашения, товары и прочие ценности.
рыночная экономика: сущность, структура и инфраструктура
"Медведи" — спекулянты и хеджеры, ожидающие понижения цен при продаже соглашений, товаров и прочих ценностей.
Имеются и другие организационные формы продажи вещественных товаров и услуг.
Торгово-промышленные палаты — коммерческие организации, главной задачей которых является содействие развитию экономических и торговых связей с партнерами зарубежных стран. Они являются юридическими лицами и предоставляют целевые информационные услуги.
Торговый дом — торговая фирма, которая осуществляет закупки товаров у производителей или у оптовиков и перепродает их внутри своей страны или за ее пределами.
Ярмарка — периодически организуемая в одном и том же месте выставка образцов товаров широкого потребления и (или) оборудования, транспортных средств, средств связи, ноу-хау, где экспоненты подписывают соглашения в национальном и международном масштабе. На международных ярмарках не разрешается продажа на вынос. Иногда ярмарки определяют как место периодической торговли (Соро-чинская ярмарка на Полтавщине).
Магазин — предприятие розничной торговли.
Магазин-демзал — розничное торговое предприятие, торгующее по каталогам.
Маркетинг — разновидность деятельности фирм в связи с продажей и сбытом продукции, включающая: разработку товара, исследование рынка, налаживание коммуникаций, организацию распределения, установление цен, осуществление сервисного обслуживания и т. п.
Консалтинговые фирмы предоставляют услуги экономическим субъектам по проблемам:
-исследования и прогнозирования рынка;
-оценки торгово-политических условий осуществления
экспортно-импортных операций;
-разработки и внедрения маркетинговых программ ипр.
-Аудиторская фирма осуществляет консультирование по вопросам бухгалтерского учета и контроля финансовой
і
Глава 7
деятельности относительно проведения хозяйственно-фи. нансовых ревизий; управления посредством системы учета-готовит выводы относительно достоверности финансового отчета фирм, подлежащих аудиторскому контролю.
Мы не рассмотрели такой важнейший элемент инфраструктуры, как банки и небанковские финансовые инфраструктуры. О них речь идет в главах "Финансовая система" и "Кредитная система".
Подводя итог, отметим следующее:
1. Рынок — одно из наиболее важных изобретений цивилизации. Он объединяет интересы людей, никогда не видевших друг друга. Он обеспечивает производство именно того, что нужно, непосредственно не опрашивая при этом каждого потребителя. Он в совершенстве осуществляет распределение ресурсов и непредвзято относится к людям независимо от их ранга и статуса.
2. Функционирование рынка непосредственно зависит от развития рыночной инфраструктуры, обеспечивающей жизнедеятельность, устойчивость, информационное и научное обслуживание, страховую и правовую защиту субъектов рынка.
3. Государство в значительной степени влияет на состояние конкурентной среды, выполняя те функции, от осуществления которых отказывается рынок, разрабатывая общие для всех экономических субъектов правила игры, следя за их соблюдением; создавая механизмы, регламентирующие ответственность тех, кто нарушает законодательно установленные правила игры на рынке.
рыночная экономика: сущность, структура и инфраструктура
УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ Основные термины и понятия
Аудиторская фирма. Биржевые соглашения: форвардные, фьючерсные, онкольные, опционы, аукционы. Биржи: товарные, фондовые, фрахтовые, валютные, труда; специализированные и универсальные. Бюджетный сектор. Инфраструктура. Консалтинг. Магазин. Магазин-демзал. Маркетинг. Первичный и вторичный рынки ценных бумаг. Положительные и отрицательные экстерналии. Посредники биржевой торговли: маклеры, брокеры, дилеры, джобберы, "быки", "медведи". Рынок. Рыночные (частные) и общественные блага. Рыночный сектор. Субъекты рыночной экономики. Торгово-промышленные палаты. Торговые дома. Ценные бумаги: акции, облигации, вексели, варранты, ваучеры, сертификаты, коносаменты. Ярмарка.
Контрольные вопросы и задания
1. Какой из секторов экономики (рыночный или бюджетный) предпочтительнее? Аргументируйте свою позицию.
2. Кто и как определяет пропорции между бюджетным и рыночным секторами экономики?
3. Дайте "классическое" и "маркетинговое" определения рынка. Что между ними общего и отличного?
4. Назовите черты современной рыночной экономики и Раскройте их содержание.
5. Что такое экономическая свобода? Раскройте формы ее проявления.
Глава 7
6. Назовите принципы функционирования рыночной экономики и раскройте их содержание.
7. Дайте характеристику структуры рынка по различным критериальным признакам.
8. Назовите функции рынка и раскройте их содержание.
9. Раскройте содержание функций главных субъектов экономики.
10. В чем состоит специфика функций государства в рыночной экономике?
11. Что такое общественные блага? Почему их производство осуществляется под эгидой государства?
12. Раскройте содержание отрицательных и положительных внешних эффектов (экстерналии). Какое влияние на них может оказывать государство?
13. Дайте определение понятия "рыночная инфраструктура" и раскройте ее значение для бесперебойного функционирования рынка.
14. С какой целью учреждается биржевая торговля? Изменилось ли ее значение на рубеже тысячелетий? Если да
— раскройте содержание изменений. Если нет — объясните
почему.
Литература
1. Базилевич В.Д. Ринкова економіка: Основні поняття
і категорії : навч. посіб. / В.Д. Базилевич, К.С. Базилевич.
— К. : Знання, 2006. — С. 51—59.
2. Гальчинський А.С. Економічна теорія : підручник /
А.С. Гальчинський, П.С. Єщенко. — К. : Вища пік., 2007.
— Теми 12, 13.
3. Єщенко П.С. Сучасна економіка : навч. посіб. / П.С. Єщенко, Ю.І. Палкін. — К.: Вищашк., 2005. — Розд. 6.
4. Основи економічної теорії: політекономічний аспект : підручник / відп. ред. Г.Н. Климко. — 5-те вид., випр. ' К. : Знання-Прес, 2004. — Розд. 13, 14.
рыночная экономика: сущность, структура и инфраструктура
5. Петруня Ю.Є. Непрофесійні суб'єкти на ринку акцій
/ Ю.Є. Петруня. — К. : Т-во "Знання", КОО, 1999.
6. Экономика : учебник / под. ред. А.С. Булатова. — М.
БЕК, 1999. — Разд. 1.
7 ' Экономическая теория (политэкономия) : учебник /
од общ. ред- В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. — М. :
ИНФРА-М, 1997. - Гл. 3, 5.
8 Scherer F. Industrial Market Structure and Economic Performance / F. Scherer, D. Ross. - Boston, 1990. - Ch. 2.
9 Woodford M.H. Fiscal Requirements for Fiscal [i.e. price] Stability / M.H. Woodford. — Cambridge, MA: National Bureau of Economic Research, 2001.