Государственная служба занятости населения Российской Федерации
С началом перехода к рыночной экономике в России встал вопрос об образовании новой рыночной структуры – государственной службы занятости. Такая служба была создана повсеместно в соответствии с принятым 19 апреля 1991 года Законом РСФСР «О занятости населения в РСФСР».
Цели, функции, принципы организации государственной службы занятости: Государственная служба занятости создана для целенаправленного, организованного содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения в условиях рыночной экономики. В соответствии со статьей 15 Закона о занятости Государственная служба занятости населения включает:
1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров;
2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные в соответствии с пунктом 1 статьи 7.1 Закона полномочия;
3) государственные учреждения службы занятости населения.
Рис. 4.1. Структура системы управления занятостью населения
Её основными функциями являются:
– оценка состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
– разработка и реализация программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
– содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям – в подборе необходимых работников;
– организация мероприятий активной политики занятости населения;
– осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам в соответствии с законодательством РФ.
Полномочия федеральных органов государственной власти в области содействия занятости населения в соответствии со ст. 7 Закона о занятости осуществляют Министерство здравоохранения и социального развития и Федеральная служба по труду и занятости.
В каждом субъекте Федерации созданы органы исполнительной власти в сфере занятости. В городах и районах имеются её территориальные структуры – центры занятости населения, которые с 1 января 2001 года преобразованы из структур Государственной службы в Государственные учреждения (ГУ ЦЗН). ГУ ЦЗН не являются структурными подразделениями органов местного самоуправления и координируют свою деятельность с деятельностью соответствующих органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
Основные принципы организации и деятельности российской службы занятости сформированы с учетом опыта зарубежных служб и изложены в Законе о занятости.
Через службы занятости «государство гарантирует гражданам ...бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве» (ст. 12 п. 1). Безработным гражданам оказываются бесплатные профориентационные услуги, при необходимости предоставляется возможность бесплатного обучения новой профессии с выплатой стипендии, возможность участия в оплачиваемых общественных работах. Им гарантируются бесплатное медицинское освидетельствование при приёме на работу и направлении на обучение и обеспечение социальной поддержки.
Государство гарантирует дополнительные гарантии занятости гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, работникам, высвобождаемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, а также женам (мужьям) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы (ст. 13).
Служба занятости информирует работодателей о состоянии рынка труда, оказывает им содействие в подборе необходимых работников (ст. 7.1 п. 1).
Органы службы занятости обеспечивают опубликование статистических данных и информационных материалов о состоянии рынка труда, о предложении и спросе на рабочую силу.
Планирование работы службы занятости
За 16 лет деятельности государственной службы занятости России сложилась определённая практика планирования её работы. Она включает в себя долгосрочные программы содействия занятости населения, годовые квартальные и месячные рабочие планы.
В основе планирования лежит программно-целевой метод и программы содействия занятости населения:
1) федеральные целевые программы содействия занятости населения (на 2-3 года). Последняя такая программа была разработана на 1998-2000 гг. Срок действия её был продлён на 2001 год;
2) региональные (республиканские, краевые, областные) программы содействия занятости населения (как правило, разрабатываются на два-три года);
3) территориальные (городские, районные) программы содействия занятости населения (разрабатываются ежегодно).
Программы формируются:
– с учетом социально-экономического положения и плана социально-экономического развития соответствующего региона (территории);
– исходя из ситуации на рынке труда региона и его прогноза;
– с учётом территориальных особенностей; национальных и исторических традиций, демографических процессов и т.д.
Разрабатываются программы соответствующим органом службы занятости совместно с другими структурами управления социально-экономической сферой и социальными партнёрами, согласовываются с исполнительной властью и утверждаются органами представительной власти.
Структура программы включает в себя:
1. Аналитический раздел, содержащий анализ социально-экономического положения региона (территории), рынка труда, его прогноз на разрабатываемый период.
2. Целевой раздел, в котором формируются цели и задачи политики занятости на планируемый период, приоритеты, оценочные показатели.
3. Организационный раздел. Включает план мероприятий по всем направлениям деятельности. Ответственные за их выполнение организации, сроки и планируемые объекты.
4. Ресурсный раздел. Представляет собой совокупность кадровых, материально-технических, финансовых ресурсов, необходимых для выполнения программы.
5. Оценка эффективности выполнения программы.
6. Организация контроля за выполнением программы.
Годовые, квартальные и месячные планы работы органов службы занятости составляются на основе долгосрочных программ содействия занятости с учетом планов работы органов исполнительной власти субъекта. В процессе осуществления мероприятий текущих планов складывается выполнение программ содействия занятости.
В каждой конкретной службе занятости сложилась определённая система управления намеченными программами. Примером может служить Челябинская областная служба занятости[52]. Ежеквартально проводятся заседания областного Координационного комитета содействия занятости населения. Каждое решение областного Координационного комитета – это конкретная помощь в реализации намеченных дел. В течение года областной комитет обсуждает более 8-10 актуальных вопросов. На заседаниях координационных комитетов в городах и районах рассматриваются ход выполнения территориальных программ содействия занятости населения, их финансирование, помощь группам населения, нуждающимся в особой социальной поддержке, и другие важные вопросы.
Также ежеквартально проводятся заседания коллегии Главного управления, являющейся совещательным органом. Её решения, как и решения координационных комитетов, направлены на совершенствование работы областной службы занятости, выполнение ею переданных полномочий в сфере содействия занятости населения.
В областной службе занятости успешно функционируют пять зональных объединений центров занятости: Челябинское, Магнитогорское, Троицкое, Копейское и Златоустовское. С целью оказания организационно-методической и практической помощи, изучения и распространения передового опыта в объединениях проводятся зональные совещания-семинары с директорами центров, их заместителями, главными бухгалтерами и специалистами центров занятости.
В зональных объединениях регулярно проводятся групповые и индивидуальные стажировки специалистов, выезды в «подшефные» центры занятости, консультирование и другие практические мероприятия.
В практику работы вошли заседания совета руководителей областной службы занятости населения, на которых рассматриваются актуальные вопросы повышения действенности работы органов службы занятости, определяются приоритеты.
Описанный механизм управления и контроля позволяет областной службе занятости эффективно влиять на выполнение намечаемых планов работы.