Тема 7: институциональная теория фирмы

Вопросы семинарского занятия

1. Фирма как институциональное соглашение.

a. Понимание фирмы в институциональной теории.

b. Ограничения на размер фирмы.

c. Проблема принципала-агента и способы ее решения..

d. Внутрифирменная структура.

2. Типология фирм.

a. Типы экономических организаций.

b. Национальные отличия в организационной структуре предприятий.

3. Траектория развития фирмы.

Методические указания

В теории фирма часто выглядит как «черный ящик», в котором ресурсы трансформируются в продукты в соответствии с характером производственной функции, отражающей выбранную технологию, и той внешней средой (рыночной структурой), которая определяет способ максимизации экономической прибыли как целевой функции фирмы. При этом за пределами моделей оказываются проблемы, связанные с асимметричным распределением информации, необходимостью принятия последовательных адаптационных решений, предпосылки существования различных административно-правовых форм организаций, создание в их рамках системы стимулов у собственников, менеджеров и рабочих.

В первом вопросе вам необходимо рассмотреть причины возникновения фирмы и определить сущность фирмы. Здесь же обратите внимание на то, что в основе функционирования любой организации лежит проблема принципала и агента. Учитывая, что от агента ожидаются действия, максимизирующие полезность принципала, агент всегда стремится использовать существующую между ним и принципалом асимметрию информации к своей выгоде и в ущерб интересам принципала. Вам необходимо найти способы решения этой проблемы. Найденные способы решения этой проблемы позволяют объяснить природу трех типов внутрифирменной структуры: унитарной, холдинговой и мультидивизиональной.

Рассматривая второй вопрос, имейте в виду, что все многообразие существующих в реальности фирм можно описать, анализируя распределение правомочий между их членами. Для того, чтобы ответить на вопрос, какова целевая функция той или иной фирмы, необходимо выяснить, кто из составляющих ее индивидов обладает реальными возможностями принятия решений и их реализации. Следующим шагом должна стать спецификация его целевой функции, или функции полезности. От этого во многом будут зависеть цели функционирования фирмы, а также выбор способов их достижения. Рассмотрите семь типов экономических организаций: частнопредпринимательскую фирму, партнерство, самоуправляющуюся фирму, неприбыльную фирму, государственную фирму, регулируемую фирму, открытую корпорацию. Так же рассмотрите как влияет «эффект исторической обусловленности развития» на становление организации. Именно данный эффект оказывает воздействие на формирование определенного типа предприятия. В связи с чем рассмотрите особенности следующих типов предприятий: предприятия, действующего в командной экономике (А), предприятия, действующего в совершенно конкурентной экономике (Р), предприятия, функционирующего в корпоративной модели экономики (К), предприятия, действующего в переходной экономике (П). Заполните таблицу 5.

Таблица 8

Критерий сравнения А Р К П
Целевая функция        
Структура собственности        
Принципал        
Характеристика внешней среды        
Способы решения проблемы принципала и агента        
Взаимоотношения с государством        
Координация деятельности работников        
Форма профсоюзов        
Функции профсоюзов        

В таблице 8 представлены разные типы предприятий А, Р, К, П. Вам необходимо проанализировать их с позиций заданных критериев.

Изучая траекторию развития фирмы необходимо рассмотреть структурные изменения, организационную культуру, сущность рутин. Ответьте на вопрос, что такое траектория развития фирмы, как она влияет на целевую функцию фирмы.

Вопросы для повторения:

1. Как организована система контроля над работой студента в университете? Элементы каких моделей она включает: соревнование агентов, участие агентов в результатах совместной деятельности, учебное заведение как коалиция агентов?

2. Назовите основные причины возникновения фирмы.

3. Какие гарантии против оппортунистического поведения в форме вымогательства существуют в рамках различных механизмов управления трансакциями?

4. К какому типу предприятия можно отнести филиал американской фирмы, работающей на российском рынке. Какие факторы следует учесть при обосновании Вашего ответа?

5. Является ли предприятие переходного типа устойчивой организационной структурой или с помощью данного идеального типа описывается лишь этап в трансформации предприятия А в фирму Р?

6. Работникам пассажирского автотранспортного предприятия г. Н был задан следующий вопрос: «Чьи интересы выражает Ваша профсоюзная организация?» Ответы распределились следующим образом: интересы рабочих – 10,7%, администрации – 38,4%, не защищает ничьи интересы – 16,4% затруднились ответить – 25,3%, не ответили – 9,3%. К какому типу предприятий вероятнее всего относится данное ПАТП? (Фирма А, фирма Р, фирма К, фирма П).

7. В региональный военный конфликт вовлечены четыре страны: А – с рыночной экономикой, Б – с командной экономикой, В – с переходным типом экономики, Г – с корпоративным типом экономики. Учитывая, что ВНП всех четырех стран примерно равен и создание между ними военно-политических блоков исключено, какая страна сможет наиболее эффективно переориентировать экономических агентов на защиту своих интересов в региональном конфликте?

8. Предположим, что Вы владелец сети коммерческих киосков в разных частях города. Для работы в них Вы нанимаете продавцов, в основном семейных женщин, причем, их альтернативная заработная плата на рынке труда низкая. Каким образом лучше мотивировать продавцов в увеличении товарооборота – именно в этом заключаются Ваши интересы как владельца киосков?

a. Чаще посещать торговые точки, контролируя добросовестность продавцов.

b. Увязывать оплату продавцов с торговой выручкой.

c. Сдавать киоски в аренду продавцам.

d. Премировать только тех продавцов, которые обеспечили наибольший товарооборот.

e. Сделать продавцов совладельцами торгового предприятия.

9. В городе Н появилось новое учебное заведение. Учитывая высокую потребность регионального рынка труда в кадрах, которые собирается выпускать вуз, а также поддержку региональных властей, прием в него и номенклатура специальностей ежегодно увеличиваются. Какую организационную структуру Вы могли бы предложить ректору нового вуза, учитывая, что основная часть студентов учится в нем бесплатно?

a. Деление на факультеты, обладающие широкой автономией, в том числе и в финансовых вопросах.

b. Деление на факультеты, не обладающие финансовой самостоятельностью.

c. Избежание создания факультетов: все важные текущие и перспективные вопросы решает ректорат.

d. Деление на факультеты с разной степенью автономии.

ТЕМА 8: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Вопросы семинарского занятия

1. Государство как агентство по производству общественных благ.

a. Общественные блага в типологии благ.

b. Проблема безбилетника и организация коллективных действий.

c. Создание общественных благ как функция государства.

d. Производство и защита правил как общественное благо.

2. Типология государств.

a. Происхождение государства: экономическая теория анархии.

b. Социальный контракт.

c. Оседлый бандит в модели Мак-Гира–Олсона.

d. Модель консенсусной демократии.

3. Экономический анализ функционирования государства.

Методические указания

Исследования концептуальных основ природы государства и государственного регулирования занимают в институционализме особое место. Объясняется это тем, что на современном этапе развития мировой хозяйственной системы обеспечение прав собственности, играющих основную роль в определении пути экономического развития и формировании экономической основы того или иного государства, зависит от существующей политической структуры, наделенной монополией налагать ограничения в сфере собственности, следить за соблюдением этих ограничений и применять насилие в случае нарушения этих ограничений.

В соответствии с новой институциональной теорией государства единственной функцией государства является производство общественных благ, важнейшими из которых являются создание, и защита формальных правил. Прежде чем Вы подробно рассмотрите эту экономическую функцию государства, необходимо определить то место, которое занимают общественные блага в типологии благ. Далее разберите «проблему безбилетника» и роль системы наказаний, которую использует государство, чтобы бороться с той частью индивидов, которые решили нарушить договор в одностороннем порядке. Опишите модель «дилемма наказаний».

Прежде чем рассматривать типологию государств, необходимо сформулировать причины происхождения государства. При изучении данного вопроса Вы познакомитесь с многообразием точек зрения ученых в области институциональной экономической теории. Исследуя различные типы государства, обратите внимание на их основные характеристики. Сравните их по следующим критериям, представленным в таблице 9:

Таблица 9

  Контрактное Государство Эксплуататорское Государство
Цель    
задачи (функции)    
средства (использование монополии на насилие)    
механизмы решения проблемы принципала и агента    
бюджетное ограничение    
основные статьи доходов    
основные статьи расходов    
основные способы покрытия бюджетного дефицита    

Для закрепления материала ответьте на вопрос для повторения №1.

Экономический анализ функционирования государства связан с такими категориями, как ограниченность познавательных способностей индивидов, трансакционные издержки, возможность оппортунистического поведения индивидов, проблема безбилетника, группы специальных интересов и рентоориентированное поведение.

В заключении Вы должны сделать вывод относительно того, какую роль играет государство в формировании системы формальных правил в обществе и каким образом оно оказывает воздействие на изменение институциональной среды.

Вопросы для повторения

1. На основе анализа государственного бюджета Королевства Нидерландов за 1995 г. (таблица 10) сделайте выводы относительно модели государства (контрактная модель, эксплуататорская модель).

Таблица 10

Доходы (% от ВНП) Расходы (% от ВНП)
Прямые налоги Социальные услуги 18,2
Косвенные налоги 11,4 В том числе: Местное самоуправление 13,6
Дивиденды от участия в собственности 1,4 Субсидии домашним хозяйствам 3,3
Процент по кредитам другим странам 0,2 Социальное страхование 1,3
    Государственное управление 4,8
    Оборона 2,9
    Субсидии предприятиям 0,8
    Обслуживание государственного долга 0,2
Всего Всего 26,9
    Дефицит бюджета 1,9

2. Верно, или нет утверждение: государство тем эффективнее, чем больше насилия оно применяет?

3. Должно ли государство во всех случаях самостоятельно производить общественные блага?

4. Что такое анархическое состояние государства?

5. Назовите необходимые условия стабильности анархической структуры по Хиршлейферу.

6. Чем система стимулов бандита-гастролера отличается от системы стимулов оседлого бандита и почему?

7. С чем связана ограниченность монопольной власти правительства в демократическом государстве?

8. Что такое институционализация коррупции?

9. Во всех случаях перераспределение общественного дохода в свою пользу будет выгодно для властной группы в условиях распределительной демократии?

10. С чем, по мнению Д. Норта, связан ускоренный рост производства общественных благ в 20 веке?

11. Является ли доверие жителей страны к институтам и организациям ее финансового рыка общественным благом? Поясните свой ответ.

12. Прокомментируйте следующее утверждение: «Присутствие государства в экономике должно быть минимальным».

13. Почему, несмотря на выделенные Олсоном преимущества преемственной, монархической власти, практически все наиболее развитые современные государства являются государствами демократическими, власть которых регулярно переходит от одной партии к другой?

14. Может ли успешный поиск ренты одной из действующих в обществе распределительных коалиций привести к росту общественного благосостояния? Поясните свой ответ.

15. На основе анализа таблицы 11 решите, можно ли, используя индекс Джини определить тип (модель) государства?

Таблица 11

Страна Значение индекса Джини, %
Бразилия
Танзания 57,2
Кения 55,1
Великобритания 39,3
Россия
США 36,9
Франция 35,4
Япония 28,2
Швеция 27,9

16. Какой вариант использования индекса Джини, позволяет выносить суждения о модели конкретного государства, контрактной или эксплуататорской?

a. Сравнение значений индекса в динамике.

b. Сравнение значений индекса в различных странах.

c. Сопоставление значения индекса с некой абсолютной величиной.

d. Анализ значений индекса не позволяет не позволяет судить о модели государства.

17. Какие проблемы функционирования государства иллюстрируют две русские пословицы: «Не ведает царь, что делает псарь», «Не Москва государю указ, государь Москве».

18. Как Вы понимаете следующий тезис Яноша Корнаи: «Налоговая система должна быть как можно более нейтральной. Помимо обоснованных исключений, государство не должно поощрять или наказывать граждан через систему налогов»?

19. Сформулируйте институциональные аргументы «за» и «против» разрешения свободной продажи оружия гражданам.

ТЕМА 9: ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО КАК ОРГАНИЗАЦИЯ

Вопросы семинарского занятия

1. Сущность домашнего хозяйства и его роль в экономике.

2. Функции домашнего хозяйства.

3. Типы домашних хозяйств.

Методические указания

Начать изучение домашнего хозяйства следует с разграничения двух понятий – семья и домашнее хозяйство. Что понимается под семьей? Что понимается под домашним хозяйством в неоклассической теории и в институциональной теории? Подробно проанализируйте материал по возмещению затрат и накоплению человеческого капитала. Рассмотрите властные отношения в домашнем хозяйстве. Используйте данные таблицы 12:

Таблица 12

Тип организации Степень сложности властных отношений Степень персонификации властных отношений
Фирма Простые и сложные Позиционные
Государство Сложные Позиционные
Домашнее хозяйство Простые Персонифицированные

Можно ли предположить,что домашнее хозяйство приближается по своим характеристикам к контракту о найме? Домашнее хозяйство – это организация?

Рассматривая функционирование домашнего хозяйства, рассмотрите роль рутин в его функционировании. Почему существуют задержки в реакции домашних хозяйств на происходящие институциональные реформы? Свяжите ответ на это вопрос с функциями домашнего хозяйства.

Тот или иной тип домашнего хозяйства во многом определяется особенностями институциональной среды, в которой они действуют. Домашнее хозяйство защищает индивида от неопределенности внешней среды, от навязывания ему норм и правил игры, от излишнего внимания к повседневным проблемам. Не существует идеальной модели домашнего хозяйства, поэтому в институциональной экономике ученые описывают три типа домашнего хозяйства: домашнего хозяйства, действующего в условиях рынка, домашнего хозяйства, действующего в командной экономике, домашнего хозяйства, действующего в переходной экономике. Заполните таблицу 13.

Таблица 13

Критерий сравнения Домашнее хозяйство в командной экономике Домашнее хозяйство в командной экономике Домашнее хозяйство переходного типа
Целевая функция      
Ресурсы      
Жесткость бюджетного ограничения      
Важность сбережений и их размер      
Экономическая целесообразность объединения ресурсов      
Оптимальный размер домохозяйства      
Внутренняя структура      
Отношение к государству      
Сфера социальной политики, наиболее важная для домашнего хозяйства      

Вопросы для повторения

1. Проанализируйте тип домашнего хозяйства, состоящего из одного человека, на основе структуры месячного бюджета, представленной в таблице 14. Определите, к какому типу относится бюджет данного домашнего хозяйства (рыночный тип, переходный тип, командный тип).

Таблица 14

Доходы Расходы
Статья Руб. % Статья Руб. %
Заработная плата 19,5 Питание 39,5
Дополнительная работа 34,7 Коммунальные расходы 13,6
Нерегулярные заработки 35,8 Непродовольственные товары 4,4
Дивиденды (рента) 9,9 Образование 1,4
      Отдых
Всего Всего
      Сбережения +2380 25,8

2. «За папашкой следите – чаще не хватайте! – приказала Варя братьям порядок еды, а сама села в уголок и подперла щеку ладошей: ведь хозяйки едят после. Мальчики зорко наблюдали за отцом: как он вынет ложку из чашки, так они враз совались туда и моментально глотали похлебку. Потом дежурили с пустыми ложками – ожидая отца». Что можно сказать об институциональной модели домашнего хозяйства на основе данного отрывка из романа Андрея Платонова?

3. Что Вы можете сказать об институциональном типе трех семей на основе данных о структуре их семейных бюджетов (см. таблицу 15)?

Таблица 15

  1-я семья 2-я семья 3-я семья
Состав домашнего хозяйства 4 человека (2 детей, в том числе 1 школьник) 1 человек 4 человека (2 детей старше 16 лет)
Источники доходов Заработная плата, доходы от предпринимательства Заработная плата, нерегулярные заработки Заработная плата, пенсия, стипендия
Доля расходов на питание, %
Доля расходов на коммунальные услуги, %

4. Какая норма утверждается в следующем отрывке из «Домостроя»: «Если же кто, не оценив себя и не рассчитав добра своего, ремесла и прибыли и государева жалованья и добытка законного начнет, на людей глядя, жить не по средствам, занимая и беря незаконным путем, то четь его обернется великим бесчестьем со стыдом и позором, а в лихое время ему никто не поможет. Надобно каждому человеку избегать тщеславия и гордыни и неправдою нажитого имущества, жить по силе своей и возможности и по расчету, и по средствам, добытым законным путем».

5. Является ли рутина институтом?

6. При поступлении в вуз родители для «подстраховки» своей дочери – абитуриентки решают использовать сохранившиеся еще с давних пор связи с заместителем декана, который в свое время учился в одной школе с отцом абитуриентки. Для какого типа домашнего хозяйства такое поведение наиболее характерно?

a. Рыночный тип.

b. Переходный тип.

c. Командный тип.

d. Переходный или командный тип.

ТЕМА 10: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА В РОССИИ

Вопросы семинарского занятия

1. Влияние институционального наследия командно-административной системы на рыночные преобразования.

a. Сценарии перехода от командной к рыночной системе институтов.

b. Особенности импорта институтов в России.

2. Формирование основных экономических институтов в переходной России.

a. Преобразования в сфере собственности.

b. Структурные реформы.

c. Инвестиционные процессы.

d. Роль неформальных институтов в российской экономике.

Методические указания

Основной вопрос, на который следует ответить в ходе семинарского занятия: можно ли назвать созданную в 1990-е годы в России систему экономических институтов назвать рыночной?

С точки зрения неоинституциональной теории качественный анализ вновь созданных институтов должен опираться на исследование как формальных правил (законов, указов, постановлений), так и неформальных норм, которые являются решающим фактором в определении вектора развития переходной экономики. Поэтому в ходе данного семинарского занятия необходимо рассмотреть основные экономические институты, появившиеся в России за последние 10-15 лет.

Рассматривая первый вопрос, проанализируйте достоинства и недостатки административно-командной системы и причины кризиса данного типа экономики в СССР. Далее рассмотрите неоклассический и неоинституциональный сценарии перехода от командной к рыночной системе институтов. Сформулируйте принципиальные отличия данных сценариев друг от друга. В этом же вопросу проанализируйте понятия институциональный вакуум, неформальная институционализация, криминализация общества и экономики.

Большое внимание в вопросе, посвященном формированию основных экономических институтов следует уделить базовому институту любой экономической системы – собственности. Рассмотрите преобразования в сфере собственности – приватизации. Проанализируйте данный процесс с институциональной точки зрения. Свяжите приватизацию с изменением властных отношений в обществе. Важно отметить такие проблемы, как масштабы приватизации, отсутствие рациональной рыночно конкурентной среды, огромные технические сложности, необходимость идеологического выбора, отсутствие на стартовом этапе необходимой институциональной инфраструктуры, высокий уровень коррупции и иных криминальных явлений. Оцените промежуточные результаты приватизации, достигла ли она целей, поставленных в начале реформ? Определите основные задачи структурных реформ. Перечислите структурные реформы, проходящие в нашей стране.

Инвестиционные процессы следует проанализировать с точки зрения причин и последствий замедления этих процессов. Какие методы решения инвестиционной проблемы существуют?

Для российской экономики характерна цепь институциональных ловушек, основа которых заложена прежней командно-административной системой, но выход из которых достаточно сложен, несмотря на быстрое изменение внешней институциональной среды. С данных позиций рассмотрите неденежные формы расчета, следствием которых является формирование «ригидной» экономики. Что такое институт доверия, и как он влияет на процесс совершения сделок в переходной экономике?

Вопросы для повторения:

1. Опишите основные этапы реформы в сфере собственности в России в 1990-х г.г.

2. Почему теорема Коуза «не сработала» в российских условиях?

3. как появилась проблема «принципал-агент» в переходной экономике России?

4. Почему финансовую систему называют «кровеносной системой»? Каковы основные функции финансовой системы?

5. Каковы критерии эффективности банковской системы?

6. Назовите основные причины замедления инвестиционных процессов в переходной экономике России. Предложите возможные пути решения проблемы.

7. Какова роль иностранного капитала в российской экономике?

8. Что такое институт неденежных расчетов и какую роль он играет в развитии экономической системы?

9. Охарактеризуйте институциональную среду, сформировавшуюся в России в 1990-х г.г.

Вопросы к экзамену и зачету

1.Институционализм и основные направления его развития в 20 веке.

2.Неоинституциональная теория: предпосылки анализа и основные направления.

3.Институты и их функции в экономике.

4.Иерархия правил. Формальные и неформальные правила. Роль неформальных норм в обществе.

5.Понятие и классификация институциональных изменений.

6.Последовательность институциональных изменений.

7.Механизмы институциональных изменений.

8.Новая экономическая история.

9.Роль и значение трансакций.

10.Теория трансакционных издержек.

11.Количественная оценка трансакционных издержек.

12.Экономическое обоснование права собственности.

13.Альтернативные режимы собственности. Внешние эффекты.

14.Перечень прав собственности Оноре.

15.Теорема Коуза.

16.Проблема спецификации прав собственности.

17.Государство как агентство по производству общественных благ.

18.Типология государств.

19.Экономический анализ функционирования государства.

20.Теория общественного выбора.

21.Право и экономическая теория.

22.Теневая экономика в народном хозяйстве.

23.Институциональные технологии и экономический рост.

24.Понятие и роль контрактов в рыночной экономике.

25.Контракт о продаже и контракт о найме.

26.Типы контрактов.

27.Механизмы управления трансакциями.

28.Фирма как институциональное соглашение.

29.Типология фирм.

30.Траектория развития фирмы.

31.Сущность домашнего хозяйства и его роль в экономике.

32.Функции домашнего хозяйства.

33.Типы домашних хозяйств.

34.Институциональные проблемы переходного периода в России.

35.Формирование основных экономических институтов в переходной России.

36.Барьерный характер государственного регулирования в переходной экономике.

Критерии формирования экзаменационной оценки.

Оценка знаний студентов на экзамене производится по следующим критериям:

- оценка «отлично» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязать теорию с практикой, свободно справляется с задачами и вопросами, причем не затрудняется с ответами при видоизменении заданий;

- оценка «хорошо» выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения;

- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении, испытывает затруднения при выполнении практических задач;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно с большими затруднениями выполняет практические задачи или не справляется с ними самостоятельно. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение без дополнительных занятий по институциональной экономике.

Список литературы

1. Агапова, И. И. Институциональная экономика : учеб. пособие / И. И. Агапова . - М. : Экономистъ , 2006 . - 252 с.

2. Введение в институциональную экономику : учеб. пособие по специальности «Менеджмент орг.» / под ред. Д. С. Львова . - М. : Экономика , 2005 . – 638.

3. Елисеев, А. Н. Институциональный анализ интеллектуальной собственности : учеб. пособие для вузов по эконом. специальностям / А. Н. Елисеев, И. Е. Шульга . - М. : ИНФРА-М , 2005 . - 191 с.

4. Институциональная экономика : новая институцион. эконом. теория: учебник для вузов / под общ. ред. А. А. Аузана . - М. : ИНФРА-М , 2005 . - 415 с.

5. Институциональная экономика : учеб. пособие по специальности «Менеджмент организации» / под ред. Д. С. Львова . - М. : ИНФРА-М , 2001 . - 318 с.

6. Институциональная экономика : учебник по направлению «Экономика» / под общ. ред. Антона Олейника . - М. : ИНФРА-М , 2005 . - 703 с.

7. Кузьминов, Я. И. Курс институциональной экономики : Институты. Сети. Трансакц. издержки. Контракты: учебник для вузов по направлению «Экономика» / Я. И. Кузьминов, К. А. Бендукидзе, М. М. Юдкевич . - М. : ГУ ВШЭ , 2006 . – 442 с.

8. Микроэкономика. Экономическая история. История экономической мысли. Институциональная экономика : Программы. Тесты. Задачи: метод. материалы по эконом. дисциплинам для преподавателей сред. шк. и вузов / под общ. ред. Л. С. Гребнева . - М. : ГУ-ВШЭ , 2000 . - 138 с.

9. Рубе, В. А. Институциональные аспекты организации малого бизнеса в развитых странах и в России : учеб. пособие для вузов по эконом. специальностям / В. А. Рубе . - М. : ИНФРА-М , 2004 . - 78 с.

10. Тарушкин, А. Б. Институциональная экономика : идеи и концепции: учеб. пособие по специальностям: «Финансы и кредит», «Бухгалт. учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / А. Б. Тарушкин . - СПб. [и др.] : Питер , 2004 . - 364 с.

11. Тамбовцев, В. Л. Теории институциональных изменений : учеб. пособие для вузов по эконом. специальностям / В. Л. Тамбовцев . - М. : ИНФРА-М , 2008 . – 152.

12. Сухарев, О. С. Основы институциональной и эволюционной экономики : курс лекций / О. С. Сухарев . - М. : Высш. шк. , 2008 . – 431с.

13. Ходжсон, Дж. Институты и индивиды: взаимодействие и эволюция / Д. Ходжсон // Вопросы экономики . - 2008. - № 8 . - С. 45-60.

14. Ходжсон, Дж. Что такое институты? / Д. Ходжсон // Вопросы экономики . - 2007. - № 8 . - С. 28-48.

15. Серл, Дж. Что такое институт? / Д. Серл // Вопросы экономики . - 2007. - № 8 . - С. 5-27.

16. Институты : от заимствования к выращиванию (опыт российских реформ и возможности культивирования институциональных изменений) / Я. Кузьминов, В. Радаев, А. Яковлев, Е. Ясин // Вопросы экономики . - 2005. - № 5 . - С. 5-27.

17. Леонтьев, Б. Б. Институциональный подход к управлению интеллектуальной собственностью в высокотехнологическом бизнесе / Б. Б. Леонтьев, В. И. Алексеев // Инновации . - 2009. - № 4 . - С. 67-74.

18. Московский, А. Институционализм: теория, основа принятия решений, метод критики / А. Московский // Вопросы экономики . - 2009. - № 3 . - С. 110-124.

19. Трансакции и трансакционные издержки // Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: учебник / под ред. А. Аузана . - М., 2005 . - С. 54-106.

Наши рекомендации