Ознакомление с динамикой развития электронной торговли по моделям В2В и В2С, развитием электронного правительства в России
Экзамен по дисциплине
По дисциплине «Электронная коммерция» предусмотрен экзамен и выполнение практической работы.
2. Тематический план по дисциплине
Тема 1. Экономика информационных систем
1.1. Интернет-экономика. Принципы интернет-экономики
1.2. Место электронной коммерции в интернет-экономике: основные понятия, составляющие интернет-экономики
1.3. Факторы развития электронной коммерции
1.4. Структура электронного рынка
Тема 2. Основы построения систем электронной коммерции
2.1. Технологическая основа электронной коммерции
2.2. Бизнес-модели электронной коммерции: классификация основных видов электронной коммерции
2.3. Инфраструктура систем электронной коммерции: компоненты инфраструктуры системы, разновидности форм организации
2.4. Назначение электронной коммерции и сферы ее применения
2.5. Отличия электронной коммерции от традиционной формы торговли
2.6. Цикл электронной коммерции
Тема 3. Бизнес-модели электронной коммерции
3.1. Системы сектора В2В
3.2. Системы сектора В2С
3.3. Системы сектора С2С
3.4. Электронное правительство
Тема 4. Электронные платежные системы и деньги
4.1. Способы оплаты товара в Сети.
4.2. Платежные Интернет-системы.
4.3. Классификация платежных систем.
4.4. Организация платежей через платежный терминал самообслуживания.
4.5. Статистика пользователей электронных платежных систем.
Тема 5. Электронная коммерция в индустрии услуг. Услуги сети Интернет
Тема 6. Нормативно-правовое обеспечение электронной коммерции
6.1. Интернет как среда для конкуренции: правовой аспект. Нормативная база ЭК в России.
6.2. Правовые основы создания Интернет-магазина.
Тема 7. Маркетинговые технологии в электронном бизнесе. Организация представительства фирмы в сети Интернет
7.1. Интернет-маркетинг: определение, задачи, основные преимущества. Интернет как инструмент маркетинга
7.2. Маркетинговые коммуникации в Интернете
7.3. Рекламные кампании в Интернет
7.4. Организация представительства фирмы в Интернет
Литература по дисциплине
1. Сайт «Авторские публикации по электронной коммерции» - http://ecommercelaw.ru/books.
2. Электронная коммерция в России — обзор рынка и прогнозы - http://box.otcommerce.com/box-support/ecommerce
3. Кобелев О.А. Электронная коммерция / Учебное пособие. М.: Дашков и К. – 2013, 683 с.
4. Главные тренды электронной коммерции в 2014 году - http://www.payonline.ru/news/ecommerce/575/
5. Электронная коммерция: Учебник - ("Высшее образование") (ГРИФ) /Брагин Л.А., Иванов Г.Г., Никишин А.Ф., Панкина Т.В. М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М. – 2014, 192 с.
6. Савельев А.И. Электронная коммерция в России и за рубежом. Правовое регулирование. – М.: Статут. – 2014, 543 с.
4. Экзаменационные вопросы по дисциплине
1. Что понимается под термином Интернет-экономика? Отличия Интернет-экономики от традиционной экономики. Сетевое экономическое пространство.
2. Принципы функционирования и развития Интернет-экономики.
3. Место электронной коммерции в интернет-экономике: основные понятия, составляющие интернет-экономики.
4. Что понимается под термином – электронный бизнес? Направления ведения электронного бизнеса.
5. Что понимается под термином – электронная коммерция? Виды электронной коммерции.
6. Основные сферы применения системы электронной коммерции. Основные сферы деятельности, где может протекать электронная коммерция.
7. Факторы развития электронной коммерции.
8. Сеть Интернет – технологическая основа электронной коммерции: история возникновения и развития, требования к вычислительным сетям.
9. Протоколы и адресация в сети Интернет, схема передачи данных.
10. WWW, прокси-сервер и кэширование информации, способы подключения к сети.
11. Компоненты инфраструктуры системы электронной коммерции.
12. Разновидности организационных форм реализации электронной коммерции.
13. Классификация основных категорий электронной коммерции, действующих в Internet.
14. Назначение электронной коммерции и сферы ее применения.
15. Отличия электронной коммерции от традиционной формы торговли.
16. Цикл электронной коммерции.
17. Основные модели организации коммерческой деятельности в системе электронной коммерции.
18. В2В-системы: задачи, типы хозяйствующих субъектов, типы систем.
19. Классификация торговых площадок В2В по признаку их создания и принадлежности.
20. Системы электронной коммерции в секторе В2С: торговые ряды, интернет-витрины, интернет-магазины.
21. Интернет-аукционы системы электронной коммерции в секторе С2С. Технология проведения Интернет-аукциона.
22. Электронное правительство: определение, история развития, цель внедрения. Существующие решения в России.
23. ФЦП «Электронная Россия». Концепция «Электронное правительство».
24. Уровни правительственного web-присутствия.
25. Платежная система в Интернете. Возможные способы оплаты, используемые в электронной коммерции. Виды платежных систем Internet: основные характеристики, достоинства и недостатки.
26. Функции платежных систем.
27. Структура и порядок функционирования систем взаиморасчетов по пластиковым картам (схема).
28. Расчеты в системе электронной коммерции электронными чеками (схема).
29. Расчеты в системах при использовании электронных денег (схема).
30. Схема проводки платежа через платежный терминал или кассу оператира.
31. Платежные системы в России: системы Интернет-платежей электронными картами (CyberPlat, Assist, Instant, ЭлИт, ТелеБанк), цифровые наличные (PayCash, WebMoney, Яндекс.Деньги, Rupay).
32. Услуги в сети Интернет: Интернет-банкинг, Интернет-трейдинг, туристические услуги, образовательные услуги, Интернет-страхование, аутсорсинг, on-line консультации.
33. Интернет-маркетинг: определение, объект и субъект маркетинговой деятельности, процесс управления маркетингом, задачи Интернет-маркетинга, преимущества Интернет-маркетинга.
34. Основные компоненты Интернет-маркетинга.
35. Классификация рекламы по видам: корпоративный web-сайт, баннеры, регистрация в каталогах и поисковых систем Интернета, E-mail.
36. Ценовые модели расчета стоимости рекламы в сети Интернет.
37. Организация представительства фирмы в Интернете: этапы организации представительства, общая структура представительства, варианты разработки представительства, варианты размещения представительства.
38. Менеджмент Интернет-сайта: назначение, этапы.
39. Рекламные кампании, проводимые в сети Интернет: виды, цель, содержание (этапы планирования).
40. Бизнес-план Интернет-магазина: документы, необходимые для создания; базовые инвестиции, необходимые для открытия; ежемесячные затраты; доставка товара.
41. Нормативно-правовое обеспечение электронной коммерции в РФ.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Задание выдается на двух студентов. Для выполнения работы должны быть использованы материалы сети Internet. Поиск необходимой информации может быть проведен в сети Internet при использовании любой программы-браузер (Internet Explorer, Opera и др.).
Результаты, полученные в ходе выполнения работы, оформляются в виде отчета. Отчет должен быть выполнен в соответствии с правилами оформления документов в учебном процессе, четко, аккуратно и напечатан на принтере:
· формат листа А4;
· поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, внешнее – 2 см, внутреннее – 3 см;
· основной шрифт 14, Times New Roman;
· названия рисунков и таблиц выполняются шрифтом 14, Times New Roman, жирный;
· отступ первой строки абзаца 1,25;
· межстрочный интервал 1,5;
· расположение всех заголовков – по центру, перенос текста с одной строки на другую по смысловому содержанию.
Оформляется отчет в виде реферата, обязательные пункты:
· Оглавление
· Введение
· Задание № 1
· Задание № 2
· Задание № 3
· Библиографический список
Задание №1 на тему:
«Работа с торговыми площадками моделей В2В и В2С. Электронное правительство»
Ознакомление с динамикой развития электронной торговли по моделям В2В и В2С, развитием электронного правительства в России.
Для выполнения задания необходимо найти информацию, характеризующую анализ состояния, перспективы развития, динамику роста электронных торгов и электронного правительства:
1. Составить отчет «Развитие электронной торговли по моделям В2В, В2С в России», содержащий численные данные, характеризующие динамику роста электронной торговли в России за последние годы (с диаграммами).
2. Составить отчет «Электронное правительство и качество госуслуг», содержащий информацию о развитии электронного правительства (ЭП) в России (столица и регионы), сравнение опыта развития ЭП в России и других странах, список сервисов ЭП в России с их характеристиками, ФЦП «Электронная Россия», «Электронное общество», ГЦП «Электронная Москва».