Антитрестовские законы и обеспечение их исполнения
Первый антитрестовский закон в США, Закон Шермана, был принят в 1890 г. не потому, что экономистам удалось доказать Конгрессу, что монополии вызывают издержки для общества в целом, а в качестве ответной меры на изменения, которые произошли в экономике США.
После гражданской войны (1861—1865) железные дороги связали между собой все районы страны, способствуя тем самым созданию национальных рынков. В ответ на такое расширение рынков и в целях ограничения выпуска создавались корпорации, по размерам превосходящие существовавшие когда-либо
прежде, причем многие из них образовались путем слияний конкурирующих фирм. Например, “Стэндард ойл траст”, образованный в 1882 г. контролировал около 90% нефтеперерабатывающих мощностей страны. Компания “Америкэн тобако”, образованная в 1890 г., производила почти 100% сигарет в Соединенных Штатах. Фермеры и мелкие бизнесмены чувствовали угрозу, исходящую от этих новых гигантов, и Закон Шермана был принят главным образом под влиянием этих антимонопольных настроений. В то время он не привлек к себе большого внимания населения и не вызвал серьезных дебатов.
Два основных раздела Закона Шермана носят столь же неопределенный характер, как и многие части Конституции США. Раздел 1 объявляет незаконным “всякий контракт, объединение... или тайный сговор, направленный на ограничение торговли или коммерции”. Раздел 2 относит к незаконным действиям “монополизацию или попытку монополизации, а также объединение и тайный сговор... с целью монополизации”. Конгресс предоставил судам решать, какого рода действия считать ограничивающими торговлю” и что понимать под “монополизацией” рынка. Интерпретация судьями Закона Шермана, так же как и Конституции США, с течением времени менялась.
Суды, как правило, не рассматривали соглашения об установлении и поддержании фиксированных цен как ограничивающие торговлю вплоть до 1897 г., а слияния между конкурентами с целью образования монополии не расценивались до 1904 г. как монополизация. Позже суды постановили считать практически во всех случаях незаконными соглашения о поддержании фиксированных цен, тогда как монополизацией объявлялись создание или защита монополии при помощи “неприемлемых” (“неблагоразумных”) действий. Монополия как таковая не является незаконной в Соединенных Штатах; термин “монополизация” относится к характеру действий, а не к типу рыночной структуры. Если вы являетесь изобретателем нового запатентованного продукта, и при этом ваша фирма оказывается единственной на данном рынке, то вы не нарушили никакого закона.
В период между 1897 и 1904 гг., когда картели считались незаконными, а слияния, приводившие к образованию монополий, оказывались в рамках закона, экономика США претерпела значительные изменения в результате целого ряда крупных слияний. Например, в 1901 г. в результате серии слияний образовалась “Юнайтед стейтс стил корпорэйшн”, которая контролировала около 60% всех мощностей по производству стали
в США. По одной из оценок, эта волна слияний, охватившая свыше 70 крупных отраслей, бывших прежде вполне конкурентными или по крайней мере олигополиями, практически превратила их в монополии.
Два других основных антитрестовских закона были приняты в 1914 г. на той же сессии Конгресса, которая “подарила” Соединенным Штатам подоходные налоги и Федеральную резервную систему. Закон Клейтона запрещал определенные виды антиконкурентных действий, а на основании Закона о Федеральной торговой комиссии была создана Федеральная торговая комиссия (FTC) в качестве экспертного органа, помогающего Министерству юстиции претворять в жизнь антитрестовские законы. Закон Клейтона содержал три основных раздела.
Раздел 2, усиленный в 1936 г. Законом Робинсона — Пэтмана, определяет ценовую дискриминацию следующим образом:
...будет считаться незаконной ...дискриминация различных категорий покупателей путем продаж по разной цене аналогичных по сорту и качеству товаров... в тех случаях, когда это может повлечь за собой существенное ослабление конкуренции, или создание монополии в любой области торговли, или ущемление и уничтожение конкуренции, равно как и создание препятствий для конкуренции...
Закон Робинсона — Пэтмана был принят, в частности, под давлением со стороны владельцев мелких бакалейных магазинов, которые поняли, что возникающие цепи однотипных магазинов... были способны оказать давление на поставщиков с целью предоставления им “несправедливых” скидок с цены приобретаемых продуктов. Владельцы мелких магазинов искали защиты у Конгресса и получили ее.
Раздел 3 объявляет противозаконными акты продажи (или сдачу в аренду), обусловленные запретом обращаться к услугам конкурента данного продавца в тех случаях, когда это “может повлечь за собой существенное ослабление конкуренции или создание предпосылок для возникновения монополии”. Эта статья закона была применена, в частности, чтобы оградить пользователей от требований копировальных фирм приобретать бумагу исключительно у них (связывающий контракт) и чтобы пресечь требования компании, производящей бензин и некоторые запчасти к автомобилям, продавать на бензоколонках не только производимый ею бензин, но и ее шины и аккумуляторы (эксклюзивное соглашение).
Раздел 7 Закона Клейтона запрещает слияния или покупку
фирм “в любой области коммерции или в любой Части страны в тех случаях, когда это может повлечь существенное ослабление конкуренции или создание предпосылок для возникновения монополии”. Этот раздел не оказывал никакого воздействия на процессы слияний до тех пор, пока существовавшая в законе чисто техническая лазейка не была закрыта в 1950 г. Законом Селлера — Кефаувера.
Хотя Закон Клейтона характеризуется большей по сравнению с Законом Шермана определенностью в отношении практических действий, тем не менее он оставляет за судами решение о том, в каких случаях упомянутые действия вероятнее всеего способствуют ослаблению конкуренции. Как и в случае с Законом Шермана, нормы оценки противозаконности поведения на основе Закона Клейтона изменялись с течением времени.
Обеспечение исполнения антитрестовских законов. Для тех, кто нарушает антитрестовские законы, предусмотрены три типа наказания. Во-первых, преступлением считается нарушение Закона Шермана. Максимальный размер штрафа за нарушение Закона Шермана был увеличен в 1974 г. до 100 тыс. долл. для частных лиц и до 1 млн. долл. для корпораций. Максимальный срок тюремного заключения составляет 3 года. На практике только соглашения о поддержании фиксированных цен и другие вопиющие нарушения Закона Шермана трактуются как преступления и наказываются штрафами и тюремным заключением.
Во-вторых, многие судебные дела завершаются постановлениями Федерального суда... требующими от фирмы, нарушившей закон, прекратить определенные незаконные действия или, напротив, предпринять конкретные действия, такие, как отказ слияния или, наоборот, от разделения фирмы с целью усиления конкуренции. В-третьих, и это особенно важно, фирмы или потребители, пострадавшие в результате нарушения антитрестовских законов, имеют право на возмещение своих потерь в троекратном размере.
(Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993. С. 191, 192, 193, 194, 203, 204, 205, 207, 211, 212, 213, 214, 256, 257)
[1] Авторы употребляют в предисловии термин “ценовая система”, тогда как в тексте книги они заменяют его термином “рыночная система”. (Прим. титул. ред.)