Равновесный объем национального выпуска в кейнсианской модели. Парадокс бережливости
Дж. Кейнс представил графическую представил модель макроэкономического равновесия в системе координат «расходы-доходы», которая получила название «кейнсианский крест».
Расходы Е2 AS=AD
AS, AD2
AD Рецессионный
В разрыв
Е0 AD0=C+I+G
А
AD1=С
Инфл. разрыв
I+G Е1
450
Y1 Y0 Y2 Доходы, Y
Рис. 5. Модель «расходы-доходы» («Кейнскианский крест»)
На графике проведена биссектриса, т.е. линия с углом 450. Экономический смысл данной линии раскрывается при предположении о том, что потребляется весь национальный доход (Y). Поэтому она обозначена как равенство AS=AD, которое означает, что совокупное предложение (AS) равняется совокупному спросу (AD), или иначе – фактические совокупные доходы совпадают с фактическими совокупными расходами.
Однако принятая гипотеза о функции потребления (C=A+MPC*Yd) заставляет линию AD быть всё более пологой. На графике она занимает положение AD0. Линия AD0 пересекается с биссектрисой в точке Е0, для которой характерно нулевое сбережение. Следовательно, лишь точка Е0 соответствует макроэкономическому равновесию, выражаемому равенством AD=AS.
Важно отметить, что линия AD0 выражает функцию планируемых совокупных расходов, т.е расходов, которые фирмы (I), домохозяйства(C), правительство (G) планируют истратить на покупку товаров и услуг. Эта функция может быть определена как AD= C+ I+ G.
Если предложение сбережений сектором домохозяйств отстает от инвестиционных потребностей фирм, то в экономике возникает ситуация, называемая инфляционным разрывом. На графике этой ситуации Y1 < Y0, а инфляционный разрыв соответствует величине отрезка АЕ1.
Если предложение сбережений сектором домохозяйств опережает инвестиционный спрос фирм, то в экономике возникает ситуация, называемая рецессионным (дефляционным) разрывом. На графике этой ситуации соответствует потенциальный объем национального выпуска Y2 > Y0 , а рецессионный разрыв соответствует величине отрезка ВЕ2.
Именно с рецессионным разрывом связан вывод Дж. Кейнса, называемый парадоксом бережливости. Суть данного парадокса состоит в том, что при росте предельной склонности к сбережению (МРS) уменьшается предельная склонность к потреблению (МРС), а также уменьшается эффект мультипликатора инвестиций (М I). Следовательно, в экономике в целом снижаются темпы роста национального дохода, вызываемые приростом инвестиций. Не случайно в развитых странах с ростом накопления капитала снижается его предельная норма прибыли.
Для предотвращения или уменьшения негативных экономических последствий со стороны инфляционного и рецессионного разрывов Дж. Кейнс предложил меры по государственному регулированию экономики, в том числе:
ü осуществлять политику перераспределения доходов, чтобы увеличить потребительский спрос;
ü снижать реальную ставку процента, чтобы увеличить инвестиционных спрос;
ü увеличить государственные расходы.
11. Неоклассическое макроэкономическое равновесие: модель AD=AS.
В 1940-1850гг. несколько американских учёных во главе с П. Сэмуэльсоном приложили большие усилия к тому, чтобы новую, т.е. кейнсианскую, макроэкономическую теорию увязать с микроэкономическим анализом неоклассической школы. Так возникла идея «Великого Неоклассического Синтеза» (ВНС). На основе этой идеи была создана концепция «смешанной экономики», в которой совмещаются два начала:
1. Эффективное воздействие государства на рынок как единое целое;
2. Конкурентная свобода поведения производителя и потребителя.
Именно равновесие смешанной экономики получило графическую интерпретацию в модели AD=AS (рис. 6)
Р AS
P3
E4 AD4
E3
P2 E0
E1 E2
AD3
P1
AD1 AD2
0 Q1 Q0 Q2 Q
Рис. 6. Модель AD=AS
На графике кривая совокупного спроса (AD) показывает, какой общий объем товаров услуг (Q) может быть куплен при различных уровнях цен (Р). Нисходящий вид этой кривой соответствует закону спроса. Кроме влияния цен, в макроэкономике рассматриваются также неценовые факторы совокупного спроса:
1) Эффект процентной ставки. Суть его заключается в том, что при высоких процентных ставках покупатели предпочитают сокращать долю потребления с целью увеличения своих сбережений. Одновременно предпринимательские фирмы отказывается от кредитования своих инвестиций;
2) Эффект кассовых остатков (эффект богатства). Суть в том, что при повышении общего уровня цен уменьшается реальная стоимость финансовых активов населения (срочные вклады, акции и т.д.) и, следовательно, уменьшается совокупный спрос;
3) Эффект импортных закупок. При повышении уровня цен внутри страны выше уровней зарубежных цен покупатели данной страны сократят спрос на отечественные товары и станут приобретать больше импортных товаров.
На графике кривая совокупного предложения (AS) показывает, какой общий объем товаров и услуг может быть предложен производителями при различных уровнях цен в определенный период времени. В зависимости от изменений цен на этой кривой выделены три характерные отрезки. Первый – горизонтальный отрезок, который называется «кейнсианским». Он соответствует кризисному состоянию экономики, когда величина совокупного спроса (AD1) не достигает ещё уровня производства при полной занятости (Q2). Второй – восходящий отрезок (от Q2 до Q3), когда увеличение реального объема национального производства сопровождается одновременным ростом цен (от Р1 до Р2). Третий – вертикальный отрезок, который называется «классическим». Он соответствует ситуации в экономике, когда производство достигает своих потенциальных производственных возможностей, т.е. все ресурсы уже задействованы и достигнута полная занятость. Следовательно, дальнейшее увеличение совокупного спроса (AD4) не может привести к соответствующему увеличению предложения, и только уровень цен повышается до Р3.
Кроме влияния цен, в макроэкономике рассматриваются также неценовые факторы совокупного предложения:
1) повышение цен на ресурсы – сокращает совокупное предложение, так как увеличивает издержки на единицу продукции;
2) рост производительности труда. Этот рост находится в обратной зависимости от издержек производства, а значит – снижение издержек производства увеличивает совокупное предложение.
3) увеличение налогов с предприятий ведет к увеличению издержек на единицу продукции, а в результате сокращается совокупное предложение и кривая AS сдвигается влево.
Важно отметить , что цены на товары и ресурсы, однажды повысившись под влиянием совокупного спроса (AD2), не имеют тенденции к понижению до первоначального уровня даже при падении совокупного спроса. Это неэластичность цен в сторону понижения приводит к тому, что горизонтальный отрезок AS может сдвигаться вверх (от уровня цен Р1 до уровня Р2). В результате возникает новое равновесие в точке Е0 , при котором сохранится ранее повысившийся уровень цен Р2 , а объем производства снизится до Q0 .
Смещение кривой совокупного предложения и установление нового равновесия при более высоком уровне цен экономисты назвали «эффектом храповика».(Храповик – это зубчатый механизм, позволяющий поворачивать храповое колесо только вперед, но препятствующий его возвращению назад).