Тема 1. научные основы национальной экономики
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА БЕЛАРУСИ
Учебное пособие
Для студентов экономических специальностей
Бобруйск, 2009
УДК 338
ББК 65.9
Н …..
Р е ц е н з е н т зав. кафедрой экономики и управления Бобруйского
филиала УО «БГЭУ», кандидат экономических наук Родцевич Н.Г.
Р е к о м е н д о в а н о кафедрой экономики и управления Бобруйского филиала УО БГЭУ
Печень, В.С., Авдеева, Т.Г.
Н ….. Национальная экономика Беларуси: учебное пособие /В.С. Печень, Т.Г. Авдеева. – Бобруйск: БФ УО БГЭУ, 2009. – 263 с.
Рассмотрены основные аспекты формирования национальной экономики, составляющие экономических потенциалов, развитие основных отраслей, моделирование развития экономики и вопросы прогнозирования ее развития. Также рассмотрены вопросы формирования рыночной государственности республики, вопросы экономической безопасности и межстрановой интеграции.
УДК 338
ББК 65.9
@ Печень, В.С., Авдеева, Т.Г.
@ Бобруйский филиал УО «Белорусский
государственный экономический университет, 2009
Содержание
Введение…………………………………………………………….………….. | ||
Научные основы национальной экономики…………………..……..…… | ||
1.1 Понятие национальной экономики………………………..………….. | ||
1.2 Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики…………………………………………….…… | ||
1.3 Основные макроэкономические показатели и пропорции национальной экономки………………………………….……………….. | ||
1.4 Типы национальных хозяйственных систем………….…………..…. | ||
Экономический потенциал Беларуси…………………………………….. | ||
2.1 Понятие совокупного экономического потенциала страны……..….. | ||
2.2 Природно-ресурсный потенциал………………………….………….. | ||
2.3. Демографический и трудовой потенциалы………………..………… | ||
2.4 Научный, научно-технический и инновационный потенциалы….… | ||
2.5 Информационно-технологический потенциал……….……………… | ||
2.6 Производственный потенциал………………………………….…….. | ||
2.7 Инвестиционный потенциал национальной экономики……..……… | ||
2.8. Внешнеэкономический потенциал…………………………….…….. | ||
2.9 Экологический потенциал……………………………………….……. | ||
Экономический рост национальной экономики……………………..…... | ||
3.1 Экономический рост национальной хозяйственной системы…..…... | ||
3.2 Факторы экономического роста……………………….…………..….. | ||
3.3 Индикаторы и динамика устойчивого экономического развития.…. | ||
3.4 Моделирование экономического роста………………………….…… | ||
Хозяйственные комплексы национальной экономической системы | ||
4.1 Отраслевая структура национальной экономики и формирование хозяйственных комплексов……………………………………….………. | ||
4.2. Промышленный комплекс……………………………………….…… | ||
4.3 Аграрно-промышленный комплекс…………………………….……. | ||
4.4 Строительный комплекс………………………………………….…… | ||
4.5 Транспорт и связь……………………………………………….……... | ||
4.6 Комплекс социально-культурных отраслей…………………….…… | ||
4.6 Социально-потребительский комплекс………………………….…… | ||
4.7 Региональные социально-потребительские комплексы……….……. | ||
Формирование рыночной экономики в Беларуси | ||
5.1 Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике…….……. | ||
5.2 Перспективная модель национальной экономики Беларуси….……. | ||
5.3 Формирование и развитие институтов рынка………………….……. | ||
5.4 Проблемы развития предпринимательства…………………….……. | ||
5.5 Структурная трансформация экономики……………………….……. | ||
Экономическая роль государства в Республике Беларусь……….……... | ||
6.1 Цели и функции государственного регулирования экономики. Структура государственного управления………………………….…….. | ||
6.2 Система планирования и прогнозирования национальной экономики……………………………………………….……….…….….... | ||
6.3 Денежная система и денежно-кредитная политика…………….…… | ||
6.4 Финансово-бюджетная и налоговая система страны…….………….. | ||
6.5 Валютная система и валютный контроль в национальной экономике Беларуси…………………………………………………..….... | ||
6.6 Социальный императив государственного регулирования экономики…………………………………………………….…………….. | ||
Межстрановая и мирохозяйственная интеграция……………….………. | ||
7.1.Тенденции и факторы международной экономической интеграции. | ||
7.2 Формы и механизмы интеграции…………………………..…………. | ||
7.3 Интеграционные процессы в экономике Содружества Независимых Государств………………………………………………….. | ||
7.4 Экономическая интеграция Беларуси и России………….………….. | ||
7.5 Внешнеэкономические связи Беларуси со странами, не входящими в СНГ……………………………………………………………………….. | ||
Национальная экономика и экономическая безопасность……………… | ||
8.1 Экономическая безопасность в системе национальной безопасности……………………………………………………………….. | ||
8.2 Экономическая безопасность как система: критерии и показатели... | ||
8.3 Институциональные основы системы экономической безопасности | ||
Литература……………………………………………………………………... | ||
Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену |
ВВЕДЕНИЕ
При подготовке экономистов наряду с общетеоретическими и узкоспециализированными предметами необходимо получить системное представление о механизме функционирования национальной экономики в современных условиях, способах воздействия на нее государства, экономическом потенциале и хозяйствующих комплексах.
До начала 90-х гг. ХХ в. Беларусь не имела многих экономических и политических атрибутов суверенного государства. Их создание совпало с мощным экономическим кризисом, охватившим практически все республики бывшего СССР.
Необходимость перехода от полностью огосударствленной социалистической экономики к рыночной модели хозяйствования при отсутствии какого-либо исторического опыта обусловило появление во многих странах СНГ, Центральной и Восточной Европы собственных моделей развития транзитивных экономик. Модели различаются степенью государственного вмешательства в экономическую жизнь, уровнем либеризации и приватизации, динамикой экономических преобразований и благосостояния народа.
Учебная дисциплина «Национальная экономика Беларуси», с одной стороны, впитывает в себя квитэнссенцию мировых достижений современной экономической теории, с другой – учитывает особенности белорусской экономики, историю ее формирования и развития, ментальность народа, требования адаптации к процессам глобализации.
Главная задача курса – формирование системы знаний об экономике Беларуси как суверенного государства, ее становлении, проблемах и перспективах развития.
«Национальная экономика Беларуси» – предмет, в рамках которого происходит сопоставление теоретических представлений об оптимальных путях развития экономики страны с реальными экономическими процессами, что не только дает знания о состоянии экономики, но и позволяет читателю выработать свои суждения о причинах кризисных явлений и способах их преодоления. Иными словами, учебник дает возможность усваивать определенную совокупность экономической информации, но и, что особенно важно, побуждать думать, видеть сложные причинно-следственные связи между социально-экономическими явлениями.
При написании данного учебного пособия в основу положен учебник «Национальная экономика Беларуси», написанный группой авторов под редакцией доктора экономических наук, профессора В.Н. Шимова.
ТЕМА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Понятие национальной экономики
Республика Беларусь – молодое независимое государство, получившее в июле 1990 г. суверенный статус, обеспечивший белорусскому народу полные суверенные права на свою территорию в пределах национальных границ и национальную экономику. Если в советский период экономика БССР была лишь органичной частью единого народнохозяйственного комплекса (ЕНХК) Советского Союза, то с распадом СССР и ЕНХК она стала преобразовываться в национальную экономику, постепенно приобретать черты единого хозяйственного целого в рамках суверенного белорусского государства, ставшего полноправным членом мирового сообщества, субъектом международного права и международных экономических отношений.
Национальная экономика – это хозяйственная система страны, отвечающая принципам (методологическим императивам) суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации. Ее характерные черты и условия:
§ суверенитет нации и государства;
§ территориальная целостность;
§ единство экономического пространства и юридической среды;
§ общность характера хозяйственных институтов, включая институт собственности;
§ наличие единого платежного средства – национальной денежной единицы и целостной финансовой системы;
§ развитость внутреннего рынка и стабильность внешнеэкономических и геополитических отношений;
§ эффективные гарантии независимого распоряжения и приумножения национального богатства в интересах повышения благосостояния нации.
Национальная экономика как сложная система включает в себя комплекс организационных, структурных, функционально-ресурсных, институциональных и других подсистем, компонентов, характеристик.
В организационном плане – это совокупность субъектов хозяйствования: организаций, учреждений, производств, отраслей, регионов, их взаимосвязей и отношений.
В структурном плане – это хозяйственные комплексы: промышленность, агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК), строительный комплекс и др.
В функционально-ресурсном плане – это совокупность потенциалов: природно-ресурсного, демографического и трудового, научного и инновационного, производственного, экологического и др.
В институциональном плане – это совокупность институтов рынка и сегментов национального рынка: рынка средств производства, рынка товаров и услуг, рынка капитала, рынка земли, рынка ценных бумаг, фондового рынка, рынка труда, рынка объектов интеллектуальной собственности, рынка жилья и др.
По уровням функционирования и управления национальная экономика подразделяется на макроуровень (экономика в целом), мезоуровень (отрасли, регионы) и микроуровень (предприятия и организации первичного производственного звена).
Приведенные выше определения и качественные признаки, отражая сущностные характеристики, общее содержание понятия национальной экономики, позволяют научно обоснованно вести исследование реальных социально-экономических процессов, экономических структур и институтов и логически корректно, доказательно излагать основные цели, способы, характеристики и закономерности функционирования и развития социально-экономической системы Беларуси, ее конкретно-исторической формы – белорусской экономической модели.
1.2 Предпосылки становления, функционирования и развития
национальной экономики
Национальная экономика Беларуси находится в сложном процессе трансформации, который охватывает следующие направления:
§ формирование полной совокупности компонентов, институтов и характеристик экономической системы суверенного государства;
§ преобразование действующих и построение новых институтов социально ориентированного рыночного (смешанного) хозяйства;
§ глубинные преобразования структуры экономики на основе новых высоких технологий, мировых тенденций глобализации хозяйственной жизни, эффективного международного разделения труда.
Для успешного осуществления указанных трансформационных процессов необходимы достаточные предпосылки и условия, которые придадут экономической системе качественные и количественные характеристики зрелой национальной экономики (суверенность, целостность, социальность, рыночность, эффективность, национальную ориентированность, внешнюю открытость):
§ общесистемные предпосылки и условия конституционно-правового, мировоззренческого, идеологического, политического характера (новая цивилизационная стратегия, тип создаваемого государства и общества);
§ системные условия и предпосылки (единство экономического, институционально-правового пространства, общность характера хозяйственных институтов, механизмы и нормы взаимодействия с внешней средой);
§ внутрисистемные предпосылки (обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики на основе соблюдения принципов рационального хозяйствования).
Внешнеполитическими и внешнеэкономическими предпосылками выступают первичность суверенитета, открытость экономики страны, многовекторность внешней политики, стабильность стратегических приоритетов международного сотрудничества и дипломатических отношений, глубокое знание и прогноз конъюнктуры внешних рынков. Нынешняя белорусская экономика практически не может функционировать без импорта нефти и газа, металла и комплектующих из стран СНГ. Поэтому экономическое положение республики в большой степени зависит от экспортных товарных потоков из Беларуси в Россию, другие страны СНГ и дальнего зарубежья, повышения качества и конкурентоспособности нашей продукции на внешних рынках. Эти принципиальные аспекты должны находить отражение при выработке перспектив и путей развития национальной экономики.
Внутриполитическими предпосылками являются совершенствование политической системы в рамках Конституции Республики Беларусь на пути становления демократии, оптимизация государственных структур управления, формирование общественных объединений и повышение гражданской активности.
Принципиальной предпосылкой построения, функционирования и устойчивого развития национальной экономики является закрепление в стратегических программах социально-экономического развития Беларуси долгосрочных ориентиров и общесистемных условий упреждающего характера.
Эффективность становления, функционирования и развития национальной экономики обеспечивается также совокупностью системных условий и принципов. В их числе создание единой институционально-правовой среды для страны и ее регионов и секторов экономики, регулирующей отношения собственности, организационно-правовые формы ведения хозяйства, функционирования реального сектора, финансовой системы, рыночных институтов в процессе общественного воспроизводства (стадий распределения, потребления, накопления). Система таких институтов, правовых норм и механизмов определяется Конституцией Республики Беларусь, Гражданским, Банковскими, Налоговым, Таможенным и другими кодексами, законами Республики Беларусь.
К системным предпосылкам относится и полный учет специфики страны в сфере экономики. Беларусь располагает долговременными факторами развития: высококвалифицированным кадровым, значительными научно-техническим, промышленным и агропромышленным потенциалами, большими запасами отдельных видов минерально-сырьевых ресурсов. Наряду с этим национальная экономика имеет и устойчивые негативные аспекты: несовершенную структуру (воспроизводственную, отраслевую, региональную, технологическую); физически и морально устаревшие основные фонды и технологии; медленные темпы их обновления; несоответствие товарной структуры производства и потребления, в том числе малая доля производства услуг в ВВП; низкие качество и конкурентоспособность многих видов продукции и услуг и т.д. Данные явления должны объективно оцениваться при формировании потенциала развития национальной экономики.
Следующая группа предпосылок обеспечивает создание внутрисистемных условий перевода экономики на инновационный, высокотехнологический, наукоемкий тип развития, оптимизацию воспроизводственной, отраслевой, технологической и региональной структур национальной экономики. Построение системы управления и регулирования экономики на принципах рациональности, стратегической целенаправленности, тактической гибкости, структурной гармоничности, учета социального, экономического и экологического императивов устойчивого развития – обязательная предпосылка эффективного хозяйствования.
Указанные предпосылки носят двойственный характер. С одной стороны, они являются предваряющими, упреждающими условиями, с другой – постоянно действующими требованиями (императивами) к преобразованию государства, общества, экономики, к обеспечению политической и социальной стабильности в стране.
1.3 Основные макроэкономические показатели и пропорции национальной экономки
Национальная экономика (НЭ) представляет собой единство хозяйствующих субъектов и их отношений, структурированных в правовом и институциональном полях.
Главная цель экономики – обеспечение жизнедеятельности нации, удовлетворение ее растущих материальных и духовно-культурных потребностей, повышение уровня благосостояния. В связи с этим базовые функции экономической системы страны – это производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг. Основными институциональными организационно-правовыми единицами – субъектами хозяйствования – являются домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство.
Предприятия по производственному признаку формируют отрасли, отрасли – комплексы, межотраслевые комплексы – народное хозяйство, или национальную экономику как целое.
Первичный уровень иерархии образует микроэкономическую структуру экономической системы, или микроэкономику. Научному анализу на этом уровне подвергаются все аспекты деятельности конкретной отрасли, фирмы, домашнего хозяйства. Изучаются величины, характеризующие объем производства и цену продукта, численность рабочих, выручку или доход отдельной фирмы или домашнего хозяйства, расходы данной фирмы или семьи, а также связанные с ними рынки товаров и услуг.
На следующем уровне, или мезоуровне, исследуется отраслевая структура экономики.
Уровень экономики как целого, или макроэкономика охватывает общую структуру национальной экономики и ее межотраслевых комплексов, такие агрегаты, как правительственный сектор, домашние хозяйства и частный сектор.
Объектом изучения макроэкономики являются сводные, обобщающие показатели по хозяйству страны в целом: национальное богатство, валовой национальный и валовой внутренний продукт, национальный доход, суммарные государственные и частные инвестиции, общее количество денег в обращении. Одновременно макроэкономика исследует средние по стране экономические показатели, такие как доходы, заработная плата, занятость, производительность труда. Предметом макроэкономики являются обобщающие показатели роста, темпы увеличения или уменьшения величин, характеризующих экономику страны и происходящие в ней экономические процессы, структурные пропорции.
Ключевыми макроэкономическими показателями являются валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП) и национальный доход (НД). Кроме того, для анализа макроэкономической ситуации используются показатели темпа инфляции, уровня занятости, безработицы, валютный курс и др. В ежегодный Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь включает важнейшие параметры: ВВП, продукция промышленности, продукция сельского хозяйства, инвестиции в основной капитал, производство потребительских товаров, в том числе продовольственных и непродовольственных, объем внешней торговли, в том числе экспорт и импорт, реальные денежные доходы населения, розничный товарооборот, платные услуги населению, уровень рентабельности реализованной продукции промышленности, энергоемкость валового внутреннего продукта, ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования.
Основные макропоказатели рассчитываются в системе национальных счетов (СНС), или национального счетоводства (СНС применяется сегодня более чем в 150 странах мира с рыночной экономикой).
Ключевыми макроэкономическими агрегатами в СНС, как уже отмечалось, являются ВВП, ВНП и НД.
Валовой внутренний продукт (ВВП) – обобщающий экономический показатель, который в рыночных ценах выражает совокупную стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта.
Валовой внутренний продукт может быть рассчитан тремя методами: производственным, методом использования доходов и методом формирования ВВП по источникам доходов.
Валовой внутренний продукт при расчете производственным методом получают как разность между выпуском товаров и услуг в целом по стране и промежуточным потреблением, или как сумма добавленных стоимостей, создаваемых в отраслях экономики. При этом объемы добавленной стоимости по отраслям рассчитываются в основных ценах, т.е. не включают налоги на продукты, но включают субсидии на них. Для расчета ВВП в рыночных ценах необходимо добавить чистые (за вычетом субсидий) налоги на продукты.
Валовой внутренний продукт, рассчитанный методом использования доходов, представляет собой сумму расходов на конечное потребление товаров и услуг, валового накопления и чистого экспорта.
Формирование ВВП по источникам доходов отражает первичные доходы, получаемые хозяйственными единицами, непосредственно участвующими в производстве, а также государственными учреждениями и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства.
Валовой национальный продукт (ВНП), отражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за ее пределами. ВНП рассчитывается так же, как и ВВП, но отличается от него на величину, равную сальдо расчетов с зарубежными странами. Если к показателю ВВП добавить разницу между поступлениями от первичных доходов из-за границы и первичными доходами, полученными зарубежными инвесторами в данной стране, это и есть размер ВНП.
«Чистый национальный продукт» (ЧНП) – это ВНП за вычетом той части созданного продукта, которая необходима для замещения средств производства, изношенных в процессе выпуска продукции (амортизационные отчисления).
Национальный доход (НД) измеряет доходы от участия в производстве за текущий период. НД определяется как сумма доходов всех владельцев факторов производства. Как и ВНП, он может быть рассчитан по производству, распределению и использованию.
Важным показателем уровня благосостояния и экономического развития страны служит личный располагаемый доход (ЛРД). Он представляет собой доходы населения (или домашних хозяйств), т.е. заработную плату, дивиденды, проценты, пособия за вычетом налогов и добавлением субсидий.
Для пересчета макроэкономических показателей из текущих цен в неизменные, или сопоставимые, используются специальные дефляторы или индексы цен: дефляторы ВВП и индексы потребительских цен (ИПЦ). Последние выражают относительное изменение среднего уровня цен широкой группы товаров («корзины» заранее отобранных представительных товаров и услуг) за определенный период. Номинальный ВВП (в текущих ценах), деленный на ИПЦ, дает реальный ВВП. Отношение же номинального ВВП к реальному показывает его увеличение за счет роста цен и называется дефлятором ВВП. В отличие от индекса цен на товары и услуги дефлятор ВВП характеризует изменение оплаты труда, прибыли (включая смешанные доходы) и потребления основного капитала в результате изменения цен, а также чистых налогов.
В Беларуси переход от системы БНХ к СНС осуществляется с начала 90-х гг. XX в. в связи с отказом от командно-административной системы управления экономикой и переходом к рыночной системе.
Практикой СНС предусмотрен анализ отраслей экономики в разрезе трех секторов:
§ первичного (входят отрасли, связанные с производством, добычей и потреблением естественных ресурсов);
§ вторичного (входят отрасли обрабатывающей промышленности);
§ третичного (входят отрасли, производящие транспортные услуги, коммунальное хозяйство, строительство, торговля, оборона, государственное управление и др.).
Экономика описывается и такими категориями, как воспроизводственная, отраслевая, технологическая, региональная, институциональная, социальная и другие структуры.
Показатель воспроизводственной структуры введен в экономический оборот для анализа на макроуровне базовых соотношений между стадиями воспроизводства ВВП, отражающих направленность изменений его составных частей. Они дают представление о степени социальной ориентации, преодоления избыточной ресурсоемкости производства, динамике потребления и накопления и, соответственно, степени инвестиционных возможностей обновления национальной экономики и ее экспортной направленности.
Отраслевая структура позволяет отслеживать динамику межотраслевых пропорций, роста приоритетных отраслей с точки зрения их эффективности, социальной ориентации, наукоемкости, ресурсосбережения, экологической защищенности населения.
Технологическая структура конкретизирует эти приоритеты данными о динамике соотношений между традиционными и новейшими технологиями, об объемах внедрения наукоемких высоких технологий в народное хозяйство.
Региональная (территориальная) структура отражает жизненно важные пропорции в размещении и комплексном развитии производства и, особенно, социальной инфраструктуры, население страны живет на конкретных территориях.
Институциональную структуру характеризуют формы организации и управления производством, закрепляющее их правовое пространство, а также культурно-ценностные нормы и стереотипы поведения субъектов хозяйствования.
Социальная структура отражает совокупность социальных групп (в составе населения), стратифицированных по важнейшим экономическим критериям (собственность, доходы, квалификация и др.), их относительную динамику.
Все указанные виды структур формируют целостность народного хозяйства. Главные макроэкономические пропорции складываются на национальном уровне. Они характеризуют движение ВВП и его элементов: расходов на конечное потребление, валового накопления и сальдо внешней торговли.
Нормальный ритм воспроизводственного процесса, динамика экспортно- и импортоориентированных отраслей зависят от пропорций экспорта и импорта, их объемов и товарных структур. Одним из приоритетов развития экономики является ее экспортная ориентация.
Принципиально важны для национальной экономики, экономической политики пропорции в структуре производства и структуре потребления, а также между производством и потреблением. Необходимо выдерживать прогрессивную пропорцию в отношении высокотехнологичных отраслей, так как структура экономики «утяжеляется» преобладанием материало- и энергоемких производств. Структура потребления должна последовательно изменяться в направлении рациональных норм потребления товаров, услуг, продуктов питания.
На макроэкономическом уровне важно регулировать соотношение реального и денежного секторов, которые находятся в противоречивом единстве. Необходимо поддержание равновесных соотношений совокупного спроса и совокупного предложения.
Серьезными последствиями для национальной экономики могут обернуться диспропорции в соотношении первичного, вторичного и третичного секторов, а также между производством товаров и производством услуг.
Поддержание указанных макроэкономических пропорции на оптимальном уровне или обеспечение продвижения к нему служат критерием оценки эффективности национальной экономики и системы управления и регулирования экономических и социальных процессов в стране.
1.4 Типы национальных хозяйственных систем
Экономическая модель каждой страны – это результат длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается соотношение элементов модели и формируется механизм их взаимодействия.
Среди наиболее представительных европейских страновых вариантов ученые-экономисты выделяют модели:
§ германскую (широко известную модель социального рыночного хозяйства и социального правового государства);
§ британскую (ее наиболее характерная черта – дерегулирование);
§ французскую (известную своим дирижизмом, или государственным интервенционизмом);
§ итальянскую (ее характерная особенность – кооперативизм);
§ шведскую (известную как «государство благосостояния»).
Европейские модели (Германии, Швейцарии, Нидерландов, Швеции) часто интегрируют в рейнскую модель, которая характеризуется прежде всего стабильностью состава собственников акционерных предприятий. Большую роль играет «философия», «идеология» экономической деятельности. Предприятие традиционно рассматривается как коллектив с общими интересами.
Страновое разнообразие моделей экономики указанных выше и других стран Европы имеет тенденцию к сближению с общеевропейской моделью, формируемой идеологией и требованиями Европейского союза (ЕС). Это сближение реализуется по следующим направлениям:
§ создание единого внутреннего рынка;
§ формирование экономического и валютного союзов;
§ гармонизация финансовой политики;
§ сближение социальных моделей;
§ обеспечение единых условий предпринимательской деятельности и поддержания конкурентной среды;
§ совершенствование федеративного устройства;
§ принятие единых правил и механизмов регулирования экономики.
Доминантное положение в мире занимает американская (точнее, англо-американская) модель, которая характеризуется интенсивным перераспределением акционерной собственности. Предприятие рассматривается как товар, оно может продаваться по частям, возможен и его «захват» через фондовую биржу.
Особое место принадлежит японской экономической модели, поскольку она обладает рядом специфических особенностей. Одной из них является социальная организация общества, предусматривающая гармонизацию отношений на всех его уровнях и во всех социальных сферах на основе уважения традиций японского образа жизни.
Наряду с указанными можно выделить и особую китайскую модель смешанной экономики, формирующуюся в условиях эволюции экономики «чистого социализма». Рыночный механизм и негосударственный сектор экономики значительно усилили свою роль в годы реформ, однако государственное регулирование (во многом в форме «направляющего планирования»), распределение по труду и социальные гарантии продолжают оставаться приоритетными направлениями социально-экономической политики. Данная модель может быть определена как преимущественно социалистическая модель смешанной экономики.
Разнообразие экономических моделей характерно и для развивающихся стран. Эти модели можно условно объединить в две группы на основе деления стратегий развития на экспортоориентированные и импортозамещающие. Примером модели, относящейся к первой группе, является южнокорейская. Страны Латинской Америки до середины 80-х гг. XX в. развивались по пути импортозамещения.
В приведенном выше массиве моделей развитых стран выделяют (по критерию «социальности») либеральную, социально ориентированную и социал-демократическую группы моделей. Эти группы рыночных моделей отличаются друг от друга:
1) структурой собственности – в первой налицо абсолютное преимущество частной собственности; во второй и третьей поддерживаются пропорции смешанной экономики;
2) социальной политикой – в первом типе она рассчитана на определенную, наименее защищенную группу населения; во втором – на все население; в третьем – проводится, по сути, эгалитарная (уравнительная) политика;
3) участием государства в перераспределительных процессах – оно нарастает от первого модельного типа к третьему;
4) границами государственного участия в экономике – они также расширяются в указанном выше направлении.
Критериями отнесения страновых моделей к тому или иному типу выступают, таким образом, их базовые характеристики. В общую совокупность таких характеристик, принципов, критериев входят следующие:
§ отношения собственности, роль частной собственности и ее соотношение с государственной и другими формами собственности;
§ уровень развития и формы организации рыночной среды в целом и отдельных ее сфер;
§ границы и методы государственного воздействия на экономику;
§ цели и средства проводимой экономической политики;
§ формы взаимодействия государства и бизнеса;
§ методы регулирования экономических процессов и обеспечения устойчивого развития;
§ объем и значение государственного сектора в производящем комплексе;
§ источники и масштабы финансирования экономики, ее инновационный механизм, в том числе структура капиталов компаний; система управления и организации труда на предприятиях; степень открытости экономики; динамика, структура и управление внешнеэкономическими связями и прочие;
§ механизмы согласования интересов различных групп и слоев общества;
§ обеспечение социальной стабильности;
§ реализация принципов социальной справедливости.
Модельными критериями могут быть и макроэкономические показатели:
§ объем, структура и динамика ВВП;
§ размер ВВП на душу населения;
§ индекс потребительских цен;
§ уровень производительности труда и др.
Если указанные выше типологические признаки сгруппировать в блоки (первый – политическая система (власть), второй – распределение прав собственности, третий – совокупность механизмов управления, четвертый – типичное поведение экономических субъектов, пятый – особенности экономики), то можно четко проследить и уяснить сущностные моменты перехода от социалистической модели к капиталистической.
Каждая страна при переходе к рынку строит свою собственную модель национальной экономики на базе мирового, регионального опыта, опыта развитых стран, но без механического переноса, копирования или произвольного (эклектического) смешения характерных черт различных системных моделей экономики.