Глава 10 предпринимательство в рыночной экономике

Предприниматель — это человек осо­бого рода. Прибыль для него лишь сим­вол успеха.

Главное — ступить на неизведанный путь, далекий от традиционных реше­ний.

Йозеф Шумпетер

Рассматривая структуру экономических ресурсов (фак­торов производства), мы определяли один из них как спо­собность к предпринимательству. В данной главе подробнее рассмотрена экономическая природа предпринимательства, эволюция теоретических представлений о содержании этого явления, раскрыты тенденции развития форм и моделей предпринимательства в современных условиях.

Глава 1о

10.1. Содержание, основные черты и признаки предпринимательства

Предпринимательство — явление очень широкое и многогранное. Поэтому в теории понятие "предпринима­тельство" рассматривается как разноаспектное (рис. 10.1).

Экономическая категория, выражающая отношения между субъектами хозяйственной деятельности, направленной на формирование комбинации экономических ресурсов, обеспечивающей им коммер­ческий успех — максимизацию дохода, подрыв монополии конкурентов, создание своей собственной монополии Тип экономического (хозяйственного) поведения основанный на: самостоятель­ности и независимости субъек­тов в выборе того, что, сколько, как и для кого (для чего) про­изводить; полной ответствен­ности за принятые решения и их последствия; направлен­ности деятельности на дости­жение коммерческого успеха
     
  Предпринимательство  
     
Искусство хозяйствования — постоянное экономическое, организаторское, управлен­ческое творчество, цель кото­рого — поиск способов адап­тации (если ситуацию нельзя изменить) и устремление к изме­нениям, способным в перспекти­ве обеспечить коммерческий успех Метод экономического мышления, свойственный людям, способ­ным к предпринимательству» характеризующийся ориги­нальностью идей и подходов к решению хозяйственных проблем
       

Рис. 10.1. Определение содержания предпринимательства




глава 10 предпринимательство в рыночной экономике - student2.ru




Действующее законодательство Украины в определенной степени ограничивает возможность заниматься предприни­мательской деятельностью некоторым категориям граждан: — военнослужащим;

служащим органов прокуратуры, государственной безопасности, судов, государственного арбитража, государ­ственного нотариата;

представителям органов государственной власти и Управления;

гражданам, имеющим судимость в связи с экономиче­скими преступлениями, и т. п.

Разновидности экономической деятельности отражены на рис. 10.3.

Любая экономическая деятельность должна быть целе­сообразной. Цель предпринимательской деятельности — максимизация прибыли в результате направленности усн­ий предпринимателя на определенный объект.

8-631


Глава10

глава 10 предпринимательство в рыночной экономике - student2.ru

Рис. 10.3. Разновидности предпринимательской деятель­ности

Объект предпринимательства — совокупность опре­деленных видов экономической деятельности, в пределах которой предприниматель стремится максимизировать при­быль путем наиболее рациональной комбинации ресурсов.

Предпринимательству свойственны определенные черты и принципы.

Принципы предпринимательской деятельности:

— ориентирование на запросы, вкусы потребителей;

— стремление быть в центре событий, происходящих в инновационной сфере экономики, использовать новейшее первым;

— максимальное использование конкурентных преиму ществ;

— руководство принципами деловой этики;

— постоянный творческий поиск, прагматизм, следова­ние демократическим традициям.

предпринимательство в рыночной экономике

Черты предпринимательства как экономической дея­тельности:

— самостоятельность;

— новаторство;

— инициатива;

— творчество;

— склонность к риску;

— экономическая и социальная ответственность;

— масштабность мышления;

— деловитость.

10.2. Теории и модели предпринимательства

Теоретическое осмысление явления "предприниматель­ство" прошло длительный путь. Считается, что впервые этот термин был введен в научный оборот французским банки­ром Р. Кантильоном в XVIII в. Он называл предпринимате­лями людей с неопределенными (нефиксированными) дохо­дами в связи с тем, что их деятельность постоянно была свя­зана с риском: ремесленников, торговцев, крестьян, рос­товщиков, разбойников, нищих.

Классик английской политической экономии А. Смит определял предпринимателя как собственника, рискующе­го ради коммерческого успеха. Он сам организовывает эко­номическую деятельность, сам управляет, сам распоряжа­ется ее результатами.

Французский экономист Ж.-Б. Сей впервые отметил роль предпринимателя как личности, умело комбинирующей Факторы производства.

Немецкий экономист и социолог В. Зомбарт определял

предпринимателя как: а) завоевателя, поскольку он духов-

но раскрепощен, богат идеями, готов к риску, настойчив,

имеет сильную волю; б) организатора, умеющего объеди-

нять вокруг себя людей ради реализации своих идей;

в) творца, умеющего убеждать покупателей покупать имен-

Глава 1о

но его товар, привлечь интерес к себе и к своему делу, завое­вать их доверие.

Австро-американский экономист Й. Шумпетер первьіщ обратил внимание на то, что предприниматель — не обяза­тельно собственник капитала. Разрушение представления об обязательном объединении в одном лице собственника и предпринимателя обусловлено развитием кредитных отно­шений, когда ни один коммерческий банк не является соб­ственником всего располагаемого им капитала: одна часть его представлена собственником капитала, другая — при­влеченным. Функция собственника становится более пас­сивной, а функции организации и управления — более ак­тивными.

Рассмотрим соотношение понятий "бизнес" и "предпри­нимательство". Термин "бизнес" более широко употребляем за границей. Отечественная наука чаще употребляет термин "предпринимательство".

глава 10 предпринимательство в рыночной экономике - student2.ru


Бизнесмен — человек, имеющий свое дело. Нередко та­ких людей называют предпринимателями (рис. 10.4). Но в

предпринимательство в рыночной

экономике

научных изданиях все чаще подчеркивается, что бизнесмен может исполнять просто репродуктивную функцию, т. е. из года в год производить одни и те же экономические блага. Предприниматели же всегда новаторы, которых выделяют среди прочих людей творческий поиск, открытия, желание осваивать новые рынки сбыта, внедрять новые формы реа­лизации продуктов своей деятельности, изыскивать новые ресурсы, находить новые их комбинации, сознательный риск и т. п.

С изменением технологического способа производства экономическое поведение предпринимателей меняется. Переход от индустриальных к постиндустриальным техно­логиям обусловливает движение предпринимательской деятельности от классической к инновационной модели (табл. 10.1).

Наши рекомендации