Этические нормы и их нарушения
Необходимо различать этику в широком смысле, которая определяет набор правил человеческого общения, отвечает на вопрос, что хорошо, а что плохо, в чём состоит моральный долг, обязательства, ответственность; и деловую этику - набор норм и правил, во-первых, определяющих деятельность «экономического человека», направляемой «невидимой рукой» рынка на достижение собственного успеха через обеспечение и общественных потребностей. Во-вторых, это набор правил и норм, позволяющих разрешать конфликты интересов предпринимателей, работников, общества. В-третьих, это набор моральных ценностей, обязательных в процессе делового общения и в принятии деловых решений. Наконец, деловая этика включает социальную ответственность, т.е. обязанности организации по отношению к сторонам, заинтересованным в результатах её деятельности, а также по отношению к окружающей среде и к общественному благосостоянию в целом.
Известен Международный Кодекс деловой этики, принятый Круглым столом в Ко (The Caux Principles). В нём сформулированы международные стандарты делового поведения, по которым в отдельных сферах бизнеса и в отдельных компаниях составляются отраслевые (банков, страховых компаний, валютного дилинга) и корпоративные кодексы деловой этики и поведения сотрудников.
В Международном Кодексе содержатся два фундаментальных подхода, которые конкретизируются в семи принципах: а) «кёсей» - японское понятие , означающее «вместе жить и работать на общее благо»; б) человеческое достоинство,предполагающее установление ценности отдельной личности и недопущение её использование как инструмента достижения чьих-либо целей. Семь принципов Кодекса Ко:
1. Ответственность бизнеса не только перед акционерами, но и перед всеми заинтересованными лицами (рабочими, клиентами, поставщиками, конкурентами, потребителями).
2. Воздействие бизнеса на экономику и общество (создание рабочих мест, поддержание конкурентности, инновации, поддержка демократии, прав человека, социальной справедливости.).
3. Деловое поведение: от буквы закона к духу доверия (прозрачность ведения бизнеса, выполнение обещаний и контрактов).
4. Уважение правил.
5. Поддержание многосторонней торговли.
6. Сохранение окружающей среды (использование низкоуглеродных технологий, сокращение вредных выбросов, экономное использование природных ресурсов, замкнутые производственные циклы).
7. Неприятие незаконных операций (взяточничество, отмывание преступных денег, финансирование терроризма, наркотрафиков, незаконная торговля оружием).
В период начала XX в. в России существовало множество профессиональных ассоциаций, деловых клубов предпринимателей, в которых формировались этические принципы. В 1912 г. Русское деловое сообщество приняло «Семь правил ведения дел в России»: 1) уважай власти; 2) будь честен и правдив; 3) уважай право частной собственности; 4) будь верен своему слову; 5) живи по средствам; 6) люби и уважай человека; 7) будь целеустремлённым.
В 1992 г. был принят Кодекс чести банкира, затем появились Правила добросовестной деятельности участников фондового рынка (1994г.), Хартия бизнеса России (1995г.) Кодекс предпринимательской этики содержит 12 принципов, сгруппированных по четырём направлениям; 1) принцип личности; 2) принцип профессионализма; 3) принцип гражданина России; 4) принцип гражданина Земли.
На базе отраслевых кодексов поведения создаются корпоративные кодексы – выраженные в письменной форме декларации о ценностях и этических нормах, которыми руководствуется компания в своих действиях.
В многонациональных корпорацияхдолжно быть принято решение о том, следует ли составлять единый кодекс для всех подразделений, расположенных в разных странах и нужно ли разрабатывать отдельные кодексы для каждого подразделения с учетом местных условий. В эти кодексы включается корпоративная социальная ответственность (КСО).
В компании должно существовать правило, согласно которому лица, принимающие решения по возникающим проблемам, должны строго следовать нормам поведения, зафиксированным в корпоративном кодексе поведения сотрудников. Одним из классических примеров небрежного отношения руководства компании к соблюдению этических норм является случай, происшедший в начале XXI века в компании Enron (ведущая энергетическая компания США). Однажды в Совет директоров поступило предложение, от которого было трудно отказаться – об осуществлении рискованного, но потенциально выгодного проекта, который противоречил этическому кодексу компании. Совет директоров проголосовал за временную приостановку действия кодекса, одобрил рисковую сделку, после чего восстановил действие этого кодекса. Но эта сделка была одной их тех, которые буквально на следующий год привели к банкротству Enron – знакового события истории американского бизнеса нашего времени.
Корпоративная социальная ответственность по А Кэрроллу образует пирамиду, в основании которой лежит экономическая ответственность, непосредственно определяемая базовой функцией фирмы на рынке как производителя товаров и услуг. Правовая, этическая и филантропическая ответственность последовательно «надстраивают» пирамиду КСО. Наиболее известны в составе КСО социальные, экологические т благотворительные программы компаний: «УралСиб даёт надежду: образование, работа, жильё» (банк «Уралсиб»); «Дорога к дому» («Северсталь»); «Сахалинская лососёвая инициатива» («Сахалинэнерджи»). В новый федеральный стандарт для бакалавров по направлению «менеджмент» введена дисциплина «Корпоративная социальная ответственность».