Теорема эквивалентности

Рикардо-Барро

Пока было в моде кейнсианство, считалось, что бюджет­ные дефициты и накапливающийся государственный долг «не так страшны, как их малюют». Но в 1970-1980-х гг., когда обострились про­блемы бюджетных дефицитов во многих западных странах, увеличились темпы прироста государственной задолженности и т. п., вновь в эконо­мической науке повысился интерес к краткосрочным и, особенно, дол­госрочным последствиям государственной задолженности и экспансио­нистской фискальной политики.

Отражением этих теоретических дискуссий является известная тео­рема эквивалентности Рикардо, нередко называемая теоремой экви­валентности Рикардо-Барро.1

1 Примечательно, что сам Д. Рикардо не формулировал в современном ее виде те­орему эквивалентности. Это сделал аме­риканский экономист Роберт Барро из Гар­вардского университета в 1974 г. Многие источники подчеркивают, что сам Рикардо расценивал рассматриваемую нами далее теорему как сомнительную (см. Словарь современной экономической теории Мак-миллана. М., Инфра-М, 1997. С. 436.) Во­обще здесь мы сталкиваемся с проблемой эпонимии, т. е. практикой присвоения той или иной теории имени создавшего ее уче­ного. Известный историк экономической мысли М. Блауг приводит любопытные све­дения: «...как ни странно, в результате этой практики открытие почти всегда связывает­ся не с тем, с кем надо. Так,... у Роберта Гиффена мы не найдем формулировки па­радокса Гиффена. Френсис Эджуорт не ри­совал «коробки Эджуорта». Эрнст Энгель не чертил кривых Энгеля. Вальрас не формули­ровал закон Вальраса... Артур Пигу не явля­ется автором эффекта Пигу и т. д. Стиглер даже сформулировал «закон эпонимии Стиг-лера», который гласит: «Ни одно научное открытие не носит имя своего истинного автора». (См. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., «Дело». 1994. С. 524, примечание).

Итак, когда государство проводит стимулирующую фискальную по­литику, оно может снизить налоги при постоянных государственных рас­ходах. Какое влияние окажет эта мера на потребление, инвести­ции и национальные сбереже­ния? Экономисты, обеспокоен­ные накапливанием государ­ственной задолженности (их на­зывают сторонниками традици­онной точки зрения на государ­ственный долг), обращали вни­мание на следующее: в краткос­рочном плане снижение налогов приведет к росту потребитель­ских расходов и, следовательно, снижению национальных сбере­жений; рост ставки процента, вызванный обострением конку­ренции со стороны инвесторов за сбережения, приведет к сни­жению инвестиций; в открытой экономике приток иностранного капитала вследствие роста став­ки процента повлечет за собой рост обменного курса нацио­нальной валюты, а, значит, сни­жение конкурентоспособности




отечественных товаров. В долгосрочном плане сокращение нацио­нальных сбережений приведет к уменьшению накопленного капитала и снижению объема национального продукта.

Таким образом, экспансионистская фискальная политика снижения на­логов может привести к тому, что жизнь нынешнего поколения может улуч­шиться из-за увеличения располагаемого дохода и роста потребления, но бремя нынешнего бюджетного дефицита ляжет на плечи будущих по­колений.

Американский экономист Роберт Барро предложил иной подход. По его мнению, фискальная экспансия не оказывает сколько-нибудь значи­тельного влияния на текущее потребление. Да, действительно, сниже­ние налогов, например, паушального налога (т. е. одинакового для всех домашних хозяйств) при неизменных государственных расходах увели­чивает государственный долг (накапливаются бюджетные дефициты). Но потребление зависит не только от текущего дохода. Если даже сни­зятся налоги, то население не обязательно увеличит потребление и сни­зит сбережения. Ведь граждане понимают: сегодня снижение налогов обернется их повышением завтра. Следовательно, экономические агенты, прогнозируя свое будущее, не уменьшат сбережения при снижении нало­гов, а будут копить деньги, оставляя их потомству: ведь именно оно бу­дет платить налоги в последующие годы. Вот почему, как комментируют иногда экономисты концепцию Барро, детям оставляют наследство.

Если же рассмотреть стимулирующую налогово-бюджетную полити­ку с другой стороны - как увеличение государственных расходов, фи­нансируемых за счет государственной задолженности - то вывод будет тем же. Информированные граждане, по мнению Барро, воспринимают государственные расходы следующим образом: их финансирование происходит за счет роста государственной задолженности (размещения облигаций). А это можно рассматривать как налоги, которые мы платим сегодня или будем платить завтра: долг надо обслуживать и погашать. Следовательно, опять можно предположить, что текущее потребление не увеличится, несмотря на увеличение государственных расходов, так как люди дальновидны и будут копить на будущее, учитывая необходи­мость выплаты налогов будущими поколениями.

Учитывая все вышеизложенное, можно отметить, что согласно под­ходу Барро, государственный долг нельзя рассматривать как богатство частного сектора (вспомним, что об этом шла речь ранее, в § 9 настоя­щей главы, когда обязательства государства в руках частных лиц были представлены как их активы).

Итак, мы можем сформулировать рикардианское равенство,или теорему эквивалентности Рикардо-Барро: финансирование госу­дарственных расходов засчет долга равно финансированию госу­дарственных расходов засчет налогов.





Глава 22

Налогово-бюджетная система и налогово-бюджетная политика



Теорема эквивалентности Рикардо-Барро построена при определен­ных допущениях, которые необходимо еще раз подчеркнуть: во-первых, люди обладают абсолютным предвидением будущего налогового бреме­ни, т. е, рациональны настолько, что способны дисконтировать ценность сегодняшних налогов и налогов, уплачиваемых в будущем. Во-вторых, предполагается, что люди принимают решения в условиях бесконечно­го периода планирования. В-третьих, во внимание принимается случай единовременного или фиксированного налогообложения (паушальный налог), которое, по крайней мере, теоретически, не вызывает искажения стимулов хозяйственной деятельности.

Оппоненты рикардианского равенства обращают внимание на то, что несоблюдение этих допущений нарушает теорему эквивалентности. Неполная рациональность, ограниченный горизонт планирования потре­бительских расходов домашними хозяйствами (люди - не бессмертные особи) и существующая на практике прогрессивная система налогооб­ложения учитываются в многочисленных эмпирических исследованиях, посвященных теореме эквивалентности Рикардо-Барро. Отсутствие бесспорных эмпирических доказательств правоты подхода Барро, од­нако, не делает его взгляды теоретически менее интересными. В эко­номической науке существует множество гипотез и концепций, кото­рые фигурируют в многочисленных изданиях учебного и научного характера, несмотря на то, что они не выдержали эмпирической провер­ки на их абсолютную достоверность: эффект Гиффена, «ликвидная ло­вушка» (см. Приложение 2 к настоящей главе) и многие другие. Теорема эквивалентности Рикардо-Барро важна и интересна прежде всего тем, что обращает внимание на проблемы межвременнбго выбора в процессе по­требления и связи между нынешним и будущими поколениями налого­плательщиков, а эта тема всегда будет актуальна, особенно в странах, сталкивающихся с долгосрочной государственной задолженностью.

Основные понятия:

fiscal policy government budget fiscal federalism taxation benefits, principle of taxation ability -to-pay, principle of taxation

Налогово-бюджетная политика

Государственный бюджет

Налогово-бюджетный

(фискальный федерализм)

Налогообложение

Принцип получаемых благ

Принцип платежеспособности



Налоги

- прямые

- косвенные Налоговая ставка

предельная

- средняя Кривая Лаффера

Переложение налогового бремени Бюджетный дефицит

- первичный

- структурный

- циклический

- фактический

Бюджетный профицит (излишек)

Монетизация дефицита

Эффект вытеснения

Мультипликатор сбалансированного бюджета

Теорема Хаавельмо

Дискреционная налогово-бюджетная политика

Автоматическая налогово-бюджетная политика

Автоматические стабилизаторы

Государственный долг

- внешний

- внутренний

Рефинансирование государственного долга

Дефолт

Теорема эквивалентности Рикардо-Барро

taxes

- direct taxes

- indirect taxes tax rate

- marginal

- average Laffer curve tax shifting budget deficit

- primary

- structural

- cyclical

- actual
budget surplus
monetization of deficit

«crowding out» effect balanced budget multiplier

Haavelmo theorem discretionary fiscal policy

automatic fiscal policy

automatic stabilizers national debt

- external

- internal

refinancing the national debt

default

Ricardian-Barro equivalence theorem





Глава 22

Модель «IS-LM»



ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к гл. 22

Таблица П 22.1

Реализация правил налогово-бюджетной политики по странам

  Цель, или максимальная задача Период действия Инструмент введения Правительствен­ный уровень Плата за несоблюдение
Нидерланды Офаничения в отношении структурного дефицита 1961-74 Политика правительства Центральное правительство Степень доверия
Члены Европейского Союза Среднесрочное общее балансирование Ежегодное Офаничение дефицита (3% от ВНП) С 1997 г. Международный договор1(стадия 3 Экономического и валютного Союза) Наднациональ­ные органы управления Степень доверия Финансовая (с 1999 г.)
США Ежегодное общее балансирование Проект Конституционная поправка Федеральное правительство Юридическая
Коста Рика Ежегодное офаничение дефицита (1% от ВНП) Проект Конституционная поправка Общественный сектор Юридическая
Швейцария Балансирование в соответствии с циклом Проект Конституционная поправка Федеральное правительство Степень доверия
Новая Зеландия Среднесрочное операционное балансирование С 1994 г. Положения закона Общественный сектор Степень доверия
Германия Ежегодное балансирование счета текущих операций С 1949 г. Конституционная поправка Федеральное правительство и правительства административ­ных единиц Юридическая
Япония Ежегодное балансирование счета текущих операций 1946-75 и предлагается с 2003 Положения закона Центральное правительство Юридическая
США Ежегодное балансирование счета текущих операций Различные периоды Конституционная поправка Правительства административ­ных единиц Юридическая
Канада Общее балансирование или ограничение дефицита С 1993 г. Положения закона Правительства административ­ных единиц Юридическая
Индонезия Отсутствие внутренних займов С 1967 г. Политика правительства Наднациональ­ные органы управления Степень доверил
Члены Европейского Союза Отсутствие займов у це трального С 1994 г. Между народный договор (стадия 2 Экономического и Наднациональ­ные органы управления Юридическая

1 Включая Пакт о стабильности и экономическом росте и документы Европейского Совета.

Продолжение таблицы П 22.1

Аргентина, Канада, Чили, Эквадор, Венгрия, Япония, Перу, США Отсутствие займов у центрального банка Различные периоды Различные Наднациональ­ные органы управления Юридическая
Члены зоны франка CFA (Договор о финансовом сотрудничестве в Центральной Африке) Займы у центрального банка в пределах 20% от прошлогодних доходов С 1973 г. Международный договор Наднациональ­ные органы управления Финансовая
Бразилия, Египет, Морокко, Филиппины, Словацкая Республика Займы у центрального банка в пределах фиксированной доли от прошлогодних доходов Различные периоды Различные Наднациональ­ные органы управления Юридическая или степень доверия
Члены Европейского Союза Ограничения в отношении общего долга (60% от ВНП) С 1997 г. Международный договор (стадия 3 Экономического и валютного Союза) Наднациональ­ные органы управления Юридическая

Источник: Kopits G., Symansky S. Fiscal Policy Rules. Occasional Papers 162. IMF. 1998. p. 3.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к гл. 22

Анализ кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики с помощьюмодели «/S-/.M»

{приложение 2 используется и для гл. 20)

Известные ученые Джон Хикс (Великобритания) и Элвин Хансен (США) разработали на базе кеинсианскои теории стандартную равно­весную модель рынка. Общее равновесие на реальном и денежном рын­ке исследуется с помощью аппарата кривых «IS-LM».

Обратимся к построению кривой IS. Кривая IS (Investment-Saving) характеризует равновесие в товарном (реальном) секторе хозяйства. Взаимосвязь сбережений, инвестиций, уровня процента и уровня дохо­да можно графически представить таким образом: (рис. 1).

На этом графике представлена кривая IS, т. е. «investment-saving» («инвестиции-сбережения»).

Глава 22

Модель «IS-LM»



Теорема эквивалентности - student2.ru

Наши рекомендации