Агрегированная производственная функция
На уровне отдельной фирмы производственная функция вида Y — f (х1, х2,…, хп) выражает техническое соотношение между объемом производства и количеством используемых факторов производства. На макроэкономическом уровне все факторы производства могут быть сведены к земле (Q), труду (L) и капиталу (К). Поэтому агрегированная производственная функция имеет вид: Y = f (Q, L, К). Однако в краткосрочном периоде величина применяемого капитала остается неизменной (К = const). От земли как производственного ресурса в условиях научно-технического прогресса и высокого технического уровня используемых технологий можно абстрагироваться. В результате в краткосрочных макроэкономических моделях единственным переменным фактором остается труд (L), и агрегированная производственная функция принимает вид: Y = Y(L). 21
14. Количественная теория денег
Денежный рынок в классической модели основан на количественной теории денег, которая представлена двумя альтернативными уравнениями. Первое из них — это уравнение Фишера, или уравнение обмена:
М • V = Р • У, где М — предложение денег (денежная масса); V — скорость обращения денег; Р — общий уровень цен; У — реальный объем производства (ВВП).
Другая версия количественной теории денег вытекает из первой и представлена уравнением Кембриджской школы спроса на деньги: М = к • Р • У,
где к= 1 / V - величина, обратная скорости обращения («психологический» коэффициент части дохода, который хранится в денежной форме).
Первое уравнение акцентирует внимание на скорости обращения денег, в то время как второе — на доле общих расходов, которую люди предпочитают иметь в денежной форме. Другими словами, здесь вместо скорости оборота денег вводится понятие предпочтение ликвидности.
15. Классическая теория в целом.
В формализованном виде макроэкономическую модель классической школы можно представить системой следующих уравнений: 1. Y = Y (L) — производственная функция; 2. L5 = L5 (W) — функция предложения труда; 22
15. Классическая теория в целом.
3.dY / dL = W / P — равновесный спрос на труд со стороны бизнеса; 4. S = S(r) — функция сбережений;
5.I = I(r) — функция инвестиций;
6. S =I— условие равновесия на рынке благ;
7. М = к • Р • Y — формула Кембриджской школы.
Первые три уравнения отражают реальные воспроизводственные потоки, а последние Четыре уравнения характеризуют денежные потоки.
16. Возникновение кейнсианства. Методологические основы кейнсианской модели. Основное макроэкономическое тождество.
Теория Дж.М. Кейнса покоилась на двух основных подходах к регулированию. Первый сводился к тому, что свободное рыночное «плавание» предпринимателей в масштабе всей государственно оформленной экономики приводило к серьезным кризисным потрясениям и длительной стагнации, и по этой причине государство должно вмешиваться в воспроизводственный цикл с помощью косвенных методов регулирования — кредитно-денежного и бюджетно-налогового механизмов. Второй подход предполагал, что государство должно воздействовать на платежеспособный спрос (С), который обеспечивает рост предложения, а, следовательно, и производства в условиях неполной занятости. «Спрос создает предложение», — говорят кейнсианцы. 23
15. Классическая теория в целом.
Центральным положением кейнсианской теории является понятие макроэкономического равновесия. Нарушение равновесия способно поставить крест на достижении целей полной занятости, стабильности цен и экономического роста.
Центральная идея классической теории: экономика автоматически приспосабливается к равновесию, полной занятости, т.к. цены, заработная плата, норма процента являются гибкими. И, соответственно, достаточно быстро реагируют на кризисные ситуации.
Исходной точкой, темой своего анализа, Кейнс сделал проблему занятости, поскольку безработица в этот период приобрела катастрофический характер.
Уровень занятости, по Кейнсу, определяется динамикой эффективного спроса, складывающегося из ожидаемых расходов на потребление и предполагаемых инвестиций.
Кейнс установил связь между инвестициями, потреблением и национальным доходом. Эту связь кейнсианство определило на основе концепции мультипликатора. И таким образом, уровень национального дохода (Y) есть функция от потребительских расходов (С) и инвестиций (I).
Y = f (C, I). 24
17. Функция потребления. Средняя и предельная склонность к потреблению. Факторы, определяющие динамику потребления.
Для того, чтобы установить взаимосвязь между запланированными расходами и национальным доходом, Кейнс вводит в анализ т.н. общий психологический закон. Суть данного закона он сводил к тому, что потребление растет меньше чем доход. Люди имеют склонность к сбережениям.
В экономической системе в целом располагаемый доход (Yd) распадается на потребление (С) и сбережение (S). Yd = C + S 1 = C / Yd + S / Yd
Долю потребления в располагаемом доходе Кейнс называет средней склонностью к потреблению (арс). А долю сбережений в располагаемом доходе — средней склонностью ксбережению (арs). арс + арs= 1.
Отсюда следует, что прирост располагаемого дохода (Δ Yd) соответственно распадается на прирост потребления (Δ С) и прирост сбережений (Δ S).
Δ С / Δ Yd + Δ S / Δ Yd = 1
Соотношение Δ С / Δ Yd Кейнс назвал предельной склонностью к потреблению и обозначил ее как трс. А соотношение Δ S / Δ Yd — предельной склонностью к сбережению, обозначив как mps. трс + трs= 1.
При этом 0 < трс < 1.
Функция потребления — это С = а + bYd ,
где а — некая константа, характеризующая величину потребления при располагаемом доходе равном 0 и обычно называемая автономным потреблением, 25
17. Функция потребления. Средняя и предельная склонность к потреблению. Факторы, определяющие динамику потребления.
b — предельная склонность к потреблению (трс).
Межвременное бюджетное ограничение потребителя — это бюджетное ограничение потребителя по отношению к расходам и поступлениям более чем на один период межвременного решения.
Межвременная кривая безразличия потребителя — кривая безразличия, учитывающая предпочтения потребителя между потреблением в более чем одном периоде межвременного решения.
Cогласно гипотезы жизненного цикла текущее потребление человека зависит не только от его текущего располагаемого дохода, но и от ожидаемого дохода в течение всей его жизни.
19. Функция инвестиций. Предельная склонность к инвестированию. Факторы, определяющие динамику инвестиций.
В кейнсианской модели инвестиции — это привлечение сбережений для создания новых производственных мощностей (предприятий, зданий, оборудования, инфраструктуры и т.д.), т.е. инвестиции с целью расширенного воспроизводства.
Источник инвестиций — это сбережения, т.е. располагаемый доход за вычетом расходов на личное потребление: S = Yd — С. 26
19. Функция инвестиций. Предельная склонность к инвестированию. Факторы, определяющие динамику инвестиций.
Отличия инвестиций от сбережений состоят в следующем: сбережения осуществляются домашними хозяйствами, а инвестиции — фирмами; сбережения способствуют уменьшению совокупного спроса, а инвестиции — его увеличению; сбережения — это «утечки» потребления, т.к. они не участвуют в кругообороте доходов и расходов, а инвестиции — это «инъекции», компенсирующие «утечки» потребления и дополняющие его.
В краткосрочном периоде к факторам, влияющим на инвестиции, относятся следующие:
1. В кейнсианской модели в отличие от классической объем инвестиций зависит от ожиданий инвесторов — ожидаемой нормы чистой прибыли от инвестиций или предельной эффективности капитала, рассчитываемой как соотношение ожидаемой выручки от капиталовложений к соответствующим затратам. Чем она больше, тем больше вероятность осуществления инвестиций в данную сферу производства.
2. Реальная ставка процента по займам как альтернативная возможность получения дохода, которая в отличие от классической модели не зависит от объемов производства, а определяется на денежном рынке. Если она больше ожидаемой нормы чистой прибыли, то инвестиции не будут осуществлены, т.к. инвестору выгоднее разместить сбережения в банке, предоставить кредит или купить ценные бумаги; если она меньше — капиталовложения будут сделаны в производственные мощности. Следовательно, функция спроса на инвестиции имеет отрицательный наклон и может быть представлена как I = Ia + Ir (r) 27
19. Функция инвестиций. Предельная склонность к инвестированию. Факторы, определяющие динамику инвестиций.
где Ia — автономные инвестиции, не зависимые от размера реального процента; Ir (r) — индуцированные инвестиции, зависящие от реального процента; r — реальная процентная ставка. 3. Уровень налогообложения. Чем он больше, тем меньше инвестиции. 4. Темпы инфляции. Чем они больше, тем меньше инвестиции.
В долгосрочном периоде к факторам, влияющим на инвестиции, относятся факторы, меняющие величину автономных инвестиций и приводящие к сдвигу графика спроса на инвестиции. К ним относятся: технологические изменения, моральный и физический износ основных фондов, налоги, рост стоимости оборудования, ожидания инвестора относительно рентабельности предприятия, инноваций и другие.
Два принципиальных отличия между классической и кейнсианской моделями в понимании инвестиций и сбережений: во-первых, в классической модели потребление определялось как остаток от суммы, из которой делались сбережения, а в кейнсианской модели вследствие склонности людей к сбережению оно определяется как остаток от располагаемого дохода за вычетом потребления; во-вторых, в классической модели сбережения являются функцией процентной ставки, а равновесие между ними и инвестициями определяется благодаря ее гибкости, в кейнсианской же модели инвестиции зависят от процентной ставки, а сбережения — от располагаемого похода, т.е. они определяются различными факторами и осуществляются разными субъектами: сбережения — домохозяйствами, а инвестиции — фирмами. 28
19. Функция инвестиций. Предельная склонность к инвестированию. Факторы, определяющие динамику инвестиций.
Мультипликатор инвестиций — это коэффициент, покапывающий соотношение величины изменения равновесного дохода к соответствующей ей и вызвавшей ее величине изменения расходов на инвестиции.
Эффект мультипликатора имеет ряд ограничений в практическом применении.
Во-первых, он действует в условиях полной мобильности факторов производства между секторами экономики. Если же их мобильность ограничена, то действие эффекта мультипликатора не приведет к более полному использованию факторов производства, а вызовет рост цен.
Во-вторых, в отличие от теории, на практике предельная склонность к потреблению достаточно нестабильна и может меняться по разным причинам.
В-третьих, действие эффекта мультипликатора является неопределенным во времени и может происходить с запаздыванием (лагами), в ходе которого направление действия мультипликатора может меняться под воздействием вновь возникших факторов, даже если предыдущая последовательность циклов не завершена.
В-четвертых, на действие эффекта мультипликатора могут оказать воздействие другие меры государственной политики, осуществляемые параллельно, в результате чего эффект становится непредсказуемым.
В-пятых, в открытой экономике воздействие мультипликатора может сказаться не на занятости внутри страны, а на ее величине в странах — внешнеторговых партнерах, в результате чего возросшее там потребление может ослабить благоприятный внешнеторговый баланс данной страны. 29
25. Бюджетно-налоговая политика: цели и инструменты.
Под бюджетно-налоговой (фискальной) политикой понимается система регулирования экономики посредством формирования величины и структуры государственных расходов и налоговых платежей.
Ее основными целями являются:
- обеспечение устойчивого экономического роста,
- достижение высокого уровня занятости,
- снижение инфляции.
Инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют стимулирующую и сдерживающую бюджетно-налоговую политику.
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочном периоде имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В долгосрочном периоде снижение налогов может привести к расширению факторов производства и стимулированию экономического роста. Осуществление этих целей связано с проведением налоговой реформы и оптимизацией структуры государственных расходов.
Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) предполагает снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер с целью ограничения циклического подъема экономики. В краткосрочном периоде эти меры позволяют снизить инфляцию со стороны спроса. В долгосрочной перспективе она может привести к спаду производства и развертыванию механизма стагфляции. 30
26. Дискреционная фискальная политика. Государственные закупки, налоги, трансферты.
Дискреционная фискальная политика — целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства и темпов инфляции. Эта политика связана, прежде всего, с осуществлением правительственных программ занятости, социальной, а также с изменениями налоговой системы.
Государственные расходы делятся на трансформационные (государственные закупки) и трансфертные расходы.
К государственным закупкам (G) относят государственные инвестиции, государственное потребление товаров и услуг, выплату из бюджета заработной платы.
При трансфертных расходах (tr) затраты государства выступают как прямая передача средств. Среди трансфертных расходов — субсидии, пособия домашним хозяйствам, социальное обеспечение (за счет бюджета финансируются в основном начальное и среднее образование, медицинская помощь для бедных слоев населения, противоэпидемические мероприятия, культурные и др.).
Отличие между двумя этими видами расходов состоит в том, что государственные закупки изменяют величину национального дохода, а трансфертные платежи лишь означают его перераспределение. 31
26. Дискреционная фискальная политика. Государственные закупки, налоги, трансферты
Государство может оказывать на экономику прямое и косвенное влияние.
Прямое воздействие осуществляется через изменение величины государственных закупок, поскольку они непосредственно включены в формулу совокупного спроса (AD = C + I + G), являясь компонентом совокупных расходов.
Косвенное — через изменение величины налогов и трансфертов (в том числе субсидий), поскольку они не входят в формулу совокупного спроса и воздействуют на экономику опосредованно — через изменение величины потребительских (С) и инвестиционных расходов (I)
Налоги — это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций.
В макроэкономике налоги делятся на: автономные (аккордные), которые не зависят от уровня дохода (обозначим Та) и подоходные, величину которых будем определять t • Y, где
t = ΔT / ΔY - предельная налоговая ставка.
Трансферты, являясь экзогенной величиной, оказывают косвенное воздействие на национальный доход, являясь инструментом не его создания, а его перераспределения.
Мультипликатор трансфертов — отношение изменения объема выпуска к вызвавшему его изменению трансфертных расходов, равен
mTR = ΔY / Δtr = mpc / (1 - mpc) 32
27. Мультипликатор госрасходов.
Отношение ΔY / ΔG изменения национального дохода к вызвавшему его изменению государственных расходов называется мультипликатором государственных расходов.
Мультипликатор государственных расходов:
mG = ΔY / ΔG = 1 / 1 - mpc
28. Мультипликатор налогов.
ΔY= - ΔT • mpc / (1 - mpc)
mT = ΔY/ ΔT = - mpc / (1 - mpc) - налоговый мультипликатор ~ отношение изменения объема выпуска к вызвавшему его изменению налогов.
Следует обратить внимание, что мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что era действие на доход обратное.