Современные тенденции глобализации
Экономическая интеграция стала основным направлением развития современного мирового хозяйства вследствие увеличения международного движения товаров, услуг, капитала и миграции населения. В результате между государствами стали создаваться более устойчивые торгово-экономические связи, устраняться многочисленные препятствия в международных отношениях, образовываться особые зоны влияния отдельных государств или групп стран, появляться новые международные торговые и интеграционные объединения.
Сегодня мир начинает превращаться в единый рынок. Прежде всего, это выражается в значительном расширении международных финансовых рынков и заметном росте объемов сделок на валютном рынке и рынках капитала. Прогресс в информационных и телекоммуникационных технологиях, либерализация рынков капитала и разработка новых финансовых инструментов будут и дальше стимулировать увеличение международных потоков капитала, что ведет к повышению эффективности мировых финансовых рынков.
Термин "глобализация" был предложен Т. Левиттом в 1983 г. Под ним он понимал феномен слияния рынков отдельных продуктов, производимых транснациональными корпорациями. Глобализация это процесс усиления взаимосвязей и взаимозависимостей, охватывающей экономику и другие сферы жизни стран в мировом масштабе. Глобализация представляет собой сложное противоречивое и многофакторное явление, касающееся самых разнообразных сторон современной экономической и общественной жизни человечества.
Под глобализацией экономики, сейчас, подразумевают целый ряд направлений:
- Становление глобальных транснациональных корпораций, - Регионализацию экономики,
- Интенсификацию мировой торговли, - тенденции конвергенции, - финансовую глобализацию.
Глобализация - по существу, то же самое, что уже давно называлось "интернационализацией хозяйственной жизни", а финансовая глобализация проявляется в увеличении оборотов международных рынков капитала, возникновении новых финансовых инструментов и расширении возможностей для инвесторов и заемщиков. Описание финансовой глобализации опирается на анализ развития международных рынков капитала, таким образом, речь фактически идет о финансовой интернационализации.
- Цели и инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности
В современных условиях государство активно регулирует внешнеэкономические связи в национальных интересах. Рыночной системе хозяйства соответствуют экономические инструменты регулирования внешнеэкономических связей, прежде всего таможенные пошлины, налоги и т. д.
В условиях рыночной экономики внешнеэкономическая деятельность, имеющая предпринимательский характер, в целом подчиняется общедозволительному (а не разрешительному) правовому режиму. Участники такой деятельности подчиняются только определённым в нормах права правилам рынка. Следовательно, воздействие на внешнеэкономическую деятельность происходит в двух уровнях: саморегуляция посредством спроса и предложения и регламентированное правом государственное регулирование ВЭД как системы общественных отношений, возникающих в этой сфере.
Выделяются следующие методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: таможенно-тарифное регулирование; нетарифное регулирование;
запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.
Правовыми формами государственного регулирования являются нормативные правовые акты и индивидуальные правовые акты в сфере регулирования внешнеэкономических отношений. Основным видом ВЭД и, соответственно, предметом правового регулирования является внешнеторговая деятельность.
Правовая основа системы государственного регулирования именно этой деятельности получила самостоятельное закрепление на законодательном уровне.
Существующий ныне у большинства государств обширный арсенал инструментов внешнеэкономической политики позволяет им активнее влиять как на формирование структуры и направления развития собственных внешнеэкономических связей, так и на внешнеторговую политику других государств. Главной задачей внешнеэкономической политики является создание благоприятных внешнеторговых условий для развития промышленного производства внутри страны.
Государственное регулирование ВЭД осуществляется с помощью широкого круга мер, число которых постоянно растет. Все разнообразие применяемых государством инструментов влияния на внешние экономические связи может быть определенным образом систематизировано. Во-первых, все меры могут быть разделены в зависимости от направленности действия на экономические и административные методы, протекционистские и либерализационные. Протекционистские меры направлены на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Меры либерализации, в противоположность этому, направлены на снятие, снижение ограничений во внешней торговле, что приводит к росту конкуренции со стороны иностранных компаний. В современной мировой экономике и в политике любого государства постоянно присутствуют эти две противоречивые тенденции — протекционизм и либерализм. Во-вторых, все меры, в зависимости от характера воздействия на экономические процессы, могут быть разделены на прямые и косвенные. К прямым могут быть отнесены меры прямого ограничения экспорта и/или импорта, в частности — установление квот, лицензий, эмбарго и др. К косвенным могут быть отнесены меры, которые воздействуют на экономические процессы через экономические интересы их участников. Например, политика установления таможенных пошлин, акцизов, сборов; система налогообложения, банковская процентная ставка, курс валют и др. В целом в процессе государственного регулирования внешнеэкономической сферы происходит постепенный отказ от применения административных мер и переход к экономическим мерам.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое международное разделение труда?
2. Какое место в нем занимает РК?
3. Что такое глобализация?
4. Назовите основные цели и методы регулирования внешнеэкономической деятельности?
Рекомендуемая литература:
1.Курс экономической теории. Под общей ред.проф.Чепурина М.Н. и проф.Кисилевой Е.А. Киров, 2009 г., гл.6, с.105-152.
2.Политическая экономия: Учебно-методическое пособие для преподавателей. Под ред. А.В.Сидоровича, Ф.М.Волкова. М., Изд.МГУ, 2010 г., гл.4, с.73-95, гл.5, с.95-117. гл.7, с.126-146
3.Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича: Учебник для вузов. 3-е издание. – СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2009.- гл.6, с.94-111.
4.Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник. Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, акад.Г.П.Журавлевой. М., ПРОМО-Медиа, 2010 г., гл. 5 с. 88-102, гл. 6 с. 103-115, гл. 7 с 116-135, гл.8 с.136-148, гл.22, с. 324-332.
6. Национальная экономика. Учебник / Под ред. Сидоровича А.В. Абишева А.А., Алматы,
Экономика, 2009.
7. Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана. Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана. Январь, 2012 г.
8. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства». Астана, Акорда, 2012 год