Основные принципы и законы рыночной системы хозяйствования
Рыночная система предполагает активную деятельность предпринимателей и наемных работников, продавцов и покупателей, биржевых брокеров и прочих субъектов этой системы. Все они могут быть объединены в две большие группы: домашние хозяйства; 2) фирмы.
Домашнее хозяйство мы будем рассматривать как субъект рыночной экономики, который представлен семьей или отдельным человеком, который не имеет семьи. Домашние хозяйства являются собственниками факторов производства: они — собственники своей рабочей силы; они могут быть собственниками отдельных предприятий или акций, т. е. иметь свою долю во владении каким-либо заводом, магазином и т.д.; домашнему хозяйству может принадлежать участок земли. Другая большая группа субъектов рыночной экономики — фирмы. Здесь и в дальнейшем фирма будет рассматриваться как обобщенный субъект рыночной экономики, который производит любые виды товаров и услуг.
Фирмы являются производителями всех товаров и услуг, которые поступают на рынок. Продажа товаров и услуг на рынке приносит фирмам определенным доход, который затем распределяется между владельцами различных факторов производства; рабочие получают заработную плату, собственники капитала — процент, владельцы земли — ренту. Из всего сказанного следует, что рыночная система предполагает регулярное взаимодействие фирм и домашних хозяйств. Это взаимодействие проявляется в непрерывных потоках доходов и расходов домашних хозяйств и фирм, в непрерывных потоках денег и товаров. Эта модель рыночной экономики, предполагающая, что в ней функционируют два вида субъектов: домашние хозяйства и фирмы. Фирмы производят два вида продукции: 1) потребительские товары и услуги и 2) факторы производства — машины, оборудование, здания и сооружения и т.д.
Резюме:
Дав характеристику рыночной системе, мы рассматриваем рынок товаров и услуг. Однако в реальной жизни существует несколько видов рынков в зависимости от критериев, положенных в основу их классификации:
- по экономическому назначению рыночных отношений;
- по географическому положению;
- по отраслям.
Все перечисленные виды рынков живут не обособленно. Они находятся в постоянном взаимодействии, образуя единую систему, которая связывает всех субъектов рыночной экономики
Лекция 8. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Закон спроса
Спрос – это платежеспособная потребность покупателя в данном товаре при данной цене.
Закон спроса гласит: между уровнем цены (Р) на товар и величиной спроса на него (Qd) существует обратная зависимость.
Кривая спроса – кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. Кривая имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене.
Экономисты объясняют действие закона спроса тремя эффектами.
«Эффект роста выгоды». Снижение цены уменьшает расходы потребителя, но полезность не изменяется. Поэтому, сохраняя прежний объем расходов, покупатель получит больше полезности.
«Эффект дохода». Сниженная цена позволяет на прежнюю сумму дохода приобрести товар в большем количестве. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя.
«Эффект замещения». Подешевевший товар относительно удорожает другие. Поэтому, замещая другие товары подешевевшим, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода.
Закон не действует в следующих случаях:
1. при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;
2. если покупатели ожидают дальнейшего снижения цен;
3. для редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности, дома), являющихся средством помещения денег;
4. при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары.
Функция спроса – функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них являются цена на единицу блага в данный момент. Изменение цены (P) означает движение по кривой спроса (вверх-вниз).
Кроме цен на спрос влияют факторы:
1) изменение доходов потребителя (I);
2) изменение вкусов и предпочтений (Z);
3) ценовые и дефицитные ожидания (W);
4) колебание расходов на рекламу;
5) изменение цен товаров-субститутов (Psub) и комплементарных товаров (Pcom);
6) изменение количества покупателей (N);
7) прочие факторы (B).
Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево.
Закон предложения
Предложение –это совокупность товаров, выносимых на рынок производителями.
Прямая связь между ценой (P) и количеством предлагаемого продукта (Qs) называется законом предложения.
Qs = f (Р).
Кривая предложения – кривая, которая показывает, какое количество экономических благ готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. Кривая S имеет положительный наклон.
Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него факторов. Важнейшим фактором является цена на единицу блага в данный момент времени. Изменение цены означает движение по кривой S.
Кроме того, на предложение влияют факторы:
1) цены факторов производства (Pr);
2) технология (K);
3) ценовые и дефицитные ожидания агентов экономики;
4) размер налогов и субсидий (T);
5) количество продавцов (N);
6) прочие факторы (B).
Движение вдоль кривой S означает изменение величины предложения. Сдвиг кривой S влево или вправо отражает изменение предложения, что происходит под влияние факторов, определяющих функцию предложения.
Равновесная цена
В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и предложения.
Рис.3.3. Цена равновесия и отклонения от нее
Точка равновесия обозначается Е.
В точке равновесия РЕ = РS = РD ,
где РЕ - равновесная цена; РS - цена предложения; РD - цена спроса.
Это означает, что QЕ = QS = QD.
Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.
Действуют законы рыночного ценообразования:
¨ цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению;
¨ если под влиянием неценовых факторов происходит повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет, и наоборот.
Рыночное равновесие существует там и тогда, где и когда уже исчерпаны возможности изменения рыночной цены или количества продаваемых товаров.
Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс А. Смит назвал механизмом «невидимой руки»). Но рыночное ценообразование может быть нарушено либо деятельностью монополий, либо вмешательством государства. В таких случаях говорят о ценах «пола» и «потолка». Цена «потолка»ограничивает рост цены – это искусственно заниженная цена. Цена «пола» не позволяет цене снижаться – это искусственно завышенная цена.
Если установленная государством максимальная цена (потолок цен) находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если государство устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуется излишек.