Тема 2. Основные проблемы экономической организации общества

Типы экономических систем.

Задание №2К лекциям и семинарским занятиям изучите литературу по теме и подготовьте следующие вопросы:

  1. Дайте характеристику понятия «экономические ресурсы».
  2. Приведите классификацию экономических ресурсов.
  3. Что такое способ производства и какова его структура?
  4. В чем единство и различие производства, распределения, обмена и потребления?

Цель самостоятельной работы:Дать классификацию ресурсов и факторов производства, характеристику фаз, видов и типов общественного воспроизводства.

Методические рекомендации по выполнению задания:при подготовке использовать лекции, рекомендованную литературу, упражнения и задачи.

Упражнения

1. Известно, что экономическая теория изучает экономическое поведение людей, связанноес проблемой экономического выбора, который люди совершают, используя ограниченные ресурсы для удовлетворения своих потребностей. Основываясь на этом положении, дайте характеристику трех ситуаций экономического выбора, совершаемого любым индивидуумом: а) доход-потребление; б) труд-отдых; в) потребление-сбережение.

2. При характеристике экономических ресурсов обратите внимание на следующие проблемы:

а) как соотносятся понятия «экономические ресурсы» и «факторы производства»?

б) как доказать относительный характер ограниченности ресурсов?

в) какую Вы знаете классификацию экономических ресурсов?

г) в чем заключается проблема воспроизводства экономических ресурсов?

3. Дайте характеристику классификации факторов производства,

4. Способ производства материальных благ есть диалектическое единство двух сторон – производительных сил и производственных отношений. Дайте его характеристику, 5. Расширенный тип воспроизводства бывает трех видов: а) интенсивный; б) экстенсивный; в) смешанный. Дайте их характеристику,

Интенсивный Смешанный Экстенсивный
Увеличение производственного потенциала в результате совершенствования техники и техно-логии. Увеличение производственных мощностей в результате увеличения количества используемых факторов производства и совершенствования техники и технологии. Увеличение производственных мощностей в результате увеличения количества используемых факторов производства.


6. Раскройте содержание стадий общественного воспроизводства, используя рисунок .

  Производство как таковое  
 
  Потребление       Распределение
     
    Обмен  
             

Рисунок 2. Движение продукта труда по фазам общественного воспроизводства

Форма контроля:Опрос, выполнение упражнений, задач

Список рекомендуемой литературы:

1.Курс экономической теории. Под общ.ред.проф.Чепурина М.Н. и проф.Кисилевой Е.А. Киров, 2009, гл.2, с.24-44.

2.Политическая экономия: Учебно-методическое пособие для преподавателей. Под ред.А.В.Сидоровича, Ф.М.Волкова. М., Изд-во МГУ, 2010, гл.1, с.12-33.

3. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник. Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, акад.Г.П.Журавлевой. М., ПРОМО-Медиа, 2009, гл.1, с.5-57.

Тема 3. Собственность и формы бизнеса.

Задание №3.К лекциям и семинарским занятиям изучите литературу по теме и подготовьте следующие вопросы:

  1. Сущность экономических институтов и их роль?
  2. В чем сущность собственности как экономической категории?
  3. Что входит в «пучок» прав собственности? Дайте характеристику его элементов.
  4. Покажите многообразие форм собственности в рыночной экономике?
  5. Охарактеризуйте противоречия и перспективы развития собственности в переходной экономике.
  6. Что такое приватизация, каково ее содержание?
  7. Каковы цели и методы приватизации?

Цель самостоятельной работы:Выяснить экономическое содержание собственности, ее виды, типы, формы и их роль в экономике.

Методические рекомендации по выполнению задания:при подготовке использовать лекции, рекомендованную литературу, упражнения и задачи.

Упражнения

1. Дайте характеристику места и роли отношений собственности в экономической системе.

2. Раскройте содержание собственности как экономической категории, используя рисунок 1

  СУБЪЕКТ СОБСТВЕННОСТИ человек, семья, социальная группа, производственный коллектив, народ, органы управления     субъектно-субъектные   отношения СУБЪЕКТ СОБСТВЕННОСТИ человек, семья, социальная группа, производственный коллектив, народ, органы управления  
    субъектно-объектные отношения       субъектно-объектные отношения  
ОБЪЕКТ СОБСТВЕННОСТИ ОБЪЕКТ СОБСТВЕННОСТИ земля, природные ресурсы, средства производства, имущество, деньги, ценные бумаги, информация, интеллект, рабочая сила. ОБЪЕКТ СОБСТВЕННОСТИ
                 

Рисунок 1. Общая схема субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений собственности

3. Сформулируйте ответы на следующие вопросы

а) Каково значение понятия прав собственности как правил игры?

б) В чем состоит смысл «правил игры» при реализации прав собственности?

в) Почему цивилизованный человек в цивилизованном мире не крадет чужого? Он не делает этого, потому что:- боится ответственности за нарушение уголовного законодательства;
- подчиняется обычаям общества;- этого не позволяют его моральные установки;

4.Перу - страна, являющаяся одним из основных производителей листьев коки - сырья для производства кокаина, а также одного из компонентов для производства кока-колы. Коку чаще всего нелегально выращивают малоимущие крестьяне, для которых доход от продажи листьев коки наркоторговцам - единственный способ выжить. Укажите оптимальный, с экономической точки зрения, способ борьбы с наркобизнесом:

а) репрессивные меры против нарушителей;б) сокращение производства кока-колы;

в) спецификация прав собственности на землю и выкуп государством права на запрещение посевов коки;г) введение налога на выращивание коки, все доходы от которого будут использованы на финансирование полиции.

5. Внимательно проанализируйте составляющие экономической свободы и сформулируйте свои ответы на следующие вопросы:

а) какова роль частной собственности в условиях экономической свободы?

б) каково значение государственной собственности в современном рыночном хозяйстве?

в) что такое общественная собственность и каково ее значение в экономической эволюции?

6. Для успешной организации телевизионного вещания необходимо четкое распределение выделенного для этих целей диапазона частот между телевизионными компаниями. Применениекакой системы собственности здесь наиболее эффективно?

а) государственной, с выдачей лицензий на временное пользование диапазоном частот;

б) коллективной, с участием всех вещающих телевизионных компаний;

в) частной, с покупкой лицензий телевизионными компаниями;

г) отсутствие прав собственности, применение принципа приоритета первого, начавшего вещание.

7. Дайте характеристику форм собственности в РК.

8. Дайте характеристику малой приватизации, используя следующие данные:

Форма контроля:Опрос, выполнение упражнений, задач.

Список рекомендуемой литературы:

1.Курс экономической теории. Под общ.ред.проф.Чепурина М.Н. и проф.Кисилевой Е.А. Киров, 2009, гл.2, с.24-44.

2.Политическая экономия: Учебно-методическое пособие для преподавателей. Под ред.А.В.Сидоровича, Ф.М.Волкова. М., Изд-во МГУ, 2010, гл.1, с.12-33.

3. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник. Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, акад.Г.П.Журавлевой. М., ПРОМО-Медиа, 2009, гл.1, с.5-57.

4. www.statkz.

Наши рекомендации