Рецессионный и инфляционный разрывы
1 Потребление. Факторы, влияющие на потребительский спрос. Сбережение. Мотивы сбережения
Потребительский спрос – определяется как платежеспособный спрос населения или как сумма денег, которая тратиться населением на приобретение товаров и услуг.
На потребление приходиться больше 50% общей величины совокупного спроса.
Факторы влияющие на потребительский спрос:
1) общий уровень цен в стране;
2) уровень дохода потребителей;
3) ожидание потребителей, изменение доходов в будущем изменение уровня цен;
4) накопленное богатство;
5) уровень налогообложения;
6) ставки % по потребительским кредитам;
7) традиции в обществе, привычки людей, реклама и др.
Со времен Кейнса определяющим фактором, влияющим на потребление, является личный располагаемый доход. Поэтому потребление можно определить как часть дохода, который используется для приобретения товаров и услуг.
Неупотребляемую часть дохода или часть дохода остающегося после осуществления потребительских расходов составляет сбережение.
Кейнс и его последователи считали, что склонность людей сберегать обусловлено, прежде всего, изменениями в доходе. Представители классической школы фактором, влияющим на сбережение, считали величину ставки процента.
Мотивы сбережения:
1) покупка дорогостоящих товаров в будущем;
2) страхование от непредвиденных обстоятельств;
3) обеспечение себя в старости;
4) обеспечение детей в будущем;
5) элементарная скупость;
6) в качестве будущих инвестиций с целью получения дохода и др.
Объем национальных сбережений важнейший показатель в развитии экономике. Объем сбережений, как правило, превышает ВВП.
В советском обществе деньги накапливались для будущих покупок, для обеспечения себя в старости, непредвиденных обстоятельств и никак не связывались с инвестиционными решениями, так как для социальной экономике не было место частному предпринимательству.
На формирование рынка сбережения в рыночной экономике в России негативные влияние оказали следующие факторы: финансовые пирамиды, жульнические финансовые предприятия, безвозмездная конфискация государства с помощью девальвации, инфляции, дефолта.
2 Показатели склонности к потреблению и сбережениям. Функции потребления и сбережения. Кривые потребления и сбережения
Основной психологический закон сформулированный Кейнсом гласит:
люди склонны увеличивать свое потребление с ростом дохода, но в меньшей степени, чем растет доход, так как с ростом дохода люди начинают больше денег сберегать.
Показатели характеризуют в тенденции изменения потребления и сбережения по мере роста доходов. Они были введены Кейнсом.
Показатели склонности к потреблению и сбережения:
1) средняя склонность к потреблению:
, где
С - величина потребительских расходов
- личный располагаемый доход
,
Т - налоги
Он показывает, какая доля располагаемого дохода тратиться на потребление.
2) средняя склонность к сбережению:
, где
S - величина сбережения
В соответствии с основным психологическим законом Кейнса средняя склонность к потреблению уменьшается с ростом личного располагаемого дохода, а средняя склонность к сбережению увеличивается.
3) предельная склонность к потреблению:
, где
- изменение потребительских расходов
- изменение личного располагаемого дохода
Он показывает, какая часть прироста располагаемого дохода используется на прирост потребления.
4) предельная склонность к сбережению:
, где
- прирост сбережений
Он показывает, какая часть прироста располагаемого дохода используется на прирост сбережений.
,
Функция потребления имеет вид:
, где
а – автономное потребление, т.е. величина которого не зависит от размера дохода;
b – предельная склонность к потреблению.
Функция сбережения имеет вид:
Графики
График потребления отражает зависимость потребления от величины дохода. В каждой точке биссектрисы доход равен потреблению. Если величина потребления находится выше биссектрисы потребления, то процесс потребления протекает в долг. Если ниже, то это говорит о сбережении.
График сбережения отражает взаимосвязь между доходом и сбережениями.
3 Инвестиции как составная часть совокупного спроса
Они составляют около 20% от общего объема совокупного спроса.
Направление вложения инвестиций в системе национальных счетов:
1) производственные инвестиции;
2) инвестиции в товароматериальные запасы;
3) инвестиции в жилищное строительство.
Функция инвестиционного спроса показывает зависимость объема инвестиций от ставки % (зависимость обратная).
Среди факторов, влияющих на динамику инвестиций, можно выделить:
1) норму прибыли вложенной в капитал;
2) ожидаемый спрос на продукции;
3) уровень налогообложения;
4) изменения в технологии производства;
5) инфляционные ожидания;
6) наличный основной капитал и др.
Предельная склонность к инвестированию:
, где
- изменение инвестиций;
- изменение дохода.
4 Кейнсианский крест. Товарно-материальные запасы и их измерение
Планируемые расходы – эта сумма, которую домохозяйство, фирмы, государство, внешний мир планируют истратить на товары и услуги.
Планируемые расходы соответствуют совокупным расходам (совокупному спросу).
Графически кривая планируемых расходов для закрытой экономики может быть представлена объединением кривых , для открытой экономики кривая представлена сдвигом на величину .
Таким образом, функция планируемых расходов имеет вид:
Фактические расходы включают в себя как запланированные, так и незапланированные.
Графически они изображены в виде биссектрисы, в каждой точке которой . Равновесие достигается в точке пересечения кривых фактических и планируемых расходов. В этой точке совокупные расходы (спрос) = национальным доходам (совокупному предложению).
Интерпретация кейнсианкой модели макроэкономического равновесия в модели AD и AS.
Кейнсианский крест можно интерпретировать в терминах совокупного спроса и предложения, т.е. в модели AD и AS. Линия планируемых расходов по составу элементов интерпретируется в линию совокупного спроса, а линия фактических расходов соответствует совокупному предложению.
5 Теория мультипликатора
Эффект мультипликатора можно сравнить с цепной реакцией. Суть его заключается в том, что однократное изменение одного из совокупного спроса порождает многократное изменение объемы выпуска.
Мультипликатор автономных расходов (m) – это коэффициент, показывающий изменение выпуска по отношению к изменению автономных расходов :
Также мультипликатор есть величина обратная предельной склонности к сбережению:
6 Рецессионный и инфляционный разрывы
Помимо ситуации, когда равновесный ВВП = Потенциальному, т.е. могут возникнуть два случая:
1) равновесный объем производства < потенциальному – эта ситуация называется рецессионный разрыв;
2) равновесный объем производства > потенциальному – эта ситуация называется инфляционный разрыв.
Рецессионный разрыв – эта ситуация, при которой совокупный спрос не достаточен для достижения объема производства на уровне полной занятости ресурсов и равновесие устанавливается на уровне, далеком от потенциального ( ).Чтобы преодолеть рецессионный разрыв и обеспечить полную занятость ресурсов необходимо простимулировать спрос и переместить равновесие из точки А в точку В.
Рецессионный разрыв = величине, на которой должен возрасти совокупный спрос, чтобы повысить равновесный ВНД до неинфляционного уровня полной занятости ресурсов. При этом изменение национального дохода будет происходить с мультипликаторным эффектом .
Инфляционный разрыв - это ситуация, при которой совокупный спрос превышает национальный доход, т.е. спрос на товары и услуги превышает размеры того, что экономика может произвести с использование всех имеющихся ресурсов, в результате начинают расти цены. Преодоление инфляционного разрыва предполагает сдерживание совокупного спроса.
Инфляционный разрыв = величине, на которую нужно сократить совокупный спрос, чтобы снизить равновесный ВНП до неинфляционного уровня полной занятости ресурсов.