Международная экономическая интеграция
Международное разделение труда (МРТ) с неизбежностью порождает кооперацию, взаимодействие между странами. Усиление конкурентной борьбы на мировых рынках товара, капитала и труда является катализатором интеграции территориально сопряженных государств.
Экономическая интеграция (лат. Integratio – целый) – это процесс взаимопроникновения, срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей на микро- и макроуровнях.
На микроуровне, т.е. на корпоративном уровне, отдельные компании разных стран вступают в прямые хозяйственные связи, способствующие реальному переплетению национальных экономик. Особую роль здесь играют транснациональные корпорации.
На макроуровне, т.е. на уровне межгосударственных (межправительственных) соглашений, возникает общая стратегия экономического и политического развития стран, основанная на выработке общих правил перемещения товаров и услуг, капитала, рабочей силы. Реальная интеграция представляет собой сочетание рыночных (стихийных) механизмов формирования единого экономического пространства с целенаправленными действиями государства.
Причины и предпосылки интеграционных процессов
Интеграционные процессы охватывают прежде всего страны, территориально входящие в один регион. Экономическое объединение стран означает формирование региональных экономических блоков регионализацию мировой экономики. Как правило, необходимо не только географическое соседство, но и сходство хозяйственное, культурно-религиозное, этническое.
Одинаковый уровень социально-экономического развития
Главной предпосылкой реальной интеграции стран является примерно одинаковый уровень экономического развития, совместимость хозяйственных механизмов, социально-экономическая и правовая однородность (гомогенность). Основные макроэкономические показатели — ВВП на душу населения, темпы роста ВВП, его отраслевая структура, уровни инфляции, безработицы, процентных ставок, уровень производительности труда и заработной платы — не должны существенно различаться. Именно поэтому наиболее эффективной является интеграция экономически развитых стран. Объединение бедных или богатых и бедных стран не позволяет осуществлять совместные проекты на паритетных (равных) основаниях.
Взаимодополняемость экономик соседних стран
Второй по значимости предпосылкой является взаимодополняемость экономик соседних стран. Она проявляется прежде всего в разнообразии структур экспорта интегрирующихся стран. Страны, торгующие одинаковыми товарами, не могут реально интегрироваться.
Наличие политической воли
Третья предпосылка – наличие политической воли, лидеров, разрабатывающих и реализующих интеграционный процесс на государственном уровне.
К предпосылкам можно отнести так называемый демонстрационный эффект, когда успех интеграции стимулирует другие страны к вхождению в экономический блок. То же относится к «эффекту домино» – чем больше стран входят в интеграционную группу и наращивают внутрирегиональную торговлю, тем больше трудностей испытывают третьи страны, находящиеся вне группы. Это подталкивает их к интеграции.
Интенсивность интеграционных связей принято измерять такими показателями, как:
- доля внутрирегионального экспорта или импорта (товарооборота) к совокупному ВНП региона (в %);
- доля внутрирегионального товарооборота к совокупному внешнеторговому обороту интегрированных стран (в %);
- объем взаимных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) внутри интеграционной группы по сравнению с ПИИ стран-членов в третьи страны (в %);
- количество и масштаб слияний и поглощений компаний (СиПов) внутри группы и вне ее.
Этапы международной экономической интеграции стран
Экономическая интеграция может осуществляться вширь и вглубь. Расширение характеризует количественную сторону процесса – число стран группы. Углубление интеграции – качественная характеристика. Она показывает тесноту взаимосвязи, уровень объединения стран. Экономическая интеграция осуществляется постепенно от простых к более сложным формам. Прединтеграционной фазой считается фаза преференциальной торговли, когда соседние страны предоставляют друг другу преференции (льготы), упрощающие торговлю между ними по сравнению с другими странами. Такая льгота может состоять в снижении таможенного тарифа, снижении или отмене квотирования товаров, упрощении таможенных формальностей.
Бела Баласса различает пять форм (этапов) интеграции:
1) Зона свободной торговли (ЗСТ) – отмена тарифных и нетарифных ограничений для перемещения товаров внутри зоны при сохранении каждой страной-участницей собственной внешнеторговой политики по отношению к третьим странам. На этой стадии интеграции находятся ЕАСТ, НАФТА, АСЕАН.
2) Таможенный союз (ТС) – наряду с функциями ЗСТ проводится единая внешнеторговая политика по отношению к третьим странам, формируется единая внешняя граница (например, МЕРКОСУР).
3) Общий рынок (ОР) – наряду с функциями ТС беспрепятственно осуществляется трансграничное перемещение всех факторов производства (капитал и рабочая сила). Формируются наднациональные законодательные, исполнительные и судебные структуры. Осуществляется унификация национальных законодательств.
4) Экономический и валютный союз (ЭВС) – наряду с функциями ОР происходит согласование социально-экономической и валютной политики. Осуществляется экономическая конвергенция (сближение) стран союза, вводится единая валюта.
5) Политический союз – наряду с функциями ЭВС осуществляется переход к общей политике безопасности, единой структуре правосудия и внутренних дел, вводится единое гражданство.
Предложенная схема иллюстрирует этапы углубления (зрелости) экономической интеграции между странами:
Указанные выше теоретические модели интеграции на практике оказываются более размытыми и разнообразными. Например, в АТЭС, которое позиционирует себя прежде всего как зона свободной торговли, предполагается свободное движение инвестиций. То же относится к странам — членам НАФТА, где на этапе зоны свободной торговли предполагается либерализация в сфере услуг и капиталовложений, гармонизация в области защиты окружающей среды и другие элементы, характерные для более высокого уровня объединения.
Роль международной экономической интеграции для стран
Канадские ученые Дж. Вайнер и Дж. Мид выявили статические и динамические эффекты, возникающие вследствие экономической интеграции.
К статическим эффектам, возникающим вскоре после вступления страны в союз, относят:
- эффект создания торговли или расширение внутрирегиональной торговли;
- эффект отклонения торговли или сокращение торговых операций с третьими странами, даже если издержки производства и обращения в этих третьих странах ниже, чем внутри союза.
К динамическим эффектам, возникающим постепенно в ходе развития интеграционных процессов, относят:
- расширение рынка страны, входящей в группу, и обусловленный этим рост масштабов производства, а значит, и сокращение издержек на единицу продукции;
- развитие инфраструктуры стран-участниц;
- стимулирование НИОКР;
- постепенное поднятие уровня жизни населения, особенно в экономически более слабых странах, и другие эффекты.
5.8 Внешнеэкономическая политика государства[32]
Внешнеэкономическая политика государства – это целенаправленная деятельность государства по формированию и использованию внешнеэкономических связей для укрепления своего потенциала (политического, экономического, военного, социального, экологического и т.п.) и эффективного участия в мировой экономике. Внешнеэкономическая политика государства во многом зависит от состояния его платёжного баланса.
Внешнеэкономической политики РФ устанавливает и регулирует отношения РФ с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности, которая охватывает международный обмен товарами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности. Порядок осуществления внешнеторговой деятельности российскими и иностранными лицами, их права, обязанности, ответственность регламентируются Законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».
Внешнеторговая политика включает экспортную и импортную. Экспортная политика направлена на реализацию на мировом рынке конкурентоспособных российских товаров, услуг и стимулирование производства этих товаров. Для стимулирования экспортно-способных производств используются государственные заказы, бюджетное финансирование, кредиты, финансирование НИОКР и т.д. Импортная внешнеторговая политика направлена на регулирование ввоза в РФ иностранных товаров, услуг. Импортная внешнеторговая политика в своих действиях учитывает роль импорта в отечественной экономике. Импорт может рассматриваться как традиционный источник доходов государства, а также и как антимонопольный рычаг и конкурентообразующий элемент производства отечественного товара.
Внешнеинвестиционная политика представляет собой комплекс мер по привлечению и использованию иностранных инвестиций на территории РФ и регулированию вывоза российских инвестиций за рубеж.
Инвестиции – это все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых инвесторами в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли. Главную роль в инвестициях играет капитал, т.е. деньги, предназначенные для извлечения дохода. Капитал может прямо вкладываться в создание предприятия с целью получения прав на управление и прибыль (прямые инвестиции), может вкладываться в покупку ценных бумаг (портфельные инвестиции), может быть отдан в кредит под проценты (кредитный капитал).Внешнеинвестиционная политика включает в себя политику импорта и экспорта российских инвестиций.
Политика импорта иностранных инвестиций в РФ направлена на решение нескольких задач:
- увеличение объёма отечественного производства товаров и услуг на уровне междунар. стандартов;
- привлечение в РФ передовой технологии, опыта, ноу-хау, и т.п.;
- увеличение занятости населения и сокращения на этой основе уровня безработицы;
- увеличение совокупного общественного продукта и национального дохода.
Политика экспорта российских инвестиций направлена на решение таких задач как:
- продвижение российских экспортных товаров (услуг) на зарубежные рынки;
- развитие зарубежного производства для извлечения прибыли и для обеспечения гарантированного снабжения российского рынка импортными товарами (полуфабрикаты, запчасти и др.);
- укрепление банковской сферы и повышение эффективности валютных операций.
Валютная политика представляет собой совокупность экономических, юридических и организационных форм и методов в области валютных отношений, осуществляемых государствам и международными валютно-финансовыми организациями. На уровне государства – это политика по целенаправленному использованию валютных средств. Сферой действия валютной политики является непосредственно валютный рынок и рынок драгоценных металлов и камней. Задачей текущей валютной политики является обеспечение нормального функционирования государственной системы, поддержания равновесия платёжных балансов.
Текущая валютная политика подразделяется на дисконтную и девизную. Валютная дисконтная политика представляет собой систему экономических и организационных мер по использованию учётной ставки процента для регулирования движения инвестиций и сбалансирования платёжных обязательств, ориентированной корректировки валютного курса. Эта политика проявляется в воздействии на состояние денежного спроса, динамику и уровень цен, объём денежной массы, миграцию краткосрочных инвестиций. Валютная девизная политика – система регулирования валютного курса покупкой и продажей валюты с помощью валютной интервенции и валютных ограничений. Валютная интервенция – целевая операция ЦБ РФ по купле-продаже иностранной валюты для ограничения динамики курса национальной валюты определёнными пределами повышения, понижения. Валютные ограничения регламентируют операции с национальной и иностранной валютой, золотом и т.д. Основными методами долгосрочной валютной политики являются межгосударственные переговоры и соглашения, прежде всего в рамках МВФ.
[1] Нуриев Р.М. Курс микроэкономики, С. 1; Сборник задач по микроэкономике к «Курсу микроэкономики» Р.М. Нуриева, С. 1-4
[2] Чикишева О.А. Марышева А.Н. Микроэкономика: Учебное пособие. – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2005. – 150 с., С. 5-7
[3] Чикишева, С. 9-10
[4] Нуреев Р.М. Курс микроэкономики, С. 60
[5] Камаев В.Д. Экономическая теория С. 53-54 (см. Рыночная организация хозяйства: поток товаров и доходов)
[6] Чикишева, С. 14
[7] Вечканов Г.С. Вечканова Г.Р. Микроэкономика: Учебное пособие http://www.piter-press.ru/attachment.php?barcode=978594723009&at=exc&n=0
[8] Чикишева. Курс лекций по микроэкономике (тема 2 и 3)
[9] Чикишева О.А. Микроэкономика
[10] Чикишева. Конспект лекций (тема 5)
[11] Чикишева. Конспект лекций (тема 6)
[12] Чикишева. тема 6 «Ценообразование на рынках ФП»
[13] Черутова М.И. Основы предпринимательства: Учебное пособие
[14] Яструбенская, Чикишева Макроэкономика, тема 1 «Национальный продукт способы его измерения»
[15] Марыганова Е.А., Шапиро С.А. Макроэкономика, 2010. – С. 76-84. Глава 6. Экономический рост (эл. файл)
[16] Яструбенская, Чикишева Макроэкономика,Тема 2. Макроэк. нестабильность: безработица и инфляция
[17] Современная экономика. Основы экономической теории / Экзаменационный экспресс-справочник, вопрос 40-44, 29, 47,48.
[18] Современная экономика. Основы экономической теории / Экзаменационный экспресс-справочник, вопрос
[19] http://ru.wikipedia.org/wiki/ (фискальная политика)
[20] http://e-theory.narod.ru/articles/part12.html
[21] http://sbiblio.com/biblio/archive/juravleva_ekonomika/10.aspx (Сущность переходной экономики, ее главные задачи)
[22] http://sbiblio.com/biblio/archive/juravleva_ekonomika/10.aspx (Сущность переходной экономики, ее главные задачи)
[23] http://ru.wikipedia.org/wiki/ (статья Мировая экономика)
[24] http://ru.wikipedia.org/wiki/ (статья «Международная торговля» + статья «Внешнеторговая политика»)
[25] http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/mezhdunarodnoe-dvizhenie-kapitala.html
[26] http://www.bibliotekar.ru/mezhdunarodnye-otnosheniya-1/10.htm
[27] http://macro-economic.ru/content/view/50/17/
[28] Яндекс словарь
[29] Ковалевская, Афанасьев МВФиКО
[30] Кругман П., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика. - М.: ЮНИТИ, 1997.
[31] Красавина стр. 63.
[32] Информация приведена на основе: http://stratonomik.ru/