Эволюция теории рыночного поведения потребителя
В послевоенные годы был значительно расширен и обогащён раздел, освещающий рыночное поведение потребителя. Традиционная теория предельной полезности была дополнена изложением ординалистской теории Слуцкого-Хикса-Аллена. Все современные учебники излагают теорию рыночного поведения потребителя в двух вариантах: кардиналистском (с ориентацией на работу А. Маршалла) и ординалистском (с ориентацией на работу Дж. Хикса «Стоимость и капитал»).
Ориентация на применение микроэкономического анализа для решения практических проблем усиливает интерес к изложению теории потребительского выбора с применением кривых безразличия, бюджетных линий, расчётов эффекта замещения и эффекта дохода. Этот подход прочно закреплён в учебниках и позволяет анализировать закономерности развития спроса на товар и предпочтений потребителя. В курсах Д. Хаймана, Р. Пиндайка и Д. Рубинфельда особенно много внимания обращено на подбор примеров успешного использования кривых безразличия в области маркетинга, менеджмента, фискальной политики.
Кардиналистский подход к поведению потребителя отступает на второй план, используется только с точки зрения общих теоретических предпосылок анализа. Проблема измерения полезности, сложность доказательства существования определённой функции полезности остаются непреодолимой преградой для дальнейшей популяризации кардиналистской теории полезности.
После выхода в свет в 1944 г. работы Дж. фон Неймана и О Моргенштерна «Теория игр и экономическое поведение» наметился прогресс в изучении поведения экономических субъектов в условиях неопределенности. Авторы применили для характеристики полезности математический аппарат теории вероятности, теории множеств и создали модели лотерей. При всеобщем признании плодотворности и перспективности данного подхода развернулась полемика на тему: можно ли применить данные математические методы для доказательства основных постулатов кардиналистской теории полезности.
Модели Неймана—Моргенштерна нашли широкое отражение в учебной литературе, ориентированной на математические методы микроэкономического анализа. В курсах Хендерсона и Квандта, Баумоля, Вериена этим моделям посвящены целые главы. Для введения теории игр в определение полезности используется понятие «ожидаемой полезности». По выражению Неймана и Моргенштерна, они «практически определили численную полезность как объект, для которого подсчёт математического ожидания является законным»'.
Для доказательства существования измеряемой ожидаемой полезности Нейман и Моргенштерн вывели пять фундаментальных аксиом, а Дж. Маршак в 1950 г. переформулировал их и предложил в качестве определения рационального поведения индивида в условиях риска. В этих позднейших формулировках аксиомы и выводы из них были включены в учебники. В прикладных исследованиях их используют в теории управления, например при анализе и принятии решений.
Включённые в учебные курсы аксиомы определяют индекс полезности, при котором «ранжирование лотерей по их ожидаемой полезности соответствует действительным предпочтениям индивида». Полезность в этом случае предстаёт как «предельная норма замены между Х и вероятностью выпадения предопределённого выигрыша по стандартному лотерейному билету». Приведённая трактовка явно отличается от неоклассического понимания предельной полезности как приращения удовольствия от потребления следующей единицы блага. Как заметил в своём обзоре американский экономист П. Шумейкер, полезность в математическом смысле служит «для представления предпочтений, тогда как в неоклассической теории она определяет предпочтения (или предшествует им).
Несовпадение понимания полезности в кардиналистской теории и в теории игр приводит к тому, что учебные курсы, рассматривая теорию игр, не спешат связывать её достижения с доказательствами возможности прямого определения полезности и существования определённой функции полезности.
Идеи Неймана — Моргенштерна помогают определить предпочтения участников рыночного процесса, предсказать возможные рациональные ожидания в условиях риска. Но эта теория не даёт возможности определить силу и интенсивность желания или его удовлетворения. Приращение за её счёт кардиналистской теории предельной полезности освещается в учебниках очень скромно, только как возможность, повод для дальнейших дискуссий.
Теория игр используется более широко в разделах, освещающих несовершенную конкуренцию, в частности варианты поведения фирм в условиях олигополии.
В начале 1950-х гг. ординалистская теория полезности обогатилась новым подходом: П. Самуэльсон и X. Хаутеккер выдвинули теорию выявленных предпочтений. Они предложили исследовать рыночное поведение потребителя без построения кривых безразличия и соответствующих карт безразличия. Закономерности предпочтения потребителя выявляются только в связи с изменением объёма покупок товаров, вызванным движением доходов, абсолютных или относительных цен. Предпочтения по кривым безразличия принимаются постоянными и непосредственно не отражаются на происходящих изменениях. Фактически этот подход опирается на закономерности связи эффектов замещения и дохода с эластичностью спроса по доходу.
Ссылаясь на мнение П. Самуэльсона, У. Баумоль так охарактеризовал достоинства этого подхода: «Если вкусы потребителя не изменяются, то теория выявленного предпочтения даёт нам возможность получить всю необходимую информацию из одних лишь наблюдений за поведением потребителя на рынке, то есть наблюдая за тем, что он покупает при различных ценах», при этом предполагается, что его опыт в этой области не изменяет структур его предпочтений или его желания как потребителя товаров».
Такая информация сама может стать основой для построения карт безразличия, заменив опросы покупателей об их вкусах, склонностях, желаниях, то есть так называемую интерспективную информацию. Получение такой неверной, субъективной информации всегда считалось главным препятствием для практического применения аппарата кривых безразличия.
Вместе с тем в учебных пособиях теория выявленного предпочтения не заменяет полностью других подходов к исследованию и теоретическому осмыслению спроса. В учебных пособиях У. Баумоля, Дж. Хендерсона и Р. Квандта (1950-1960-е гг.) она излагается вместе с другими теориями как новинка, разработанная на основе теории Слуцкого—Хикса. В учебном пособии Р. Липси «Позитивная экономическая теория» (1963), которое было издано в Лондоне, вклад Дж. Хикса, Р. Аллена и Е. Слуцкого особенно подчеркнут, однако теория спроса излагается только по теории выявленного предпочтения, без применения кривых безразличия. Но такой подход остался исключением.
В американских учебных курсах 1950-1960-х гг. (У. Баумоль, Дж. Хендерсон и Р. Квандт) к главе, излагающей теорию выявленного предпочтения, имеется примечание, что данный материал сложен и может быть при необходимости опущен без ущерба для изучения последующих тем.
В 1980-е гг. в учебных пособиях, ориентированных на практическое применение экономической теории, выявленные предпочтения не называются и не рассматриваются. Наоборот, большое внимание уделено кривым без» различия и их применению для любого выбора: межвременного при анализе сбережений и капиталовложений, выбор риска и доходности при формировании структуры портфеля ценных бумаг, выбора технических характеристик при покупке автомобиля и т. д. Теория выявленного предпочтения рассматривается в рамках сложных математизированных курсов микроэкономического анализа, например курс X. Вериена. Таким образом, в 1980-е гг. теория выявленных предпочтений осталась в разряде особо сложных, она вынесена только в продвинутые курсы.
В отличие от американских учебных курсов английские учебники в разделе теории потребительского поведения часто рассматривают кейнсианские теории. Например, в учебном пособии Г.Фитцпатрика «Микроэкономика. Новые теории и традиция» в главе 3 излагается кейнсианская функция спроса и предельная склонность к потреблению. После этого как новое в микроэкономическом анализе излагается полемика М. Фридмена по этим проблемам, в частности его идея независимости уровня потребления от краткосрочных колебаний дохода. Американские учебники, оставаясь верными неоклассической теории микроэкономики, излагают кейнсианские взгляды и полемику с ними только в курсе макроэкономики.