Из нижеприведенных положений основу методологии исследования Дж.М. Кейнсом составляют приоритет макроэкономического анализа

Тема 13. Неоклассический синтез

Вопрос 1

1. Составьте сравнительную характеристику неоклассического синтеза П. Самуэльсона и теории Дж.М. Кейнса по следующей схеме.

Кейнсианство Неоклассический синтез  
Проблема полной занятости Безработица - главное зло для экономики государства, так как чревата социальными потрясениями, поэтому государство должно стимулировать ее сокращение При достижении полной занятости начинает действовать система рыночного саморегулирования.  
Бюджетная политика Необходимо полное курирование экономики государством, для чего необходимо увеличить государственные расходы в различных формах. Для достижения эффективности в борьбе с инфляцией , необходимо соединять денежно-кредитную и бюджетную политику государства  
Кредитно-денежная политика Минимизация кредитной ставки для стимулирования инвестиций в производство. Объединить идеи денежно-кредитной и бюджетной политики.  
       

Вопрос 2

2. В какой из этих теорий, по Вашему мнению, сильнее выражена роль государства в экономике? Свой ответ аргументируйте

Сравнивая две теории Кейнсианство и Неоклассический синтез, можно с уверенностью сказать, что сильнее выражена роль государства в кейнсианстве. Аргументировать данное мнение можно высказываниями самих ученых. П.Самуэльсон признает в своих трудах, что когда в стране достигнута полная занятость, начинает действовать система рыночного саморегулирования, т. е. отпадает необходимость активного вмешательства государства в экономику. Основной же мыслью в работах Кейнса проходит утверждение, что капиталистическая система утратила способность к саморегулированию и обязательным является государственное вмешательство.

Тема 14. Неолиберализм.

Вопрос 1

В чем, по Вашему мнению, М. Фридмен расходится Дж.М. Кейнсом в оценке кризиса 1929-1933гг. и путей выхода из депрессии.

Основное расхождение во взглядах М. Фридмена и Дж.М. Кейнса состоит в государственном регулировании экономики. Именно поэтому у двух ученых различные оценки кризиса 1929-1933 гг. и соответственно путей выхода из депрессии. Основной мыслью работ Кейнса является полное государственное регулирование экономики и соответственно для выхода из депрессии необходимо увеличение государственных расходов в различных формах: рост государственного сектора в экономике, организация общественных работ, предоставление льгот и субсидий частным предприятиям, государственные закупки у частного сектора. В отличие от своего предшественника М. Фридмен считает экономику саморегулируемой системой и требует ограничить вмешательства государства только денежной областью. Деньги, по мнению Фридмена, могут быть стихийным регулятором экономических процессов.

Вопрос 2

2. Приведите сравнительный анализ монетаризма и кейнсианства по схеме. Какие методы, на Ваш взгляд, шире используются сейчас в России - кейнсианские или монетаристские? Свой ответ аргументируйте?

Кейнсианство Монетаризм  
отношение к безработице Главное зло для экономики , так как чревата социальными потрясениями. Не одно правительство не может быть мудрее рынка, не нужно увлекаться социальными программами.  
отношение к инфляции Меньшее зло, чем безработица, так как ее можно контролировать и удерживать в разумных пределах. Главное бедствие для экономики любой страны  
роль бюджетного дефицита Возникает при сильном росте государственных расходов Для урегулирования бюджетного дефицита не нужно постоянное вмешательство государства в экономику, рынок - саморегулируемая система.  
темпы роста денежной массы Необходим рост денежной массы для покрытия бюджетного дефицита лишь при его возникновении. Темпы роста постоянны и стабильны, независимо от состояния коньюнктуры и составляют 3-4% в год.  

Однозначно нельзя сказать, что в настоящее время в России используются монетаристские или кейнсианский методы. Скорее можно назвать подход сублимированным, т.е. использование в различных экономических вопросах тот или иной метод. Например, отношение к инфляции, только благодаря государственному вмешательству в экономику темпы роста инфляции прогнозируются, и старается удерживать запланированного уровня.

Тема 15. Развитие экономической теории в России.

Вопрос 1

1. Обоснование и практическая значимость теории больших циклов Н. Кондратьевым

Открытые русским экономистом Николаем Кондратьевым. Характерный период - 50 лет с возможным отклонением в 10 лет (от 40 до 60 лет). Циклы состоят из чередующихся фаз относительно высоких и относительно низких темпов экономического роста. Многие экономисты не признают существования таких волн.

Исследования и выводы Кондратьева основывались на эмпирическом анализе большого числа экономических показателей различных стран на довольно длительных промежутках времени, охватывавших 100--150 лет. Эти показатели: индексы цен, государственные долговые бумаги, номинальная заработная плата, показатели внешнеторгового оборота, добыча угля, золота, производство свинца, чугуна и т. д.

Для периода после промышленной революции обычно выделяются следующие кондратьевские циклы/волны:

1 цикл — с 1803 до 1841-43 гг. (отмечены моменты минимумов экономических показателей мировой экономики)

2 цикл — с 1844-51 до 1890-96 гг.

3 цикл — с 1891-96 до 1945-47 гг.

4 цикл — с 1945-47 до 1981-83 гг.

5 цикл — с 1981-83 до ~2018 г. (прогноз)

6 цикл — с ~2018 до ~ 2060 (прогноз)

Необходимо отметить, что, несмотря на всю важность вскрытой Н. Д. Кондратьевым цикличности развития социума для задач прогнозирования, его модель (как впрочем и любая стохастическая модель) всего лишь изучает поведение системы в зафиксированной (замкнутой) среде. Такие модели не всегда дают ответ на вопросы, связанные с природой самой системы, поведение которой изучается. При этом хорошо известно, что поведение системы является важным аспектом в ее изучении. Однако не менее важны, а быть может даже наиболее важны аспекты системы, связанные с ее генезисом, структурные (гештальтные) аспекты, аспекты взаимодополнения логики системы с ее предметом и т. д. Именно они позволяют корректно ставить вопрос о причинах того или иного типа поведения системы в зависимости, например, от внешней среды, в которой она функционирует. Циклы Кондратьева в этом смысле всего лишь последствие (результат) реакции системы на сложившуюся внешнюю среду.

Вопрос 2

2. Покажите, к чему сводится личный вклад Л.В. Канторовича в развитие экономических исследований

Леонид Витальевич Канторович (1912-1986)- российский ученый- экономист и математик - единственный в России лауреат Нобелевской премии. Именно он ввел в экономическую и математическую науки понятие и модель линейного программирования в целях разработки оптимального подхода в процессе использования ресурсов.

Идеи и методы линейного программирования положили начало глубоким междисциплинарным исследованиям, вышли далеко за пределы экономики и используются в разнообразных сферах человеческой деятельности. В истории

науки двадцатого века трудно назвать другого ученого, сделавшего так много для взаимопроникновения математики и экономики, для объединения диаметрально противоположных способов научного мышления.

Единство внутренних установок, цельность характера определяли и жизнь Л.В. Канторовича и его гражданскую позицию. Честный и смелый в науке, он был таким же и в жизни. “Обязанность и право ученого — говорить правду” — слова, сказанные Л.В. Канторовичем в его последнем интервью, не пустая декларация, а нравственная позиция, доказанная всей его жизнью ученого и гражданина. Для Канторовича-ученого не существовало разделения проблем на фундаментальные и прикладные, на чисто математические и чисто гуманитарные, на престижные или нет. Он с равной заинтересованностью и напряжением занимался любой нетривиальной задачей и всем своим творчеством доказал, что даже в самой маленькой, частной, конкретной прикладной проблеме истинный ученый может найти такие глубины, которые поднимут эту задачу до самого высокого уровня. Канторович-гражданин отстаивал истину независимо от господствующего мнения, настойчиво и бесстрашно добивался реализации идей, могущих принести пользу стране.

Экономика как наука была выхолощена сразу после революции — марксизм был провозглашен вершиной человеческих знаний, а из страны были высланы все “реакционные профессора”. Понимание экономических процессов было заморожено на уровне Смита и Рикардо в изложении Маркса, а научным методом стала средневековая схоластика — толкование “классиков”. Любая свежая мысль объявлялась еретической; теории “буржуазных экономистов” могли быть только “реакционными” или “апологетическими”. О Нобелевских премиях нельзя было даже упоминать, зато хорошо были известны “специальные сталинские” трех степеней: 1й степени — расстрел, 2й — лагерь, 3й — ссылка. И мало кому из серьезных ученых удалось избежать этих “наград” — профессия ученого-экономиста была из наиболее опасных (в ЦЭМИ, где в первые годы собрался цвет московских экономистов, немало старших по возрасту сотрудников было из “специальных сталинских лауреатов”).

Переход в экономику из математики кажется безрассудным вдвойне, если учесть особое положение математики в то время. Во-первых, в эти годы отечественная математика по многим направлениям была ведущей в мире. Во-вторых, сюда идеология вклиниться не смогла — математическое сообщество твердо стояло на той позиции, что невозможны ни буржуазная, ни пролетарская, ни идеалистическая, ни материалистическая математика. Заниматься математикой было относительно безопасно. Тем не менее, Л.В. Канторович, ставший при жизни классиком математики, именно экономике посвятил большую часть своей жизни и усилий с единственной целью — помочь своей Родине.

Л.В. Канторович, открыл новые главы в математике, умел побеждать в борьбе с невежеством и серостью официальной советской экономической науки, поднял ее уровень и дал образцы бескорыстного и самоотверженного служения науке.

Наши рекомендации