Стратегически-инновационная функция государства и механизм ее реализации
Историческая справка.
Термин «П.» получил распространение в 1960-х гг., когда начала складываться специальная теория разработки прогнозов управляемых явлений (см. Прогностика). Но фактически П. имеет длительную историю (см. Предвидение научное). На протяжении веков П. в социальной сфере не применялось, т.к. здесь полностью господствовали религиозные, утопические и идеалистические философско-исторические подходы к познанию будущего (см. Эсхатология,Утопия,Философия истории). Марксизм-ленинизм ознаменовал начало истории последовательно научного предвидения будущего. Новый толчок в этом отношении был дан опытом народно-хозяйственного планирования в СССР в 20-х — начале 30-х гг., т.к. выявилась необходимость предплановых прогнозных разработок. Одновременно на протяжении 2-й половины 19 —1-й половины 20 вв. получили значительное развитие конкретные прогнозы в естественных науках (погоды, болезней, полезных ископаемых и т.д.), всё чаще приходившие на смену обыденным предсказаниям на основе примет. В связи со 2-й мировой войной 1939—45 практика П. во всех странах была в значительной мере свёрнута и вновь развернулась только в 1950-х гг. С 1960-х гг. в условиях научно-технической революции (См. Научно-техническая революция)начался мировой «бум прогнозов». Методы и техника П. в условиях социализма и капитализма имеют некоторые общие черты. Вместе с тем существуют принципиальные различия методологии и характера исследований будущего с позиций марксизма-ленинизма и с позиций буржуазной футурологии (См. Футурология). П. в капиталистических странах опирается на многообразные и противоречивые методологические концепции буржуазной философии и социологии, служит целям государственно-монополистического капитализма. П. в развитых капиталистических странах используется отдельными государственными учреждениями и частными фирмами для повышения эффективности принятия решений.
П. в социалистических странах — в СССР, а также в Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии — тесно связано с народно-хозяйственным планированием. В СССР проблемами П. занимаются специальные отделы многих научных учреждений АН СССР, Госплана, Госкомитета по науке и технике, Госстроя, Главного управления Гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР и др. Аналогичные отделы имеются в Болгарии, ГДР, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии и Югославии. В Болгарии координацию прогностических исследований осуществляет Комиссия по прогнозированию при ЦК БКП, в ГДР — Стратегия, рабочая группа при Политбюро ЦК СЕПГ, в Венгрии — Комиссия по исследованию будущего Венгерской АН, в Польше — Комитет «Польша 2000 года» Польской АН, в Румынии — Национальный комитет по исследованию будущего. С 1967 организуются ежегодные конференции по проблемам П. социалистических стран — членов СЭВ.
В развитых капиталистических странах проблемами П. заняты многие учреждения. Важнейшие из них: в США— Корпорация РЭНД, Гудзоновский институт, институт по проблемам будущего, «Комиссия 2000 года» при Американской академии искусств и наук; в Великобритании — «Комитет следующих 30 лет» при Совете социальных исследований; во Франции — «Группа 1985 г.» при Совете Министров и Центр прогностических исследований; в ФРГ— Институт экономических исследований будущего им. Виккерта; в Италии — институт прикладных экономических исследований и т.д. Центры исследований будущего созданы также в Западном Берлине, при правительствах Швеции, Дании, Норвегии, Бельгии, Нидерландов, Швейцарии и др. стран.
Центры прогностических исследований организованы в ряде развивающихся стран — Индии, Иране, Аргентине, Венесуэле, Мексике и др.
Почти во всех странах Западной Европы и в США имеются национальные научные общества, объединяющие специалистов по П. Три из них: «Футурибль» (Франция), «Мир будущего» (США) и «Человечество 2000 года» (Великобритания) носят международный характер и имеют филиалы в различных странах. В 1973 создана Всемирная федерация исследований будущего. Состоялись 4 Всемирные конференции по исследованию будущего (Осло — 1967, Киото — 1970, Бухарест — 1972, Париж — 1974).
Прогнозирование
Разработка Прогноза; в узком значении — специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления. П. как одна из форм конкретизации предвидения научного (См. Предвидение научное) в социальной сфере находится во взаимосвязи с планированием, программированием, проектированием, управлением, целеполаганием. Это проявляется в параллельных прогнозно-плановых, прогнозно-проектных и т.п. разработках (целевое, плановое, программное, проектное, организационное П.). Различают поисковое (генетическое, изыскательское, исследовательское) и нормативное П. Первое имеет целью получить предсказание состояния объекта исследования в будущем при наблюдаемых тенденциях, если допустить, что последние не будут изменены посредством решений (планов, проектов и т.п.). Второе имеет в виду предсказание путей достижения желательного состояния объекта на основе заранее заданных Критериев, целей, норм. Важную роль в П. играет обратная связь между предсказанием и решением, Интенсивность её неодинакова для различных объектов исследования.Методологическая ориентация П. управляемых (большей частью социальных) явлений не на безусловное предсказание, а на оценку вероятного (при условии сохранения наблюдаемых тенденций) и желательного (при условии заранее заданных норм) состояния объекта. Ожидаемый результат исследования — использование прогностической информации, полученной на основе сопоставления данных поискового и нормативного П., для повышения обоснованности целей и решетгий, в том числе планов, программ, проектов. Отрасли П. В естественых науках выделяется П. в метеорологии (П. атмосферных явлений — см. Прогноз погоды, Агрометеорологические прогнозы), в гидрологии (П. паводков, волнений, цунами, замерзания и вскрытия льдов и т.д. — см. Гидрологические прогнозы), в геологии (П. полезных ископаемых, землетрясений и т.д.), в астрономии (П. состояния небесных тел, газов, излучений), в агрометеорологии (П. в сельском хозяйстве, урожайности с.-х. культур, условий формирования урожая и т.п.), в биологии и медицине (П. в сфере физиологии и психологии животных и человека), в технических науках (научно-техническое, технологическое, инженерное П. в техносфере: состояния материалов и режима работы механизмов, машин, аппаратов, приборов), В общественных науках выделяется П. в науковедепии (П. социальных аспектов развития науки и научно-технического прогресса, перспективности отдельных направлений научных исследований, структуры науки, научных кадров и учреждений и т.п. — см. Прогноз научно-технический), в социальных отраслях медицины (П. перспектив развития здравоохранения), П. физической культуры, спорта, П. в экономической географии и социальных отраслях астрономии (П. перспектив исследования и освоения Земли и космоса), в социальных отраслях экологии (П. перспектив сохранения равновесия между состоянием природной среды и жизнедеятельностью человеческого общества), в экономических науках (см. Прогноз экономический), в социологии (П. социальной структуры, организации и т.д.), в демографии (П. роста и структуры населения), в филологии и этнографии (П. развития языка, письменности, обычаев, национальных отношений), в архитектуре и градостроительстве (П. расселения, развития города и села, жилища и т.п.), в сферах образования, культуры, нравственности, государства и права (юридический П.), внешней и внутренней политики, военного дела. К началу 70-х гг. 20 в. П. сравнительно развито только в нескольких естественных науках (комплекс агрогидрометеорологии), в ряде технических наук, в науковедений, демографии, экономических науках и криминологии. Отраслевая классификация П. ещё не устоялась. Так, например, термин «научно-технический П.» охватывает иногда П. во всех естественных науках, а также в науковедении, географии, здравоохранении. «Социальное П.» в широком смысле означает «П. в общественных науках», а в узком — «П. в социологии» и т.п. П. на практике развивается в комплексах взаимосвязанных прогнозов по отдельным научным дисциплинам. При этом в зависимости от цели прогностического исследования одна из отраслей П. является профильной, образует собственно предмет исследования, а смежные отрасли составляют прогностический фон заранее полученных данных. Прогностический фон состоит из нескольких отраслей: научно-технической, демографической, экономической, социологической, культурной, внутриполитической, внешнеполитической.
Виды П. По времени упреждения П. разделяется на текущее (когда не ожидается существенных изменений исследуемого объекта и имеются в виду лишь отдельные, частные количественные оценки), краткосрочное (общие количественные оценки), среднесрочное (количественно-качественные оценки), долгосрочное (качественно-количественные оценки), сверхдолгосрочное (общие качественные оценки). Обычно в общественных науках: краткосрочные на 1—2 года, среднесрочные на 5—10 лет, долгосрочные на 15—20 лет, сверхдолгосрочные на 50—100 лет.
Наиболее распространено 10—15 обще- и межнаучных методов: экстраполяция (с учётом особенностей динамики развития объекта П., возможных отклонений динамического временного ряда под воздействием факторов прогностического фона),Моделирование (имитационные, игровые, операциональные, сетевые и др. модели (См. Модель)), опрос экспертов и населения, историческая аналогия, прогнозные сценарии, матрицы взаимовлияющих факторов типа «проблемы — возможные способы их решения», «затраты — выпуск» и т.п., а также методы, основанные на построении графов и «дерева проблем» или «дерева целей», методы, основанные на использовании патентов и т.д.
Обычно выделяют три класса методов П.: экстраполяция, моделирование, опрос экспертов. Но такая классификация условна, т.к. прогностические модели предполагают экстраполяцию и экспертные оценки, последние представляют итог экстраполяции и моделирования экспертом исследуемого объекта и т.д.
Конкретные методики, по которым ведётся П., образуются путём оптимального сочетания нескольких методов сообразно цели и задачам исследования. Иногда несколько методик объединяются в комплексную систему П. (т. н. прогнозирующую систему) в совокупности с системами целеполагания, планирования, программирования, проектирования, управления в целом. Примером может служить система «FAME» («Прогнозы и оценки для управления разработками»), на основе которой в США в 1960-х — начале 1970-х гг. осуществлялась программа космических исследований «Аполлон». В мировой практике насчитывается около двух десятков подобных систем.
Общая типовая методика П. содержит следующие основные этапы исследования: предпрогнозная ориентация (определение предмета, цели, задач, времени упреждения, рабочих гипотез, методов, структуры и организации исследования); прогностический фон (сбор готовых данных по смежным, непрофильным отраслям П.); исходная или базовая модель, т. е. система показателей, параметров, отображающая характер и структуру объекта; поисковая модель (проекция в будущее системы показателей исходной модели на дату упреждения по наблюдаемой тенденции с учётом факторов прогностического фона); для управляемых явлений — также нормативная модель (проекция в будущее системы показателей исходной модели в соответствии с заданными целями и нормами по заданным критериям); оценка степени достоверности (верификация) и уточнение предварительных моделей с помощью параллельных, контрольных методов, обычно опросом экспертов; выработка рекомендации для оптимизации принятия решений в планировании, управлении и т.п. на основе сопоставления прогностических моделей.
Как показывает опыт, соблюдение требований методики П. позволяет разрабатывать прогнозы относительно высокой степени достоверности, точности, дальности, а по управляемым объектам давать ценную упреждающую научную информацию для повышения уровня объективности и, следовательно, обоснованности разработки целей, планов, программ, проектов, решений. Однако теория П. развита недостаточно, многие трудности в практике П. в связи с этим ещё не преодолены, и качество прогнозов в ряде случаев не соответствует растущим требованиям.
Способность заранее сформировать мыслительный образ объекта и среды своих действий — фундаментальное качество человека, отличающее его от всех иных живых существ на земле. А поскольку человек живет и развивается только во взаимоотношениях с другими людьми, в составе тех или иных ячеек общества, с некоторых пор стало возможным и необходимым на постоянной основе развивать функцию предвидения и планирования будущих состояний экономики, общества и их структур.
История свидетельствует, что прогнозирование возникло много столетий назад. Прогнозировали и планировали будущее правители народов в самые древние века. Экономическим предвидением и в каком-то смысле планированием занимались уже феодальные хозяйства. Однако устойчивые отношения в этой сфере и развитый категориальный аппарат, сопоставимый с тем, которым мы пользуемся ныне, сформировались в эпоху господства рыночно-капита-листических отношений. Капиталист довел до совершенства методы долговременного и оперативного планирования производства внутри фирмы. Сама логика процесса углубления разделения и кооперации труда потребовала установления и поддержания пропорций в экономических системах, что побуждало к более глубокому постижению законов их изменения во времени. Это послужило базой формирования функций (с выделением соответствующих ресурсов) по обеспечению прогнозирования, стратегического и текущего планирования, а также программирования социально-экономического развития как в рамках отдельных хозяйственных структур, так и в масштабе общества. Существенный вклад в копилку совокупного опыта в данном отношении внесла (при всей ее противоречивости) практика централизованного планирования, сформировавшаяся в Советской России (в СССР) и других социалистических странах в XX в. Этот опыт творчески впитан высокоразвитыми странами современности. И сегодня человечество располагает широчайшим арсеналом средств (приемов, инструментов, методов и т.п.), позволяющих осуществлять научное прогнозирование и программирование, стратегическое и индикативное планирование социально-экономических процессов с учетом новых общемировых тенденций и вызовов времени.
Базовые понятия
Наука и практика опираются при рассмотрении вопросов прогнозирования, планирования и регулирования социально-экономических процессов в обществе на разветвленный понятийно-категориальный аппарат. Но одни и те же понятия нередко применяются к различающимся ситуациям, а с другой стороны, идентичные по сути процессы иногда определяются при помощи разных терминов. Приходится сталкиваться с противоречиями использования языка, с фактами нечаянной «подмены тезиса» и т.п. Неудобства возникают и из самой громоздкости словесных характеристик, к коим приходится прибегать, когда описывается весь цикл предвидения (прогнозирования) и воплощения его данных в программах и планах действий. Поэтому представляется очень важным в рамках настоящего учебника с самого начала условиться о базовых понятиях.
Прежде всего подчеркнем, что главным объектом,применительно к которому будут анализироваться процессы прогнозирования и стратегического планирования, являются здесь крупные социально-экономические системы, взаимодействующие между собой в масштабах глобального мирового сообщества. В центре анализа, естественно, находится социально-экономическая система России и возможные траектории ее изменений в контексте общемировых тенденций. В социально-экономической системе России, в свою очередь, в центр рассмотрения ставится ее национальная экономика как структурная целостность образующих ее отраслей, регионов, кластеров, разнообразных хозяйственных систем.
При прогнозировании и стратегическом планировании их развития нужно учитывать, что любая социально-хозяйственная система не живет по законам непрерывного прогресса, а проходит через естественные фазы зарождения и становления новшеств, подъема, стабильного развития, упадка и кризисов. Поэтому традиционные линейно-экстра-поляционные подходы здесь чреваты большими ошибками. Более надежные, научно обоснованные и достоверные прогнозы можно выстроить лишь с использованием теории циклов и кризисов, разработанной Н.Д. Кондратьевым и другими российскими и зарубежными учеными.
Под прогнозомв общем смысле слова понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Соответственно сам процесс разработки прогноза называется прогнозированием.
Прогнозирование находится в одном ряду с довольно часто используемым понятием «предвидение». Предвидение есть, очевидно, самая общая характеристика круга явлений, связанных с ожиданиями будущего. В общем случае предвидение может быть представлено в виде трех его форм — это гипотеза, прогноз, план.
Гипотезаотносится к научно-исследовательской фазе осуществления предвидения, когда данные о будущем выдвигаются в порядке предположений, с опорой на интуицию и чисто теоретические конструкции.
Отличительный смысл прогнозированияв сопоставлении с более ранними фазами общего предвидения состоит, думается, в непременном сочетании в нем свойств научно-теоретической фундаментальности с достаточной конкретностью предсказаний.
По уровням управления в стране можно выделить прогнозы предприятий и их объединений, регионов и отраслей, а также национальные, международные (например, в рамках СНГ или ЕС) и глобальные прогнозы. Обычно прогнозы высшего уровня выступают в качестве ориентиров при разработке прогнозов нижнего уровня.
Характер прогноза сильно зависит от времени упреждения событий. По этому признаку прогнозы подразделяются на: оперативные, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и дальнесрочные (сверхдолгосрочные). В разных источниках приводятся не вполне одинаковые представления авторов о продолжительности периодов предвидения для каждого из этих видов прогнозов. Наиболее распространено представление, что оперативные прогнозы имеют горизонт до года; краткосрочные — от 1 до 3 лет; среднесрочные — от 4 до 10 лет; долгосрочные — от 10 до 20 лет; дальнесрочные (или сверхдолгосрочные) — свыше 20 лет.
В зависимости от объекта и горизонта прогнозирования в содержательном смысле прогнозы могут быть либо количественно конкретными, либо преимущественно качественными. Прогнозы могут быть представлены в виде четко просчитанных альтернативных вариантов решений с наборами предполагаемых показателей или же носить сценарный характер.
Под сценариемпри этом понимается гипотетическая последовательность событий, которая показывает, как из существующей или некой заданной ситуации может развертываться шаг за шагом будущее состояние объекта, интересующего разработчика.
Прогнозы во всех своих формах относятся к предсказательной фазе проработок будущего. Но в них также почти всегда присутствует и следующая — предуказательная — фаза понимания будущего. В этом контексте прогноз органически взаимосвязан с комплексом процессов и явлений, относящихся уже к планированию и программированию социально-экономического развития.
Разработка на основе прогнозов и предплановых расчетов сводных концепций социально-экономического развитиястраны (региона) на перспективу является характерным примером интеграции в той или иной мере функций прогнозирования и стратегического планирования. Причем на практике такого рода документы называют иногда концепцией, а иногда программой, и всегда в них прогнозный компонент сочетается с элементами планирования.
Планированиев его самом общем значении представляет собой процесс научного или эмпирического обоснования целей и приоритетов социально-экономического развития с определением путей и средств их достижения. Соответственно план— это документ, который содержит систему показателей и набор различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нем отражаются как цели и приоритеты, так и ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения.
Важно внести ясность в вопрос об особенностях употребления понятий «планирование»(вообще), «стратегическое планирование», «индикативное планирование».В российской практике периода рыночных трансформаций термин «планирование» долгое время практически не употреблялся в документах и программно-аналитических проработках: это была поспешная и не очень умная реакция российской «элиты» на выдвинутую задачу перейти к исключительно рыночным методам регулирования экономических процессов. Государственное планирование было полностью, даже в годичных проектировках, вытеснено категорией прогнозирования (кроме финансового плана — государственного бюджета). В последующем данную крайность начали преодолевать, но очень несмело и половинчато. В обиход на уровне макроэкономических проработок понятие планирования возвращали с крайней осторожностью и непременно в связке с уточняющими (ограничивающими) его смысл словами. Лишь в самом начале XXI в. в проектах документов правительства и Федерального Собрания РФ стали появляться термины «индикативное планирование» и «индикативный план». Характеристика индикативности, как очевидно, здесь должна была подчеркивать сугубо информационное предназначение плановых документов, исключающее даже намек на мобилизующую функцию плана. Затем в обиход макроэкономической политики с еще большими оговорками постепенно стало возвращаться понятие «стратегическое планирование»1.
1 Понятие «стратегическое планирование», конечно, использовалось и на начальных этапах реформ, но только применительно к «стратегическому менеджменту», на уровне корпораций (фирм), да и то с ярлыками «неполноценности», «устарелости». Лишь в распоряжении Правительства РФ от 1 декабря 1999 г. было определено задание разработать стратегический план развития России до 2010 г., для чего был создан Центр стратегических разработок. Однако это задание так и не было выполнено, вместо стратегического плана появилась очередная программа рыночных реформ.
Стратегическое планированиеесть процесс определения целей и приоритетов, а также значений экономических показателей по основным, наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны (региона) на длительную перспективу или на средний срок с одновременным формированием основ механизма их реализации. Оно предполагает учет факторов внешней среды и уже по этой причине всегда является альтернативным, многовариантным. При стратегическом планировании решаются те задачи, которые определяют общий характер экономических трансформаций, устойчивость и конкурентоспособность экономики, уровень жизни населения, обороноспособность страны и др. При этом конечный результат не является строго фиксированным, а расположен в определенной зоне с заданными предельными границами по величине и времени.
Индикативное планированиеможет рассматриваться как основной рабочий инструмент по реализации целей, сформулированных в стратегическом плане развития макросистемы с учетом имеющейся ресурсной базы и конкретно складывающейся экономической и социальной ситуации.
Понятие планирования необходимо как можно скорее и полностью освободить от идеологической нагруженности, которая связана с директивным планированием в варианте упрощенной догмы советских лет. Планирование должно обрести свое реальное содержание, т.е. стать процессом научного обоснования целей и приоритетов развития с определением возможных путей и средств их достижения. Именно в этом своем значении планирование широко применяется в том числе и в капиталистической практике. И можно ожидать, что по прошествии времени у нас в большинстве случаев к понятию «план социально-экономического развития» на три или пять лет не будет необходимости добавлять слово «индикативный», так как это будет само собою разумеющимся. Обязательность же или лишь информационный характер конкретных индикаторов зависят не от названия планового документа, а от заложенных механизмов их реализации.
Во избежание недоразумений необходимо в конкретных ситуациях уточнять термин «программирование».В обычном рабочем значении программирование трактуется как процесс формирования тех или иных программ социально-экономического и научно-технического развития. Речь может идти о комплексных программах развития страны (региона), национальных программах и проектах по реализации избранных приоритетов, о конкретных целевых программах по осуществлению прорывов в тех или иных областях либо о более узких отраслевых или региональных программах и др.
Целевая программа— это система взаимоувязанных по целям, ресурсам и срокам мероприятий, обеспечивающая реализацию приоритета социального, экономического, научно-технического или экологического развития в заданные сроки и с наилучшим эффектом. Целевое программирование является сердцевиной стратегического управления и выполняет в рыночной экономике такие функции, как выявление узловых точек (приоритетов) социально-экономического развития, позволяющих решать крупные проблемы; концентрация сил и средств на решении ограниченного числа стратегических задач; взаимная увязка программ между собой и с остальными блоками экономики.
Понятийный аппарат целевого программирования за последнее время расширился и обогатился. Так, в России начиная с 2006 г. возобновилась практика реализации национальных целевых программи национальных проектов,о чем подробнее пойдет речь в главе 4. Одновременно совершенствуются механизмы формирования и осуществления традиционных целевых программ федерального, регионального и корпоративного уровня.
Подчеркнем, что в понятие «программирование» нередко вкладывается и более широкий смысл. Например, в прогнозно-аналитической практике западных стран стало употребляться понятие «глобальное программирование».Оно подразумевает широкую цепь прогнозно-плановых проработок и управленческих мероприятий, направленных на перевод макроэкономической системы страны (или региона) в качественно новое состояние в будущем. В таком контексте, очевидно, понятие «программирование» становится близким по смыслу понятию «долгосрочное стратегическое планирование» развития макросистем, о чем речь будет идти чуть ниже.
Итак, планирование социально-экономического развития, сколь бы различными ни были его конкретные формы и методы, развивается и совершенствуется в тесной взаимосвязи в предшествующими ему во времени этапами всестороннего прогнозирования стратегических возможностей общества. Поэтому все формы и фазы прогнозирования, планирования и программирования развития целесообразно анализировать применительно к задачам России как целостный процесс.
2. Изменение места и роли прогнозирования, планирования и программирования в регулировании экономики
Практика всех динамично развивающихся стран мира свидетельствует, что прогнозирование, планирование и программирование являются важными этапами в осуществлении государством функций управления и регулирования социально-экономических процессов. Правительства стран выступают в этой работе организаторами или заказчиками, но в ней одновременно участвуют самые разные государственные и частные корпорации, общественные организации. Немаловажная роль в последнее время здесь принадлежит также международным организациям, особенно в части проработки глобальных прогнозов и проектов международных программ развития. Конкретные формы, последовательность и механизмы осуществления прогнозирования, планирования и программирования весьма сильно зависят от исторических условий и традиций, сложившихся в стране.
Трансформационный сдвиг в России, обусловленный переходом с конца 1991 г. к рыночной модели хозяйствования, сильно (и не в лучшую сторону) сказался на отношении в обществе к вопросам прогнозирования и планирования. Российская «элита» не смогла оценить и воспринять практику, наработанную за последние годы в продвинутых странах по прогнозированию, планированию и регулированию экономики. Накопленный же ранее в нашей стране колоссальный опыт организации стратегического прогнозирования и планирования был почти полностью отвергнут. Методологическим обоснованием такого отношения послужило поверхностное прочтение ряда теоретических постулатов рыночного хозяйствования. Например, из положения о «теоретической несовместимости выдвижения на уровне национальной макросистемы какой-либо общественной цели с тезисом о приоритете системы индивидуально-предпринимательских целей» (так называемый парадокс К. Эр-роу) российские реформаторы сделали вывод о якобы вообще ненужности государственных стратегий применительно к национальной экономике в целом. Такой подход закрепил на долгое время в российской политике весьма упрощенное понимание идеи либерализации экономических отношений и вылился в насаждение политической линии на разгосударствление экономики и приватизацию всего общественного как самоцели реформ.
Вопросы о соотношении общественного и частного, государственного и неправительственного, о взаимоотношениях государства и бизнеса всегда были непростыми в своем решении, потому что они затрагивают фундаментальные качества социально-экономической и социально-политической системы. Состояние дел в этой области имеет прямое отношение к возможностям и способам организации работы по прогнозированию, планированию и регулированию экономики. В условиях «чистого» (раннего) капитализма подавляющая часть данных функций могла осуществляться на уровне фирм (предприятий) с учетом достаточности существовавших механизмов рыночной саморегуляции в масштабах национальной экономики и в рамках мировых экономических связей. Но уже Великая депрессия 30-х годов XX в. потребовала резкого изменения в концепциях организации национальной экономики. «Кейнсианская революция» в экономической теории и управленческой практике превратила вмешательство государства в экономические процессы из редкого и вынужденного события в постоянно присутствующий и необходимый фактор. В еще большей мере и на качественно новом уровне государственное участие в текущем и перспективном регулировании экономики потребовалось в связи со стартом в середине XX в. новой научно-технической революции, а затем — в связи с нарастанием дефицита природных ресурсов и глобализацией мировой экономики.
Практически все высокоразвитые страны и те из развивающихся стран, которые не смирились со вспомогательной своей ролью в мире, стали регулярно осуществлять прогнозные разработки в сфере науки, технологий, экономического и социального развития. Стало нормой расширять горизонт стратегических прогнозов до периода в 25, 50, 100 и более лет. В США, Японии, странах ЕС регулярно разрабатываются национальные и международные целевые программы по осуществлению прорывов на тех или иных научно-технологических направлениях, а также по решению крупных социально-экономических проблем. Будничной практикой стало использование приемов макроэкономического индикативного планирования, во многих капиталистических странах теперь на регулярной основе разрабатываются пятилетние (или трех-четырехлетние) планы социально-экономического развития.
В общем надо однозначно констатировать, что рыночный характер экономики отнюдь не препятствует осуществлению в широких масштабах прогнозно-плановых функций в современных государствах. Эти функции организуются правительствами при активном сотрудничестве с корпорациями и неправительственными организациями.
Далее, надо учесть, что современные экономики капиталистических стран — это отнюдь не чисто рыночные хозяйства. Абсолютно прав французский экономист и социолог Жак Сапир, утверждающий, что «экономические системы западных стран функционируют не в соответствии с логикой рынка, а как комбинации рынка, организации, сетей и администрирования, которые по-разному сочетаются в конкретных географических и исторических условиях»1.
Отметим ряд появившихся за последнее время новых характеристик функционирования социально-хозяйственных систем, ставших органическими компонентами мирового глобального хозяйства.
Первое.Наблюдающееся усиление зависимости процессов в каждой отдельной стране от экономических и социально-политических условий во внешнем мире существенно повышает значение взаимодействия национальных центров прогнозно-плановой работы с аналогичными центрами общемировой ориентации.
1 Сапир Ж. К экономической теории неоднородных систем. Опыт исследования децентрализованной экономики: Пер. с фр. / Под науч. ред. Н.А. Макашевой. М.: ГУ-ВШЭ, 2001. С. 14.
Неравномерность распределения прогнозно-аналитического потенциала между странами и регионами актуализирует проблему возможного подчинения прогнозных и плановых проектировок (в том числе и национальных) интересам доминирующих центров мировой политики. В этих условиях задача всестороннего развития национальных систем прогнозирования и стратегического планированиядолжна во всех странах, особенно таких, как Россия, рассматриваться как ключевая в ряду всех иных задач государственной политики.
Второе.В условиях резкого обострения в мировых масштабах проблемы дефицита энергетических и иных природных ресурсов надежды на устойчивое развитие национально-хозяйственных систем в долговременной перспективе могут быть связаны лишь с акцентом на освоение глубинного потенциала новых знаний и научно-технологических инноваций, позволяющих задействовать ресурсоэкономные технологии и многократно повысить конечную эффективность экономики. Поэтому объективно возрастает значение хорошей постановки на национальном уровне работы в области научно-технологического прогнозирования.Этот вид прогнозирования должен становиться системообразующим компонентом в стратегическом прогнозировании и концептуальном программировании развития экономики.
Третье.Новые, более жесткие требования выдвигаются к взаимодействию государственной и частной форм властиво всех вопросах стратегического регулирования развития. В конкретных условиях смешанной экономики каждая страна может и должна вырабатывать в управлении экономическими процессами свои оптимальные схемы сочетания регуляций, базирующихся на экономической выгоде, на административных и договорных отношениях, на морально-этических императивах, на обеспечении функционирования и развития нерыночного в своей основе сектора экономики.
Нельзя не учитывать, что в условиях нарастания мощи транснациональных корпораций (ТНК), как и мощи иных предпринимательских структур национального и регионального масштаба, когда основной ресурсный потенциал развития сосредоточивается за пределами прямого государственного управления, эгоистические (частнособственнические) деформации в формировании будущего могут быть скорректированы только в результате более квалифицированного, чем когда-либо ранее, и более ответственного осуществления государством своих стратегических функций. Этот аспект особенно значим для России, в которой за время рыночных реформ государственный аппа