Управление триммером руля высоты
Управление триммером руля высоты механическое и осуществляется при помощи штурвалов, установленных в первой и второй кабинах.
Проводка состоит из механизма управления триммером, тросов, соединяющих барабаны штурвалов с роликом механизма, качалки и трубчатых тяг от механизма до триммера.
Штурвалы управления триммером установлены по левому борту фюзеляжа : в первой кабине - между шпангоутами 3 и 4 ; в задней кабине - между шпангоутами 8 и 9. На барабанах переднего и заднего штурвалов закреплены троса, которые соединяют штурвалы между собой и через направляющие ролики, установленные у шпангоутов 10 и 11, подходят к направляющим роликам на заднем лонжероне стабилизатора.
Для предотвращения соскакивания тросов на ролики ставятся ограничители. С роликов на заднем лонжероне стабилизатора трос переходит на ролик механизма, закрепленного с помощью кронштейна на полке 523100-20.
Вращение ролика механизма происходит под действием намотанного и заделанного на нем троса. На внутренней поверхности ролика имеется прямоугольная резьба, по которой перемещается червяк. К одному концу его подсоединяется тяга, идущая вдоль лонжерона руля высоты до двух плечей качалки, установленной на лонжероне руля высоты за нервюрой 2.
Второе плечо качалки связано с тягой, идущей вдоль нервюры 2, с кронштейном на триммере руля высоты.
Триммер отклоняется вверх и вниз на 12°. Ограничение крайних отклонений триммера осуществляется ограничителями, закрепленными на кронштейне ролика. При вращении ролика червяк перемещается в обе стороны до упора в ограничители.
Указатели положения триммера руля высоты установлены на штурвалах в первой и второй кабинах.
УПРАВЛЕНИЕ ПОСАДОЧНЫМИ ЩИТКАМИ
Управление посадочными щитками включает в себя: воздушный цилиндр, тяги, штанги, перемещающиеся в направляющих опорах, и тандерные тяги, соединяющие щитки со штангами.
На левых пультах в первой и второй кабинах находятся краны 625300М выпуска-уборки посадочных щитков.
При открытии одного из кранов сжатый воздух подается в полость замка цилиндра, поршень сжимает пружину и сдвигается до упора на втулке, освобождая шарики.
Под действием давления шток выдавливает шарики замка из проточки и начинает двигаться.
Убранное и выпущенное положения щитков сигнализируются концевыми выключателями AM 800K, установленными на нервюре I левой консоли крыла.
Посадочные щитки выпускаются на 45° и удерживаются давлением воздуха в цилиндре и кинематическим замком.
В убранном положении щитки удерживаются шариковым замком цилиндра.
ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫЕ УСТРОЙСТВА
ШАССИ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Шасси самолёта выполнено по трехопорной схеме с носовым колесом, убирается в полете, имеет жидкостно-газовую амортизацию и состоит из передней ноги с колесом 400Х150 и двух главных ног с тормозными колесами 500Х150.
Передняя нога шасси установлена в носовой части фюзеляжа и убирается в полете под фюзеляж назад по потоку.
Главные ноги шасси установлены в консолях крыла между нервюрами 4 и 5 и убираются в полете под крыло вперед, против потока.
В убранном положении ноги шасси удерживаются замками.
Замок убранного положения каждой главной ноги прикреплен к нижней носовой части консоли крыла; замок передней ноги к профилям в нише шасси. Замки шасси в консолях крыла закрыты обтекателями:
При уборке каждой ноги шасси крюк замка захватывает болт, соединяющий звенья шлиц-шарнира соответствующей амортстойки.
В выпущенном положении амортстойки шасси фиксируются складывающимися подкосами, которые становятся "враспор" от самопроизвольного складывания подкосы предохраняются шариковым замком в подъемниках шасси.
Уборка и выпуск шасси производятся подъемниками, работающими от воздушной системы.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШАССИ
Наименование | Передняя нога шасси | Главные ноги шасси |
Амортизация Рабочий газ в амортизаторе | жидкостно - газовая азот технический, I сорт, ГОСТ 9293-59 | жидкостно - газовая азот технический, I сорт, ГОСТ 9293-59 |
Начальное давление азота в амортизаторах, кг/см2 Рабочая жидкость | 26+1 масло АМГ -10 ГОСТ 6794-53 | 19 +1 масло АМГ -10 ГОСТ 6794-53 |
Объем масла в амортизаторе, см | ||
Наибольший ход шасси амортизатора, мм | 150 +1 | 240 +1 |
Тип колеса | 44-1 | К141/Т141 |
Марка шины | 400х150 модель 5 | 500х150 модель 6 |
Давление воздуха в пневматиках колес, кг/см2 | 3 +0.5 | 3 +0.5 |
Контроль положения ног шасси осуществляется с помощью механических указателей и системы электрической сигнализации, состоящей из световых табло, микровыключателей АМ-800К и электропроводки.
Световые табло положения ног шасси находятся на приборных досках в обеих кабинах. Концевые выключатели убранного положения шасси установлены на замках убранного положения, концевые выключатели выпущенного положения шасси - на звеньях складывающихся подкосов.
ГЛАВНЫЕ НОГИ ШАССИ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Главная нога с консольным креплением тормозного колеса состоит из телескопического амортизатора, колеса, складывающегося подкоса, подъемника, замка убранного положения и механического указателя положения ноги.
АМОРТИЗАТОР
Амортизатор жидкостно-газовый, однокамерный, состоит из стакана, штока, внутреннего набора и полуоси с колесом.
Стакан амортизатора изготовлен из стали ЗОХГСНА ВД.
Верхняя часть стакана имеет проушины для крепления амортизатора к крылу и ухо для крепления механического указателя положения ноги. Средняя часть стакана имеет гнездо для зарядного штуцера и уши для крепления нижнего звена складывающегося подкоса, на нижней части размещены уши для крепления звена шлиц-шарнира.
В нижней части стакана установлена неподвижная букса с бронзовой втулкой, на которую опирается шток.
Для герметизации рабочей полости стакана на неподвижной буксе установлены уплотнительные кольца из резины В-14.
Для защиты подвижного уплотнения от грязи с внешней стороны неподвижной буксы установлена гайка с сальником и втулка с обтюратором. Гайка контрится через стенку стакана.
Шток амортизатора - полый цилиндр из стали ЗОХГСНА. Внутренняя полость штока отделена от рабочей полости стакана приварным дном. На верхнем конце штока смонтирован внутренний набор амортизатора, а на нижнем - полуось для крепления тормозного колеса.
Внутренний набор амортизатора состоит из разрезной буксы, распорной втулки, буксы с уплотнительным чугунным кольцом, клапана торможения на обратном ходу и упора.
На полуоси имеются уши крепления нижнего звена шлиц-шарнира и фланец для крепления колеса.
Внутренняя полость амортизатора заливается маслом АМГ-10 и заполняется сжатым азотом.
Работает амортизатор следующим образом. При прямом ходе (обжатие амортизатора) энергия удара поглощается за счет сжатия азота. При этом клапан торможения, представляющий собой плавающее кольцо, под действием давления в верхней полости опускается, открывая отверстия в поршне, и жидкость свободно перетекает из верхней полости стакана в нижнюю. При обратном ходе клапан торможения прижимается давлением к поршню и перекрывает отверстия в поршне. Рабочая жидкость перетекает из нижней полости в верхнюю, через малые калиброванные отверстия в клапане, что обеспечивает плавный выход штока и смягчает „обратный" удар.
Амортизатор крепится к узлу; навески шасси, который расположен в консоли крыла между нервюрами 4 и 5. Узел навески шасси имеет также уши для крепления подъемника.
ПОДЪЕМНИК.
Подъемник представляет собой цилиндр, внутри которого перемещается поршень со штоком. Подъемник имеет шариковый замок, запирающий шток в выпущенном положении.
При установке крана шасси в положение «уборка» сжатый воздух, поступающий в цилиндр, сжимает пружину и после открытия шарикового замка перемещает шток в убранное положение.
При выпуске шасси сжатый воздух попадает одновременно в цилиндр подъемника и цилиндр замка убранного положения.