Глава 10 предпринимательство в рыночной экономике
Предприниматель — это человек особого рода. Прибыль для него лишь символ успеха.
Главное — ступить на неизведанный путь, далекий от традиционных решений.
Йозеф Шумпетер
Рассматривая структуру экономических ресурсов (факторов производства), мы определяли один из них как способность к предпринимательству. В данной главе подробнее рассмотрена экономическая природа предпринимательства, эволюция теоретических представлений о содержании этого явления, раскрыты тенденции развития форм и моделей предпринимательства в современных условиях.
Глава 1о
10.1. Содержание, основные черты и признаки предпринимательства
Предпринимательство — явление очень широкое и многогранное. Поэтому в теории понятие "предпринимательство" рассматривается как разноаспектное (рис. 10.1).
Экономическая категория, выражающая отношения между субъектами хозяйственной деятельности, направленной на формирование комбинации экономических ресурсов, обеспечивающей им коммерческий успех — максимизацию дохода, подрыв монополии конкурентов, создание своей собственной монополии | Тип экономического (хозяйственного) поведения основанный на: самостоятельности и независимости субъектов в выборе того, что, сколько, как и для кого (для чего) производить; полной ответственности за принятые решения и их последствия; направленности деятельности на достижение коммерческого успеха | ||
Предпринимательство | |||
Искусство хозяйствования — постоянное экономическое, организаторское, управленческое творчество, цель которого — поиск способов адаптации (если ситуацию нельзя изменить) и устремление к изменениям, способным в перспективе обеспечить коммерческий успех | Метод экономического мышления, свойственный людям, способным к предпринимательству» характеризующийся оригинальностью идей и подходов к решению хозяйственных проблем | ||
Рис. 10.1. Определение содержания предпринимательства
Действующее законодательство Украины в определенной степени ограничивает возможность заниматься предпринимательской деятельностью некоторым категориям граждан: — военнослужащим;
служащим органов прокуратуры, государственной безопасности, судов, государственного арбитража, государственного нотариата;
представителям органов государственной власти и Управления;
гражданам, имеющим судимость в связи с экономическими преступлениями, и т. п.
Разновидности экономической деятельности отражены на рис. 10.3.
Любая экономическая деятельность должна быть целесообразной. Цель предпринимательской деятельности — максимизация прибыли в результате направленности усний предпринимателя на определенный объект.
8-631
Глава10 |
Рис. 10.3. Разновидности предпринимательской деятельности
Объект предпринимательства — совокупность определенных видов экономической деятельности, в пределах которой предприниматель стремится максимизировать прибыль путем наиболее рациональной комбинации ресурсов.
Предпринимательству свойственны определенные черты и принципы.
Принципы предпринимательской деятельности:
— ориентирование на запросы, вкусы потребителей;
— стремление быть в центре событий, происходящих в инновационной сфере экономики, использовать новейшее первым;
— максимальное использование конкурентных преиму ществ;
— руководство принципами деловой этики;
— постоянный творческий поиск, прагматизм, следование демократическим традициям.
предпринимательство в рыночной экономике
Черты предпринимательства как экономической деятельности:
— самостоятельность;
— новаторство;
— инициатива;
— творчество;
— склонность к риску;
— экономическая и социальная ответственность;
— масштабность мышления;
— деловитость.
10.2. Теории и модели предпринимательства
Теоретическое осмысление явления "предпринимательство" прошло длительный путь. Считается, что впервые этот термин был введен в научный оборот французским банкиром Р. Кантильоном в XVIII в. Он называл предпринимателями людей с неопределенными (нефиксированными) доходами в связи с тем, что их деятельность постоянно была связана с риском: ремесленников, торговцев, крестьян, ростовщиков, разбойников, нищих.
Классик английской политической экономии А. Смит определял предпринимателя как собственника, рискующего ради коммерческого успеха. Он сам организовывает экономическую деятельность, сам управляет, сам распоряжается ее результатами.
Французский экономист Ж.-Б. Сей впервые отметил роль предпринимателя как личности, умело комбинирующей Факторы производства.
Немецкий экономист и социолог В. Зомбарт определял
предпринимателя как: а) завоевателя, поскольку он духов-
но раскрепощен, богат идеями, готов к риску, настойчив,
имеет сильную волю; б) организатора, умеющего объеди-
нять вокруг себя людей ради реализации своих идей;
в) творца, умеющего убеждать покупателей покупать имен-
Глава 1о
но его товар, привлечь интерес к себе и к своему делу, завоевать их доверие.
Австро-американский экономист Й. Шумпетер первьіщ обратил внимание на то, что предприниматель — не обязательно собственник капитала. Разрушение представления об обязательном объединении в одном лице собственника и предпринимателя обусловлено развитием кредитных отношений, когда ни один коммерческий банк не является собственником всего располагаемого им капитала: одна часть его представлена собственником капитала, другая — привлеченным. Функция собственника становится более пассивной, а функции организации и управления — более активными.
Рассмотрим соотношение понятий "бизнес" и "предпринимательство". Термин "бизнес" более широко употребляем за границей. Отечественная наука чаще употребляет термин "предпринимательство".
Бизнесмен — человек, имеющий свое дело. Нередко таких людей называют предпринимателями (рис. 10.4). Но в
предпринимательство в рыночной
экономике
научных изданиях все чаще подчеркивается, что бизнесмен может исполнять просто репродуктивную функцию, т. е. из года в год производить одни и те же экономические блага. Предприниматели же всегда новаторы, которых выделяют среди прочих людей творческий поиск, открытия, желание осваивать новые рынки сбыта, внедрять новые формы реализации продуктов своей деятельности, изыскивать новые ресурсы, находить новые их комбинации, сознательный риск и т. п.
С изменением технологического способа производства экономическое поведение предпринимателей меняется. Переход от индустриальных к постиндустриальным технологиям обусловливает движение предпринимательской деятельности от классической к инновационной модели (табл. 10.1).