Б. Опишите взаимосвязи основных черт рыночной экономики
На приведенной ниже схеме в виде прямоугольников схематически изображены основные черты рыночной экономики. Соедините стрелками те черты, которые, на ваш взгляд, являются взаимосвязанными. Подпишите на стрелках характер влияния одной черты на другую. Например, черта А «порождает» (стрелка с соответствующей надписью) черту Б, которая, в свою очередь, «противодействует» (надпись на стрелке) черте В и т.д.
Личный (корыстный) интерес | Частная собственность | |||||||||||||
Свобода предпринимательства | Суверенитет потребителя | |||||||||||||
Принцип «невидимой руки» | Конкуренция | |||||||||||||
Роль государства | ||||||||||||||
Рынок и цены как механизм саморегуляции | ||||||||||||||
Тесты
Тест | Обоснование |
1. Исходным критерием разграничения типов экономических систем служит: a) темпы экономического роста; b) используемые технологии и уровень благосостояния членов общества; c) способ ответа на три фундаментальные проблемы экономической жизни; d) эффективность использования редких ресурсов; e) степень социальной справедливости. |
2. В конкурентной рыночной экономике при производстве и распределении продукта приоритет отдается интересам: a) государства; b) продавцов; c) покупателей; d) производителей; e) общества. |
3. Фактором производства не является: a) капитал; b) земля; c) деньги; d) предпринимательские способности; e) труд. |
4. Способность рыночной экономики к cаморегулированию объясняется: a) умением предпринимателей верно оценивать объем и динамику рынка; b) значительной степенью правительственного вмешательства; c) развитием политической демократии; d) конкурентным механизмом, действующим на основе цен, прибылей и убытков; e) координацией деятельности крупнейших фирм (в современных условиях). |
1. Согласно концепции «невидимой руки» А. Смита личный интерес: a) приносит вред экономическому благосостоянию общества; b) гарантирует получение дохода всем гражданам страны; c) вынуждает правительство регулировать экономику; d) вынуждает производителей учитывать интересы потребителей и всего общества; e) ведет к уменьшению конкуренции на рынке. |
6. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода показывает, что главную роль в экономике выполняют: a) рынки факторов производства; b) рынки потребительских товаров; c) производители (фирмы); d) взаимодействие всех сегментов данной модели; e) потребители. |
7. К экономическим функциям государства в рыночной экономике не относятся: a) антимонопольное регулирование; b) обеспечение общественными благами; c) определение цен на продукты и ресурсы; d) перераспределение доходов; e) достижение макроэкономической стабилизации. |
8. Экономическую систему в современной России можно определить как: a) рыночную экономику; b) смешанную экономику; c) переходную экономику нового типа; d) переходную экономику; e) рыночную экономику нового типа. |
9. Экономика является смешанной, если: a) существует полная свобода конкуренции ("laissez faire"); b) не завершился процесс перехода к рынку от традиционной или социалистической экономики; c) государство обладает монопольным правом на собственность и предпринимательскую деятельность; d) действия рыночных сил дополняются государственным регулированием; e) преобладает смешанная (частная с участием государства) форма собственности. |
10. Конкурентную рыночную экономику характеризует: a) опора на систему цен, прибылей и убытков; b) распределение редких ресурсов через рынок; c) свобода экономической деятельности; d) частная собственность; e) верно все указанное. |
Задача №1
Изображенная на рисунке №1 кривая производственных возможностей экономики включает в себя производство телефонов и наручных часов.
На графике:
a) найдите точки для следующих комбинаций производства этих товаров;
b) определите какие из них соответствуют эффективному варианту производства ( полное использование производственных мощностей).
Рис. 1
телефоны
100 200 300 400 наручные часы
Варианты:
a) 60 телефонов и 300 часов;
b) 300 телефонов и 35 часов;
c) 300 часов и 40 телефонов;
d) 200 часов и 80 телефонов
e) верные ответы а) и д).
Эссе