Динамика численности населения Владимирской области

 
Численность населения (на конец года), тыс. человек 1639,5 1558,0 1539,2 1520,1 1503,7 1487,2 1472,6  

В период 2000-2006 г.г. население сокращалось примерно на 1% в год, что значительно опережало темпы уменьшения населения в ЦФО и России в целом. В результате при сохранении текущих темпов сокращения численности населения регион через несколько десятилетий, а при высоком промышленном и инновационном росте и раньше, может столкнуться с острым дефицитом трудовых ресурсов.

n Недостаточный уровень менеджмента и эффективности маркетинговой деятельности на большинстве предприятий. Для производителей продукции и услуг в современных рыночных условиях особую актуальность приобретают вопросы изучения имеющихся и поиск потенциальных рынков сбыта, как внутри страны, так и за рубежом, организации эффективной системы сбыта готовой продукции.

n Слабая вовлеченность крупных предприятий в сложившуюся систему вертикально интегрированных структур. Интегрированные бизнес-группы имеют большие возможности аккумулировать финансовые потоки, необходимые для инноваций, и способны брать на себя технологические и финансовые риски создания нововведений.

n Неразвитость системы долгосрочного кредитования, отсутствие венчурных структур. Банковский сектор не достаточно активно работает с реальным сектором экономики по реализации долгосрочных инновационных проектов.

n Проблемы инновационного развития: низкая инновационная активность промышленных предприятий; слабое использование инновационного потенциала и возможностей совершенствования технологической базы; отсутствие эффективных связей между наукой и производством; отсутствие эффективных инновационных проектов для предложения инвесторам. Доля инновационно-активных предприятий колеблется в пределах 10-13 %. В регионе не сформирована эффективная правовая база поддержки инновационной деятельности, что не стимулирует инновационную инициативу, практически отсутствует инновационная инфраструктура.

n Низкая конкурентоспособность, незначительный экспорт продукции производственных отраслей (не более 6 процентов).

n Слабо развитая внутриобластная кооперация предприятий с целью создания современных высокорентабельных специализированных производств. Объем поставок комплектующих изделий в рамках внутриобластной кооперации составляет менее 1 процента от общего объема промышленного производства.

n Отсутствие запасов углеводородного сырья. Потенциал развития может быть реализован преимущественно за счет обрабатывающих производств.

Внешними факторами (возможности и риски) инновационной трансформации хозяйственной системы регионаявляются: дальнейшее развитие конкуренции и повышение роли глобальных экономических отношений; усиление социальной направленности политики государства; реформирование нормативно-правовой базы и системы административного управления[40].

Современное состояние хозяйственной системы области ориентирует на решение двух комплексов экономических проблем: внешних по отношению к региону (возможности и угрозы) и внутренних (сильные и слабые стороны).

Проведенный в ходе настоящего исследования анализ позволил выявить факторы внешней среды, в большей степени влияющие на развитие экономики Владимирской области. Среди сдерживающих факторов наиболее значимым является энергодефицитность области (до 70% электроэнергии поступает в региона из-за его пределов). В этой связи экономический рост в регионе невозможен без решения на федеральном уровне проблемы энергоснабжения. Существует большая зависимость развития области и от процессов, происходящих в соседних регионах – от поставок сырья, комплектующих, грузов, финансовых ресурсов, наконец, от национальных социально-политических процессов.

Усиливается влияние ближайших мегаполисов. Соседствуя с динамично развивающимися регионами, область вынуждена конкурировать с ними за трудовые ресурсы, рынки сбыта и инвестиции. Высокие заработная плата и бюджетная обеспеченность, сложившиеся в Москве и Московской области, оказывают ценовое давление на отраслевые рынки Владимирской области.

Остро, как и везде, стоит проблема интеграции региона в мировую экономику. Не случайно, на областном уровне сформирован и утвержден Губернатором области План мероприятий по адаптации экономики к условиям, определяемым вступлением в ВТО, реализация которых направлена на повышение конкурентоспособности региона.

К возможностям внешней среды, благодаря которым область может более полно реализовать имеющийся потенциал, повысить конкурентоспособность, можно отнести следующие.

- Глобализация экономики. Усиление взаимосвязей экономики региона с другими странами мира, интернационализация производства и капитала дает возможность выйти на мировые рынки и повысить конкурентоспособность экономики региона в целом;

- Укрепление экономики Российской Федерации, сопровождающееся быстрым ростом потребления и усилением инвестиционной активности в таких секторах, как: металлургия, транспортное и электромашиностроение, ядерная энергетика, оборонно-промышленный комплекс, автомобилестроение, что содействует оживлению предприятий традиционной экономики;

- Благоприятная макроэкономическая обстановка в стране, создающая возможность устойчивого развития реального сектора экономики;

- Близость Московского мегаполиса. Вынос промышленных производств за пределы г. Москвы, перегруженность мегаполиса создает возможность развития и смещения во Владимирскую область ряда производств и сферы услуг;

- Выгодное географическое положение. Возможность создания межрегиональных кластеров и вертикальных интегрированных структур по выпуску уникальной конкурентоспособной продукции. Перспективно формирование и развитие внешних связей с другими регионами и странами СНГ и ЕС.

- Развитие инфраструктуры. Влияние этого фактора в обозримой перспективе будет, несомненно, увеличиваться практически по всем секторам хозяйственной системы;

- Перспективы получения внешних субсидий и субвенций на развитие экономики, в том числе средств федерального бюджета через участие в федеральных целевых программах. В настоящее время предприятия области участвуют в ФЦП: "Национальная технологическая база", "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса", “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» и др.;

- Укрепление обороноспособности страны, что позволяет рассчитывать на стабильное размещение государственного оборонного заказа на предприятиях ОПК области и их дальнейшее развитие;

- Вступление России в ВТО создает возможности для ускоренного развития экспортоориентированных производств с высокой добавленной стоимостью; возможности выхода на ряд зарубежных рынков, заимствования и внедрения инновационных технологий, предполагающих резкое сокращение использования трудовых, материальных и энергетических ресурсов.

В тоже время имеются и потенциальные риски.К числу возможных угроз внешней среды, способных оказать негативное воздействие и стать сдерживающими факторами развития экономики, можно отнести:

- Отсутствие чёткой региональной политики государства в инновационном сфере не позволяет последовательно осуществлять стратегию регионального инновационного развития. На уровне федерации не принят ни один закон прямого действия относительно реализации инновационной политики, имеются только косвенные;

- Тенденция к объединению субъектов Российской Федерации создает угрозу существования Владимирской области как самостоятельного объекта управления территорией;

- Конкуренция с динамично развивающимися регионами в отношении привлечения трудовых ресурсов и развития рынков сбыта. Экономический прогресс в соседних регионах в условиях общего дефицита трудовых ресурсов может негативно отразиться на трудообеспечении хозяйственного комплекса области. Неудовлетворенность условиями и оплатой труда вынуждает часть населения области уезжать на заработки в другие области,что создает дополнительную напряженность на рынке труда. Специальные обследования показывают, что около 8-10% трудоспособного населения области (70 тысяч человек) работают в близлежащих регионах и, в первую очередь, в Москве и Московской области, где заработная плата выше в 3-4 раза даже для неквалифицированных работников. В Киржачском районе каждый четвертый, а в округе Александрове и Петушинском районе каждый пятый трудоспособный житель выезжает на работу за пределы области;

- Высокий уровень инвестиционной привлекательности близлежащих регионов, использующих более широкие возможности установления партнерских отношений с бизнесом. Совершенствование нормативной базы соседних регионов в части расширения круга преференций, устранение административных барьеров создает угрозу снижения интенсивности поступления инвестиционных предложений по размещению производств на территории региона;

- Рост цен на энергоносители. Злоупотребление доминирующим положением на рынке со стороны естественных монополий, в том числе в части необоснованно высокой стоимости обеспечения доступа к источникам энергообеспечения (плата за присоединенные мощности). Рост цен на топливно-энергетические ресурсы снижает конкурентоспособность продукции, выпускаемой в регионе;

- Рост затрат на поддержание окружающей среды. Расчеты показывают, что для сохранения среды обитания в существующем виде, при заданных темпах развития экономики потребуется семикратное увеличение финансирования природоохранных мероприятий в расчете на единицу ВРП. Необходимы последовательные усилия по изысканию источников финансирования затрат на сокращение вредных выбросов в окружающую среду, утилизацию отходов и очистку сточных вод;

- Возрастание конкурентного давления и появление новых конкурентов в связи с вступлением России в ВТО может существенно снизить конкурентоспособность большинства предприятий "традиционной экономики";

- Недружественное поглощение предприятий, целью которого является устранение с рынка конкурирующих предприятий, а также извлечение прибыли от дальнейшей перепродажи высоколиквидных активов;

- Существующая система статистического учета затрудняет проведение объективной оценки реального положения дел в экономике региона. Специалисты в сфере разработки управленческих решений определяют прямую зависимость между неопределенностью проблемной ситуации и рисками, которые возникают в процессе реализации разработанных решений (чем выше неопределенность, тем выше риски)[41]. Наличие достоверной информации и ее своевременная передача являются важнейшими предпосылками обеспечения эффективного управления[42];

- Неконтролируемая скупка земель сельскохозяйственного назначения с целью дальнейшей перепродажи влечет удорожание затрат при размещении новых инновационных производств.

- Возможные отрицательные последствия некоторых решений, принимаемых на федеральном уровне (например, увеличение ввозных пошлин по отдельным видам продукции, квотирование иностранной рабочей силы и т.п.);

- Несовершенство механизма государственной поддержки внедрения инноваций.Существующая система налогообложения не стимулирует инновационное развитие. Несовершенство федерального законодательства в инновационной сфере ограничивает полномочия органов госвласти субъекта Российской Федерации по поддержке данного сектора экономики.

Анализ степени влияния выявленных угроз и возможностей, сильных и слабых сторон с использованием метода экспертных оценок позволил выделить наиболее значимые факторы по каждому из разделов. Основываясь на этом выборе, были составлены матрицы решений по инновационному обновлению хозяйственной системы региона (Приложения №№ 7-10).

Анализ решений и первоочередность их выполнения позволил обосновать цель, задачи и направления стратегии инновационной трансформации хозяйственной системы Владимирской области, что графически изображено на рисунке 3.

Комплексный инновационный сценарий развития региона позволит в долгосрочной перспективе максимально использовать все его сильные стороны и возможности, минимизировать потенциальные риски усиления межрегиональных связей и глобализации экономики. В то же время инновационный сценарий требует целевого инвестирования в наиболее перспективные и наукоёмкие производства, способные за короткий срок перейти на выпуск продукции мирового уровня и стать базой для развития смежных отраслей реального сектора экономики области.

       
 
ВИДЕНИЕ: Хозяйственная система области – это совокупность предприятий и промышленных кластеров с преобладанием доли высокотехнологичных производств, выпускающих конкурентоспособную на российском и мировом рынке продукцию узнаваемых брэндов  
 
    Динамика численности населения Владимирской области - student2.ru

З А Д А Ч И

 
  Динамика численности населения Владимирской области - student2.ru

 
  Динамика численности населения Владимирской области - student2.ru

Н А П Р А В Л Е Н И Я

       
  Динамика численности населения Владимирской области - student2.ru
 
   
Рис. 3. Структура и содержание стратегии инновационной трансформации хозяйственной системы Владимирской области

Наши рекомендации