Динамика основных макроэкономических показателей
Из таблицы видно, что к середине 80-х гг. экономическая система исчерпала потенциал своего роста и постепенно входила в кризис, выразившийся в 1990 г. в отрицательных темпах роста всех важнейших показателей.
Переход к рыночной системе отношений предполагает решение задачи по созданию всей системы рыночной экономики, включающей не только хозяйственных субъектов, но и новую систему институтов и рынков.
§ Основными направлениями становления рыночных отношений являются следующие:
§ формирование идеологии свободного предпринимательства;
§ либерализация цен;
§ приватизация;
§ переход от административного к законодательному регулированию экономики;
§ формирование рыночной инфраструктуры;
§ либерализация внешнеэкономической деятельности;
§ формирование механизмов социальной адаптации.
Основными целями либерализации цен являются устранение диспропорций в структуре относительных цен и запуск рыночных механизмов спроса и предложения. Методами либерализации цен являются:
1. "Шоковая" терапия (проводилась в Польше, Венгрии, Чехии, частично в России). К преимуществам данного метода можно отнести достаточно быстрое и эффективное достижение цели. Недостатки - опасность рост:) социального недовольства вследствие молниеносности перемен.
2. Постепенное снижение административного контроля над ценами (проводилось в Белоруссии, частично в Болгарии). Преимущества - сдерживание социального недовольства, постепенное привыкание населения к жизни в условиях действия рыночных механизмов. Недостатки - замедляющее влияние на темп реформ, опасность появление долговременной гиперинфляции.
Основными целями приватизации являются:
1. установление института собственности;
2. формирование класса собственников.
Основными формами и методами приватизации являются:
1. бесплатная приватизация, осуществляема методом ваучерной приватизации;
2. частично бесплатная, осуществляемая методом приватизации через именные счета;
3. платная приватизация, осуществляемая посредством аренды с правом выкупа, аукциона, тендера, целевой продажи, варианты, сочетающие различные элементы, перечисленные выше.
Переход от административного к законодательному регулированию экономики проходит ряд стадий:
на первой - происходит ограничение государственного вмешательства в экономику;
на второй - осуществляется ликвидация структур административного управления;
на третьей - происходит формирование законодательно-нормативной базы функционирования рынка.
Формирование рыночной инфраструктуры требует создания и развития следующих институтов: двухуровневой банковской системы; институтов фондового рынка; институтов валютного рынка; институтов регулирования предпринимательства; институты рынка труда; | института регулирования внешнеэкономической деятельности.
1.5.2 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Сущностью планово-административной системы было всевластие государства, поскольку только государство было собственником производственных ресурсов и только оно принимало экономические решения. В рыночной экономике государство занимает совсем иное положение и выполняет совсем иные функции. Поэтому в течение переходного периода государство должно изменить свое положение в экономике и обрести новые функции.
Этот процесс протекает во взаимодействии с формированием рынка. В переходный период рынок еще не сложился в целостную и эффективную систему, следовательно, проведение реформ требует не только участия рыночных институтов, но и организующей силы государства.
Наиболее видимым проявлением изменения роли государства в экономике была экономическая либерализация. Фактически она сводилась к отказу государства от монополии на ведение тех или иных видов хозяйственной деятельности. Например, государство разрешило всем субъектам рынка устанавливать цены (либерализация цен), покупать и продавать валюту (либерализация валютного рынка) и осуществлять экспортно-импортные операции (либерализация внешней торговли).
Отказ от всевластия государства означает не "механическую" либерализацию в форме передачи прежде исключительно государственных прав на ведение экономической деятельности другим субъектам рынка, а превращение государства в одного из участников экономического процесса. Занимая очень важные и особые позиции, государство вместе с тем должно подчиняться тем же законом и правилам экономического поведения, что и частные компании.
Функции государства в переходной экономике очень широки. Один из вариантов классификации функций государства может быть следующим.
Первая группа функций государства связана с обеспечением институционально- правовой основы деятельности экономических агентов, установления "правил рыночной игры". Одним из проявлений процесса включения государства в правовую систему общества должно стать разделение собственности и власти. Это означает, что право на владение имуществом должно быть независимым от положения индивида в социальной иерархии и занимаемого им поста в органах государственного управления, а приращение богатства должно быть результатом предпринимательской деятельности или выгодного вложения капитала, но не доступа индивида к рычагам государственной власти. Другим проявлением включения государства в правовую систему становится невозможность вмешательства государственной власти в хозяйственную деятельность собственников и предпринимателей, за исключением случаев, установленных законом.
Таким образом, обеспечение институционально-правовой основы деятельности экономических агентов касается определения прав и форм собственности, условий заключения и выполнения контрактов, взаимоотношений профсоюзов и нанимателей, общих основ внешнеэкономической деятельности и т.д.
Вторая группа функций государства связана с ликвидацией или компенсаций негативных эффектов рыночного поведения и удовлетворением потребностей в той части общественных благ, которые рынок произвести не может. Государство занимается вопросами национальной обороны, охраны окружающей среды, в ряде случаев opганизацией фундаментальных научных исследований, государственной системы образования и медицинского обслуживания, строительством дорог и других форм коммуникаций и т.п.
Третья группа функций государства предполагает осуществление экономической политики, в которой обычно выделяют фискальную, монетарную и структурную политику. В более узком определении данная группа функций государства касается поддержания нормального функционирования рыночного механизма, сглаживания циклических колебаний, преодоления последствий экономических шоков, приводящих к резким отклонениям от макроэкономического равновесия, обеспечения условий долгосрочного экономического роста. Внешнеторговая и валютная политика могут рассматриваться как самостоятельные или как элементы фискальной и монетарной политики.
Особую значимость в переходной экономике приобретает социальная политика государства, которую можно выделить как самостоятельное направление наряду с фискальной, денежной и структурной политикой.
В плановой экономике роль государства состояла в определении, установлении и поддержании определенных пропорций в развитии народного хозяйства, причем не столько стоимостных, сколько натурально-вещественных, путем прямых адресных заданий министерств предприятиям-изготовителям с планом распределения готовой продукции потребителям. Государство, таким образом, регулировало процесс производства и распределения продуктов, выступая и от лица производителя, и от лица потребителя.
Необходимость изменения утяжеленной структуры экономики, стоимостных диспропорций, нерыночного поведения субъектов экономики, преобразования собственности - эти и другие процессы не могут произойти автоматически и требуют участия государства.
Устойчивая, сформировавшаяся экономическая система обладает, как уже отмечалось, свойством самоорганизации, саморегулирования, Это относится и к смешанной экономике, где функции государства становятся элементом самоорганизации, работают на поддержание целостности системы наряду с чисто рыночными инструментами. Переходная экономика как социально-экономическая система, выведенная из состояния равновесия, требует для своей стабилизации на качественно иной основе не только создания новых институтов, но и принципиально новой схемы взаимоотношений между государством и экономическими агентами. В этом процессе активная роль принадлежит государству.
Значимость роли государства в переходной экономике связана с тем, что у экономических агентов за длительный период существования плановой системы сформировалась устойчивая потребность в подробной регламентации своего поведения со стороны вышестоящих органов. Поэтому переход к автономному, независимому существованию, когда ориентиры поведения экономических агентов должны строиться, исходя из условий трудно предсказуемого, неизвестного им рынка, не может протекать вне координирующей функции государства, во избежание разрушительных последствий трансформации.
Переход к рыночным отношениям требует ликвидации системы фактически индивидуальных нормативов эффективности для территорий и предприятий, устанавливаемых из центра, когда благополучие коллективов предприятий и регионов зависит от решений вышестоящего органа. Переход к единой системе налогообложения невозможен без выравнивания - с помощью государственных дотаций, налоговых льгот и иных инструментов - стартовых условий для предприятий с разным уровнем рентабельности, сложившимися в значительной степени из-за того, что государство долгое время по-разному наделяло их средствами. Уходя от прямого финансирования предприятий, государство должно создать систему частных (а на первых порах и государственных) институтов, имеющих целью осуществление эффективной инвестиционной политики в русле общих структурных преобразований экономики.
Все изложенные и другие причины объясняют особую активную роль государства в переходной экономике как своеобразного "проводника" для предприятий, вступающих в новые условия хозяйствования, а в дальнейшем как гаранта поддержания равных конкурентных условий для всех экономических агентов.
1.5.3 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ
Предпринимательство как экономическая категория - это явление, тесным образом связанное и отражающее хозяйственную деятельность. Под предпринимательством понимают инициативную, связанную с хозяйственным риском и направленную на поиск наилучших способов использования ресурсов, деятельность, ведущуюся с целью извлечения дохода и приумножения собственности.
Предпринимательство с одной стороны, всецело связано с наличием рыночного механизма, с другой – есть результат функционирования рыночного хозяйства.
Переход к рыночной системе хозяйствования - это переход к экономике предпринимательского типа. Создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики.
Совокупность условий, влияющих на формирование, развитие и возможности реализации предпринимательских функций составляет среду предпринимательства.
Различают две группы функций предпринимательства.
Первая из них отражает текущие задачи приспособления к условиям среды и способность предпринимателя реагировать на ее изменения. Это не что иное, как специфические виды управленческой деятельности, т.е. функции
§ управления производством - минимизация издержек производства;
§ управления финансами - обеспечение финансовой устойчивости, т.е. добиться максимальной отдачи при минимальном риске;
§ материально-технического обеспечения - обеспечение непрерывности процесса производства;
§ управления кадрами - формирование у работников чувства сопричастности к предпринимательской деятельности, что, в конечном счете, и определяет ее успех;
§ управления сбытом - выявление потребностей, "угадывание" предпочтений потребителей.
Вторая группа функций предпринимательства характеризует его влияние на хозяйственную среду и вызываемые им последствия, т.е. это функции:
§ содействия установлению рыночного равновесия - реагируя на потенциальный источник выгоды, предприниматель способствует более рациональному перемещению ресурсов, товаров и расширению производства.
§ преобразовательская - стремление изменить рыночную ситуацию в выгодном для себя направлении посредством инновационной деятельности. В данном случае экономика предпринимательского типа - это экономика, для которой характерно динамическое равновесие;
§ социальные - забота о расширении и обновлении ассортимента производимых благ, придания им новых потребительских свойств. В результате оптимизируется потребительский выбор и растет благосостояние. Стремление к рациональному использованию ресурсов приводит к созданию сберегающих технологий и технологий, предотвращающих загрязнение I окружающей среды.
Для реализации предпринимательских функций необходимо соблюдение следующих условий:
1. Наличие экономической свободы, под которой понимается некое хозяйственное пространство, в рамках которого предприниматель может принимать самостоятельные хозяйственные решения в плане распределения и перераспределения экономических ресурсов. По существу, экономическая свобода - это некая хозяйственная власть, делегированная потребителями производителю
2. Наличие рыночного пространства как поля приложения предпринимательской деятельности.
3.Наличие конкуренции как основной силы, регулирующей рынок.
Роль государства в рыночной экономике чрезвычайно высока. Вместе с тем государство несет и определенную угрозу для нормального функционирования предпринимательской среды, затрагивая в первую очередь границы экономической свободы.
Главная проблема здесь состоит в выборе соответствующих способов и форм государственного вмешательства, а также тех сфер, где оно необходимо. Присутствие государства совершенно необходимо там, где рынок не работает, имеются провалы рынка. Присущая рынку асимметрия информации требует вмешательства, но всего лишь в форме нормативного регулирования. В случае неполноты рынков (нестрахуемые риски, общественные блага) требуется более серьезное вмешательство государства и оно прибегает к финансовому регулированию посредством налогов и субсидий.
Масштабы и формы вмешательства государства в экономику зависят от многих факторов, как экономического порядка, так и национальной специфики. Поэтому вмешательство государства в хозяйственную жизнь оправдано лишь в той степени и допустимо в таких формах, которые способствуют повышению экономической эффективности.
1.5.4 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ОСОБЕННОСТИ СТАБИЛИЗАЦИОННОЙ И СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
Последнее десятилетие XX в. для России было периодом экономического кризиса. Особенно значительные сокращения производства пришлись на 1992 и 1994 гг. Общее снижение производства к середине 90-х гг. составило более 50 % (табл. 5.2)
Особое внимание в этой таблице следует обратить на глубокий спад инвестиций, которые превышают темпы сокращения промышленного производства. Примечательным в этом отношении является 2000 г. Впервые за двадцать предшествующих лет прирост инвестиций составил положительную величину.
5.2 Макроэкономические показатели (в % к предыдущему периоду)
Показатели | ||||||||||
Валовый внутренний продукт | 85,5 | 91,3 | 87,3 | 95,9 | 96,6 | 100,9 | 95,1 | 103,2 | 108,4 | |
Объем промышленной продукции | 85,9 | 79,1 | 96,7 | 96,0 | 102,0 | 94,8 | 108,1 | 109,7 | ||
Инвестиции в основной капитал | 104,5 | 117,5 | ||||||||
Продукция сельского хозяйства | 100,8 |
Кризис в переходной экономике России отличается не только глубиной, но и сильной структурной неравномерностью. Больше всего пострадали машиностроение и отрасли обрабатывающей промышленности, меньше - отрасли топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и сырьевой промышленности, которые имеют возможность поставлять свою продукцию на мировой рынок. Снижение доли обрабатывающей промышленности и повышение доли добывающей промышленности называют деградацией или "утяжелением" экономической структуры.
Большинство исследователей кризисных явлений переходного периода считают, что кризис обусловлен объективными условиями перехода от планово-административной к рыночной экономике.
Переходная экономика столкнулась с системным кризисом, при котором высокая инфляция, спад производства и падение жизненного уровня явились следствием разрушения прежних экономических институтов и слабости новых, рыночных экономических институтов. Такой кризис получил название кризиса системной трансформации, поскольку сочетает в себе экономический кризис и глубокую социально-политическую перестройку общества.
Восстановительные процессы в экономике и создание условий для долгосрочного экономического роста уже в качественно новых условиях рыночной системы связывают обычно со стабшизационной и структурной политикой государства.
Стабилизационная политика в переходной экономике имеет целью восстановление потенциального или близкого к нему объема выпуска и соответствующего ему уровня занятости, снижение инфляции, ликвидацию чрезмерного бюджетного дефицита, стабилизацию валютного курса. Специфика переходных процессов проявляется в том, что стабилизационная программа осуществляется на фоне либерализации условий функционирования предприятий на внутреннем и внешнем рынках при параллельном создании рыночной инфраструктуры. Стабилизационная политика нередко включает в себя и регулирование заработной платы, в том числе временное замораживание заработной платы и цен для преодоления высокой инфляции.
Структурная политика или политика стимулирования совокупного предложения, возникнув в конце 70 - 80-х гг., явилась реакцией на замедление темпов экономического роста в этот период. Конкретные меры структурной политики в промышленно развитых странах касались реформы финансовых рынков; сокращения государственного регулирования внутренних товарных рынков и стимулирование конкуренции, в том числе путем осуществления приватизации; серьезных налоговых реформ; мер, направленных на совершенствование рынков труда, увеличения их гибкости.
Фактически речь шла о корректировке структуры отдельных рынков и институтов, которая позволила бы повысить качество работы рыночного механизма и обеспечить наиболее эффективное распределение ресурсов в экономике. Государство превращалось, по сути дела, в ту "невидимую руку", которая по ходу действия убирала бы препятствия на пути прохождения рыночных стимулов и дополняла бы рыночный механизм искусственно встроенными фискальными и денежными инструментами (налоги, процентные ставки, в отдельных случаях льготы и субсидии и т.д.). Все это должно было создать условия для устойчивого роста потенциала экономики.
В переходной экономике структурная политика государства решает гораздо более широкий круг проблем. Речь идет о формировании совокупного предложения на качественно иной основе. Структурная политика включает в себя формирование правовых и институциональных основ жизнедеятельности экономических агентов; создание условий для долгосрочного экономического роста; а также меры, направленные на увеличение текущего объема производства через повышение эффективности использования факторов производства и эффективного их распределения между конкурирующими областями применения. Особым элементом структурной политики в широком смысле слова в переходной экономике является преобразование структуры народного хозяйства.
В переходной экономике принятое разделение стабилизационной и структурной политики оказываются в значительной степени условным. Стабилизационная и структурная политика в переходной экономике тесно взаимосвязаны друг с другом и могут как усиливать, так и существенно ослаблять действие друг друга.
1.5.5 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
Социальная политика государства - это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Посредством социальной политики реализуется принцип социальной справедливости.
Характер и содержание социальной политики зависят от степени вмешательства государства в управление социальными процессами. В зависимости от этого все сложившиеся сегодня типы социальной политики можно разделять на две группы.
Первую группу условно можно назвать остаточной. Здесь социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии осуществлять рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер. Типичным представителем данного варианта является американская модель социальной политики.
Вторая группа - институциональная. Здесь социальная политика государства играет важную роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. Типичным представителем данной группы является шведский вариант социальной политики.
Обе группы различаются между собой не наличием или отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных программ в деятельности государства. Социальная роль государства во всех остальных странах находится в диапазоне между этими двумя группами.
Россия традиционно относится к типу государств с сильной ролью государства в социальной сфере. В Конституции Российской Федерации (1993 г.) российское государство определяется как социальное государство. Иными словами, Конституцией декларирована ориентация на "шведскую" модель социальной политики. Однако, на практике государственная социальная политика стала развиваться в сторону остаточной модели.
При разработке концепции и конкретных направлений экономических преобразований не просчитывались или неверно оценивались их социальные последствия, не создавалась своевременно система соответствующих социальных амортизаторов, способных смягчить неблагоприятное воздействие реформ и создать предпосылки для адаптации населения к рыночным условиям.
Принятая стратегия экономической трансформации предусматривала лишь узкий круг мероприятий по социальной защите наиболее уязвимых слоев населения, а остальные социальные вопросы должен автоматически решать рынок. Поскольку рынок в это период находился в фазе становления, он не мог решать социальные вопросы в силу отсутствия системы частных институтов (частные пенсионные фонды, сеть благотворительных обществ, сеть пунктов и магазинов, обеспечивающих неплатежеспособное население на льготных условиях товарами и услугами и т.д.). Поэтому население, в подавляющей своей части была вынуждена решать свои проблемы самостоятельно.
Характерными чертами социальной политики государства в переходный период были, во-первых, реагирование на сиюминутную ситуацию, сводящуюся к серии "пожарных мероприятий" в ответ на возникающие в обществе конфликты и напряженность. И, во вторых, стремительный уход государства из социальной сферы, разрушение сложившейся системы социальных гарантий. В результате население утрачивало поддержку со стороны ранее действующих социальных институтов. Фактически только в последние три года можно говорить о начале разработки активной государственной социальной политики переходного периода.
Идеология формирующейся в России государственной социальной политики учитывает стоящие перед страной задачи в социальной сфере и экономические условия их реализации. Предполагается постепенный отказ от патернализма в социальной сфере и разработка системы минимальных государственных стандартов, обеспечиваемых государством; усиление роли страховых принципов в предоставлении социальных благ и услуг; повышение качества предоставляемых ею услуг за счет развития элементов конкуренции; дифференциация социальной политики по регионам.
1.5.6 ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. В чем состоит сущность переходной экономики?
2. Как вы относитесь к концепции "шоковой терапии"?
3. Что такое приватизация, каковы ее цели и методы? В чем достоинства и недостатки j методов приватизации?
4. Каковы основные функции государства в переходной период?
5. В чем особенность экономической политики государства в переходный период?
6. Что такое предпринимательская сфера и каковы основные функции предпринимательства?
7. В чем заключаются особенности социальной политики государства в переходный период?
8. Каковы особенности проявления экономического кризиса в России?
9. В чем особенности взаимосвязи инфляция и безработицы в условиях кризиса российской экономики?
10. Каковы особенности структурной и стабилизационной политики государства в переходной экономике России?
ГЛОССАРИЙ
Автономные инвестиции - это такие инвестиции, которые сами чаще всего становятся причиной увеличения национального дохода.
Акселератор инвестиций , показатель, определяющий, сколько единиц дополнительного капитала требуется для производства дополнительной единицы продукции.
Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.
Биржа труда - специализированное государственное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы.
ВВП (валовый внутренний продукт) - макроэкономический показатель, измеряющий стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны за определенный период, независимо от того, находятся факторы производства в собственности граждан данной страны или принадлежат иностранцам (нерезидентам).
Воспроизводство - непрерывный процесс возобновления производства благ.
Временной лаг — период времени между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации в национальной экономике.
Государственный бюджет - баланс запланированныхрасходов и доходов правительства за определенный период, содержащий перечень программ расходов (образование, оборона, управление и т.д.), а также источников получения доходов(подоходные налоги, акцизные и прочие), используемый правительством для контроля своейфискальной деятельности.
Денежная база - показатель, включающий наличные деньги н обязательные резервы коммерческих банков в Центральном банке.
Денежные агрегаты - любая из нескольких специфических группировок ликвидных активов, служащих альтернативными измерителями денежной массы-
Денежный мультипликатор (т) - отношение предложения денег к денежной базе.
Деньги - вид финансовых активов, который может быть использован для сделок.
Дискреционная фискальная политика - целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства и темпов инфляции.
Добавленная стоимость - это разница между стоимостью произведенных товаров и оказанных услуг и стоимостью товаров и услуг, полностью потребленных в процессе производства (промежуточное потребление).
Естественный уровень безработицы - уровень безработицы при полной занятости, соответствующий потенциальному ВНП, являющийся сочетанием фрикционной и структурной безработицы.
Индекс потребительских цен (ИПЦ) показатель, отражающий изменение среднего уровня цен "корзины" товаров и услуг, обычно потребляемых средней городской семьей.
Индуцированные инвестиции - такие инвестиции, причиной осуществления которых является устойчивое увеличение спроса на блага.
Инфляция - устойчивый процесс обесценивания денег, снижение их покупательной способности.
Инфляция предложения - инфляция, возникающая в результате роста издержек производства, опережающих рост реального дохода и производительности труда.
Инфляция спроса - инфляция, возникающая, вследствие избыточных совокупных расходов (совокупного спроса) в условиях, близких к полной занятости.
Инъекции - любое дополнение к потребительским расходам на продукцию, произведенную внутри страны.
Конечные товары и услуги - товары и услуги, которые приобретаются в течение года для конечного потребления и не используются в целях промежуточного потребления (т.е. в производстве других товаров).
Коэффициент депонирования, коэффициент, определяемый отношением наличность / депозиты (С / D), показывающий, как население распределяет деньги между наличностью и средствами на текущих счетах.
Кривая IS - кривая, отражающая равновесие на рынке благ. Представляет собой геометрическое место точек, характеризующих все комбинации национального дохода и ставки процента, которые одновременно удовлетворяют тождеству дохода, функциям потребления, инвестиций и чистого экспорта.
Кривая LM - совокупность точек, представляющих сочетания значений ставки процента и национального дохода, при которых в кейнсианской концепции на рынке денег достигается равновесие.
Кривая совокупного предложения (AS) - кривая, отражающая взаимозависимость между реальным объемом производства, который фирма желает или планирует продать и общим уровнем цен.
Кривая совокупного спроса (AD) - линия, отражающая взаимосвязь между планируемыми расходами в экономике в целом на конечные товары и услуги и средним уровнем цен.
Ликвидность - возможность использования актива в качестве средства платежа, и способность актива сохранять свою номинальную стоимость неизменной, то есть способность быстро и с минимальными издержками обмениваться на любые другие виды активов.
Метод конечного использования - метод для расчета ВВП, при использовании которого суммируются расходы всех экономических субъектов рыночной экономики, использующих ВВП.
Модель IS - LM - макроэкономическая модель последователей Кейнса, позволяющая : связать ситуацию на рынке благ с ситуацией на рынке денег.
Мультипликатор автономных расходов - отношение изменения ВНП к изменению любого компонента автономных расходов: , показывает, во сколько раз суммарный прирост (сокращение) совокупного дохода превосходит первоначальный прирост (сокращение) автономных расходов.
Национальный доход (НД) - макроэкономический показатель, равный чистому национальному продукту за вычетом косвенных налогов на бизнес.
Недискреционная фискальная политика (политика всесторонних стабилизаторов)- изменения в правительственных закупках и чистых налогах, вызываемые переходом самой экономики из одного состояния в другое при неизменных ставках налогов и трансфертных программах.
Номинальный ВВП (ВНП) - валовый внутренний продукт, рассчитываемый в ценахтекущего года.
Планируемые расходы - сумма, которую домохозяйства, фирмы и правительство планируют истратить на товары и услуги.
Потенциальный ВНП - это объем производства при полной занятости ресурсов.
Предельная склонность к потреблению (МРС) - изменение величины потребления вследствие изменения в доходе: .
Предельная склонность к сбережению (MPS) - изменение величины сбережения в любом изменении располагаемого дохода: .
Предпринимательство - инициативная, связанная с хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования ресурсов, деятельность, ведущаяся с ! целью извлечения дохода и приумножения собственности.
Производственным метод - метод для расчета ВВП, при использовании которого суммируется добавленная стоимость всех производственных единиц, сгруппированных по отраслям или секторам.
Распределительный метод - метод для расчета ВВП, при использовании когорог суммируются первичные доходы поставщиков экономических ресурсов.
Реальный ВВП (ВНП) - валовый внутренний продукт, рассчитываемый в сопоставимы: (т.е. постоянных, базисных) ценах, что дает возможность оценить изменение физическоп объема выпуска за определенный промежуток времени. (Реальный ВВП = Номинальные ВНП / Индекс цен)
Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) - политика направленная на ограничение циклического подъема экономики посредством снижения госрасходов увеличения налогов или комбинация этих мер.
Совокупное предложение (/45)- это стоимость товаров и услуг, которые фирмы планируют продать в данный период.
Совокупный спрос (AD) - зависимость между совокупным объемом выпуска, на который предъявлен спрос (Y) и уровнем цен (Р).
Социальная политика государства - это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.
Стабилизационная политика - политика государства, имеющая своей целью восстановление потенциального или близкого к нему объема выпуска и соответствующего ему уровня занятости, снижение инфляции, ликвидацию чрезмерного бюджетного дефицита, стабилизацию валютного курса.
Стимулирующая фискальная политика - политика государства, направленная в краткосрочной перспективе на преодоление циклического спада, и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинацию этих мер.
Структурная безработица - безработица, связанная с необходимостью смены специальности, переподготовкой, дополнительным обучением или переменой места жительства.