Общее количество продуктов сгорания
(1.10)
1.3 Параметры окружающей среды и остаточные газы
Давление и температура окружающей среды: P0 = 0,0895МПа и Т0 = (20+ +273)К. При постоянном значении степени сжатия e = 9,3 температура остаточных газов практически линейно возрастает с увеличением скоростного режима при , но уменьшается при обогащении смеси. Учитывая, что при n = 1000 об/мин , а на остальных режимах . Давление остаточных газов Pr, за счет расширения фаз газораспределения и снижения сопротивлений при конструктивном оформлении выпускного тракта рассчитываемого двигателя можно получить на номинальном скоростном режиме: Коэффициент для расчета Pr - Кост = 1,06
(1.11)
Тепловой расчет последовательно проводится для n = 1000, 2240, 3360, 4480, 5600 и 6160 об/мин. Все расчетные данные приведены в таблице 1
Таблица 1 Характеристика рабочего тела
1.4 Процесс впуска
Температура подогрева свежего заряда. С целью получения хорошего наполнения двигателя на номинальном скоростном режиме принимается:
4ОC. Тогда (1.12)
Плотность заряда на впуске: = 1,0643 кг/м3, где RB = 287 Дж/кг*град – удельная газовая постоянная для воздуха. Потери давления на впуске. В соответствии со скоростным режимом двигателя (n = 5600 об/мин) и при условии качественной обработки внутренней поверхности впускной системы можно принять = 2,5 и = 100 м/с. Тогда потери давления
(1.13)
Давление в конце впуска (1.14)
Коэффициент остаточных газов. При определении для двигателя без наддува принимается коэффициент очистки = 1. Коэффициент остаточных газов равен:
(1.15)
Температура в конце впуска (1.16)
Коэффициент наполнения (1.17)
Таблица 2 Параметры процесса впуска
1.5 Процесс сжатия
Средний показатель адиабаты сжатия при e = 9,3 и рассчитанных значениях Та определяется по графику (номограмма для определения показателя адиабаты сжатия ), а средний показатель политропы сжатия принимается несколько меньше . При выборе учитывается, что с уменьшением частоты вращения теплоотдача от газов в стенки цилиндра увеличивается, а уменьшается по сравнению с более значительно:
Давление в конце сжатия (1.18).
Температура в конце сжатия ,ОК (1.19)
tc=Тс – 273 (1.20).
Средняя мольная теплоемкость в конце сжатия:
а) свежей смеси (воздуха) , кДж/(кмоль*град)
б) остаточных газов , кДж/(кмоль*град) – определяется методом экстраполяции
в) рабочей смеси
, кДж/(кмоль*град) (1.21)
Таблица 3 Параметры процесса сжатия
1.6 Процесс сгорания
Коэффициент молекулярного изменения горючей
(1.22)
рабочей смеси (1.23)
Количество теплоты, потерянное вследствие химической неполноты сгорания топлива:
(1.24)
Теплота сгорания рабочей смеси:
(1.25)
Средняя мольная теплоемкость продуктов сгорания:
(1.26)
= 39,123 + 0,003349 * tz (1.27)
= 22,490 + 0,00143 * tz (1.28)
= 26,670 + 0,004438 * tz (1.29)
= 19,678 + 0,001758 * tz (1.30)
= 21,951 + 0,001457 * tz (1.31)
Величина коэффициента использования теплоты при n = 5600 и 6160 об/мин в результате значительного догорания топлива в процессе расширения снижается, а при n = 1000 об/мин , интенсивно уменьшается в связи с увеличением потерь тепла через стенки цилиндра и неплотности между поршнем и цилиндром.
Таблица 4 Параметры процесса сгорания
Поэтому при изменении скоростного режима ориентировочно принимается в пределах, которые имеют место у работающих карбюраторных двигателей:
Температура в конце видимого процесса сгорания
(1.32)
Максимальное давление сгорания теоретическое:
(1.33)
Максимальное давление сгорания действительное:
(1.34)
Степень повышения давления:
(1.35)
1.7 Процессы расширения и выпуска
Средний показатель адиабаты расширения определяется по номограмме при заданном e = 9,3 для соответствующих значений и , а средний показатель политропы расширения оценивается по величине среднего показателя адиабаты.
Давление и температура в конце процесса расширения:
(1.36)
(1.37)
Проверка ранее принятой температуры остаточных газов:
(1.38)
Таблица 5 Процессы расширения и выпуска
1.8 Индикаторные параметры рабочего цикла
Теоретическое среднее индикаторное давление:
(1.39)
Среднее индикаторное давление:
(1.40)
где коэффициент полноты диаграммы = 0,96
Индикаторный КПД и индикаторный удельный расход топлива:
и (1.41)
Таблица 6 Индикаторные показатели двигателя
1.9 Эффективные показатели двигателя
Среднее давление механических потерь для карбюраторного двигателя с отношением (1.42)
Предварительно приняв ход поршня S=95 мм, получим
м/с (1.43)
Среднее эффективное давление и механический КПД:
и (1.44)
Эффективный КПД и эффективный удельный расход топлива:
и (1.45)
Таблица 7 Эффективные показатели
1.10 Основные параметры цилиндра и двигателя
Литраж двигателя (1.47) (1.49)
Рабочий объем одного цилиндра (1.48) (1.50)
Диаметр цилиндра. Так как ход поршня был предварительно принят S = 71 мм, то диаметр цилиндра составит
= 74,27 мм (1.51)
Окончательно принимается D = 74 мм и S = 71 мм. Основные параметры и показатели двигателя определяются по окончательно принятым значениям D и S
; (1.52)
(1.53)
(1.54)
(1.55)
Литровая мощность двигателя:
(1.56)
Таблица 8 Расчетные показатели двигателя
2 Построение индикаторной диаграммы
Индикаторную диаграмму строят для номинального режима работы двигателя, т.е. =24 кВт и = 5600 об/мин. Масштабы диаграммы: масштаб хода поршня = 0,8 мм/мм; масштаб давлений = 0,04 МПа/мм. Приведенные величины, соответствующие рабочему объему цилиндра и объему камеры сгорания:
- приведенный рабочий объем = 88,8 мм.
- приведенный объем камеры сгорания = 10,7 мм.
- максимальная высота диаграммы = 6,6213 / 0,04 = 166 мм.
Таблица 9 Расчет характерных точек цикла по фазам газораспределения
Таблица 10 Построение индикаторной диаграммы
3 Тепловой баланс
Общее количество теплоты, введенной в двигатель с топливом:
(3.1)
Теплота, эквивалентная эффективной работе за 1 с:
(3.2)
Теплота, передаваемая охлаждающей среде:
(3.3)
где с = 0,45 – коэффициент пропорциональности для четырехтактных двигателей;
i – число цилиндров;
D – диаметр цилиндра, см;
n – частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин;
m = 0,6 показатель степени для четырехтактных двигателей.
Теплота, унесенная с отработавшими газами:
, Дж/с (3.4)
где - теплоемкость остаточных газов, кДж/(кмоль*град);
- температура остаточных газов, °С;
- теплоемкость свежего заряда, кДж/(кмоль*град);
- температура свежего заряда, °С;
Теплота, потерянная из-за химической неполноты сгорания топлива:
(3.5)
Неучтенные потери теплоты:
(3.6)
Составляющие теплового баланса представлены в таблице 10 и на рисунке 1, расчет характерных точек цикла представлен в таблице 11.
4 Внешняя скоростная характеристика
На основании теплового расчета получены и сведены в таблицу 3.1 необходимые величины для построения внешней скоростной характеристики. Коэффициент приспособляемости по скоростной характеристики
(4.1)
Для сравнения различных методов построения скоростных характеристик и проверки правильности выполнения теплового расчета для нескольких скоростных режимов двигателя дополнительно приведем расчет изменения мощности и удельного расхода топлива на основе процентных соотношений между параметрами относительной скоростной характеристики.
Расчетные точки кривой эффективной мощности определяются по следующей эмпирической зависимости через каждые 500-1000 об/мин.
(4.2)
где Ne и nN – номинальная эффективная мощность (кВт) и частота вращения коленчатого вала (об/мин) при номинальной мощности; Nex и nx - эффективная мощность (кВт) и частота вращения коленчатого вала (об/мин) в искомой точнее скоростной характеристики двигателя. Результаты расчета сведены в таблицу 12.
Таблица 11 Составляющие теплового баланса
Таблица 12 Параметры внешней скоростной характеристики
5 Сравнительная характеристика расчетного двигателя
Список использованных источников:
1. Колчин А.И., Демидов В.П. «Расчет автомобильных и тракторных двигателей», М.: «Высшая школа», 1980. – 400 с