Транснациональные корпорации в мировой экономике
Транснационализация производства и капитала на основе развития производительных сил, перерастающих национально-государственные границы, является важнейшим элементом развития мировой экономики. Основная движущая сила транснационализации – транснациональные корпорации (ТНК)
В 1974 г. при Экономическом и Социальном Совете ООН была создана комиссия по ТНК, которая позже была преобразована в подразделение Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКАД). С 1990 г. ЮНКТАД для характеристики вовлеченности каждой ТНК в экономику зарубежных стран ввела такое понятие, как индекс транснационализации компаний. Он исчисляется на базе трех показателей: доли зарубежных активов, зарубежных продаж и занятости работников в общем стоимостном объеме деятельности компании. Этот индекс уже вырос до 60%, причем основное увеличение приходится на показатель зарубежных активов. Транснациональные корпорации, базирующиеся в крупных индустриальных странах, превосходят ТНК из малых развитых государств по абсолютному объему иностранных активов. В то же время у ТНК из малых индустриальных стран, обладающих менее емким внутренним рынком, более высокий индекс, так как их иностранные активы занимают относительно большую долю в общем объеме активов. К наиболее транснациональным отраслям относятся средства массовой информации, производство продовольствия и напитков, строительство, химическая и фармацевтическая промышленность, производство электроники и электрооборудования.
Позднее индекс транснационализации ЮНКТАД стала использовать также для характеристики масштабов «внешней экономики», которой располагают отдельные страны. Наличие таких внешних экономик – важное средство повышения эффективности своего бизнеса, а также укрепление позиций своей страны в международной системе. Этот совокупный показатель состоит из трех компонентов: а) общих размеров активов ТНК и тех, которые находятся в их зарубежных филиалах; б) общих продаж ТНК и тех продаж, которые осуществляются их филиалами на зарубежной территории; в) общей численности занятых во всем комплексе ТНК и тех, кто работает на принадлежащих корпорации зарубежных предприятиях.
Официально в докладах ЮНКТАД используется следующее определение транснациональной корпорации: транснациональная корпорация –это акционерная или частная компания, включающая в себя материнскую компанию и ее зарубежные филиалы. Материнская компания – предприятие, контролирующее активы или другие единицы за пределами страны базирования, как правило, посредством владения долей в акционерном капитале, превышающей 10% обычных акций или их эквивалента в частной компании.
Исторически ТНК в конце XIX в. начинали свою деятельность как колониально-сырьевые, и основой их преимущества был доступ к природным ресурсам или преференциальным рынкам сбыта. Преобладающая форма объединений – картели, синдикаты, реже – тресты. В послевоенный период произошло перемещение центра тяжести функционирования ТНК в отрасли обрабатывающей промышленности путем укрупнения и транснационализации производства в виде концернов и конгломератов.
Корпорации подразделяются на:
- горизонтально интегрированные с предприятиями, выпускающими большую часть продукции. Примером может служить производство автомобилей;
- вертикально интегрированные, объединяющие при одном собственнике и под единым контролем важнейшие переделы в производстве конечного продукта. В нефтяной промышленности, например, добыча нефти-сырца в одной стране, переработка – в другой, а продажа нефтепродуктов – в третьих;
- диверсифицированные многонациональные корпорации, которые включают в себя национальные предприятия с вертикальной и горизонтальной интеграцией.
Корпорации можно подразделять и в зависимости от принадлежности головной компании: если головная компания принадлежит капиталу одной страны, то это ТНК, если капиталу двух и более стран – это многонациональная корпорация (МНК).
Национальная принадлежность ТНК с экономической точки зрения – уже во многом условная категория, поскольку основной объем производства и сбыта постепенно перемещается за рубеж, и значительная часть прибыли образуется вне границ страны происхождения, при этом финансовые и инвестиционные ресурсы размещаются в странах с наилучшими правовыми, налоговыми и политическими условиями. ТНК развитых стран, непрерывно увеличивая масштабы международного производства, образовали экономическое пространство, которое в экономической литературе называют второй или «внешней», экономикой. По своему производственному, научно-техническому и финансовому потенциалу вторая экономика США считается бесспорным лидером и существенно превосходит аналогичные сферы хозяйствования других стран Западной Европы и Японии.
По данным ЮНКТАД число ТНК в 2002 г. увеличилось до 65 тыс., а число их зарубежных филиалов составило 850 тысяч. Валовая продукция, созданная иностранными филиалами, - 3437 млн долл. Сумма глобальных продаж, осуществляемых филиалами, составляет 17685 млн долл., численность занятых – 53094 тыс.
Развитие международного производства ТНК сопровождается довольно заметными изменениями в методах их организационной деятельности. Если в 1980-е годы ТНК отдавали предпочтение созданию новых зарубежных филиалов, то во второй половине 1990-х обозначилась тенденция повышения роли трансграничных слияний и поглощений иностранных компаний. Большинство трансграничных сделок приходится на 100 крупнейших ТНК. В первую десятку входят пять американских ТНК: General Electric, General Motors, Ford Motors, Exxon и IBM.
К числу основных причин трансграничных слияний и поглощений относятся: глобализация мировых рынков, дерегулирование и возрастание международной конкуренции, необходимость повышения прибылей. Трансграничные слияния и поглощения стимулируются повышением эффективности за счет синергизма (эффекта от объединения ресурсов по своей силе превосходящего простую сумму результатов действия отдельных компонентов), диверсификации рисков и т.д.
Нередко в зарубежной деятельности ТНК прибегают также к созданию стратегических альянсов с компаниями зарубежных стран. В большинстве случаев стратегические альянсы между ТНК долгосрочны и охватывают различные стадии всего производственного цикла: от научных разработок до совместного производства и сбыта. Главные выгоды от слияния в промышленности связаны с экономией средств на дорогостоящих работах по созданию новых видов продукции, а также на капиталовложениях в новые технологии. Дополнительную экономию дает сокращение административных расходов на содержание управленческого аппарата.
Весьма важен также фактор «присутствия на рынке», который заставляет компании заключать союзы по всему миру. Например, совместное присутствие таких общеизвестных марок, как Coca-Cola, Marlboro, Ford и т.д., дает их владельцам огромные рекламные преимущества.