Теорема эквивалентности
Рикардо-Барро
Пока было в моде кейнсианство, считалось, что бюджетные дефициты и накапливающийся государственный долг «не так страшны, как их малюют». Но в 1970-1980-х гг., когда обострились проблемы бюджетных дефицитов во многих западных странах, увеличились темпы прироста государственной задолженности и т. п., вновь в экономической науке повысился интерес к краткосрочным и, особенно, долгосрочным последствиям государственной задолженности и экспансионистской фискальной политики.
Отражением этих теоретических дискуссий является известная теорема эквивалентности Рикардо, нередко называемая теоремой эквивалентности Рикардо-Барро.1
1 Примечательно, что сам Д. Рикардо не формулировал в современном ее виде теорему эквивалентности. Это сделал американский экономист Роберт Барро из Гарвардского университета в 1974 г. Многие источники подчеркивают, что сам Рикардо расценивал рассматриваемую нами далее теорему как сомнительную (см. Словарь современной экономической теории Мак-миллана. М., Инфра-М, 1997. С. 436.) Вообще здесь мы сталкиваемся с проблемой эпонимии, т. е. практикой присвоения той или иной теории имени создавшего ее ученого. Известный историк экономической мысли М. Блауг приводит любопытные сведения: «...как ни странно, в результате этой практики открытие почти всегда связывается не с тем, с кем надо. Так,... у Роберта Гиффена мы не найдем формулировки парадокса Гиффена. Френсис Эджуорт не рисовал «коробки Эджуорта». Эрнст Энгель не чертил кривых Энгеля. Вальрас не формулировал закон Вальраса... Артур Пигу не является автором эффекта Пигу и т. д. Стиглер даже сформулировал «закон эпонимии Стиг-лера», который гласит: «Ни одно научное открытие не носит имя своего истинного автора». (См. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., «Дело». 1994. С. 524, примечание). |
Итак, когда государство проводит стимулирующую фискальную политику, оно может снизить налоги при постоянных государственных расходах. Какое влияние окажет эта мера на потребление, инвестиции и национальные сбережения? Экономисты, обеспокоенные накапливанием государственной задолженности (их называют сторонниками традиционной точки зрения на государственный долг), обращали внимание на следующее: в краткосрочном плане снижение налогов приведет к росту потребительских расходов и, следовательно, снижению национальных сбережений; рост ставки процента, вызванный обострением конкуренции со стороны инвесторов за сбережения, приведет к снижению инвестиций; в открытой экономике приток иностранного капитала вследствие роста ставки процента повлечет за собой рост обменного курса национальной валюты, а, значит, снижение конкурентоспособности
отечественных товаров. В долгосрочном плане сокращение национальных сбережений приведет к уменьшению накопленного капитала и снижению объема национального продукта.
Таким образом, экспансионистская фискальная политика снижения налогов может привести к тому, что жизнь нынешнего поколения может улучшиться из-за увеличения располагаемого дохода и роста потребления, но бремя нынешнего бюджетного дефицита ляжет на плечи будущих поколений.
Американский экономист Роберт Барро предложил иной подход. По его мнению, фискальная экспансия не оказывает сколько-нибудь значительного влияния на текущее потребление. Да, действительно, снижение налогов, например, паушального налога (т. е. одинакового для всех домашних хозяйств) при неизменных государственных расходах увеличивает государственный долг (накапливаются бюджетные дефициты). Но потребление зависит не только от текущего дохода. Если даже снизятся налоги, то население не обязательно увеличит потребление и снизит сбережения. Ведь граждане понимают: сегодня снижение налогов обернется их повышением завтра. Следовательно, экономические агенты, прогнозируя свое будущее, не уменьшат сбережения при снижении налогов, а будут копить деньги, оставляя их потомству: ведь именно оно будет платить налоги в последующие годы. Вот почему, как комментируют иногда экономисты концепцию Барро, детям оставляют наследство.
Если же рассмотреть стимулирующую налогово-бюджетную политику с другой стороны - как увеличение государственных расходов, финансируемых за счет государственной задолженности - то вывод будет тем же. Информированные граждане, по мнению Барро, воспринимают государственные расходы следующим образом: их финансирование происходит за счет роста государственной задолженности (размещения облигаций). А это можно рассматривать как налоги, которые мы платим сегодня или будем платить завтра: долг надо обслуживать и погашать. Следовательно, опять можно предположить, что текущее потребление не увеличится, несмотря на увеличение государственных расходов, так как люди дальновидны и будут копить на будущее, учитывая необходимость выплаты налогов будущими поколениями.
Учитывая все вышеизложенное, можно отметить, что согласно подходу Барро, государственный долг нельзя рассматривать как богатство частного сектора (вспомним, что об этом шла речь ранее, в § 9 настоящей главы, когда обязательства государства в руках частных лиц были представлены как их активы).
Итак, мы можем сформулировать рикардианское равенство,или теорему эквивалентности Рикардо-Барро: финансирование государственных расходов засчет долга равно финансированию государственных расходов засчет налогов.
Глава 22
Налогово-бюджетная система и налогово-бюджетная политика
Теорема эквивалентности Рикардо-Барро построена при определенных допущениях, которые необходимо еще раз подчеркнуть: во-первых, люди обладают абсолютным предвидением будущего налогового бремени, т. е, рациональны настолько, что способны дисконтировать ценность сегодняшних налогов и налогов, уплачиваемых в будущем. Во-вторых, предполагается, что люди принимают решения в условиях бесконечного периода планирования. В-третьих, во внимание принимается случай единовременного или фиксированного налогообложения (паушальный налог), которое, по крайней мере, теоретически, не вызывает искажения стимулов хозяйственной деятельности.
Оппоненты рикардианского равенства обращают внимание на то, что несоблюдение этих допущений нарушает теорему эквивалентности. Неполная рациональность, ограниченный горизонт планирования потребительских расходов домашними хозяйствами (люди - не бессмертные особи) и существующая на практике прогрессивная система налогообложения учитываются в многочисленных эмпирических исследованиях, посвященных теореме эквивалентности Рикардо-Барро. Отсутствие бесспорных эмпирических доказательств правоты подхода Барро, однако, не делает его взгляды теоретически менее интересными. В экономической науке существует множество гипотез и концепций, которые фигурируют в многочисленных изданиях учебного и научного характера, несмотря на то, что они не выдержали эмпирической проверки на их абсолютную достоверность: эффект Гиффена, «ликвидная ловушка» (см. Приложение 2 к настоящей главе) и многие другие. Теорема эквивалентности Рикардо-Барро важна и интересна прежде всего тем, что обращает внимание на проблемы межвременнбго выбора в процессе потребления и связи между нынешним и будущими поколениями налогоплательщиков, а эта тема всегда будет актуальна, особенно в странах, сталкивающихся с долгосрочной государственной задолженностью.
Основные понятия:
fiscal policy government budget fiscal federalism taxation benefits, principle of taxation ability -to-pay, principle of taxation |
Налогово-бюджетная политика
Государственный бюджет
Налогово-бюджетный
(фискальный федерализм)
Налогообложение
Принцип получаемых благ
Принцип платежеспособности
Налоги
- прямые
- косвенные Налоговая ставка
предельная
- средняя Кривая Лаффера
Переложение налогового бремени Бюджетный дефицит
- первичный
- структурный
- циклический
- фактический
Бюджетный профицит (излишек)
Монетизация дефицита
Эффект вытеснения
Мультипликатор сбалансированного бюджета
Теорема Хаавельмо
Дискреционная налогово-бюджетная политика
Автоматическая налогово-бюджетная политика
Автоматические стабилизаторы
Государственный долг
- внешний
- внутренний
Рефинансирование государственного долга
Дефолт
Теорема эквивалентности Рикардо-Барро
taxes
- direct taxes
- indirect taxes tax rate
- marginal
- average Laffer curve tax shifting budget deficit
- primary
- structural
- cyclical
- actual
budget surplus
monetization of deficit
«crowding out» effect balanced budget multiplier
Haavelmo theorem discretionary fiscal policy
automatic fiscal policy
automatic stabilizers national debt
- external
- internal
refinancing the national debt
default
Ricardian-Barro equivalence theorem
Глава 22
Модель «IS-LM»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к гл. 22
Таблица П 22.1
Реализация правил налогово-бюджетной политики по странам
Цель, или максимальная задача | Период действия | Инструмент введения | Правительственный уровень | Плата за несоблюдение | |
Нидерланды | Офаничения в отношении структурного дефицита | 1961-74 | Политика правительства | Центральное правительство | Степень доверия |
Члены Европейского Союза | Среднесрочное общее балансирование Ежегодное Офаничение дефицита (3% от ВНП) | С 1997 г. | Международный договор1(стадия 3 Экономического и валютного Союза) | Наднациональные органы управления | Степень доверия Финансовая (с 1999 г.) |
США | Ежегодное общее балансирование | Проект | Конституционная поправка | Федеральное правительство | Юридическая |
Коста Рика | Ежегодное офаничение дефицита (1% от ВНП) | Проект | Конституционная поправка | Общественный сектор | Юридическая |
Швейцария | Балансирование в соответствии с циклом | Проект | Конституционная поправка | Федеральное правительство | Степень доверия |
Новая Зеландия | Среднесрочное операционное балансирование | С 1994 г. | Положения закона | Общественный сектор | Степень доверия |
Германия | Ежегодное балансирование счета текущих операций | С 1949 г. | Конституционная поправка | Федеральное правительство и правительства административных единиц | Юридическая |
Япония | Ежегодное балансирование счета текущих операций | 1946-75 и предлагается с 2003 | Положения закона | Центральное правительство | Юридическая |
США | Ежегодное балансирование счета текущих операций | Различные периоды | Конституционная поправка | Правительства административных единиц | Юридическая |
Канада | Общее балансирование или ограничение дефицита | С 1993 г. | Положения закона | Правительства административных единиц | Юридическая |
Индонезия | Отсутствие внутренних займов | С 1967 г. | Политика правительства | Наднациональные органы управления | Степень доверил |
Члены Европейского Союза | Отсутствие займов у це трального | С 1994 г. | Между народный договор (стадия 2 Экономического и | Наднациональные органы управления | Юридическая |
1 Включая Пакт о стабильности и экономическом росте и документы Европейского Совета.
Продолжение таблицы П 22.1
Аргентина, Канада, Чили, Эквадор, Венгрия, Япония, Перу, США | Отсутствие займов у центрального банка | Различные периоды | Различные | Наднациональные органы управления | Юридическая |
Члены зоны франка CFA (Договор о финансовом сотрудничестве в Центральной Африке) | Займы у центрального банка в пределах 20% от прошлогодних доходов | С 1973 г. | Международный договор | Наднациональные органы управления | Финансовая |
Бразилия, Египет, Морокко, Филиппины, Словацкая Республика | Займы у центрального банка в пределах фиксированной доли от прошлогодних доходов | Различные периоды | Различные | Наднациональные органы управления | Юридическая или степень доверия |
Члены Европейского Союза | Ограничения в отношении общего долга (60% от ВНП) | С 1997 г. | Международный договор (стадия 3 Экономического и валютного Союза) | Наднациональные органы управления | Юридическая |
Источник: Kopits G., Symansky S. Fiscal Policy Rules. Occasional Papers 162. IMF. 1998. p. 3.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к гл. 22
Анализ кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики с помощьюмодели «/S-/.M»
{приложение 2 используется и для гл. 20)
Известные ученые Джон Хикс (Великобритания) и Элвин Хансен (США) разработали на базе кеинсианскои теории стандартную равновесную модель рынка. Общее равновесие на реальном и денежном рынке исследуется с помощью аппарата кривых «IS-LM».
Обратимся к построению кривой IS. Кривая IS (Investment-Saving) характеризует равновесие в товарном (реальном) секторе хозяйства. Взаимосвязь сбережений, инвестиций, уровня процента и уровня дохода можно графически представить таким образом: (рис. 1).
На этом графике представлена кривая IS, т. е. «investment-saving» («инвестиции-сбережения»).
Глава 22
Модель «IS-LM»