Степень контроля производителей над ценами
Существенное влияние на цены
6) характер поведения фирм,
стратегическое поведение фирм, являющееся принципиальной характеристикой олигополистического рынка, означает, что осознающие свою взаимозависимость фирмы строят свою конкурентную стратегию с учетом возможной реакции конкурентов на предпринимаемые действия
7) доступность информации.
полная информированность покупателя о рыночных ценах и альтернативах
Признаки разных видов отраслевого рынка представлены в таблице 16.1.
Таблица 16.1 - Признаки различных типов рынка
№ п/п | Признаки рынка | Рынок совершенной конкуренции | Рынок монополистической конкуренции | Рынок абсолютной (чистой) монополии | Рынок монопсонии | Олигополистический рынок |
Численность продавцов | Много | Много | Один | Много | Мало | |
Рыночная доля фирмы, | Незначительная | Небольшая | Большая | Любая | Значительная | |
Степень замещения продукта | Абсолютная | Высокая | Отсутствие заменителей | Абсолютная | Разная | |
Условия вступления в отрасль и выхода из нее, | Свободный | Отсутствие барьеров для входа | Вход полностью блокирован | Возможны технологические препятствия | Наличие технологических и экономических препятствий | |
Степень влияния производителя на цены | Нет влияния0 | Значительное влияние | Полный контроль у продавца | Полный контроль у покупателя и отсутствие контроля у продавцов | Существенное влияние | |
Характер поведения фирм, | Отсутствие стратегического поведения | Отсутствие стратегического поведения | Отсутствие стратегического поведения | Отсутствие стратегического поведения | Наличие стратегического поведения | |
Доступность информации. | Полная | Может быть полной и неполной | Полная | Покупатель полностью информирован | Может быть полной и неполной |
Литература
1. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. Стр. 153.
Тема 17. Монополия |
17.1. Определение монополии. Монополия – это несовершенная конкуренция, исключительное право, предоставляемое государству, компании, организации или физическому лицу на осуществление какой либо деятельности. |
Валентинов В.А. 2014 |
17.2. Монопольная цена Прибыль = доход-издержки. Доход = цена * количество проданного товара. Издержки зависят от количества проданного товара. Прибыль, доход и издержки зависят от количества проданных товаров. Для определения максимальной прибыли необходимо вычислить производную прибыли от количества проданных товаров и прировнять ее нулю. Откуда можно вычислить оптимальную цену и оптимальное количество проданных товаров. Можно вычислить производную от содержания прибыли, равные доход-издержки, прировнять ее нулю, в этой точке производные дохода и издержек от объема производства будут равны между собой. В экономике говорят в точке оптимального производства значение предельной прибыли равно нулю, предельный доход равен предельным издержкам. При этом слово предельный означает первая производная величины от объемов производства. |
17.3. Рыночная власть Для характеристики степени рыночной власти используется коэффициент Лернера, определяемый как отношение превышения цены продукта над предельными издержками его производства к цене продукта: где P – цена единицы продукции, MC – предельные издержки. Он изменяется от нуля для совершенной конкуренции до единицы для монополии. |
Монополия
Определение монополии
Монополия – это несовершенная конкуренция, исключительное право, предоставляемое государству, компании, организации или физическому лицу на осуществление какой либо деятельности.
Монопольное право позволяет навязывать потребителям выгодные для монополиста условия взаимоотношений.
При монополии на рынке существует только один продавец товара, который устанавливает свою цену (часто завышенную).
Установление монополии несёт производству много отрицательного, нередко превращаясь в настоящее зло.
Из-за отсутствия конкуренции потребители лишаются возможности выбирать.
В результате у монополистов исчезает необходимость улучшать качество и постоянно обновлять производство, применять в нём научно-технические новшества.
Экономия на НТП является для монополистов важным источником дополнительных прибылей.
Монополисты завоевывают рынок для того, чтобы иметь возможность устанавливать на нем монопольную цену.
Монопольная цена.
Монопольная цена представляет собой особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже равновесной цены и является инструментом получения монопольного дохода.
Как правило, монопольная цена это та цена, которая приносит наибольшую прибыль при наименьших затратах.
Такие действия монополистов наносят ущерб использованию производственных ресурсов.
Поэтому государство пытается вести борьбу с монополиями, принимая так называемое антимонопольное законодательство, образует специальные антимонопольные комитеты, задачей которых является анализ рыночной ситуации, поддерживает конкуренцию в ее цивилизованных формах[22].
Задачи взяты из интернет-тренажера
Задача 17.1.
Функция издержек фирмы-монополиста равна
Функция спроса на товар фирмы:
Найти монопольную цену и объем производства
Решение
Приводим решение задачи разными способами:
- математическим;
- табличным.
- графическим.