Определение оптимального объема капитала
1. Оптимальный объем капитала обеспечивает при существующей технологии максимальную прибыль
2. В условиях совершенной конкуренции прибыль максимальна, когда предельный продукт капитала (r) равен рентным издержкам, которые состоят из нормы амортизации (d) и ставки процента по финансовым активам (i), которые представляют альтернативные затраты использования средств в качестве капитала.
Прибыль максимальна, если r = d + i.
Для определения оптимального размера капитала, используем производственную функцию Кобба-Дугласа.
Y = Kα · Li-a ; 0 < α < 1
где а — параметр, по которому определяется вклад капитала в выпуск продукции.
Используя условия максимизации прибыли, оптимальное значение капитала будет равно:
K* = αY / (d+i)
Если при заданном значении рентных издержек изменится технология производства, то значение К* тоже изменится. Если из-за научно-технического прогресса растет предельная производительность капитала, то К* также увеличится (при неизменной ставке процента).
Таким образом, инвестиционный спрос есть возрастающая функция от предельной производительности капитала и убывающая функция от ставки процента (при заданном значении амортизации).
Неоклассическая функция инвестиций более объективна по сравнению г кейнсианской, так как определяется технологией производства в отличие от кейнсианской, которая зависит от R*, соотношения оптимизма и пессимизма инвесторов. Кейнсианская функция инвестиций имеет меньшую эластичность по ставке процента, чем неоклассицеская.
12. Определение макроэкономического равновесия в двухсекторной модели.
Для того, чтобы исследовать, как устанавливается равновесие, следует ввести понятия фактических и планируемых расходов, которые могут быть не равны друг другу. Фактические расходы (Е) – это расходы, которые в действительности сделали домохозяйства (потребительские расходы – С) и фирмы (инвестиционные расходы – I), т.е. в двухсекторной модели
Планируемые расходы (Ер) – это расходы, которые намеревались (планировали) сделать домохозяйства и фирмы. Фактические расходы всегда равны выпуску (Е = Y), а планируемые могут быть не равны выпуску. Если планируемые расходы меньше выпуска (Е < Y), то фирмы не смогут продать часть произведенной продукции, и товарные запасы фирм увеличатся, т.е. произойдет накопление запасов непроданной продукции. Если планируемые расходы больше выпуска (Е >Y), а это означает, что экономические агенты хотят купить больше, чем произведено в данном году, то фирмы будут сокращать свои запасы, продавая продукцию, находившуюся до этого момента на складах. А инвестиции в запасы (изменение запасов), как известно, являются компонентом инвестиционных расходов. Таким образом, фактические инвестиции складываются из плани-руемых инвестиций (planned investment - Iр) и непредвиденных инвестиции в запасы (unintended inventory investment – I un):
Соответственно фактические расходы равны сумме потребительских расходов и фактических инвестиционных расходов: Е = С + I, а планируемые расходы равны сумме потре- бительских расходов и планируемых инвестиционных расходов: Е р = С + I р
Поскольку фактические расходы всегда равны выпуску, а фактические расходы равны планируемым расходам только, когда непредвиденные инвестиции в запасы равны 0, то равновесие товарного рынка наступает тогда, когда фактические расходы равны планируемым (Е = Е р) и соответственно планируемые расходы равны выпуску (Е р = Y).
В соответствии с предпосылками модели, совокупный выпуск эквивалентен совокупному доходу, а совокупный доход расходуется на потребление (С) и сбережения (S): Y = С + S Поскольку в состоянии равновесия Y = Е = Е р, то .
Следовательно, при равновесии сбережения равны планируемым инвестициям. А поскольку сбережения являются изъятием из потока расходов и доходов, а инвестиции представляет собой инъекцию в поток расходов и доходов, то в состоянии равновесия инъекции равны изъятиям.
Кейнсианский крест графически представлен на рис.9.4. Кривая фактических расходов представляет собой биссектрису (линию 450), поскольку фактические расходы равны выпуску, и любая точка этой кривой соответствует этому условию. Кривая планируемых расходов представляет собой линию, имеющуюположительный наклон (угол наклона определяется величиной предельной склонности к потреблению - mрс), исходящую не из начала координат, поскольку всегда существует автономное потребление (С), не зависящее от уровня дохода. В итоге получаем наклонный крест, из-за чего модель получила свое название «Кейнсианский крест» («Keynesian cross»). (Следует однако заметить, что в своей знаменитой книге Кейнс не использует графики. Графическая интерпретация простой Кейнсианской модели была впервые предложена лауреатом Нобелевской премии Полем Самуэльсоном в его известном учебнике «Экономикс»).
Равновесие расходов и дохода, т.е. равновесие товарного рынка находится в точке пересечения двух кривых (т. А). В этой точке: 1) планируемые расходы равны выпуску (доходу): Е р = Y; 2) фактические расходы равны планируемым расходам: Е = Е р; 3) инъекции равны изъятиям: I = S; 4) планируемые инвестиции равны сбережениям: I р = S
Рассмотрим неравновесные точки. Например, в т. В:
E р < Y , E р < E Þ I р< S
и инъекции меньше изъятий. Наоборот, в т. С:
E р > Y , E р > E Þ I р> S
и инъекции больше изъятий.
Как устанавливается равновесие товарного рынка? Если экономика находится в точке В, где планируемые расходы (сколько продукции хотят купить экономические агенты) меньше выпуска (сколько фактически произведено), часть продукции продана не будет и произойдет непредвиденное накопление (увеличение) фирмами запасов непроданной продукции. В результате экономика придет в состояние равновесия (движение из т.В в т.А). Если же экономика находится в точке С, в которой планируемые расходы превышают выпуск, что означает, что хотят купить больше, чем фактически произведено, фирмы начинают распродавать запасы непроданной в предыдущий период продукции, запасы сокращаются, спрос удовлетворяется, и экономика приходит в состояние равновесия (движение из т.С в т.А). Таким образом, механизмом, обеспечивающим восстановление равновесия на товарном рынке, является изменение (накопление или сокращение) запасов. (рис.9.4.1).
13. Теория мультипликатора. Динамический мультипликатор. Принцип акселератора.
Макроэкономика находится в состоянии равновесия при таком объеме ВНП, когда сбережения и инвестиции равны друг другу.
1. Если сбережения населения больше, чем инвестиции: при таком уровне ВНП, население будет сберегать больше, чем предприятия будут готовы инвестировать в свои производства. Следовательно, население будет воздерживаться от дополнительного потребления. Предприятия находят меньше потребителей на свою дополнительную продукцию и накапливают товарные запасы. Это не стимулирует предприятия к росту производства и инвестиций. Следовательно, производство будет сокращаться, что приведет к снижению ВНП, сокращению занятости населения, будут уменьшаться сбережения.
2. Если сбережения населения меньше инвестиций, тогда предприятия будут готовы инвестировать под увеличивающийся спрос населения на товары. Это стимулирует предприятия к наращиванию объемов производства, что повлияет на рост ВНП, на увеличение занятости населения.
Следовательно, равновесное состояние сбережений и инвестиций определяет оптимальный объем ВНП, который не приводит к резким колебаниям в экономике.
Экономика должна функционировать таким образом, чтобы не было резкого расширения и сжатия экономики.
Эффект мультипликатора: рост инвестиций приводит к росту ВНП, но этот рост будет происходить в гораздо большем размере, чем первоначальные дополнительные инвестиции. Это вытекает из того, что инвестиции приводят к мультипликационному (нарастающему) эффекту.
Помимо первичного эффекта, куда сделаны инвестиции, у инвестиции есть вторичные, третичные и т.д. эффекты. Затраты, сделанные на расширение производства, на увеличение занятости населения в одной сфере оказывают положительные влияния в других сферах экономики. Этот множительный эффект проявляется в ВНП и называется мультипликационным эффектом. Он может быть подсчитан математически с помощью показателя мультипликатор.
Мультипликатор – это числовой коэффициент, показывающий размер увеличения ВНП при росте инвестиций.
ДИНАМИЧЕСКИЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР
- мультипликатор, учитывающий фактор времени, например, тот факт, что в ответ нарост доходов происходит постепенное увеличение расходов: считается, что через 6-10 месяцев он достигает максимума, поскольку население не сразу откликается ростом расходов на увеличение дохода, а через 2 года начинается его снижение.
ПРИНЦИП АКСЕЛЕРАТОРА - Теория, в соответствии с которой совокупные чистые инвестиции зависят от ожидаемого изменения объема производства.(Словарь современной экономической теории Макмиллана.-М., 1997) В своей простейшей форме этот принцип может быть представлен в следующем виде: I1 = A x dYt-1 + b, где A - коэффициент акселерации; dYt-1 - "малое изменение" объема производства в предыдущем году. Таким образом, Yt-1 выступает как приближенная оценка ожидаемого изменения объема производства, A представляет собой инвестиции, направляемые на замещение выбывающей части основного капитала. Теория утверждает, что фирмы стараются поддержать постоянное отношение требуемого основного капитала к ожидаемому объему производства. В приведенном простейшем варианте не учитывается роль ставки процента, что является концентрированным выражением кейнсианского взгляда на основные факторы капиталовложений. В более сложной форме, называемой гибким акселератором, на коэффициент акселерации А оказывает влияние стоимость приобретения и использования капитала, а в еще более гибких вариантах учитывается значительный лаг, характерный для некоторых инвестиционных проектов. В результате только определенная доля разрыва между действительным и желательным объемом основного капитала будет компенсирована с помощью инвестиций в любой период времени. Указанный принцип играет важную роль в объяснении экономического цикла, например через взаимодействие мультипликатора и акселератора, а также в теории экономического роста, особенно в модели Харрода-Домара.(Словарь современной экономической теории Макмиллана.-М., 1997)
14. Экономические функции государства. Включение государственного сектора в экономический кругооборот.
Все экономические системы, которые существуют в реальном мире являются смешанными (с усиленным влиянием государства или рынка). В таких системах государство и рыночная система делят между собой ответственность за выполнение пяти экономических функций:
§ Формирование и осуществление правовой и социальной деятельности
§ Поддержание конкуренции на рынках
§ Перераспределение доходов
§ Перераспределение ресурсов
§ Стабилизация экономики страны
Данные экономические функции способствуют укреплению и упрощению работы рыночной системы, модифицируют чистый капитализм в направлении достижения экономических и социальных целей общества.
В ходе макроэкономического регулирования государство выполняет следующие экономические функции:
§ Разрабатывает и утверждает правовые основы экономики
§ Определяет приоритеты макроэкономического развития т.е. выделяет среди макроэкономических целей те, которые являются важнейшими на данном этапе экономического развития.
§ Обеспечивает нормальные условия для работы рыночного механизма, в том числе осуществляет антимонопольную политику.
§ Осуществляет регулирование экономической деятельности для достижения поставленных целей на основе проведения определённой экономической политики
§ Дополняет рыночный механизм в тех сферах экономической деятельности, где недостаточная эффективность.
§ Решает проблемы социальной защиты населения, обеспечивая его социально-экономические права и более справедливо распределяя доходы между членами общества.
Под государственным сектором понимаются как центральные так и местные органы влади.
Государственный сектор связан с экономической системой через:
- Чистые налоги , т.е. налоговые поступления от домохозяйств за вычетом государственных трансфертных выплат ( Т )
- Государственные расходы ( G);
- Государственные займы , осуществляемые при наличии дефицита государственного бюджета ( G> Т )
- Государственные сбережения , которые осуществляются при наличии избытка бюджета ( G < Т) ( рис. 1.5).
Введение государственного сектора не нарушает равновесия , поскольку:
1) с точки зрения доходов : доход распределяется не только на потребление (С) и сбережения (S) , но и уплату налогов (T ): Y = CTS ;
2) существует три вида расходов на товары и услуги - потребительские , инвестиционные и государственные , то есть с точки зрения затрат (или национального продукта) : Y = С 1 G; Y = CTS = CI G.
15. Анализ влияния государственного сектора на совокупный спрос и объем производства. Мультипликаторы налогов и сбалансированного бюджета. Мультипликаторы при подоходном налогообложении.
Мультипликатор сбалансированного бюджета – изменение в реальном национальном доходе, вызванное изменением правительственных расходов, которое компенсируется изменением доходов от налогообложения и других источников. Мультипликатор сбалансированного бюджета действует независимо от величины предельных склонностей к потреблению и сбережению.
Мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений в доходной и расходной частях бюджета,
Налоговый мультипликатор — отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению налогов.
Мультипликатор сбалансированного бюджета — равное увеличение государственных расходов и налогов вызывает увеличение дохода на величину, равную приросту государственных расходов и налогов.
16. Механизмы фискальной политики государства.
С помощью фискальной политики государство непосредственно может влиять на развитие экономики, добиваясь ее устойчивого роста, стабильности цен и полной занятости дееспособного населения.
Такая политика заключается в том, чтобы вовремя предвидеть спад производства и рост безработицы, а также нарастание инфляционных процессов в экономике и соответствующим образом воздействовать на них. При наступающем спаде производства правительство увеличивает государственные расходы и сокращает налоги с целью увеличения совокупных расходов и инвестиций. Тем самым оно содействует подъему производства и увеличению занятости. При наступлении инфляции, напротив, государственные расходы уменьшаются, а налоги увеличиваются.
Все мероприятия, предусматривающие подобного рода государственное регулирование экономики, получили название дискреционной политики. Вместе с денежно-кредитной политикой она играет важнейшую роль в руководстве государства макроэкономикой, т.е. явлениями, связанными с занятостью, расходами и доходами населения, стабильностью цен и устойчивым развитием производства.
Однако макрорегулирование не ограничивается только непосредственными действиями государства в лице его органов управления. Если бы не существовало никаких других регуляторов, то нам оставалось бы лишь ждать, когда представители правительства заметят негативные явления в экономике и примут меры к их устранению. А реализация таких мер потребует известного времени, пока они будут точно сформулированы, утверждены законодательной властью, а потом, наконец, реализованы.
К счастью, в рыночной экономике существуют определенные механизмы самоорганизации и саморегулирования которые вступают в действие немедленно, как только обнаружатся негативные процессы в экономике. Их называют встроенными стабилизаторами. Принцип саморегулирования который лежит в основе этих стабилизаторов, аналогичен принципу, на котором построен автопилот или терморегулятор холодильника. Когда автопилот включен, то он поддерживает курс самолета автоматически, на основе поступающих сигналов обратной связи. Любое отклонение от заданного курса благодаря таким сигналам будет скорректировано управляющим устройством. Подобным образом работают и экономические стабилизаторы, благодаря которым осуществляются автоматическое изменение налоговых поступлений; выплаты социальных пособий, в частности по безработице; различные государственные программы помощи населению и др.
Как происходит саморегуляция, или автоматическое изменение, налоговых поступлений? В экономическую систему встроена прогрессивная система налогообложения, которая определяет налог в зависимости от дохода. С повышением доходов прогрессивно увеличиваются налоговые ставки, которые утверждаются правительством заранее. При увеличении или уменьшении дохода автоматически повышаются или понижаются налоги без какого-либо вмешательства правительства и его органов управления и контроля. Такая встроенная стабилизационная система взимания налогов достаточно чутко реагирует на изменения экономической конъюнктуры: в период спада и депрессии, когда доходы населения и предприятий падают, автоматически снижаются и налоговые поступления. Наоборот, в период инфляции и бума номинальный доход растет и поэтому автоматически повышаются налоги.
В экономической литературе по этому вопросу существуют разные точки зрения. Сто лет назад многие экономисты высказывались за стабильность налоговых сборов, ибо она, по их мнению, способствует устойчивости экономического положения общества. В настоящее время есть немало экономистов, придерживающихся противоположной точки зрения и даже заявляющих, что объективные принципы, лежащие в основе встроенных стабилизатор – следует предпочесть некомпетентному вмешательству государственных органов управления, которые нередко руководствуются субъективными мнениями, склонностями предпочтениями. Вместе с тем существует также мнение, что нельзя целиком полагаться на автоматические стабилизаторы, поскольку в определенных ситуациях они могут неадекватно реагировать на последние, и поэтому нуждаются в регулировании со стороны государства.
Выплаты пособий по социальной помощи безработным, малоимущим, многодетным семьям, ветеранам и другим категориям граждан, а также государственная программа поддержки фермеров, агропромышленного комплекса тоже осуществляются на основе встроенных стабилизаторов, ибо большая часть таких выплат реализуется за счет налогов. А налоги, как известно, растут прогрессивно вместе с доходами населения и предприятий. Чем выше эти доходы, тем больше налоговых отчислений в фонд помощи безработным, пенсионерам, малоимущим и другим категориям нуждающихся в государственной помощи делают предприятия и их работники.
Несмотря на значительную роль встроенных стабилизаторов, они не могут полностью преодолеть любые колебания экономики. Подобно тому, как при трудных ситуациях автопилоту приходит на помощь настоящий пилот, так и при значительных колебаниях экономической системы включаются более мощные государственные регуляторы в виде дискреционной фискальной, а также монетарной политики.
Рассмотрим кратко основные элементы дискреционной политики. Основной элемент — изменение программ общественных работ. Такие работы были развернуты во время Великой депрессии 30-х годов с целью борьбы с безработицей путем увеличения рабочих мест. Поскольку, однако, подобного рода проекты составлялись наспех и ориентировались на то, чтобы занять людей какой угодно работой, например, строить дороги без необходимого количества машин и механизмов или даже сгребать сухие листья в парках, то экономическая эффективность этих программ была весьма незначительной. К тому же следует иметь в виду, что в настоящее время в развитых странах спады производства бывают гораздо менее продолжительными, поэтому с ними можно бороться понижая налоговые ставки и используя монетарную политику.
Но это, конечно, никоим образом не означает умаления роли общественных работ для Решения проблем, затрагивающих интересы всех членов общества, касается ли это строительства дорог, реконструкции городов, улучшения экологической среды и т.п. Однако такие работы нельзя напрямую связывать с достижением быстрой стабилизации экономики, ликвидацией ее кратковременных спадов. Развитые страны Запада сделали свои выводы из той малоэффективной политики общественных работ, которые были развернуты в 30-е годы.
Другой важнейший элемент — изменение ставок налогов. Когда прогнозируется короткий спад производства, то в дополнение к встроенным стабилизаторам появляются решения об уменьшении налоговых ставок. Хотя прогрессивная система налогообложения дает возможность автоматически изменять налоговые поступления в бюджет, которые будут снижаться с уменьшением объема производства и доходов, но это может оказаться недостаточным, чтобы повлиять на возникшую негативную ситуацию. Именно в этот период возникает необходимость уменьшить ставки налогов и увеличить государственные расходы, чтобы содействовать подъему производства и преодолению его спада.
Дискреционная фискальная политика предусматривает также дополнительные расходы на социальные нужды. Хотя пособия по безработице, пенсии, пособия малоимущим и другим категориям нуждающихся регулируются с помощью встроенных стабилизаторов (повышаются или понижаются по мере поступления налогов, зависящих от доходов), тем не менее, правительство может осуществить специальные программы помощи этим категориям граждан в трудные времена экономического развития.
Таким образам, приходим к выводу, что эффективная фискальная политика должна опираться, с одной стороны, на механизмы саморегулирования, заложенные в экономическую систему, а с другой — на тщательное, осторожное дискреционное регулирование экономической системы со стороны государства и его органов управления. Следовательно, самоорганизующиеся регуляторы экономики должны функционировать согласованно с сознательным регулированием, организованным государством.
Вообще говоря, весь опыт развития рыночной экономики, в особенности нашего столетия, свидетельствует о том, что в развитии экономики и других систем социальной жизни самоорганизация должна идти нога в ногу с организацией, т.е. сознательным регулированием экономических процессов государством.
Однако такое регулирование достигается непросто. Начнем с того, что необходимо своевременно прогнозировать спад или инфляцию, когда они еще не начались. Опираться в таких прогнозах на статистические данные вряд ли целесообразно, поскольку статистика подводит итог прошлому, и поэтому из нее трудно определить тенденции будущего развития. Более надежным инструментом прогнозирования будущего уровня ВВП является ежемесячный анализ опережающих индикаторов, к которому часто обращаются политические деятели развитых стран. В этом индексе указывается 11 переменных, характеризующих текущее состояние экономики, в числе которых средняя продолжительность рабочей недели, новые заказы на потребительские товары, цены рынка акций, изменение заказов на товары длительного пользования, изменение цен некоторых видов сырья и т.п. Ясно, что если происходит, например, сокращение рабочей недели в обрабатывающей промышленности, уменьшаются заказы на сырье, сокращаются заказы на потребительские товары, то с известной вероятностью можно ожидать в будущем спада производства.
Тем не менее, определить точное время, когда наступит спад, довольно трудно. Но даже в этих условиях пройдет немало времени, прежде чем правительство предпримет соответствующие меры. К тому же в интересах наступающей избирательной кампании оно может осуществить такие популистские меры, которые не оздоровят, а только ухудшат экономическое положение. Все такого рода внеэкономические факторы будут идти вразрез с потребностями достижения стабильности производства.
Эффективная фискальная политика должна учитывать реальное состояние экономики, а именно должна быть стимулирующей, т.е. увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги в период наметившегося спада производства. В период начавшейся инфляции она должна быть сдерживающей, т.е. повышать налоги и уменьшать государственные расходы.
Автоматическая фискальная политика – это автоматическое изменение величины государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение чистых налоговых поступлений в государственный бюджет в периоды роста ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. Эти изменения происходят под действием встроенных стабилизаторов.
Встроенный стабилизатор – это экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы включаются без непосредственного вмешательства правительства.
Такими автоматическими стабилизаторами являются:
· прогрессивная налоговая система, которая сдерживает рост совокупного спроса в периоды экономического роста, так как по мере роста дохода население подвергается более высокой ставке налогов, и, наоборот, при уменьшении дохода, вызванного экономическим спадом, происходит стимуляция совокупного спроса, так как происходит увеличение располагаемого дохода вследствие снижения налоговой ставки.
· пособия по безработице и прочие социальные выплаты, которые в ситуации экономического спада увеличиваются вследствие увеличения числа безработных, и, наоборот, при наличии экономического роста, в результате которого происходит снижение безработицы, данные выплаты автоматически снижаются.
Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального размера, а только ограничивают размах этих колебаний.
17. Концепции регулирования бюджетного дефицита и государственного долга.
Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами.
Существуют разные точки зрения по поводу регулирования бюджетного дефицита. Можно выделить три основные концепции.
Представители первой считают, что бюджет должен балансироваться ежегодно, т.е. каждый финансовый год должно существовать равенство между доходами и расходами, так называемый ежегодно сбалансированный бюджет.
До Великой депрессии 30-х годов в США ежегодно сбалансированный бюджет считался наиболее приемлемой целью государственной финансовой политики, но такое состояние бюджета ограничивает возможности бюджетно-налогового регулирования, которое заключается в сознательном изменении расходов и налогообложения в зависимости от состояния экономики, что приводит либо к дефициту бюджета, либо к его излишку.
Помимо того, оно заставляет правительство часто изменять налоговые ставки, структуру госрасходов, что негативно сказывается на инвестиционной активности.
Для примера предположим, что экономика столкнулась с затяжной безработицей и падением доходов. В подобных обстоятельствах, налоговые поступления автоматически сокращаются. Для принятия сбалансированного бюджета правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо сделать и то и другое.
Все эти меры носят ограничительный, сдерживающий характер; каждая из них еще сильнее подавляет, а вовсе не стимулирует совокупный спрос.
Ежегодное принятие сбалансированного бюджета не является экономически нейтральным; это проциклическая, а не антициклическая политика. Несмотря на это, предложения о внесении поправки в конституцию, предусматривающей обязательный ежегодно сбалансированный бюджет, встречают широкую поддержку.
Сторонники второй концепции полагают, что бюджет должен балансироваться входе экономического цикла, а не ежегодно, ее называют циклически сбалансированным бюджетом.
Обоснование этой концепции бюджета просто и разумно. Для преодоления спада правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, таким образом, сознательно создавая дефицит. В ходе последующего инфляционного подъема необходимо повысить налоги и урезать государственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано для покрытия федерального долга, образовавшегося в период спада. Таким образом, правительство в состоянии сбалансировать бюджет, но не ежегодный, а за несколько лет. Основная проблема данной концепции бюджета состоит в том, что подъемы и спады в экономическом цикле не одинаковы по степени и продолжительности. Например, если за длительным и глубоким спадом последует короткий период весьма умеренного процветания, то это будет означать возникновение крупного дефицита в период спада, незначительного или вовсе никакого избытка в период процветания.
Третья концепция - концепция функциональных финансов. Ее представители утверждают, что главной целью государственных финансов является обеспечение макроэкономического равновесия. Поэтому можно не обращать внимания на бюджетный дефицит. Во-первых, макроэкономическое равновесие приведет к экономическому росту, а он - к увеличению национального дохода и налоговых поступлений в бюджет; во-вторых, правительство всегда может повысить налоги, выпустить дополнительное количество денег и, следовательно, устранить дефицит; в-третьих, по их мнению, не сказывается негативно на развитии экономики (теория дефицитного финансирования).
Все же большинство экономистов считают, и мировая практика это подтверждает, что существуют определенные пределы бюджетных дефицитов, нарушение которых может отрицательно сказаться на развитии национальной экономики. Финансовое положение страны считается нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2-3% от валового внутреннего продукта, 8-10% расходной части госбюджета.
Управление государственным долгом - это совокупность мероприятий, проводимых государством по погашению займов, выплате процентов кредиторам, по определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.
Основная цель управления государственным долгом - обеспечение потребностей государства в займах, привлеченных с минимальными затратами. В развитых зарубежных странах управление государственным долгом ориентировано на развитие рынка государственных ценных бумаг и финансового сектора в целом.
Важный элемент системы управления государственным долгом - погашение займов и выплата доходов, процентов по ней. Если у государства недостаточно средств для погашения текущей задолженности, правительство может пойти на выпуск новых займов для того, чтобы рассчитаться с владельцами облигаций предыдущих займов, такое погашение называется рефинансированием. Действительно, для обслуживания внутреннего и внешнего долга можно прибегнуть к рефинансированию, но обращаться к этому способу государство может (без боязни остаться банкротом) лишь до известных пределов. Если все новые и новые выпуски государственных облигаций идут не на решение структурных проблем экономики, стимулирования научно - технического прогресса, создания новых рабочих мест, то есть всего того, что расширяет базу налогообложения и дает источник выплат процентов по госзаймам, то рано или поздно эта «пирамида» рушится.
Займы погашаются через казначейство, то есть за счет золотовалютных резервов что, конечно, ведет к обеднению страны, так как уменьшается золотой запас государства, или различными способами: выкуп облигаций у кредиторов или на фондовой бирже; проведение тиражей выигрышей; тиражей погашения по выигрышным процентным займам. Кроме того, погашение по займам производится в виде ежегодных выплат, включающих процентную ставку и часть основной суммы займов, что называется «аннуитет».
Государство имеет право уточнять первоначальные условия займа; основным инструментами, которыми пользуется государство в этом случае являются конверсия, консолидация, унификация, новация и отсрочка погашения займов.
Конверсия - это изменение первоначальных условий займов, касающихся доходности государственных ценных бумаг. Различают несколько видов конверсии:
а) принудительные - когда кредитор обязан обменять облигации старого займа на облигации нового с пониженной процентной ставкой;
б) добровольные - когда кредитор имеет право согласиться на новые условия займа, либо получить обратную сумму, данную в долг государству;
в) факультативные - когда кредитор имеет право либо согласиться, либо отказаться от изменения первоначальных условий займа.
Консолидация - изменения условий займа, связанные со сроками этого займа. Как правило, консолидация направлена на продление сроков займов и сочетается с конверсией.
Унификация - это объединение нескольких займов в один, и при этом облигация ранее выпущенных займов обменивается на облигации новых займов. В особом случае государство может проводить обмен облигаций по регрессивному соотношению, в этом случае несколько ранее выпущенные облигации приравниваются к одной новой облигации. Такой обмен проводиться в послевоенный период с целью изъятия из оборота облигаций займов военного времени.
Новация - это соглашение между заемщиком и кредитором по замене обязательства по определенному кредиту другим обязательством.
Отсрочка погашения займов проводится в условиях, когда дальнейшее государственное заимствование не имеет финансового эффекта для государства. Отсрочка отличается от консолидации тем, что при отсрочке отодвигаются не только сроки погашения займов, но и прекращаются выплаты доходов по облигациям.
В отношении внутреннего долга используется конверсия, консолидация и унификация, а также обмен по регрессивному соотношению. Такие методы, как новация и отсрочка могут применяться по соотношению к внешней задолженности. В кризисных ситуациях государство может полностью отказаться от обязательств по выпущенным займам, как внутренним, так и внешним, это называется «аннулирование государственного долга». Причины отказа от погашения государственного долга:
а) банкротство государства;
б) отказ нового правительства признать финансовые обязательства предыдущих властей.