Рецессионный и инфляционный разрывы

1 Потребление. Факторы, влияющие на потребительский спрос. Сбережение. Мотивы сбережения

Потребительский спрос – определяется как платежеспособный спрос населения или как сумма денег, которая тратиться населением на приобретение товаров и услуг.

На потребление приходиться больше 50% общей величины совокупного спроса.

Рецессионный и инфляционный разрывы - student2.ru

Факторы влияющие на потребительский спрос:

1) общий уровень цен в стране;

2) уровень дохода потребителей;

3) ожидание потребителей, изменение доходов в будущем изменение уровня цен;

4) накопленное богатство;

5) уровень налогообложения;

6) ставки % по потребительским кредитам;

7) традиции в обществе, привычки людей, реклама и др.

Со времен Кейнса определяющим фактором, влияющим на потребление, является личный располагаемый доход. Поэтому потребление можно определить как часть дохода, который используется для приобретения товаров и услуг.

Неупотребляемую часть дохода или часть дохода остающегося после осуществления потребительских расходов составляет сбережение.

Кейнс и его последователи считали, что склонность людей сберегать обусловлено, прежде всего, изменениями в доходе. Представители классической школы фактором, влияющим на сбережение, считали величину ставки процента.

Мотивы сбережения:

1) покупка дорогостоящих товаров в будущем;

2) страхование от непредвиденных обстоятельств;

3) обеспечение себя в старости;

4) обеспечение детей в будущем;

5) элементарная скупость;

6) в качестве будущих инвестиций с целью получения дохода и др.

Объем национальных сбережений важнейший показатель в развитии экономике. Объем сбережений, как правило, превышает ВВП.

В советском обществе деньги накапливались для будущих покупок, для обеспечения себя в старости, непредвиденных обстоятельств и никак не связывались с инвестиционными решениями, так как для социальной экономике не было место частному предпринимательству.

На формирование рынка сбережения в рыночной экономике в России негативные влияние оказали следующие факторы: финансовые пирамиды, жульнические финансовые предприятия, безвозмездная конфискация государства с помощью девальвации, инфляции, дефолта.

2 Показатели склонности к потреблению и сбережениям. Функции потребления и сбережения. Кривые потребления и сбережения

Основной психологический закон сформулированный Кейнсом гласит:

люди склонны увеличивать свое потребление с ростом дохода, но в меньшей степени, чем растет доход, так как с ростом дохода люди начинают больше денег сберегать.

Показатели характеризуют в тенденции изменения потребления и сбережения по мере роста доходов. Они были введены Кейнсом.

Показатели склонности к потреблению и сбережения:

1) средняя склонность к потреблению:

Рецессионный и инфляционный разрывы - student2.ru , где

С - величина потребительских расходов

Рецессионный и инфляционный разрывы - student2.ru - личный располагаемый доход

Рецессионный и инфляционный разрывы - student2.ru , Рецессионный и инфляционный разрывы - student2.ru

Т - налоги

Он показывает, какая доля располагаемого дохода тратиться на потребление.

2) средняя склонность к сбережению:

Рецессионный и инфляционный разрывы - student2.ru , где

S - величина сбережения

Рецессионный и инфляционный разрывы - student2.ru

В соответствии с основным психологическим законом Кейнса средняя склонность к потреблению уменьшается с ростом личного располагаемого дохода, а средняя склонность к сбережению увеличивается.

3) предельная склонность к потреблению:

Рецессионный и инфляционный разрывы - student2.ru , где

Рецессионный и инфляционный разрывы - student2.ru - изменение потребительских расходов

Рецессионный и инфляционный разрывы - student2.ru - изменение личного располагаемого дохода

Он показывает, какая часть прироста располагаемого дохода используется на прирост потребления.

4) предельная склонность к сбережению:

Рецессионный и инфляционный разрывы - student2.ru , где

Рецессионный и инфляционный разрывы - student2.ru - прирост сбережений

Он показывает, какая часть прироста располагаемого дохода используется на прирост сбережений.

Рецессионный и инфляционный разрывы - student2.ru , Рецессионный и инфляционный разрывы - student2.ru

Функция потребления имеет вид:

Рецессионный и инфляционный разрывы - student2.ru , где

а – автономное потребление, т.е. величина которого не зависит от размера дохода;

b – предельная склонность к потреблению.

Функция сбережения имеет вид:

Рецессионный и инфляционный разрывы - student2.ru

Графики

График потребления отражает зависимость потребления от величины дохода. В каждой точке биссектрисы доход равен потреблению. Если величина потребления находится выше биссектрисы потребления, то процесс потребления протекает в долг. Если ниже, то это говорит о сбережении.

 
  Рецессионный и инфляционный разрывы - student2.ru

График сбережения отражает взаимосвязь между доходом и сбережениями.

 
  Рецессионный и инфляционный разрывы - student2.ru

3 Инвестиции как составная часть совокупного спроса

Они составляют около 20% от общего объема совокупного спроса.

Рецессионный и инфляционный разрывы - student2.ru

Направление вложения инвестиций в системе национальных счетов:

1) производственные инвестиции;

2) инвестиции в товароматериальные запасы;

3) инвестиции в жилищное строительство.

Функция инвестиционного спроса показывает зависимость объема инвестиций от ставки % (зависимость обратная).

Рецессионный и инфляционный разрывы - student2.ru

Среди факторов, влияющих на динамику инвестиций, можно выделить:

1) норму прибыли вложенной в капитал;

2) ожидаемый спрос на продукции;

3) уровень налогообложения;

4) изменения в технологии производства;

5) инфляционные ожидания;

6) наличный основной капитал и др.

Предельная склонность к инвестированию:

Рецессионный и инфляционный разрывы - student2.ru , где

Рецессионный и инфляционный разрывы - student2.ru - изменение инвестиций;

Рецессионный и инфляционный разрывы - student2.ru - изменение дохода.

4 Кейнсианский крест. Товарно-материальные запасы и их измерение

Планируемые расходы – эта сумма, которую домохозяйство, фирмы, государство, внешний мир планируют истратить на товары и услуги.

Планируемые расходы соответствуют совокупным расходам (совокупному спросу).

Графически кривая планируемых расходов для закрытой экономики может быть представлена объединением кривых Рецессионный и инфляционный разрывы - student2.ru , для открытой экономики кривая представлена сдвигом Рецессионный и инфляционный разрывы - student2.ru на величину Рецессионный и инфляционный разрывы - student2.ru .

Таким образом, функция планируемых расходов имеет вид:

Рецессионный и инфляционный разрывы - student2.ru

Фактические расходы включают в себя как запланированные, так и незапланированные.

Графически они изображены в виде биссектрисы, в каждой точке которой Рецессионный и инфляционный разрывы - student2.ru . Равновесие достигается в точке пересечения кривых фактических и планируемых расходов. В этой точке совокупные расходы (спрос) = национальным доходам (совокупному предложению).

 
  Рецессионный и инфляционный разрывы - student2.ru

Интерпретация кейнсианкой модели макроэкономического равновесия в модели AD и AS.

Кейнсианский крест можно интерпретировать в терминах совокупного спроса и предложения, т.е. в модели AD и AS. Линия планируемых расходов по составу элементов интерпретируется в линию совокупного спроса, а линия фактических расходов соответствует совокупному предложению.

 
  Рецессионный и инфляционный разрывы - student2.ru

5 Теория мультипликатора

Эффект мультипликатора можно сравнить с цепной реакцией. Суть его заключается в том, что однократное изменение одного из совокупного спроса порождает многократное изменение объемы выпуска.

Мультипликатор автономных расходов (m) – это коэффициент, показывающий изменение выпуска Рецессионный и инфляционный разрывы - student2.ru по отношению к изменению автономных расходов Рецессионный и инфляционный разрывы - student2.ru :

Рецессионный и инфляционный разрывы - student2.ru

Также мультипликатор есть величина обратная предельной склонности к сбережению:

Рецессионный и инфляционный разрывы - student2.ru

6 Рецессионный и инфляционный разрывы

Помимо ситуации, когда равновесный ВВП = Потенциальному, т.е. Рецессионный и инфляционный разрывы - student2.ru могут возникнуть два случая:

1) равновесный объем производства < потенциальному – эта ситуация называется рецессионный разрыв;

2) равновесный объем производства > потенциальному – эта ситуация называется инфляционный разрыв.

Рецессионный разрыв – эта ситуация, при которой совокупный спрос не достаточен для достижения объема производства на уровне полной занятости ресурсов Рецессионный и инфляционный разрывы - student2.ru и равновесие устанавливается на уровне, далеком от потенциального ( Рецессионный и инфляционный разрывы - student2.ru ).Чтобы преодолеть рецессионный разрыв и обеспечить полную занятость ресурсов необходимо простимулировать спрос и переместить равновесие из точки А в точку В.

 
  Рецессионный и инфляционный разрывы - student2.ru

Рецессионный разрыв = величине, на которой должен возрасти совокупный спрос, чтобы повысить равновесный ВНД до неинфляционного уровня полной занятости ресурсов. При этом изменение национального дохода Рецессионный и инфляционный разрывы - student2.ru будет происходить с мультипликаторным эффектом Рецессионный и инфляционный разрывы - student2.ru .

Инфляционный разрыв - это ситуация, при которой совокупный спрос превышает национальный доход, т.е. спрос на товары и услуги превышает размеры того, что экономика может произвести с использование всех имеющихся ресурсов, в результате начинают расти цены. Преодоление инфляционного разрыва предполагает сдерживание совокупного спроса.

 
  Рецессионный и инфляционный разрывы - student2.ru

Инфляционный разрыв = величине, на которую нужно сократить совокупный спрос, чтобы снизить равновесный ВНП до неинфляционного уровня полной занятости ресурсов.

Наши рекомендации