Тема 17. Совокупные доходы и социальная политика государства

Учебные цели:

1. Понять взаимозависимость между доходом, потреблением и сбережением.

2. Выяснить, чем отличаются автономные потребительские расходы от зависимых.

3. Раскрыть понятия «функция потребления» и «функция сбережения» и выяснить, как они связаны друг с другом.

4. Выяснить экономический смысл таких понятий как;

— средняя и предельная склонность к потреблению;

— средняя и предельная склонность к сбережению.

5. Определить факторы, которые вызывают сдвиг кривых потребления и сбережений.

6. Определить структуру инвестиционных расходов и факторы, которые определяют динамику автономных и зависимых инвестиций.

7. Раскрыть содержание функции спроса на инвестиции.

8. Понять роль товарных запасов в уравнивании величины плановых и фактических инвестиций.

9. Определить факторы, которые вызывают сдвиг кривой спроса на инвестиции и понять, в силу каких причин динамика инвестиционных расходов характеризуется высоким уровнем нестабильности.

Вопросы для обсуждения на практических занятиях:

1.Сущность и основные направления социальной политики.

2.Основные тенденции формирования социальной экономики.

3.Рыночный механизм формирования доходов.

4.Особенности социальной политики государства в России.

Контрольные вопросы:

1.Дайте определение понятий «сбережения», «инвестиции», «потребление»

2.Какие взаимосвязи отражают графики потребления и сбережения?

3.Как с точки зрения экономического равновесия интерпретировать превышение прироста инвестиций над приростом сбережений и обратное неравенство.

4.Перечислите известные вам причины неравенства.

5.Каковы основные инструменты государственной политики перераспределения доходов?

Темы рефератов и докладов:

1.Доходы в рыночной экономике.

2.Персональное распределение дохода. Кривая Лоренца.

Проверьте, как вы усвоили следующие термины и категории:

• Функция потребления

• Функция сбережений

• Средняя склонность к сбережению

• Средняя склонность к потреблению

• Предельная склонность к потреблению

• Предельная склонность к сбережению

• Автономные потребительские расходы

• Автономные совокупные расходы

• Зависимые потребительские расходы

• Пороговый доход

• Плановые инвестиции

• Фактические инвестиции

• Автономные инвестиции

• Процентная ставка

1. Доля каждой дополнительной единицы располагаемого годового дохода (выраженная в процентах), направляемая на потребление.

2.Доход, объем которого равен величине потребительских расходов; уровень дохода, 100% которого тратится на потребление.

3. Зависимость между совокупными потребительскими расходами и различными величинами располагаемого дохода в каждый данный момент (при прочих равных условиях). Планируемые потребительские расходы при различных возможных уровнях располагаемого дохода в определенный момент времени.

4. Плановые инвестиции, уменьшенные (увеличенные) на величину незапланированных изменений в производственных запасах на конец года. Реальный объем инвестиций частных фирм.

5. Часть совокупных расходов, объем и динамика которых в каждый данный момент не зависят от текущего располагаемого дохода.

6. Выраженная в процентах доля располагаемого годового дохода, которая направляется на потребление.

7. Часть потребительских расходов, динамика и объем которых не зависят от располагаемого дохода.

8. Доля каждой дополнительной единицы годового располагаемого дохода

(выраженная в процентах), направляемая на сбережения.

9. Инвестиционные расходы, не зависимые от уровня годового располагаемого дохода.

10. Зависимость между объемом сбережений и различными величинами располагаемого дохода в данный момент, при прочих равных условиях.

11. Инвестиционные расходы, которые намерены осуществить производители при любом потенциальном уровне годового дохода.

12. Часть потребительских расходов, объем и динамика которых зависят от изменения текущего располагаемого дохода.

13. Плата за использование денег (ссуды).

14. Выраженная в процентах доля располагаемого годового дохода, которая .направляется на сбережения.

Вопросы и учебные задания.

1. Разделив население на ряд категорий, кратко сформулируйте, какова степень неравенства в США. Какие критические замечания были высказаны в адрес Бюро переписки по поводу неравенства доходов? Каким путем и в какой мере правительство способствует выравниванию доходов?

2.Предположим, что Ал, Бетти, Кэрол, Девид и Эд получают доходы в размере 500,0250,125,75,50 руб. соответственно. Постройте кривую Лоренца для экономики, состоящей из 5 человек, и дайте необходимые пояснения. Какую долю общих доходов получают самые бедные и самые богатые?

3. Какие факторы способствовали увеличению неравенства доходов в течение последних 10 лет?

4. Поему данные о распределение доходов за весь период жизни свидетельствуют о меньшем неравенстве в его распределение, чем данные о годовых доходах?

5. Кратко обсудите главные причины распределения доходов. Объясните, есть ли точки с точки зрения неравенства доходов какая-нибудь разница между унаследованной собственностью и унаследованным высоким коэффициентом интеллектуального развития? Объясните почему.

6.Используйте аналогию с «дырявым ведром» при рассмотрении соотношения равенства доходов и эффективности. Как вы думаете, может ли негативный подоходный налог уменьшить утечку средств при современной системе поддержания уровня доходов США?

7. Как следует распределять национальный доход между членами общества: в соответствие с их вкладом в производство этого дохода или в зависимости от их нужд? Общество должно пытаться уровнять доходы или экономические возможности? Тождественны ли понятия «справедливость» и «равенство» при распределении дохода? В какой степени справедливо неравенство доходов, если оно вообще может быть справедливым?

8.Проведите подробно анализ следующего утверждения: «Не нужно выбирать между равенством и эффективностью. 'Эффективная экономика с таким распределением дохода, которое многие считают несправедливым, может привести к тому, что те, кто получают низкие доходы, потеряют всякую надежду и перестанут к чему-либо стремиться. Следовательно, эффективность экономики будет подорвана. Более справедливое доходов может привести к более высокому уровню средней производительности и тем самым увеличить эффективность экономики. Если люди знают, что они играют в честную экономическую игру и эта уверенность побуждает их лучше работать, то экономика со справедливым распределением доходов может так же быть эффективной».

9.Прокомментируйте и объясните следующее:

  План№1   План №2     План №3  
Заработан Субсидия Совокупный Заработан- Субсидия Совокупный Заработан- Субсидия Совокупный
ный доход (NIT) (b руб.) доход ный доход (NIT) (в доход ный доход (NIT) (в доход
(в руб.)   (в руб.) (в руб.) руб.) (в руб.) (в руб.) руб.) (в руб.)

а) Если всех наделить одинаковыми доходами, это, конечно, вызовет не одинаковые чувства радости и удовлетворения.

б) Равенство - это высшее благо; чем богаче мы становимся, тем больше равенства мы можем себе позволить.

в) Толпа бросается за хлебом и, чтобы получить его, обычно ломает пекарни

г) В благотворительной системе мы придерживаемся нелепой точки зрения: работа по найму и получение помощи взаимно исключается

д) В конечном счете, некоторые свободы могут быть важнее в долгосрочном плане, чем свобода каждого человека от нужды

е) Капитализм и демократия, действительно, образует самое невероятное сочетание. Может быть, поэтому они нуждаются друг в друге, чтобы внести некое рациональное зерно в понятие равенства и некую человечность в понятии эффективности.

ж) Попытки добиться более равного распределения дохода создают мотивы, которые выступают в противоречия е факторами, стимулирующие увеличение самого дохода.

10. В чем заключаются существенные различия между программами социального страхования и государственной помощи? Каковы основные критические высказывания по поводу нашей нынешней системы поддерживания уровня доходов

11.В приведенной ниже таблице показаны три плана отрицательного подходного налога.

а)Определение для каждого плана размер основного пособия, процент сокращения пособий и доход, целиком используемый на покрытие потребительских нужд.

б) Какой план самый дорогостоящий; самый дешевый? Какой план больше всего ослабляет стимулы к трудовой деятельности? Какой меньше всего?

в) Используйте свои ответы на вопрос «б» и прокомментируйте следующие утверждение: «Дилемма отрицательного подоходного налога состоит в следующем: нельзя, с одной стороны, поднять семьи выше уровня бедности и, с другой, одновременно сохранить стимулы к трудовой деятельности и свести к минимуму стоимость программы.

12.Отец ребенка обязан содержать его, независимо от того, женат ли он на его матери. Кроме того, трудоспособная мать-одиночка обязана работать, чтобы содержать своего ребенка. Вы согласны? Как включить эти принципы в благотворительную программу? Какие проблемы могут возникнуть при воплощении такой программы в реальной жизни?

13.Какие способы использует правительство для субсидирования лиц с высокими доходами? Приведите примеры каждого их этих способов.

Список используемой литературы.

Основная

1.Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учебник для вузов / Е.Ф. Борисов – 4-е изд. – М.: Высшее образование, 2008. – 391с.

2.Носова, С.С. Экономическая теория: электронный учебник /С.С. Носова. – М.: КноРус, 2008.

3.Экономическая теория. Кейсы из российской практики / Финансовая академия при Правительстве РФ; ред. Н.Н. Думная. – М.: КноРус, 2009. – 256с.

4.Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Питер: СПбГУЭФ, 2008. – 544с.

5.Экономическая теория: учебник / А.И. Амосов [и др.]. – М.: ТК Велби: Проспект, 2008. – 608с.

6.Экономическая теория / Е.Н. Лобачева. МГТУ им. Н.Э. Баумана. – М.: Юрайт: Высшее образование, 2010. – 515с.

Дополнительная

7.Бпликоев, В.З. Общая экономическая теория: учеб. Для студентов, обучающихся по экономическим специальностям / В.З. Баликоев. – 12-е изд., перераб. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 684с.

8.Жуковская, Т.С. Экономика: УМК. Сборник заданий для самостоятельной работы студентов специальностей и направлений института математики и компьютерных наук и физического факультета / Т.С. Жуковская, Н.А. Куранова. ТюмГУ. – Тюмень: ТГУ, 2011. – 48с.

9.Корниенко, О.В. Экономическая теория: учеб. Пособ. / О.В. Корниенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 410с.

10.Имонов, С.Г. Национальная экономика: макроэкономический подход: учебное пособие / С.Г. Симонов, А.М. Клепикова. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. – 172с.

11.Худокормов, А.Г. Экономическая теория. Новейшие течения Запада: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / А.Г. Худокормов: МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 416с.

12.Экономическая теория /Финансовая академия при Правительстве РФ; ред. А.Г. Грязнова. – М.: КноРус, 2010. – 602с.

При изучении дисциплины студенты пользуются электронной библиотечной системой ТюмГАСУ.

Интернет-ресуры:

13.Официальный сайт Правительства РФ // www.government.gov.ru.

14.Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ // www.economy.gov.ru.

15.Официальный сайт издательского дома «Эксперт» // www.expert.ru.

16.Официальный сайт издательского дома «Коммерсантъ»// www.commersant.ru.

17. KM.RU Энциклопедия // www.mega.km.ru.

18.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // www.gks.ru.

19.Официальный сайт экономической экспертной группы при Правительстве РФ // www.eeg.ru.

20.Проект Института «Экономическая школа» // www.economicus.ru.

21.Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» // www.ecsocman.edu.ru.

22. Экономическая теория on-line // www.economictheory.narod.ru.

Наши рекомендации