Общий объем финансирования (сумма 1 и 2)
Государственный долг и эффект вытеснения
Государственный долг представляет собой накопленную сумму бюджетных дефицитов за ряд лет. Другими словами, это все обязательства перед экономическими агентами, которые предоставили средства для финансирования дефицита. Государственный долг является бременем для экономики, поскольку необходимо выплачивать не только основную сумму долга, но и проценты по нему.
В экономической литературе уже долгое время идут споры о желательности государственного долга. Приверженцы кейнсианства считают долг позитивным явлением. Их аргумент состоит в том, что государство должно осуществлять активное вмешательство в экономику ради регулирования циклических колебаний. Важнейшим инструментом регулирования является государственный бюджет. В фазе спада правительству следует уменьшать налоги и расширять государственные расходы, увеличивая совокупный спрос. Это повлечет за собой рост бюджетного дефицита, но такой дефицит является благом, поскольку ослабляет тяжесть кризисного этапа. Наоборот, в фазе подъема налоги увеличиваются, и государственные расходы сокращаются, за счет этого растет доходная часть бюджета, возникает профицит и гасится часть прежнего долга.
Однако многие не согласны с этой точкой зрения. Несмотря на свою роль в регулировании циклических колебаний, хронический бюджетный дефицит признается отрицательным явлением, последствия которого могут быть значительны.
Одним из таких последствий является эффект вытеснения инвестиций (эффект вытеснения). Суть данного эффекта сводится к следующему: финансирование дефицита за счет выпуска ценных бумаг или привлечения кредитов увеличивает ставки процента, и, тем самым, уменьшает инвестиции. Механизм вытеснения можно описать так: если в результате каких-либо действий правительства его расходы превышают доходы, то оно выходит на денежный рынок с целью финансирования дефицита. Следующее за этим возрастание спроса на деньги при фиксированном предложении повышает процентные ставки, то есть цену привлечения необходимых ресурсов, и уменьшает спрос на инвестиции. Степень вытеснения инвестиций зависит от величины мультипликатора государственных расходов. Если значение мультипликатора меньше единицы, то приращение выпуска меньше приращения государственных расходов, то есть имеет место эффект вытеснения.
На примере России видно, что государственный долг может оказаться тяжелым бременем для экономики, сдерживающим ее развитие. Поэтому основными целями управления задолженностью являются уменьшение доли долга в ВВП и снижение стоимости его обслуживания.
Государственная политика по управлению долгом должна основываться на долгосрочной концепции управления, в которой были бы определены приоритетные направления использования привлеченных средств. Особенно важно поддержание отечественных производителей, создание условий для формирования благоприятного инвестиционного климата, создания предпосылок для экономического роста. Развитие реального сектора экономики способствует тому, что государственная казна (бюджет) пополняется и происходит это, прежде всего, за счет налогов, которые мы и рассмотрим несколько подробнее.
Налоги: сущность, функции, ставки. Кривая Лаффера
Сущность и функции
Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность получать в свое распоряжение значительные денежные средства, собираемые в виде налогов.
Налогиможно определить как доходы государства, собираемые на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Также, налоги можно определить как обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.
Как следует из определения, под налогами следует понимать не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например, налог на добавленную стоимость, подоходный налог и т.д. Налоговый характер носят также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например, в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.
В современных условиях налоги выполняют две основные функции:
1) источник доходов государства;
2) регуляторы экономической системы.
Используя налоги как инструмент регулирования государство побуждает экономических агентов что-либо делать (налоги снижаются) или, наоборот, препятствует в осуществлении их деятельности (налоги повышаются).
Следует помнить, что налоги оказывают сильное воздействие на мотивацию экономических агентов. С одной стороны, введение налога вызывает желание его не платить, то есть уклониться. Это желание может быть реализовано либо в виде ухода плательщика в теневой сектор экономики, либо в попытке переложить налоговое бремя. Так, продавец, повышая цену предлагаемой продукции, перекладывает часть налогового бремени на покупателя (на рис. 6.1 это показано как повышение цены с P0 до P1).
Рисунок 6.1 – Введение налога на товарном рынке
С другой стороны, экономические агенты изменяют свое поведение. Под воздействием налога фирма сокращает объем производства, так как уменьшается ее прибыль, а следовательно и заинтересованность в производстве данного количества продукции (рис. 6.1). Если вводится налог на единицу продукции, например, акцизный сбор, то предложение товара сократится, кривая сдвинется в положение S1. Вертикальное расстояние между кривыми S0 и S1 равно величине налога на единицу продукции h. Как видно из рисунка, цена на товар вырастет, а равновесное количество уменьшится.
Если повышается налог на заработную плату, то работники могут сократить предложение труда, предпочитая иметь больше свободного времени, либо же, наоборот, увеличат предложение труда, почувствовав себя беднее и решив компенсировать снижение дохода большей зарплатой за больший период рабочего времени. Если же рассматривать рынок капитала, то налог на капитал в какой-либо отрасли экономики вызовет его отток из-за уменьшения прибыльности вложений.
Из всего сказанного видно, что введение налога на каком-либо из рынков (на рынке товара, труда или капитала) вызывает изменение, как правило, в сторону ухудшения, равновесной ситуации на данном рынке. А это, в свою очередь означает, что возможны потери в эффективности размещения ресурсов.
Налогообложение может привести и к положительному результату, если, например, налогом облагаются создатели негативных внешних эффектов.