Организационно-правовые формы предпринимательства
Предпринимательство осуществляется в определенных организационно-правовых формах, избираемых предпринимателем свободно, но не произвольно. Последнее обусловлено следующими объективными обстоятельствами:
— требованием соответствия форм организации предпринимательства действующему законодательству;
содержанием избранной предпринимательской деятельности;
наличием или отсутствием надлежащего количества Капитала для реализации предпринимательского проекта и т. п.
Предпринимательская деятельность осуществляется по-средством определенных организационных структур — предприятий.
Предприятие — хозяйственное звено, которому свой-ственны следующие черты:
Таблица 10.1. Сравнительная характеристика классической и инновационной моделей предпринимательства
Поведение предпринимателя | Классическая (приростная) модель предпринимательства | Инновационная модель предпринимательства |
Цель предпринимательской деятельности | Максимизация прибыли | Оптимизация потенциала прибыльности |
Средства достижения цели | Использование подходов, полученных на основе предыдущего собственного опыта | Использование новых, нетрадиционных ресурсов и их комбинаций, новых систем управления, заинтересованности и т. п. |
Вариантность действий | Одновариантность с учетом прошлого опыта | Многовариантность, творческий поиск перспектив |
Отношение к риску | Минимизация риска | Осознанный риск с балансированием совокупности вариантов риска |
Реакция на изменения в экономической среде | Реакция на те изменения, которые уже произошли, стали фактом | Стремление предвидеть возникновение проблем и умение найти средства приспособления к ним (если их появление нельзя предупредить) и применение превентивных мер для упреждения нежелательных последствий или минимизации убытков от их реализации |
Система стимулов | Стимулирование стабильности и эффективности | Стимулирование творчества, новаторства, инициативы |
Предпринимательство в рыночной экономике
— наличие единого имущества, необходимого для осуществления определенного экономического процесса, что обособляет его экономически;
— технологическая обусловленность ресурсов (для производства хлеба необходимы иные средства производства и работники, нежели для производства швейных изделий);
— определенное место в системе общественного разделения труда (специализация, кооперирование, комбинирование, интеграция);
— определенное место в социуме.
В зависимости от формы организации предприятий различают:
— индивидуальные (единоличное владение);
— общества, товарищества, партнерство;
— корпорации.
Индивидуальные предприятия находятся в собственности одного лица, принимающего на себя не только финансовый риск, но и исключительную ответственность за управление. Предприниматель одновременно является и собственником, и работником, и бухгалтером, и управленцем.
Преимущества индивидуальных предприятий:
— экономическая свобода выбора сферы деятельности, объемов производства, направлений использования доходов и т. п.;
— оперативность;
— непосредственная заинтересованность в производительном труде, эффективном распределении и использовании дохода;
— низкие организационные издержки.
Недостатки индивидуальных предприятий:
ограниченность финансовых возможностей внедрения Достижений НТП, новейших форм организации труда;
ограниченная возможность организации отдыха и т. п. Общества (партнерства) — форма организации, основанная на: общем (долевом) формировании юридическими или физическими лицами уставного капитала; распределении прав и ответственности в зависимости от доли в уставном капи-тале и места в структуре управления обществом (рис. 10.5).
Глава 1 о |
Рис. 10.5. Виды обществ
Юридическое лицо — это деловое предприятие, имеющее собственный устав, счет в банке, прошедшее процедуру официальной регистрации.
Полное общество — объединение физических и (или) юридических лиц с целью осуществления совместной хозяйственной деятельности на основе соглашения между ними. Полное общество не является юридическим лицом, его члены сохраняют самостоятельность, но несут неограниченною солидарную ответственность по обязательствам не только имуществом предприятия, но и своим собственным имуществом.
Эта форма применяется там, где преобладает интеллектуальный труд (брокерские, аудиторские, адвокатские фирмы).
Общества с ограниченной ответственностью основаны на ответственности, которая ограничивается только имуществом предприятия, и предприниматель не несет ответственности своим собственным имуществом. Эта форма более распространена, поскольку ей присущ меньший уровень риска.
Смешанные общества (коммандитные) — объединения нескольких физических и (или) юридических лиц для совместной деятельности на основе договора. Они состоят из действительных членов (комплементариев), несущих пол-
предпринимательство в рыночной экономике
ную (неограниченную) ответственность по обязательствам общества, и членов-вкладчиков (коммандистов), отвечающих по обязательствам товарищества только своими вкладами (ограниченно).
Преимущества обществ над индивидуальными (единоличными) предприятиями:
— расширение финансовых возможностей;
— возрастание доверия со стороны кредитных учреждений;
— возрастание эффективности вследствие обмена опытом и распределения функциональных обязательств.
Недостатки обществ:
— обострение противоречий между интересами участников общества;
— разногласия при выработке единой стратегии;
— разногласия при принятии управленческих решений.
Корпорация (акционерное общество) — форма объедине
ния капиталов участников акционерного общества (АО).
Она свидетельствует о внесении капитала в форме покупки акций и предоставляет акционеру право получать часть дохода АО в форме дивидендов и принимать участие в управлении обществом. Акционерные общества бывают закрытыми (ЗАО) и открытыми (ОАО). Различие между ними состоит в том, что первые не выпускают акции или выпускают их без права свободной купли-продажи, а вторые (ОАО) — выпускают акции, свободно продающиеся и покупающиеся.
Преимущества акционерных обществ:
— значительно лучшие условия привлечения финансо
вых ресурсов;
меньший риск банкротства (при ограниченной ответственности);
сравнительно большая устойчивость;
эффективный менеджмент и маркетинговое обслуживание.
Недостатки акционерных обществ:
организация и ликвидация АОтребует значительных затрат;
Глава 1 о
— разногласия в интересах участников АО усложняют эффективное управление;
— сложная организационная структура управления порождает бюрократизацию.
В современной рыночной экономике активизируется роль объединений предприятий (рис. 10.6).
Картель — соглашение (гласное или негласное) между независимыми предприятиями по проведению единой ценовой политики, распределению рынков сбыта, согласованию условий обмена патентами, лицензиями и т. п. Производственная деятельность картельным соглашением не регламентируется.
Синдикат — форма объединения предприятий, производящих однородный продукт, что предполагает сохранение производственной самостоятельности при потере права на самостоятельный сбыт продукции. Созданная совместная
предпринимательство в рыночной экономике
структура занимается реализацией товаров, а доходы распределяются по удельному весу каждого предприятия в реализованной продукции.
Трест — форма объединения, предполагающая потерю юридической и экономической самостоятельности как в производстве, так и в реализации. Трест несет полную ответственность всем своим имуществом за результаты хозяйственной деятельности всех предприятий, входящих в его состав. Доля каждого предприятия определяется пакетом акций; пропорционально этой доле определяется и доход.
Концерн — объединение многих промышленных, финансовых, торговых предприятий, формально сохраняющих свою самостоятельность, но фактически подчиненных финансовому контролю и руководству главной фирмы, отвечающей за хозяйственную деятельность объединенных предприятий в пределах пакетов акций каждого из них.
Конгломерат — многоотраслевое объединение, возникшее на основе интенсивной экспансии головной фирмы в многочисленные, мало связанные между собой отрасли экономики путем скупки пакетов акций других предприятий.
Черты конгломерата:
— отсутствие отраслевого ядра;
— изменение собственника предприятия при стабильных производственных программах;
— неизменность экономических благ, предлагаемых на рынок;
— ведущая роль банков и других финансово-кредитных учреждений, осуществляющих стратегию поглощения и подчинения посредством интенсивной спекулятивной деятельности.
Диверсификаты — многоотраслевые корпорации, объединенные системой участия, производственной корпораци-ей, патентно-лицензионными соглашениями, совместными производственными и научно-исследовательскими программами, единой системой финансирования. Черты диверсификата: наличие отраслевого ядра; объединение смежных отраслей;
Глава 1 о
— внедрение принципиально новых видов деятельности
и их результатов — продуктов;
— вспомогательная роль банков и других финансово-
кредитных учреждений.
Финансово-промышленные группы (ФПГ) — организационная форма объединения крупных промышленных фирм с банковскими структурами, где каждый член-участник самостоятельно решает собственные задачи, не пренебрегая при этом интересами группы. Координационную деятельность может осуществлять банк или промышленное предприятие.
Функции ФПГ:
— аккумуляция финансовых ресурсов;
— создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности;
— надлежащий контроль за эффективным использованием финансовых ресурсов;
— содействие развитию научно-исследовательских разработок;
— межотраслевое перераспределение ресурсов.
Система участия
Для выявления степени зависимости предприятий, образующих корпоративный капитал, от главной (материнской) компании используют критерий системы участия. По данной системе предприятия, входящие в состав корпорации (холдинга), могут иметь следующие формы:
— отделения (при условии, что 95—100 % акций при
надлежат материнской компании);
— дочернего предприятия (доля участия материнской
компании составляет 50—95 %);
— филиала (удельный вес материнской компании составляет 25—50%);
— ассоциации (участие материнской компании в капитале составляет 10—25 %).
Кроме рассмотренных организационно-правовых форм предприятий и их объединений, существуют и другие кри-
предпринимательство в рыночной экономике
теории классификации. В частности, в зависимости от формы собственности, предприятия делят на:
— частные (основаны на собственности отдельных граж
дан с правом использования наемного труда);
_ коллективные (основаны на собственности трудового
коллектива, кооператива, другого уставного общества, общественной или религиозной организации);
— государственные (основанные на общегосударственной
или коммунальной собственности).
Среди коллективных форм предпринимательства наиболее распространенной является кооператив.
Кооператив — объединение граждан с целью общего производства и сбыта продукции, закупок и потребления экономических благ, строительства, использования жилья и т. п.
Черты кооператива:
— является юридическим лицом;
— объединяет усилия для решения общих задач;
— равноправность членов в решении хозяйственных проблем.
Недостаток кооперативной формы — ограниченность из-за необходимости согласования интересов членов кооператива.
Государственное предприятие — предприятие, основные средства которого находятся в государственной собственности, а руководство назначается государственными органами или работает по контракту. Государственные предприятия общегосударственной собственности наиболее распространены в отраслях:
-обеспечивающих национальную безопасность; -непривлекательных для частного предпринимательства, но имеющих стратегически важное значение для страны;
- естественных монополиях (с целью упреждения возникновения частной монополии).
Коммунальные предприятия чаще всего являются собственностью власти административно-территориальных образований.
Глава 10
Формы государственных предприятий:
— с неделимым имуществом и полной принадлежностью его государственной собственности (унитарные предприятия);
— контролируемые государством посредством контрольного пакета акций (корпорации с правом принятия решения государством);
— с долей государственной собственности в уставном капитале меньшей нежели 50 %, где представители государственных органов осуществляют интересы государства.
10.4. Классификация предприятий по размеру. Малый бизнес. Новые виды предпринимательской деятельности
По уровню концентрации и централизации производства и капитала предприятия делят на малые (мелкие), средние и большие (крупные).
Термин "концентрация" означает сосредоточение, накопление, насыщенность, объединение.
Концентрация производства — процесс все большего сосредоточения производства на крупных предприятиях.
Концентрация капитала — процесс возрастания объема капитала за счет превращения части чистого дохода в капитал (капитализации части чистого дохода).
Централизация капитала — процесс добровольного объединения капиталов (акционирования) или поглощения одними капиталами других, вследствие чего происходит укрупнение производства.
Показатели уровня концентрации производства:
— численность занятых;
— объемы производства;
— объем товарооборота;
— оборот капитала;
— удельный вес предприятия на товарном рынке;
— наличие или отсутствие конкуренции;
— наличие или отсутствие внешнего контроля.
Предпринимательство в рыночной экономике
Наиболее распространенными критериями определения масштабов предприятий (крупные, средние или мелкие) мировой практикой признаны:
— объем каптала;
— численность занятых;
— объем выпуска.
Законодательства разных стран устанавливают свою количественную и качественную оценку отнесения предприятий к тому или иному типу.
Вместе с тем не следует отождествлять крупное, среднее и мелкое производство с делением предприятий на аналогичные типы. В основе деления предприятий на отмеченные выше типы лежат количественные показатели, в основе деления предпринимательства — качественные характеристики.
Выбор типа предприятия в значительной мере зависит от отрасли, избранной для осуществления предпринимательской деятельности.
Масштабы предпринимательской деятельности определяются научно-технической и производственной специализацией, кооперацией, интенсивностью интеграционных процессов.
Классификация предприятий по указанным выше критериям имеет важное значение для выбора организационно-правовой формы.
Главной организационной формой для крупного предприятия является акционерное общество (АО).
Преимущества крупного производства в сравнении с мелкими:
— технические и технологические преимущества, обусловленные значительно лучшими условиями для использования достижений НТП;
— экономия от масштаба производства, комбинирования и занятости;
— сравнительно высокая устойчивость и стабильность
(даже в условиях тяжелого финансового положения круп
ные предприятия, как правило, не ликвидируются, а толь
ко меняют собственника и структуру управления;
Глава 1 о
— большие возможности использования кредита;
— преимущества в сфере обращения (закупка ресурсов оптом стоит дешевле), издержки по транспортировке, хранению и реализации больших партий товаров ниже в расчете на единицу продукции.
Средние предприятия занимают промежуточное положение между малыми и крупными. Их значительно меньше, нежели мелких, но больше, чем крупных. Они специализируются на обслуживании тех сегментов рынка, которые не выгодны или в силу определенных причин не заняты крупными или мелкими предприятиями. Их ассортимент не очень многообразен, но устойчив, в связи с тем, что специализированные рынки в меньшей степени зависят от конъюнктурных колебаний экономики.
Двойственная роль средних предприятий:
— создают конкурентную среду для крупных предприятий;
— являются промежуточной ступенькой к монополизации;
—- наибольшее количество именно средних предприятий попадает под процесс поглощений;
— средние предприятия стремятся занять монопольное
(олигополистическое) положение в определенных сегментах
рынка.
Малые предприятия законодательно чаще всего определяются численностью занятых на них работников с учетом специфики сфер, отраслей и видов экономической деятельности.
В Украине действующее законодательство к малым относит предприятия, число занятых на которых не превышает:
— в промышленности и строительстве — 200 человек;
— в других отраслях производственной сферы — 50;
— в науке и научном обслуживании — 100;
— в отраслях непроизводственной сферы — 25;
— в розничной торговле — 15 человек.
В странах с развитой рыночной экономикой удельный вес занятых в среднем и мелком предпринимательстве составляет 50—70 %, а их доля в ВВП — 50—60 %. Малых
Предпринимательство в рыночной экономике
предприятий там очень много. Именно на основе малых предприятий возникли средние и крупные.
В современной экономике Украины мелкое предпринимательство не приобрело значения, свойственного рыночным системам, формировавшимся эволюционно. Развитие его в Украине требует государственного содействия и поддержки.
Черты мелких предприятий:
— большое количество;
— гибкость (способность быстро реагировать на конъюнктурные изменения в экономике);
— неустойчивость (в США ежегодно становятся банкротами три из пяти вновь созданных фирм).
Функции малых предприятий:
— оперативно реагируют на изменение экономической конъюнктуры;
— корректируют состав экономики в соответствии с изменениями в структуре вкусов, потребностей, предпочтений и т. п.;
— расширяют рамки экономической свободы, руководствуясь в своей деятельности экономической целесообразностью, а не решениями управленческих органов (государственных или кооперативных);
— обеспечивают развитие конкуренции;
— способствуют ослаблению монополизма;
— создают дополнительные рабочие места;
— насыщают рынок экономическими благами при отсутствии значительного стартового капитала;
быстро возмещают затраты и восстанавливают (воспроизводят) способность вновь инвестировать;
являются основой для формирования среднего класса;
активны в инновационной деятельности. Смешанная экономика комбинирует различные типы предприятий и разные их организационно-правовые формы на основе принципа экономической целесообразности, содержание которой определяется минимизацией затрат и максимизацией прибыли.
Глава 10
Опытным путем установлено, что валовые затраты на единицу продукции минимизируются при достаточно высоких объемах производства в таких отраслях, как газоснабжение, электроэнергетика, водоснабжение (естественные монополии), а также металлургия, автомобильная промышленность и т. п.
Малое предпринимательство наиболее распространено в высокорисковых сферах деятельности, а также там, где массовое производство нецелесообразно.
Переход к инновационной модели предпринимательской деятельности рождает новые ее формы:
— венчурное предпринимательство (бизнес);
— инжиниринг;
— лизинг;
— технопарки;
— торговые сети;
— франчайзинг и др.
Венчурное предпринимательство осуществляется в сфере финансирования высокотехнологичных, как правило, с высокой степенью риска, проектов с целью получения максимальной прибыли.
по размеру венчурные компании небольшие и средние.
Организационно-правовая форма, свойственная им, — партнерства (общества).
Занимаются они целевыми инженерными разработками, производствам и внедрением инноваций. Венчурные компании выполняют роль инвесторов долгосрочных наукоемких проектов с привлечением рискового капитала.
Партнеры венчурной компании:
— профессионалы в сфере предпринимательской и управленческой деятельности;
— институциональные инвесторы (инвестиционные и пенсионные фонды, страховые компании и т. п.);
— частные лица.
Управленцы вкладывают незначительную часть инвестиций (1 %), но принимают на себя полный риск по управлению компанией. Институциональные и частные инвесторы обеспечивают финансирование и рискуют своими инвести-
предпринимательство в рыночной экономике
циями. Таким образом осуществляется принцип венчурного предпринимательства по распределению риска. Руководство получает около 20 % прибыли, а инвесторы — 80 % .
По оценкам американских экономистов, 15 % венчурных компаний обречены на полную потерю рискового капитала; 30 % — обеспечивает очень скромную прибыль.
Зато 30 % венчурных фирм за несколько лет перекрывают прибылью инвестированный капитал в 30-кратном, а иногда и в 200-кратном размере1.
Инжиниринг — система предоставления услуг фирмой-консультантом фирме-клиенту во время строительства промышленных и прочих объектов (рис. 10.7).
Глава 1 о
платежей. Срок аренды имущества определяется от 40 д0 90 % продолжительности обычного периода эксплуатации объектов, сдаваемых в аренду.
Арендованные объекты, как правило, покупаются лизинговой компанией по просьбе арендатора1. Лизинговые компании предъявляют к арендаторам те же требования, что и банки при предоставлении кредитов. Но ассортимент их услуг значительно шире: предоставление инженерно-консультационных услуг; послереализационное обслуживание; обучение персонала по обслуживанию оборудования и пр.
Эта форма предпринимательства очень удобна для мелких и средних предприятий, имеющих ограниченные финансовые возможности.
Технопарки — одна из наиболее распространенных в США и Западной Европе форм венчурного предпринимательства. За образец создания технопарка, как правило, принимают модель научно-производственного центра на базе Стенфордского университета в Калифорнии, в котором сосредоточены приблизительно 3 тыс. средних и малых электронных фирм, где работает 190—200 тыс. человек.
Пути возникновения технопарков:
— объединение сотрудников университетских и научно-исследовательских центров, стремящихся коммерциализировать результаты своих научно-исследовательских разработок;
— создание научно-техническим персоналом крупных компаний, оставивших корпорацию с целью иметь свое собственное дело. Как правило, корпорация не только не сопротивляется, но и содействует этому процессу, рассчитывая на сотрудничество в случае успеха;
— переход существующих фирм под эгиду технопарка с целью получения определенных льгот (условий кредитования, аренды помещений для научных исследований, конструкторских разработок и т. п.).
1 Арендатор — юридическое или физическое лицо, покупающее право использовать имущество арендодателя на протяжении определенного времени за установленную договором плату.
предпримательство в рыночной экономике
Торговая сеть — два или больше магазинов, находящих-под общим владением и контролем, продающих товары аналогичного ассортимента, имеющих общую службу закупок и сбыта, и, возможно, аналогичное архитектурное оформление.
франчайзинг — наиболее распространенная форма интеграции малого и крупного предпринимательства в области
сбыта.
Сущность франчайзинга состоит в том, что главная крупная компания (франчайзер) подписывает соглашение с малыми и средними независимыми предприятиями (франчайзи) о предоставлении им исключительного права продаж ее вещественных товаров (или услуг) под торговой маркой компании-франчайзера.
Для получения прав фирма-оператор (франчайзи) осуществляет первоначальный взнос в пользу головной компании (франчайзера), а потом уплачивает ежемесячные взносы. В этом состоит сходство франчайзинга с арендой при условии, что во временное пользование продается право использования товарного знака.
Франчайзинговый пакет (франшиза) — полная система ведения бизнеса — позволяет франчайзи осуществлять эту деятельность успешно даже тогда, когда он начинает заниматься ею впервые.
Франчайзи осуществляет свою деятельность в соответствии с законами, нормами и правилами, установленными франчайзером. Компенсацией за утрату в этом аспекте экономической свободы франчайзи является предоставление ему разрешения использовать название компании, ее репутацию, маркетинговые технологии и прочее.
Источники финансирования системы франчайзинга: передача в аренду главной компанией-франчайзером соответствующего основного капитала;
- собственный капитал франчайзи (фирмы-оператора); — заимствованный фирмой-оператором капитал.
Соглашение между франчайзером и франчайзи определяет: - нормативы отчислений от прибыли главной компании; - нормативы регулярных выплат за использование ре-кламы под торговой маркой франчайзера.
Франчайзинг как система организации предпринимательской деятельности имеет определенные преимущества и ограничения для обеих сторон (табл. 10.2).
Эта форма организации предпринимательства наиболее
распространена в ресторанном бизнесе, на станциях техни
ческого сервиса автомобилей, в бытовом обслуживании
сферах туризма, розничной торговле, при оказании ремонт
но-строительных, дизайнерских и бизнес-услуг и т. п. При
мером франчайзинга являются предприятия быстрого об
служивания "Макдональдс", станции технического обслу
живания "Вольво", "Мерседес-Бенц" и т. д., магазины и
автоматы по продаже прохладительных напитков "Кока-
кола и пр.
Система франчайзинга содействует насыщению рынков
качественными и разнообразными экономическими блага-
ми и в этом ее привлекательность. Вместе с тем выполнение
производственной функции не самой головной компанией, а
фирмой-оператором не всегда гарантирует надлежащее качество, соответствующее стандартам товарного знака голов-ной фирмы. Поэтому для системы франчайзинга характерен
жесткий контроль со стороны франчайзера за работой
фирмы-франчаизи.
Мерчандайзинг — система форм и методов активизации
торговли:
— различные варианты размещения магазинов;
— реклама в местах продажи;
— освещение;
— интерьер;
— фирменный стиль;
— обучение продавцов умению консультировать покупателей по вопросам качества и использования товаров; пони- манию психологии покупателя и активного влияния на его желание приобрести товар именно в этом торговом заведении и т. п.
Подводя итог, отметим, что предпринимательство — яв-
ление многоаспектное. Формы предпринимательской дея-
тельности возникают из потребностей экономических субъ' ектов и определяются уровнем развития экономики.
Глава 1 о
УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ
Основные термины и понятия
Предпринимательство. Бизнес. Предприниматель. Индивидуальные предприятия. Общество. Полное общество. Общество с ограниченной ответственностью. Смешанные общества. Картель. Синдикат. Трест. Концерн. Конгломерат. Диверсификат. Финансово-промышленная группа. Концентрация производства. Малые, средние и крупные предприятия. Венчурное предпринимательство. Инжиниринг. Лизинг. Технопарки. Франчайзинг. Франчайзер. Франчайзи. Мерчандайзинг.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте характеристику предпринимательства и раскройте общее и отличное в понятиях "предпринимательство" и "бизнес".
2. Какие причины обусловили эволюцию теории предпринимательства? Раскройте главные пункты этих эволюционных изменений.
3. Проведите сравнительный анализ классической и инновационной моделей предпринимательства.
4. Какими факторами определяется выбор организационно-правовой формы предпринимательства?
5. Какие типы объединения предприятий вы знаете? Чем определяется целесообразность использования каждого из них?
6. Как определяют степень зависимости предприятии, входящих в корпоративный капитал?
7. Дайте определение концентрации производства. По каким показателям определяют ее уровень?
предпринимательство в рыночной экономике
8. Какой критерий лежит в основе деления предприятий на малые, средние и крупные? Для чего нужна такая классификация?
9. Чем определяется целесообразность выбора типа предпринимательской деятельности?
10. Назовите преимущества и недостатки малого, среднего и крупного предпринимательства.
11. Дайте определение венчурного предпринимательства. Какие функции оно выполняет? На каких принципах функционирует?
12. Что особенного можна выделить в лизинговой форме предпринимательства?
13. Что такое франчайзинг? На каких принципах он создается? Назовите его преимущества и ограничения.
Литература
1. Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф ; пер. с англ. — М. : Экономика, 1989. — С. 237—238.
2. Барр Р. Политическая экономия : в 2 т./ Р. Барр. — М. : Междунар. отношения, 1994. — Т. 1.
3. Варналій З.С. Державна політика підтримки малого підприємництва / З.С. Варналій. — К. : НІСД, 1996.
4. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала / В.В. Гончаров. — М. : Сувенир, 1993. -С 91.
5. Дениэлс Дж.Д. Международный бизнес: внешняя сРеда и деловые операции / Дж.Д. Дениэлс, Ли.Х. Радеба ; пер. с англ. — 6-е изд. — М. : Дело ЛТД, 1994. — С. 481—482.
6. Державна регіональна політика України: особливос-Т1 та стратегічні пріоритети : монографія / за ред. З.С. Вар-налія. — к. : НІСД, 2007. — Розд. XII.
'• Микроэкономика: теория и российская практика / ПоД Ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. — М. : КноРус, 1999.-т. 13.
__________________ глава ю
8. Поручник А.М. Венчурний капітал: зарубіжний досвід та проблеми становлення в Україні / A.M. Поручник Л.Л. Антонюк ; Київ. нац. екон. ун-т. — К. : КНЕУ, 2000.
9. Сизоненко В. Підприємництво : підручник / В. Сизоненко. — К. : Вікар, 2005.
10. Сизоненко В. Сучасне підприємництво : довідник / В. Сизоненко. — К. : Знання-Прес, 2003. — Розд. VII, X.
11. Словарь современной экономической теории Мак-миллана : пер. с англ. / общ. ред. Дэвида У. Пирса. — М. : ИНФРА-М, 1997. — С. 154.
12. Юридична енциклопедія. — К. : Укр. енциклопедія, 1998. — Т. 1. — С. 333—334.
Глава 11