Тема 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Региональная экономика как наука.
1.2 Предмет и методы исследования.
Региональная экономика область научных знаний по размещению производительных сил в экономике регионов.
Знания по стране складываются из глубоких и всесторонних знаний всех ее регионов. Следует учесть, что региональная экономика играет роль в научном обеспечении экономических преобразований, созданий единого экономического пространства при рационализации межрегиональных связей, формирований региональных рынков.
Содержание региональной экономики способствует выработке рациональной, научно обоснованной региональной политике и стратегии. На современном этапе особенно важен дифференцированный подход к решению конкретных экономических вопросов в зависимости от возможностей и особенностей регионов.
1.2 Предмет и методы исследования.
Предметом региональной экономики является изучение социально экономического регионального размещения производительных сил страны и развитие отраслей ее экономики, важнейших природно - экономических демографических и экономических особенностей региона, а т. е межрегиональных, внутрирегиональных и межгосударственных экономических связей.
Региональная экономика как научная область знаний занимается
исследований закономерностей принципов всех элементов
производительных сил и социальной инфраструктуры в территориальном аспекте анализом и прогнозированием, а так же обоснованием направлений
размещения производительных сил с учетом общей стратегии социально -экономического развития и экологических требований, изучением экономики регионов и межрегиональных экономических связей исследованием территориальной организации хозяйства.
Региональная экономика изучает природно - ресурсный потенциал страны и ее регионов, населения, трудовые ресурсы и современные демографические проблемы, анализирует стартовый уровень экономики страны и ее регионов в период становления рыночных отношений, определяет основные факторы размещения производительных сил в переходный период к рынку, изучает структуру хозяйства и определяет пути ее рационализации, направление структурной перестройки экономики страны и ее регионов, место Казахстана в мировой хозяйственной системе.
Современный хозяйственный комплекс Казахстана, как и России, имеет сложную отраслевую структуру, которая сейчас испытывает коренную перестройку в направлении социологизации, но важнейшими звеньями отраслевой структуры останутся электроэнергетика, топливная промышленность, металлургия, химия, машиностроение, отрасли АПК, строительство и транспорт.
Региональная экономика это область научных знаний, изучающих развитие и размещение производительных сил, социально-экономические процессы на территории страны и ее регионов в тесной увязке с природно-экономическими условиями. Методы исследования
В своих исследованиях региональная экономика использует комплекс научных методов, важнейшим из которых является балансовый. Составление отраслевых и региональных балансов позволяет выбрать правильные соотношения между отраслями рыночной специализации, отраслями, дополняющими территориальный комплекс.
В основу региональной экономики входят балансы регионального производства и потребления основных видов продукции. Составление
отраслевых и региональных балансов позволяет установить уровень комплексного развития региона, наличие в его развитии диспропорций.
Специфическим методом исследования в региональной экономике является картографический метод. Карта в региональной экономике не только объект изучения, но и источник получения информации по размещению производительных сил и экономике регионов. Благодаря использованию карт, картосхем, картограмм, картодиаграмм наглядно воспринимаются и отлично запоминаются не только особенности размещения, но и статистические материалы, характеризующие уровни развития отраслей и регионов.
Системный анализ это метод научного исследования, при котором комплексное изучение проблемы, структуры хозяйства и внутренних взаимосвязей дополняется изучением, их взаимодействия и окончательные выводы делаются на основе соизмерения прямых и обратных связей. Системный анализ является всесторонним анализом, использующим принцип поэтапности, начиная от постановки цели, определения задач, формулировки научной гипотезы, всестороннего изучения особенностей оптимального варианта размещения производства. При этом критерием оптимальности является эффективность, т. е. наибольшее удовлетворение потребностей населения.
Экономико — математические методы
Основные направления моделирования территориальных экономических процессов:
• Моделирование территориальных пропорций развития экономики страны;
• Моделирование размещения по отраслям хозяйства;
• Моделирование формирования хозяйственных комплексов регионов.
Задачи всех органов государственной власти в регионах, как уже отмечалось, должны быть направлены на:
~ укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства;
~ содействие становлению региональных и общеказахстанских рынков товаров, труда и капитала рыночной инфраструктуры, а также формированию во всех регионах многоукладной экономики;
~ разработку и осуществление специальной стратегии развития в отношении регионов, не выдерживающих испытание рынком из-за экстремальных природных условий;
~ оказание государственной помощи зонам экологического бедствия, регионам с высокой степенью безработицы, демографическими и миграционными проблемами;
~ смягчение региональных диспропорций в уровне социально-экономического развития регионов;
При выполнении задач развития регионов обеспечивается единство экономического пространства страны. Среди методов и форм реализации региональной экономической политики особое место отводится долгосрочному и среднесрочному региональному планированию и прогнозированию. При этом учитывается возможность изменения экономического механизма (межбюджетные отношения, распределение полномочий по налоговой системе, вопросы управления собственностью, использования природных ресурсов и т.п.).
В числе главных форм реализации региональной политики с прямым или косвенным участием государства упоминаются:
~ разработка и осуществление федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов;
~ участие государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации;
~ размещение госзаказов на поставку продукции для общегосударственных нужд и поддержка наукоемких производств.
Каждой концепции развития соответствует определенный сценарий будущего развития, содержащий конкретное и полное описание социально-экономической обстановки, которая может возникнуть при реализации той или иной стратегии.
Региональная экономика связана также с экономической теорией, макроэкономическим прогнозированием, отраслевыми экономиками (экономикой промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.), статистикой и другими социально-экономическими науками. Она изучает не только экономические проблемы регионов, но гораздо более широкий круг вопросов, входящих в компетенцию таких наук, как экология, демография, география, этнография, управление, социология, градостроительство и других смежных с ними.
В зависимости от внешних факторов и внутренних условий возможны следующие сценарии развития экономики региона в переходный период:
~ эволюционное развитие рыночных отношений;
~ быстрый переход на рыночные отношения;
~ государственное регулирование развития с постепенным внедрением элементов рыночных отношений.
Эволюционное развитие трудно реализуемо из-за несовпадения глубины задач с теми временными ограничениями, которые накладываются на их выполнение.
Быстрый переход на рыночные отношения опасен последующим ростом инфляции и ростом цен, падением объемов производства, ростом безработицы, сокращением инвестиций и, как следствие, — старением основных фондов. При таком варианте развитая не просматриваются реальные пути выхода из кризиса.
В такой ситуации наиболее реальным является сценарий государственного регулирования с постепенным внедрением элементов рыночных отношений. При этом обеспечивается сохранение производственного потенциала, смягчаются социальные последствия рыночных преобразований и создаются условия адаптации территорий к формируемым рыночным отношениям.
Предусматривается, что реализация выбранного сценария развития будет осуществляться поэтапно и обеспечит:
1) реорганизацию хозяйства и постепенный выход из кризиса;
2) стабилизацию и формирование эффективной структуры производства и социальной сферы;
3) комплексное и сбалансированное развитие.
Для первого этапа развития региона характерна нестабильность социально-экономической обстановки, а также явления, связанные с изменением существующей структуры производства: снижение деловой активности; сокращение инвестиций. На этом этапе начинается формирование рыночных отношений и складываются конкурентные отношения между производителями товаров и услуг. Ущемленной оказывается социальная сфера из-за недостатка средств в бюджетах регионов.
Второй этап начинается с постепенного оживления инвестиционной деятельности в сфере новых технологий. Это будет способствовать выпуску конкурентоспособной продукции и тем самым даст импульсы развитию региональной промышленности. Появление новых рабочих мест способствует повышению уровня платежеспособности населения.
Постепенное формирование регионального рынка улучшит сбалансированность региональной экономики, в частности:
а) сократится диспропорция между группами «А» и «Б» в промышленности;
б) приобретут эквивалентную основу отношения между производителями и переработчиками в агропромышленном комплексе и других ресурсоемких производствах;
в) возрастет уровень потребления социальных услуг населением.
Третий этап — комплексное и сбалансированное развитие может начаться с развитием государственного регулирования.
Республиканские органы, прежде всего, должны регулировать организацию производства в экстремальных районах и в районах нового освоения; реализацию крупных экологических и социальных программ; организацию межрегиональных и межгосударственных экономических связей.
Региональные органы управления основное внимание должны уделять использованию местных ресурсов, рационализации структуры хозяйств, экологическим и социальным проблемам.
Специфика регионов предопределяет целесообразность использования в каждом конкретном случае своего набора экономических рычагов и стимулов. Но есть и общие задачи, имеющие место во всех регионах.
В области финансовой и налоговой политики в связи с расширением экономической самостоятельности областей следует повысить долю бюджетов областей в общих (республиканских) бюджетных ресурсах. Одновременно с этим необходимо обеспечить на всей территории Казахстана функционирование единой налоговой системы и налогами, с работоспособным механизмом горизонтального и вертикального перераспределения доходов между регионами. Должны быть определены источники доходов республиканского бюджета, для решения тех задач, которые в соответствии с государственными договором отнесены к ведению государственных органов власти.
В то же время исходя из уровня экономического и социального развития, экологической обстановки в регионах возможна региональная дифференциация ставок регулирующих налогов, оставляемых на местах. Централизованные средства из госбюджета предусматривается выделять регионам лишь на достижение таких целей, которые невозможно решать за счет других источников финансирования (преодоление последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, решение критических социальных проблем), а также на реализацию государственных региональных программ.
Основная цель регионального аспекта социальной политики заключается в недопущении возникновения в регионах острых социальных конфликтов, снятии напряженности в районах повышенной социальной нестабильностью. К таким требующим повышенного внимания регионам, относятся районы нового хозяйственного освоения с суровыми природными условиями, старопромышленные районы со структурной безработицей и общей экономической депрессивностью (Северо-Казахстанская, Мангистауская, Павлодарская и т.д.), территории с недостаточной финансово-экономической базой для устойчивого социального развития (Кызылординская, Жамбылская, Восточно-Казахстанская и т.д.).
В области инвестиционной политики в условиях сокращения государственных централизованных капитальных вложений главный упор должен быть сделан на создание условий для привлечения частных и иностранных инвестиций, средств акционерных компаний. Необходимо стимулировать проекты, позволяющие рационализировать территориальную структуру производства, способствующие повышению уровня комплексности хозяйства региона и решению важнейших народнохозяйственных задач.