Этап проведения лекции
План лекции:
1) Основные понятия миграционных процессов;
2) Особенности миграционных потоков и политики в России;
3) Последствия использования трудовых ресурсов в РФ.
Преподаватель читает лекцию:
1) Основные понятия миграционных процессов
По мере глобализации мировой экономики все более важным фактором экономического, социального и демографического развития многих стран становится международная миграция рабочей силы и населения. Это – один из наиболее сложных элементов международных экономических отношений, поскольку объектом являются человеческие ресурсы, что и определяет остроту возникающих в связи с международной миграцией проблем и многогранность последствий этих процессов.
Международная миграция рабочей силыпредставляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения.
Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под эмиграциейпонимается выезд из страны на постоянное место жительства, под иммиграцией – въезд в страну на постоянное место жительства.
В основе процесса миграции лежит действие двух основных факторов:
1) усиление интернационализации экономической жизни в принципе, что объективно ведет к возрастанию степени международной мобильности всех факторов производства, в данном случае – рабочей силы;
2) усиление неравномерности развития мировой экономики, когда увеличение масштабов международной трудовой миграции становится следствием определенных диспропорций в развитии мировой экономики.
Международные мигранты подразделяются на пять основных категорий:
1) иммигранты и неиммигранты, легально допущенные в страну;
2) работники – мигранты по контракту;
3) нелегальные иммигранты;
4) лица, просящие убежища;
5) беженцы.
Основные центры притяжения миграционных потоков.
Основной поток международной миграции в последние десятилетия устремляется в США. И это безусловно связано с экономическим развитием страны. Другим крупнейшим центром притяжения мигрантов является Западная Европа. Лидерство по масштабам иммиграции в Европе удерживают Германия, Франция, Великобритания. В качестве примера более локального регионального центра притяжения мигрантов можно назвать Австралию. В последнее десятилетие локальным центром иммиграция стала Россия.
2) Особенности миграционных потоков и политики в России
Процессы трудовой иммиграции в России стали складываться достаточно поздно, в отличие от развитых стран. В период, когда складывались основные потоки международной миграции, СССР проводил политику жесткого контроля за всеми формами движения трудовых ресурсов. Международная трудовая миграция рассматривалась в советской экономической науке как порождение капитализма и необходимое условие его господства.
Тем не менее, Советский Союз, как и другие страны социализма, не мог совсем оставаться в стороне от процессов, происходящих на мировой арене. Значительное число рабочих и специалистов ежегодно выезжали из СССР в другие государства, в основном социалистические, такие как, Китай, Монголию, Кубу, Вьетнам, а также страны «третьего мира». По некоторым оценкам, в 70 -80-е гг. за пределами СССР работало ежегодно в среднем около 300 тыс. советских граждан.
В настоящее время по мере формирования рынка труда в России все более отчетливо проявляются элементы международного рынка труда: экспорт рабочей силы, импорт рабочей силы, участие в международном рынке труда без прямой эмиграции из России.
Из общей сложности в экономике России представлены работники из более чем 100 государств. Особое место в притоке рабочей силы в России занимают страны – члены СНГ, прежде всего Украина и Белоруссия. Из стран «дальнего Зарубежья» среди трудовых мигрантов преобладают граждане Китая и Турции.
Хотя с начала 2000 – х годов зарегистрированные иностранные рабочие – мигранты работали в 84 из 89 субъектов Российской Федерации, основными центрами притяжения были только пять регионов: Ханты –Мансийский и Ямало – Ненецкий автономные округа Тюменской области, приграничные районы юга Дальнего Востока (Приморский край), юг Европейской части России (прежде всего Белгородская и Ростовская области), Москва, Санкт – Петербург.
На долю указанных 5 регионов приходится около 66 % общей численности иностранной рабочей силы России. Поэтому для нашей страны миграция иностранной рабочей силы является как общефедеральной, так и региональной проблемой.
Как правило, иностранные рабочие заняты в трудоемких отраслях, куда местное население работать не стремится. Из таких отраслей можно назвать – строительство, жилищно – коммунальное хозяйство, автомобильный транспорт, частично сельское хозяйство.
Вопросами включения России в международный рынок труда в 90 –е гг. занималась Федеральная миграционная служба России, в 2000 г. указанные проблемы решало Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики, в настоящее время, эти функции возвращены Федеральной миграционной службе.
В качестве первых направлений развития миграционной политики в России рассматривались закон «О гражданстве РФ» и Закон РФ от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ», который ужесточил порядок пребывания иностранцев и лиц без гражданства в связи с тем, что нелегальная миграция приняла в нашей стране угрожающие для криминологической безопасности размеры.
1 января 2007 года на территории Российской Федерации вступил в силу новый Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ).
«Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности» (статья 1).
На всех этапах работы над этой проблемой ставились следующие приоритетные задачи миграционной политики:
- управление миграционными процессами в России, регулирование въезда и выезда мигрантов, осуществление миграционного контроля, стабилизация и оптимизация миграционных потоков;
- создание социально – экономической адаптации и интеграции мигрантов в РФ путем создания законных и гуманных условий их приема и размещения;
- оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам;
- сотрудничество с международными организациями в области миграции;
- защита прав и интересов граждан РФ, проживающих на ее территории и за ее пределами.
И законодательное урегулирование миграционных процессов в РФ имеет сегодня первостепенное значение, так как сегодня по объему иммиграционного потока Россия занимает третье место в мире после США и Германии. По данным МВД, на территории нашей страны постоянно находится около 5 млн. иностранцев, из которых 98 % приехали исключительно на заработки.
Таким образом, Россия также вовлечена в процессы трудовой иммиграции, и перед ней встают проблемы характерные для большинства стран мира при решении и урегулировании данного вопроса. Тем более, если учесть, что процесс международной миграции оказывает не только экономическое, но и многоплановое социальное, демографическое и социально – психологическое влияние, как на страны – доноры, так и на принимающие страны.
3) Последствия использования трудовых ресурсов в РФ
Трудовая иммиграция оказывает на развитые общества неоднозначное воздействие. Рассмотрим «плюсы» и «минусы» трудовой иммиграции в Российской Федерации.
Положительное влияние трудовой иммиграции для РФ:
Мигрант как элемент улучшения демографической ситуации в стране и повышения экономических показателей. Самая большая экономическая проблема России – состояние человеческого капитала. Население России стремительно убывает. По данным Института социальных и политических исследований РАН, при сохранении нынешних темпов рождаемости уже к 2045 году население может сократиться до 70-90 миллионов. При этом ученые прогнозируют самую неблагоприятную для рынка труда тенденцию: страна будет терять больше трудоспособных граждан, чем нетрудоспособных.
Регионы Уральского федерального округа исключения не составляют. За последнее десятилетие Свердловская область потеряла 5 % населения. По расчетам уральских демографов, в ближайшие 15 лет численность населения области уменьшится с 4,5 до 4,1 млн. человек. В Курганской области население сократиться с 1,075 млн. человек до миллиона, в Челябинской- с 3,6 миллиона до трех.
В итоге уже в этом десятилетии каждый третий россиянин будет пенсионером, а значит, возрастет социальная нагрузка на работоспособных граждан и экономику страны в целом. По данным Госкомстата через один- два года количество граждан предпенсионного возраста будет больше, чем несовершеннолетних.
Компенсировать часть потерь трудовых ресурсов и занять нишу малоквалифицированных и низкооплачиваемых рабочих позволяет трудовая иммиграция. Межведомственная комиссия при правительстве Свердловской области по вопросам привлечения и использования иностранных работников утвердила на основе заявок от предприятий, фирм и организаций всех форм собственности квоту на 2007 год были установлены следующие квоты: для тех, кто приезжает в безвизовом режиме, трудовая квота на 2007 год по стране в целом установлена на уровне 6 млн. человек, для иностранцев из государств с визовым режимом квота меньше — около 308 тыс. человек.
Но в последнее время, правительство все больше стало задумываться над проблемой как «отбирать» мигрантов, до их въезда в Россию. В частности, властям целесообразно организованно собирать заявки работодателей и доводить их до стран - доноров, чтобы сразу на месте выбирать кандидатов на въезд в Российскую Федерацию по необходимым критериям. И такая работа уже ведется. 18 сентября 2007 года была подписана программа сотрудничества в области трудового обмена между Москвой и Таджикистаном, а в ближайшее время будет заключено аналогичное соглашение о трудовом обмене между Москвой и Киргизией. Но это опыт лишь отдельного субъекта, который должна перенимать вся Россия, а особенно те регионы, которые остро нуждаются в трудовых ресурсах.
Довольно много среди мигрантов и частных предпринимателей, которые сами создают дополнительные рабочие места, не только для трудовых иммигрантов, но и для коренного населения. Новые рабочие места создают, хотя и косвенным образом, даже приезжие безработные, если они располагают необходимыми для жизни сбережениями. Любой иммигрант, потребляющий в России товары и услуги, создает на них дополнительный спрос. На него начинают реагировать работодатели и расширяют свою деятельность. Экономисты давно подсчитали, что каждый лишний потребитель генерирует еще одно полноценное рабочее место. Таким образом, если иммигрант не работает, то на рынке труда становится одним предложением больше, если же он находит работу, то число свободных вакансий остается прежним.
Таким образом, восполняя нехватку рабочей силы, особенно в периоды демографических спадов и усиления структурных диспропорций на рынке труда, выступая производителями и потребителям национальной продукции, иммигранты в какой – то мере способствуют решению экономических задач, стоящих перед принимаемыми обществами. Применение дешевого низко квалифицированного труда иммигрантов стало важным фактором функционирования ряда отраслей, таких как сельское хозяйство, добывающая промышленность, строительство.
Систематическое использование труда мигрантов вызывает серьезные трансформации не только экономических, но и социальных отношений. И работодатели, и общество «привыкают» к дешевому труду мигрантов, постоянно воспроизводя потребность в нем. Это дает возможность локальному социуму и его представителям более эффективно использовать собственные ресурсы. Так, в развитых странах благодаря использованию труда женщин-мигрантов по уходу за детьми, пожилыми и больными женщины среднего класса освобождаются от подобной работы, повышается их активность в публичной сфере и спрос на общественно престижные рабочие места, а это прямо влияет на гендерную «расстановку сил» в сфере занятости. Труд мигрантов дает принимающей стране возможность развивать образовательную систему, увеличивая сроки образования для своих граждан и тем самым, укрепляя национальный человеческий потенциал.
Отрицательное влияние трудовой иммиграции на РФ
Мигрант как конкурент российскому работнику.Более или менее значительная часть рабочих мест, занятых сегодня мигрантами (от 50 % в Москве до 30 % в регионах), уже стали чисто мигрантскими, т. е. «зарезервированы» за ними на долгие годы. Остальная часть рабочих мест «отвоевывается» мигрантами в конкурентной борьбе с местным населением. Преимущества мигрантов при найме на работу являются демпинговые цены на труд; согласие работать дольше и с большей интенсивностью, чем местные работники; отсутствие притязаний на социальные выплаты и льготы. Работодатели часто предпочитают нанимать мигрантов и за то, что они не пьют, не отвлекаются на семейные проблемы.
Хотя в России оформление мигрантских или этнических ниш занятости только начинается, во многих регионах труд мигрантов уже стал существенным фактором структурирования местных рынков труда и всей экономики. Использование мигрантов постепенно превращается в систему, то есть имеет место не просто случайный найм случайного работника, а воспроизводится определенный режим, «резервирующий» определенные рабочие места именно за мигрантами, а не за коренными жителями. Сегодня в российских регионах за мигрантами «зарезервированы» строительные работы, торговля на уличных и крытых вещевых и продуктовых рынках, работы по ремонту офисов и квартир, уборка дворов, домов, офисов, мойка стекол, дорожные работы, мойка автомобилей, автосервис, придорожный сервис на пригородных шоссе, услуги в сфере развлечений, включая сексуального характера. К работам, где часто можно встретить мигрантов, относятся также курьерские, рекламные, маркетинговые услуги, оплачиваемые, как правило, сдельно и требующие от работника большого напряжения сил. В некоторых из этих сфер мигранты уже составляют абсолютное большинство работников, в других их доля постоянно растет и будет расти. Исследование показало, что в Москве примерно 50 % рабочих мест, на которых сегодня работают мигранты, уже вряд ли могут быть заняты местными работниками и, вероятно, останутся мигрантскими.
При этом миграция делает экономику более ориентированной на услуги и трудоинтенсивной и наверняка замедляет процесс механизации, особенно в сельском хозяйстве и сфере переработки ее продукции. Иными словами, применение труда мигрантов негативно влияет на модернизацию и конкурентоспособность отраслей, в которых он широко используется.
Еще один минус трудовой иммиграции- это то, что часть денег, заработанных в России, иностранные рабочие увозят на родину.Во многих странах «миградоллары» — денежные переводы мигрантов, составляют значительную часть валового национального продукта. Более 50 % трудовых мигрантов посылают часть заработанных денег на родину, как правило в твердой валюте, главным образом в долларах США. Большинство мигрантов посылают деньги родным и близким с «оказией», через родственников и друзей и лишь немногие пользуются услугами банков.
Иностранные рабочие за 2006 года вывезли из России 13 млрд. долларов: 3 млрд. в виде денежных переводов и более 10 млрд. долларов – наличными. Мигранты отправляют примерно 60-70% заработанных ими денег, таким образом, их совокупный годовой заработок составляет 20 млрд. долларов. По словам руководителя ФМС, доходы таджикских мигрантов равны двум национальным бюджетам Таджикистана. Денежные переводы грузинских мигрантов из России составляет 20% ВВП Грузии.
Одна из зон России, которая в значительной степени подвержена трудовой иммиграции- это северо-восток страны. И именно от сюда сегодня можно наблюдать отток коренного населения в другие регионы России. Основную массу выезжающих из северных и восточных регионов страны составляют социально активные лица в трудоспособном возрасте, в следствии чего ухудшается демографическая структура населения указанных территорий, а сокращение численности населения стратегически важных приграничных территорий на востоке России усиливает демографический дисбаланс с прилегающими государствами Центральной и Восточной Азии. Массовое переселение в приграничные территории и нелегальное пребывание на них иностранных граждан и лиц без гражданства ведут к вывозу за рубеж российских природных ресурсов, капитала, создают социальную напряженность, ухудшают криминогенную обстановку, подрывают безопасность нашей страны и могут в перспективе привести к утрате этих территорий.