Методика выполнения курсовой работы

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа по микроэкономике выполняется студентами в третьем семестре. Ее основной целью является приобщение студентов к самостоятельной творческой работе с экономической литературой, приобретение навыков нахождения в ней основных положений, относящихся к выбранной проблематике. В ходе написания курсовой работы решаются следующие задачи:

- выработка умения самостоятельного поиска, обработки и анализа материала по поставленной проблематике;

- приобретение навыков поиска статистического материала и умения составлять не его основе таблицы и диаграммы с целью формулировки научно обоснованных корректных выводов;

- приобретение навыков критического мышления;

- приобретение навыков четкого, последовательного и экономически грамотного изложения своих мыслей при анализе теоретических проблем;

- приобретение навыков соотнесения теории с практикой;

- закрепление и углубление знаний студентов по микроэкономике;

- приобретение опыта ведения научно-исследовательской работы;

- приобретение навыков оформления работы в соответствии с предъявляемыми требованиями.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа включает следующие обязательные элементы:

- титульный лист (образец приведён в приложении А);

- задание (образец приведён в приложении Б);

- содержание (образец приведён в приложении В);

- введение;

- основная часть (включает 2 главы, каждая из которых разбита на параграфы);

- заключение;

- список литературы;

- приложения.

Во введении указывается актуальность избранной проблемы, степень ее разработанности, объект и предмет исследования. Также необходимо сформулировать цель и задачи, которые будут решаться в данной работе, указать методы исследования. Объем введения не более 2-х страниц.

В основной части излагается содержание темы. Как правило, курсовая работа должна содержать две главы, каждая из которых разбивается на 2-3 параграфа.

В первой главе содержатся общие теоретические положения, призванные раскрыть сущность рассматриваемой категории и являющиеся основой последующих глав. Как правило, данная глава должна содержать 3 параграфа. Не допускается включение теоретического материала, который впоследствии никаким образом не будет связан с последующими главами. Объем первой главы не более 10 страниц.

Вторая глава должна быть посвящена анализу текущей ситуации в Российской Федерации (других странах при необходимости), а также анализу динамики исследуемого явления/проблемы. Как правило, данная глава должна содержать 2-3 параграфа. Таким образом, во второй главе должен содержаться обширный фактический материал (как правило, за последние пять лет), представленный в виде таблиц и графиков. Также в этой главе должна быть выделены основные проблемы, связанные с выбранной тематикой. Объем первой главы 10-15 страниц. Рекомендуется применять методы математики, статистики, экономико-математические и графические модели с использованием информационных технологий. Использование фактического материала в курсовой работе не должно приводить к наводнению ее большим количеством цифр. Следует использовать различные формы представления результатов: графики, чертежи, схемы и диаграммы.

Во второй главе (в конце) также необходимо представить собственное видение решения проблемы и рекомендации.

Заключение содержит краткие выводы по каждой из глав. При этом ½ объема заключения – выводы по первым двум главам, 1/2 объема заключения – постановка проблемы и обоснованные предложения из третьей главы. Объем не более 3 страниц.

Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ Р.7.0.5-2008 и приводится в алфавитном порядке.

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

При выполнении курсовой работы студент должен действовать в соответствии с описанной ниже последовательностью действий.

3.1 Выбор темы и согласование её с руководителем

Тематика курсовых работ разрабатывается преподавателем и подлежит ежегодному уточнению. Студенты выбирают тему курсовой работы самостоятельно из предложенного списка. Студенту предоставляется право выполнения курсового проекта на тему, не включенную в список кафедрой, по согласованию с преподавателем, при наличии достаточной аргументации ее актуальности и целесообразности разработки.

Не допускается выполнение курсового проекта двумя и более студентами на одну и ту же тему.

Темы курсовых работ подлежат закреплению на заседании кафедры.

3.2 Подбор и изучение литературы

Подбор и изучение литературы позволяет получить наиболее полное представление о степени разработки выбранной тематики, а также об основных проблемах, которые могут быть рассмотрены по выбранной теме.

При подборе и изучении литературы рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:

1. Исследование учебной литературы (учебников и учебных пособий) с целью получения общей информации по выбранной тематике, например, определение категориального аппарата и выявление сущности основных категорий.

2. Изучение периодической литературы (журналов / газет) на предмет наличия статей, в которых освещаются вопросы, относящиеся к выбранной теме курсовой работы. К основным достоинствам статьи можно отнести актуализацию фактического материала, выбор и постановка проблемы, определение путей их решения, обоснование возможных результатов, их достоверность, наличие четких выводов и рекомендации, а также возможных направлений дальнейших исследований. Рекомендуется сделать акцент на журналах, входящих в перечень ведущих периодических журналов, а также на других научных рецензируемых журналах с целью получения материала хорошего качества. Журналы могут издаваться в печатном виде или в электронном. Наиболее актуальными и полезными, как правило, являются статьи, содержащиеся в журналах текущего и предыдущего года издания. Использование «свежих» газет позволяет получить актуальную информацию об общественном мнении по времени, наиболее близком к моменту, когда было произведено какое-либо действие, или же принято решение правительственных органов и прочих значимых лиц по исследуемой проблеме.

3. Подбор и изучение монографий, диссертационных работ или авторефератов, содержащих исследования по разрабатываемой студентом тематике. Данный тип научной литературы, как правило, содержит глубокую фундаментальную и практическую проработку предмета исследования.

4. Изучение справочных пособий и официальных или специализированных сайтов с целью получения фактических данных за последние пять лет, необходимых для дальнейшего анализа.

При составлении списка литературы рекомендуется пользоваться электронными каталогами и библиотеками, напрмер, навигатором научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU, расположенной по адресу http://elibrary.ru/defaultx.asp.

Изучение научной литературы следует начинать с работ, опубликованных в последние годы и наиболее полно раскрывающих вопросы курсовой работы, а затем уже переходить к более ранним изданиям (но, как правило, не позднее 5 лет).

Не допускается использование материалов дипломов, курсовых работ, контрольных работ и рефератов, опубликованных в сети INTERNET. Исследование, проводимое студентом должно быть оригинальным, нацеленным на развитие творческих и аналитических способностей, а не содержать простую компиляцию изложенных и опубликованных ранее мыслей. Также не допускается ссылаться на материалы, полученные из свободной энциклопедии ВикипедиЯ. Поскольку эта энциклопедия является свободной, каждый желающий может внести свои изменения и поправки в содержание и текст по каждой из разрабатываемых тем. Таким образом, гарантия подлинности и достоверности информации здесь отсутствует. Однако, ВикипедиЯ может быть полезной в плане содержания ссылок на первоначальные документы и источники, по которым была написана статья.

Все работы проверяются на антиплагиат.

3.3 Составление плана курсовой работы

После подбора и изучения литературы необходимо составить план курсовой работы. Задача студента состоит в том, чтобы определить вопросы, которые необходимо раскрыть в основной части курсовой работы, соблюдая их взаимосвязь и последовательность изложения.

Составленный план работы представляется для согласования преподавателю в срок, установленный графиком выполнения курсовой работы. В случае выявления недостатков, студенту следует в кратчайший срок внести в план необходимые изменения.

Образец содержания (плана) представлен в Приложении В.

Наши рекомендации