Программы регулирования турбовинтовых двигателей (ТВД)
Регулирующими факторами (РФ) являются:
§ Gт (расход топлива в камеру сгорания);
§ φв [ угол установки (шаг) винта].
А в качестве основного (РП) выбирается (nвинта), т.к. в основном тяга ТВД образуется за счет тяги воздушного винта – примерно 95%, поэтому основная задача регулирования газогенератора ТВД сводится к обеспечению оптимального режима работы воздушного винта. Для этого, на всех режимах работы двигателя и при любых полетных условиях достаточно поддерживать определенную частоту вращения, подобранную для данного винта, тогда программа регулирования будет выглядеть так: - (nвинта=const).
Выбор второго (РП) определяется схемой ТВД:
- Одновальный(в основном отечественные двигатели).
Постоянство частоты вращения винта (nвинта=const) при одновальной схеме обеспечивается за счет поддержания постоянства частоты вращения ТК контура (nтк=const), поэтому (nтк) выбирается в качестве основного (РП). А в качестве второго (РП) выбирается (Тг*). Тогда программа регулирования будет иметь вид:
nтк=const Тг*=const |
При этом (РФ) могут быть как (Gт и φв), так (φв и Gт) соответственно, причем последний вариант, когда (РФ) для (nтк) является (φв), а для (Тг*) → (Gт) является более предпочтительный. Например (замкнутая САР): при ↑(Тг*) → регулятор(n) → ↓(Gт), соответственно, ↓(nтк), в тоже время регулятор(φв) → ↓(φв) тем самым ↑( nтк), до тех пор, пока (nтк=nтк зад).
P.S. Работа обоих регуляторов координируется механизмом объединенного управления (МОУ). Но, технически осуществить такую САР замкнутой сложно. Наиболее распространенная схема САР – разомкнутая. Используется (АДТ), при этом регулятор(n) поддерживает (nтк=const) на всех режимах, а отклонения (Тг*) компенсируется изменением подачи топлива (Gт).
nтк max =const Тг* max = const |
На максимальном режиме программа регулирования будет иметь вид, соответственно:
При реализации такой программы регулирования мощность винта (Nв) будет зависеть от условий полета, т.е. от (p1* и Т1*), так, при ↑(Vп) и ↓(Нп) → располагаемая (Nв)↑ и может достигнуть предельной по условиям прочности редуктора. В связи с этим у так называемых высотных ТВД (предназначенных для средних и больших высот полета - Нп>6км) выполняется программа регулирования (Nв max=const). Ограничение (Nв max) осуществляется снижением (Тг*) за счет ↓(Gт), при (nтк=const). Путем ↓(φв), облегчается (ВВ), предотвращая тем самым ↓(nтк) при ↓(Gт).
Поэтому для высотных ТВД программа регулирования зависит от (Нп) и в зависимости от высоты полета будет иметь вид:
nтк max =const Тг* max = const |
- при (Н<Нрасч) программа:
Nв max = const nтк max =const |
- при (Н>Нрасч) программа (на всех отечественных ТВД: НК-12, АИ-20, АИ-24):
Оптимальная программа дросселирования в общем случае требует снижения как (nтк), так и (Тг*) в зависимости от перемещения РУД. Это достигается за счет уменьшения подачи топлива (Gт) при одновременном уменьшении угла установки (шага) винта (φв). Однако, на большинстве ТВД для упрощения схемы регулирования следующая программа регулирования при дросселировании:
nтк max =const |
При ↓(Nдв) за счет ↓(Gт) и, соответственно, ↓(Тг*), частота вращения ТК (nтк max) остается постоянной путем ↓(φв), вплоть до (φв=min). Подобная программа дросселирования обеспечивает большой запас устойчивости компрессора (∆Ку) на пониженных режимах, что может быть использовано для улучшения приемистости ТВД (т.к. ↑(Nдв) осуществляется без раскрутки ротора и поэтому время приемистости (τприем) определяется только скоростью поворота лопастей винта и быстродействием топливной аппаратуры;
- Двухвальные ТВД (зарубежные).
При двухкаскадной (так еще называют эти двигатели в соответствии с ГОСТом) схеме компрессора винт приводится во вращение от (ТНД), так называемой ″свободной турбины″. Такие ТВД могут иметь изменяемую и неизменяемую геометрию ГВТ, при этом механизация компрессора имеет такое же назначение, что и у ТРД. В качестве (РП) выбираются (nтк) и (nвинта), соответственно, (РФ) → (Gт) и (φв), а (Тг*) – ограничиваемая величина.
nтк max =const nвинта max =const |
На максимальном режиме программа регулирования имеет вид:
При этом, (Тг*) ограничивается (Тг*<Тг* max), а изменение углов установки НА (αна), также как в ТРД, используется для обеспечения необходимого запаса устойчивости компрессора (∆Ку).
Если ТВД высотный, то у него, как и одновального ТВД предусматривается ограничение (Nдв) на Нп< Нп расч → (nтк)↓ за счет уменьшения подачи топлива (Gт), при этом (nвинта=const).
При дросселировании, снижение мощности двигателя(Nдв) достигается одновременным уменьшением (nвинта) и (Тг*). Но, на практике чаще реализуется более простая программа дросселирования, при которой ↓(Тг*) достигается за счет ↓(Gт), а поддержание постоянным частоты вращения винта (nвинта=const) за счет изменения шага винта (φв). Т.е, ограничение (Nдв) при сохранении (nвинта=const) удобно тем, что (Мкр) на валу будет пропорционален (Nдв). А (Мкр) может быть непосредственно измерен. Устройства, служащие для этой цели называют (ИКМ) – измерители крутящего момента. И регулирование по величине (Мкр) является ограничительным регулированием. При достижении предельно допустимого значения крутящего момента (Мкр) сигнал от (ИКМ) вызывает уменьшение подачи топлива (Gт).
Вывод: Особенностью двухвального ТВД является практическая независимость режима работы ТК, определяемого параметрами (nтк) и (Тг*) от скорости вращения винта (nвинта), что позволяет при неизменном режиме работы ТК изменять режим работы винта. Это делает весьма выгодным применение двухвального ТВД для вертолетов, для которых необходимо обеспечить возможность сколь угодно быстрого изменения угла установки (шага) винта (φв).