Развитие теории международной торговли

Теория сравнительных издержек может быть изложена с помощью научного аппарата современной экономической теории.

Рассмотрим взаимную торговлю двух стран – России и Индии. Каждая страна производит газетную бумагу и чай, но с различной экономической эффективностью. Предположим, что издержки остаются постоянными, а потому кривые производственных возможностей приобретут вид прямых линий.

Следующее наше предположение состоит в том, что в обеих странах имеет место полная занятость, а потому свободных ресурсов нет. Издержки производства бумаги и чая в двух странах различны. Линии производственных возможностей России и Индии представлены на рис. 24.1.

 
  Развитие теории международной торговли - student2.ru Развитие теории международной торговли - student2.ru Развитие теории международной торговли - student2.ru

Россия Индия

Рис. 24.1. Производственные возможности
производства чая и бумаги России и Индии

В России издержки производства обоих товаров одинаковы, их соотношение составляет 1Б = 1Ч (1 т бумаги за 1 т чая). Линия производственных возможностей Индии показывает другое соотношение обмена внутри страны, или издержек: 1Б = 2Ч. Точки А и а показывают оптимальную структуру производства в странах в случае закрытости их рынков. Для России это 35 т газетной бумаги и 15 т чая, для Индии – соответственно 12 и 18 т.

Принцип сравнительного преимущества формулируется следующим образом: совокупный объем выпуска продукции станет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже вмененные издержки. В России вмененные издержки производства бумаги ниже, потому что она должна отказаться от выпуска лишь 1 т бумаги, чтобы произвести 1 т чая. Индия, чтобы произвести 1 т бумаги, должна отказаться от производства 2 т чая. Следовательно, Россия обладает сравнительным преимуществом в производстве газетной бумаги и должна специализироваться именно на этом виде продукции. Если бумагу станет производить Индия, то мировая экономика должна будет отказаться от большего количества чая, чем необходимо для выпуска 1 т бумаги.

С другой стороны, вмененные издержки выращивания чая ниже у Индии, так как эта страна должна пожертвовать лишь выпуском 0,5 т бумаги для производства 1 т чая, а Россия для производства 1 т чая должна отказаться от производства 1 т бумаги. Сравнительным преимуществом в производстве чая обладает Индия, поэтому ей следует специализироваться на его выпуске. Специализируясь на производстве бумаги, Россия может получать 50 т газетной бумаги и не заниматься выращиванием чайного куста. Индия может производить чай (40 т) и не заниматься выпуском бумаги. Мир в этом случае получит больше бумаги, чем в условиях закрытых рынков, – 50 т по сравнению с 47 (35 + 12) т, и больше чая – 40 т по сравнению с 33 (15 + 18) т.

Доказав необходимость обмена, поставим вопрос об условиях торговли.

Для России экономический интерес состоит в том, чтобы за каждую тонну экспортируемой бумаги получать больше 1 т чая, так как для нее 1Б = 1Ч. Для Индии 1Б = 2Ч, поэтому страна должна иметь возможность получить 1 т бумаги, экспортируя менее 2 т чая. В противном случае обе страны не будут иметь стимула для участия в международной торговле. Условия торговли будут находиться между 1Б = 1Ч и 1Б = 2Ч. Фактический коэффициент обмена, который располагается в указанных границах, зависит от соотношения мирового спроса на эти два товара и их предложения. Если совокупный мировой спрос на чай ниже его предложения, а спрос на бумагу выше предложения, то цена на чай будет низкой, а на бумагу – высокой. При обратном соотношении мирового спроса и предложения цена на чай повысится, а на бумагу понизится.

Пусть международный обменный коэффициент составит
1Б = 1,5Ч. Это условия торговли, на которых можно построить линию торговых возможностей (рис. 24.2). Она показывает варианты выбора, которые имеются у страны, специализирующейся на выпуске одного продукта и вывозе его для получения другого продукта. Теперь обе страны специализируются в соответствии со своими сравнительными преимуществами, и поэтому Россия производит только газетную бумагу, а Индия только чай.

 
  Развитие теории международной торговли - student2.ru Развитие теории международной торговли - student2.ru Развитие теории международной торговли - student2.ru Развитие теории международной торговли - student2.ru Развитие теории международной торговли - student2.ru

Россия Индия

Рис. 24.2. Линия торговых возможностей и выигрыш от торговли

Страны уже не скованы линией внутренних производственных возможностей. Россия может получить 1,5 т чая за каждую тонну своей бумаги, а всего 75 т (точка Е1). Индия экспортирует лишь 1,5 т чая за каждую тонну бумаги, а всего – 30 т (точка f1). Специализация оказалась выгодной обеим странам, а их линии торговых возможностей расположены правее линий производственных возможностей.

Предположим, что при установившейся пропорции Россия экспортирует 14 т бумаги в Индию, которая вывозит в Россию
21 (14 ´ 1,5) т чая. Изменения в открытом рынке по сравнению с закрытым состоят в следующем. Россия, производя только бумагу в объеме 50 т и затем обменивая 14 т бумаги на 21 т чая, получает 36 (50 – 14) т бумаги и 21 т чая (точка А1). По сравнению с закрытым рынком (35 т бумаги и 15 т чая) выигрыш от международной торговли для России составит 1 т бумаги и 6 т чая. Индия после вступления во внешнюю торговлю производит только чай в объеме 40 т, из которых 21 т экспортирует в обмен на 14 т российской бумаги. Она имеет, таким образом, 19 т чая (40 – 21) и 14 т бумаги (было 18 т чая и 12 т бумаги). Выигрыш страны составил 1 т чая и 2 т бумаги. В результате специализации и торговли обе страны имеют большее количество каждого вида продукции.

В случае роста национальных издержек производства может возникнуть ситуация, когда дальнейшая специализация окажется экономически невыгодной. Эффект растущих издержек заключается в том, что они ограничивают специализацию. Импортный товар начинает конкурировать с собственной продукцией. В связи с этим государство активно регулирует внешнюю торговлю.

Звеном мирового хозяйства может быть только открытая экономика. Открытой является экономика страны, принимающей участие в международном разделении труда. При отсутствии внешних потоков товаров и капитала экономика считается закрытой, или замкнутой. К показателям открытости национальной экономики относятся:

внешнеторговая квота в ВНП – отношение стоимости внешнеторгового оборота к стоимости валового национального продукта;

экспортная квота – отношение стоимости экспорта к стоимости ВВП;

объем экспорта на душу населения;

доля импорта в потреблении;

удельный вес зарубежных инвестиций по отношению к внутренним.

Существует также понятие экспортный потенциал, обозначающее долю продукции, которую может продать данная страна на мировом рынке без ущерба для собственной экономики. Возможные издержки страны от участия в международном разделении труда характеризуются понятием уязвимость.

Как правило, малые индустриально развитые страны имеют высокую степень открытости. Она определяется прежде всего по внешнеторговой квоте в ВНП и составляет 55–70% в таких странах, как Голландия, Бельгия, Австрия. В средних по численности населения государствах (Франция, Италия, Великобритания) степень открытости несколько понижается и колеблется вокруг
40–45%. В крупных мировых державах, независимо от уровня их индустриального развития, данный показатель не превышает 20% (США, Россия, Китай, Индия). Эти страны, располагающие емким внутренним рынком и относительно обеспеченные ресурсами, имели длительную ориентацию на замкнутую экономическую модель развития.

Экспорт расширяет эффективный спрос, прибавляя к внутреннему зарубежный сбыт товаров и услуг. Импорт, напротив, замещает внутреннее потребление альтернативной зарубежной продукцией, т.е. уменьшает возможности внутреннего рынка.

Практика и расчеты показывают, что рост национального дохода происходит до тех пор, пока чистый экспорт имеет положительное значение. При достижении равновесия между экспортом и импортом (Х – IМ = 0) рост дохода Y, индуцированный экспортом, приостанавливается.

Теория международной торговли, основанная на концепции сравнительных издержек, значительно шире своей исходной идеи. Она включает новые понятия, определение количественных параметров внешнеторговых отношений, в ее рамках формулируются различные модели МРТ. Известна модель МРТ шведских экономистов Б. Олина и Э. Хекшера. Согласно модели Хекшера–Олина, страна, имеющая относительный избыток капитала, экспортирует капиталоемкие товары. При относительном избытке труда целесообразно вывозить трудоемкие изделия. Объясняется это снижением цен на избыточные факторы производства. Современные варианты модели Хекшера–Олина учитывают то обстоятельство, что международное разделение труда позволяет преодолевать различия в оснащенности факторами производства. Теорема Хекшера–Олина была существенно конкретизирована П. Самуэльсоном и заняла свое место в экономической науке как модель Хекшера–Олина–Самуэльсона.

На основе модели Хекшера–Олина неожиданные результаты были получены В.В. Леонтьевым. Применив новую методику, В.В. Леонтьев доказал, что с учетом всего комплекса прямых и косвенных затрат экспорт из США оказывается более трудоемким и менее капиталоемким, чем импорт в страну. Получается, что для США выгоднее экспортировать труд и импортировать капитал. Такой вывод получен вопреки распространенному мнению об избытке капитала США. «Парадокс Леонтьева» стал источником более глубокого анализа мировой торговли и структуры экспорта США. Выясняется, что капитал действительно не является самым избыточным фактором производства в США, а в экспортируемой продукции преобладают товары, использующие такие относительно избыточные факторы, как обрабатываемая земля и квалифицированный труд. Внешнеторговые преимущества по-новому продемонстрировали свой относительный характер.

Среди новых концепций МРТ следует назвать теорию монополистических преимуществ. Их получают страны, в которых действует ТНК. Монополистические преимущества базируются на более гибком приспособлении к спросу, экономии от масштабов производства, расширении доступа к новым технологиям управления, маркетинга.

Современные концепции мировой торговли подчеркивают роль цен, спроса и предложения, а также значение микроэкономических факторов, таких как уровень фирмы (предприятия), объем ее производства, международный внутрифирменный обмен.

Условия международной торговли анализируются в теории жизненного цикла товара (ЖЦТ), в теории конкуренции и других теориях, объясняющих отдельные аспекты преимущественного развития международной торговли в различных условиях.

24.3. Международная торговая политика.
Торговые барьеры

Международная торговля – сфера пересечения интересов огромного числа экономических субъектов. В обосновании политики внешней торговли исторически оформились два основных направления.

Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Берет начало в воззрениях меркантилистов (XV–XVIII века). Протекционистские доктрины оживлялись в периоды развития капиталистического хозяйства. Такими периодами стали кризис 1929–1933 гг., а также Первая и Вторая мировые войны. Идеология протекционизма получила распространение в экономически менее развитых странах (Германия, США).

Фритредерство, или принцип «свободной торговли». Основой фритредерства стала теория сравнительных издержек. В XIX веке фритредерство становится официальной экономической политикой Англии. Экономическое лидерство Великобритании в конце XVIII – начале XIX века, основанное на промышленном перевороте и переходе к крупному машинному производству, исключало необходимость специальных мер защиты ее национальной экономики.

В послевоенный период стали доминировать фритредерские взгляды, что выразилось в появлении теории «открытой экономики». Однако все страны в своей внешнеэкономической политике в той или иной мере используют систему протекционистских мер, иначе называемых торговыми барьерами. Они направлены на создание национальным производителям наиболее благоприятных условий на внутреннем и внешнем рынке. К их числу принято относить следующие.

Таможенное обложение (тарифные барьеры), предполагающее использование пошлин для затруднения ввоза в страну, реже – вывоза из нее отдельных видов продукции. Такие пошлины называются протекционистскими. Они ставят иностранного производителя в невыгодное положение при торговле на внутреннем рынке вследствие увеличения цены на его продукцию. Кроме того, существуют фискальные пошлины, обычно применяемые в отношении продуктов, которые не производятся внутри страны. Их цель – обеспечить бюджет налоговыми поступлениями. В Россию беспошлинно могут ввозиться примерно 17% групп товаров. Ставки ввозных таможенных пошлин колеблются от 1 до 25%, для небольшого количества товаров они выше (30–100%).

Нетарифные барьеры – совокупность прямых или косвенных ограничений внешнеэкономической деятельности:

контингентирование – установление определенной квоты на экспорт (импорт) отдельных товаров или отдельных товарных групп, в пределах которых внешнеторговые операции осуществляются относительно свободно. Контингенты оформляются как списки товаров, свободный ввоз или вывоз которых ограничен процентом от объема или стоимости их национального производства. При исчерпании количества или суммы контингента экспорт (импорт) соответствующего товара прекращается. Примером контингентирования может служить решение некоторых стран Европейского сообщества ограничить импорт японских автомобилей (11% продаж на внутреннем рынке);

лицензирование – разрешение (лицензия) правительственных органов на осуществление внешнеэкономической операции;

метод прямого ограничения – использование государственной монополии как исключительного права государственных органов или уполномоченных ими частных фирм на осуществление определенных видов внешнеэкономической деятельности.

В системе протекционистских мер существуют различные формы косвенных ограничений:

национальная налоговая система, обычно строящаяся таким образом, чтобы создать преимущества для покупателей и пользователей национальной продукции; это система регистрационных сборов, акцизов и т.д.;

национальные стандарты, несоблюдение которых может стать поводом для запрета ввоза импортной продукции и ее реализации на внутреннем рынке;

система национальных транспортных тарифов, создающая преимущества в оплате перевозки грузов экспортерами и реэкспортерами по сравнению с импортерами.

Используются также другие формы косвенных ограничений: закрытие для иностранцев отдельных портов и железнодорожных станций; предписание об использовании при производстве продукции определенной доли национального сырья; запреты на приобретение государственными организациями импортных товаров при наличии национальных аналогов и т.д.

К системе регулирования внешней торговли можно отнести государственное стимулирование экспорта с целью повышения конкурентоспособности национальных экспортеров на внешнем и внутреннем рынках. Это прежде всего прямые дотации экспортерам в виде экспортных премий, выплаты разницы стоимости услуг по транспортировке грузов. Кроме того, на льготных условиях могут выдаваться экспортные кредиты, осуществляться государственное страхование внешнеэкономических операций в странах с нестабильным политическим режимом и т.п.

Для международной торговли характерна множественность цен. Один и тот же товар может продаваться по разным ценам в зависимости от условий коммерческой сделки, характера рынка, места и времени продажи. Наиболее общим выражением цены, используемой в международных сделках, является мировая цена, под которой понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых в основных центрах мировой торговли. Например, мировые цены на машины и оборудование – это преимущественно цены европейских, японских и американских производителей; на уголь – импортные цены в западноевропейских портах; на нефть, цинк, свинец, олово, никель, алюминий – цены Лондонской биржи цветных металлов. При этом сделки должны заключаться на условиях наличного платежа в свободно конвертируемой валюте, а выбранные рынки регулироваться общим, а не специальным торгово-политическим режимом.

Для каждого конкретного рынка характерна своя цена, которая может быть названа рыночной. Дефицитный рынок (спрос превышает предложение) носит название рынка продавца. Если предложение превышает спрос, то говорят о рынке покупателя, который может диктовать свою цену.

Экспортеры (фирмы или государства) нередко прибегают к демпингу, т.е. продаже своих товаров по ценам значительно ниже мирового уровня. Это делается с целью внедрения на рынок, расширения объема продаж, вытеснения потенциальных конкурентов. Производители страны-импортера ставятся в невыгодное положение, так как сбыт их продукции затрудняется. Такая практика может стать причиной торговой войны («макаронной», «тресковой», «рисовой» и т.д.). Для борьбы с демпинговой практикой во многих странах разработаны антидемпинговые законодательства, предусматривающие при установлении факта демпинга взимание со страны-экспортера антидемпинговой пошлины. Обычно законодательство устанавливает предельные отклонения от нормальных цен, превышение которых может быть автоматически признано демпингом. Судебные решения могут не ограничиться взиманием пошлины, а повлечь штрафы и принудительный уход с рынка. В 1990-е годы антидемпинговые меры многократно применялись по отношению к российским товарам.

Практикой международной торговли выработаны базисные условия поставки и оплаты товаров. Каждое из условий предусматривает совокупность обязанностей сторон. Наиболее распространены следующие условия:

СИФ – включает цену товара, затраты на его транспортировку до порта погрузки и затраты на страхование товара. Продавец несет все издержки по фрахтованию судна, оплате налогов, пошлин и др. С момента погрузки товара на борт судна все издержки и ответственность за порчу товара или его случайную гибель несет покупатель.

КАФ – то же, что и СИФ, за исключением страхования; обязанность застраховать товар лежит на импортере.

ФОБ – экспортер за свой счет грузит товар на борт судна; обязанность зафрахтовать судно и застраховать товар лежит на импортере. При доставке товара другими видами транспорта, например железнодорожным, ФОБ получает название «франко-вагон».

ФАС – экспортер доставляет товар в порт (а не на борт судна). На импортере в данном случае лежит обязанность зафрахтовать судно, застраховать товар и погрузить его.

Торговый баланс

Внешняя торговля – это торговля между странами на основе международного разделения труда. Внешняя торговля складывается из экспорта и импорта (внешнеторговый оборот). Соотношение экспорта и импорта в денежной форме составляет торговый баланс. Он бывает активным (экспорт превышает импорт) и пассивным (импорт превышает экспорт).

Торговый баланс является частью платежного (платежный баланс рассматривается в следующей главе). Торговый дефицит покрывается, как правило, поступлениями по другим статьям платежного баланса. Поэтому характер торгового баланса влияет на платежный баланс в целом и зависит от состояния национальной валюты, т.е. от сложившихся текущих цен внешнеторговых покупок и продаж товаров и услуг:

Развитие теории международной торговли - student2.ru

где ТВ – торговый баланс;

NX – чистый (нетто) экспорт;

Х – экспорт;

IМ – импорт.

Совокупный спрос, будучи суммой общих расходов на отечественные товары и торгового баланса, является важнейшей макроэкономической категорией.

Чистый экспорт есть функция внутреннего дохода, дохода иностранных государств и валютного курса:

Развитие теории международной торговли - student2.ru

где Y – внутренний доход;

Yf – доход иностранных государств;

е – валютный курс.

Чистый экспорт прямо пропорционально связан с доходом других стран и обратно пропорционально – с внутренним доходом. При возрастании внутреннего дохода увеличивается импорт, а при возрастании дохода иностранных государств – экспорт, поскольку потребление как иностранных, так и отечественных товаров и услуг связано с доходом. Повышение валютного курса ослабляет внешнеторговое положение страны, так как ее чистый экспорт будет сокращаться, а импорт – увеличиваться.

На рис. 24.3 показан график чистого экспорта, в соответствии с которым при неизменных валютном курсе и доходе в других странах чистый экспорт будет снижаться по мере увеличения внутреннего дохода.

 
  Развитие теории международной торговли - student2.ru Развитие теории международной торговли - student2.ru

Рис. 24.3. График чистого экспорта

Любое изменение во внешнем доходе, валютном курсе, во вкусах потребителей от импортных к отечественным товарам или от отечественных к импортным смещает график чистого экспорта вверх или вниз.

Внутриэкономическое равновесие государства связано с внешнеторговым балансом. Задачей правительства является достижение дохода при полной занятости (внутриэкономический баланс) вместе с балансом внешней торговли (внешний баланс). Если доход других стран увеличивается, то чистый экспорт возрастает. Аналогичные результаты имеют место при обесценении национальной валюты. Рост внутреннего дохода сопровождается увеличением импорта. Отсюда ясно, что достичь одновременно внутреннего и внешнего равновесия бывает трудно.

Если экономика страны функционирует в условиях значительного превышения экспорта над импортом и роста безработицы, то необходима экспансионистская внешняя политика, сокращающая активное сальдо торгового баланса и стимулирующая рост продукции. В противном случае необходима ограничительная макроэкономическая политика, снижающая сверхзанятость и инфляцию и уменьшающая дефицит внешней торговли. Возможно использование противоречащих друг другу мер, так как внешнеэкономическое равновесие требует проведения ограничительной политики, а для внутриэкономического равновесия целесообразно увеличение совокупного спроса.

На состояние торгового баланса влияет наличие так называемых неэкспортируемых товаров. Они могут потребляться только там, где были произведены, их нельзя экспортировать и импортировать, они влияют на все важные характеристики экономической системы – от формирования цен до структуры производства и макроэкономической политики. На роль неэкспортируемых товаров в экономике указывали еще классики-экономисты Дж. Милль и Д. Рикардо. Все конечные товары они рассматривали как экспортируемые, а все факторы производства – капитал, труд, землю – как неэкспортируемые. Однако только в конце 1950-х – начале 1960-х годов роль неэкспортируемых товаров стала рассматриваться в экономических моделях.

В современной экономической литературе указывается на два основных фактора, определяющих экспортируемость. Первый связан с наличием транспортных затрат, что создает естественные барьеры для торговли, второй – со степенью торгового протекционизма. Тарифы и торговые квоты могут препятствовать свободному движению товаров через национальные границы даже при низких транспортных издержках. Чем выше искусственные барьеры торговли, тем меньше вероятность того, что данный товар экспортируемый. Товар не относят раз и навсегда к категории экспортируемых или неэкспортируемых. Технологические усовершенствования способствуют уменьшению транспортных издержек, поэтому все большее количество товаров переходит в категорию экспортируемых. Напротив, рост протекционизма влияет на расширение списка неэкспортируемых товаров.

Существует стандартная промышленная классификация (SIC), принятая ООН, в соответствии с которой товары и услуги разделены на 9 основных групп по видам отраслей:

1. Сельское хозяйство, животноводство, лесоводство и рыболовство.

2. Добыча минерального сырья и угледобыча.

3. Перерабатывающая промышленность.

4. Электроэнергия, газ и водоснабжение.

5. Строительство.

6. Торговля, рестораны и гостиницы.

7. Транспорт, складирование и связь.

8. Финансовая сфера, страхование, недвижимость, бизнес-услуги.

9. Услуги связи, коммунальные, общественные и личные виды услуг.

Очень приближенно большинство товаров, относящихся к первым трем группам, являются в наибольшей степени экспортируемыми, а остальные – нет. Но существуют и явные исключения. Некоторые виды строительных, транспортных и финансовых услуг стали экспортируемыми.

Важным следствием существования неэкспортируемых товаров является то, что при изменении торгового баланса меняется соотношение между производством экспортируемых и неэкспор-тируемых товаров. Подобные сдвиги в структуре производства сопровождаются переливом материальных и трудовых ресурсов из одного сектора экономики в другой и могут приводить к существенным экономическим или политическим последствиям.

24.5. Внешняя торговля России:
ее структура и проблемы развития

Развитие внешнеэкономических связей России происходило вместе со становлением российской государственности. Россия никогда не существовала обособленно. Во времена Киевской Руси русские купцы плавали по Балтийскому, Каспийскому, Азовскому, Черному, Средиземному морям. В период феодальной раздробленности значительное место в международной торговле занимала Северо-Восточная Русь (Новгород, Псков, Тверь, Нижний Новгород, быстро развивающаяся Москва). В торговле Северо-Восточной Руси выделялись три основных направления: средиземноморское, западноевропейское и восточное.

Экономическую политику правительства Петра I можно охарактеризовать как меркантилистскую. Основным источником обогащения страны считалось достижение активного баланса внешней торговли. По тарифу 1724 г. большинство иностранных товаров облагалось высокой пошлиной (до 75%). Протекционистские тарифы защищали изделия отечественной промышленности от иностранной конкуренции. Высокими вывозными пошлинами облагалось сырье, нужное русским фабрикантам, а некоторые виды импортируемого сырья, наоборот, освобождались от пошлин.

После реформы 1861 г. товарное обращение в России развивалось высокими темпами. Одновременно крепли связи России с мировым рынком. Особенно быстро увеличивался русский экспорт, в котором преобладала сельскохозяйственная продукция (до 80% всего вывоза). При этом зерно составляло более половины стоимости экспорта. К концу XIX века Россия превратилась в крупнейшего экспортера сельскохозяйственной продукции. Структурные изменения произошли в российском импорте. Он начал обеспечивать нужды тяжелой индустрии, прежде всего в машинах и металле.

Перед Первой мировой войной русский экспорт на 90% состоял из продовольствия, сырья и полуобработанных материалов. В импорте увеличилась доля машин, аппаратов и хлопка. Главными внешнеторговыми партнерами России были Германия, Англия и Голландия. После революции 1917 г. важнейшим мероприятием правительства большевиков стало издание 22 апреля 1918 г. Декрета «О национализации внешней торговли». Внешняя торговля монополизировалась государством. Это означало, что все внешнеторговые операции могли осуществлять только специальные государственные организации. Отдельные предприятия, а тем более предприниматели, не допускались на внешний рынок. В период существования СССР действовала общесоюзная система централизованного планирования импорта и экспорта. На долю России приходилось около 80% экспорта и 60% импорта бывшего СССР, основу экспортного потенциала которого составляли российские природные ресурсы – нефть, газ, лес.

С 1992 г. Россия самостоятельно начала осуществлять внешнеэкономические связи, получив в наследство основательно подорванную систему внешней торговли. Положение усугублялось глубоким внутренним экономическим кризисом, отсутствием таможенных границ и валютного контроля. Правительство России пошло по пути либерализации внешней торговли, сокращения административных ограничений, введения рыночных механизмов внешней торговли в сочетании с мерами государственного контроля. Непосредственной реакцией на отмену монополии внешней торговли стало лавинообразное падение цен на товары традиционного российского экспорта на мировом рынке, что явилось следствием неквалифицированных действий предприятий, впервые начавших внешнеэкономическую деятельность и желающих поскорее получить валюту. В результате некоторые страны были вынуждены вводить антидемпинговые пошлины или количественно ограничивать поставки из России.

Российской Федерации приходится перестраивать внешнюю торговлю в соответствии с новыми принципами хозяйствования и сложившейся практикой международной торговли. Это сказывается на структуре экспорта и импорта, их объемах, направлениях внешнеэкономических связей. Возникли понятия «дальнее зарубежье» и «ближнее зарубежье». Регулирование торговых отношений с новыми независимыми странами требует отработки определенных нюансов.

Внешнеторговый оборот России, рассчитанный по методологии платежного баланса, в 2004 г. составил около 280 млрд дол. При этом экспорт превысил импорт на 86 млрд дол.

Во внешнеторговом обороте России на страны дальнего зарубежья приходится примерно 75%, остальное – на страны СНГ. В товарной структуре экспорта преобладают нефть, природный газ, лес, цветные металлы. На долю топливно-энергетических ресурсов, черных и цветных металлов приходится примерно 65% валютных поступлений. Вывоз продукции машиностроения составляет менее 10% экспорта. Ведущее место в экспорте России занимают Германия, Великобритания, Франция, США, Венгрия, Финляндия. Высокими темпами развивается экспорт в Юго-Вос­точную Азию: в Китай, Южную Корею, Японию, Индию. Особенность российского экспорта – значительный и все более возрастающий объем поставок вооружений, прежде всего в развивающиеся страны. Из общего объема импорта 48% приходится на страны Европы, примерно 14% – Азии, 9% – Америки, 28% – СНГ и менее 1% – на страны Африки и Австралию. Больше всего закупается машин, оборудования и транспортных средств (32–38%).

Сальдо торгового баланса России на протяжении последних лет остается положительным и имеет тенденцию к росту. Однако это не влечет за собой укрепления валютной позиции рубля и не означает притока в страну валюты на полученную сумму. Из нее исключаются бартер и клиринг – платежные соглашения, предусматривающие безналичный обмен с периодическими взаимными зачетами требований и обязательств. В результате величина положительного сальдо многократно снижается. Если из оставшейся суммы вычесть экспорт золота, то торговый баланс может оказаться пассивным. Сальдо внешнеторгового баланса тесно связано с состоянием национальной валюты.

В настоящее время невозможно однозначно оценить внешнеэкономическую деятельность России и ее место в международном разделении труда. Просматриваются как позитивные, так и негативные тенденции. Идет процесс интегрирования России как самостоятельного государства в систему международного разделения труда, о чем свидетельствует, в частности, сотрудничество России с представительными международными организациями: ГАТТ, ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), ВТО (Всемирная торговая организация).

24.6. Нестабильность рынков
как фактор нестабильности
международных экономических отношений

Глобализация международных экономических связей создает условия для усиления нестабильности всего мирового рынка и отдельных его частей. Части мирового рынка могут иметь отраслевой и территориальный характер. Примерами территориальной нестабильности являются недавние кризисы в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке, России и других частях мирового рынка.

Неустойчивость товарных рынков выражается в колебаниях объемов и уровня цен в международной торговле в целом и на рынках отдельных товаров. Значительным колебаниям подвержена торговля нефтью, сахаром, кофе, чаем, автомобилями. Вместе с объемами товарной массы и уровнем цен изменяются объемы денежных средств, движущихся навстречу товарам между странами. Неустойчивость товарных потоков определяет нестабильность движения денежных масс, а возмущения денежных потоков могут пагубным образом сказаться на перемещении товаров и услуг.

Движение денег между странами обусловлено не только товарными потоками. Другая составляющая, в заметной степени влияющая на масштабы денежных потоков между странами, – это движение инвестиций. Нестабильность инвестиционной составляющей международных экономических связей проявляется в гораздо большей степени, чем неустойчивость товарной составляющей.

Одна из важнейших форм проявления нестабильности на мировом рынке – нестабильность цен. На мировом рынке складываются в первую очередь товарные цены. Формируются также цены на национальные валюты – валютные обменные курсы. Сами деньги, выступающие здесь в качестве товара, продаются и покупаются за такую форму цены, какой является процентный доход. С понятием процента как цены, уплачиваемой за деньги, предоставленные другими лицами, тесно связано понятие процента на акционерный капитал. Процентный доход на акционерный капитал – это цена, которую вкладчики капитала ожидают получить в обмен на предоставление капитала фирме.

Цены на международном рынке формируются в целом так же, как на всяком внутреннем рынке, т.е. под воздействием рыночных сил. Взаимодействие спроса потребителей и предложения поставщиков определяет рыночное равновесие цены и количество продаваемых товаров. Если спрос и предложение относительно стабильны на протяжении некоторого периода времени, то рыночная цена будет изменяться незначительно. Условия, существующие на международных рынках, определяют меньшую стабильность спроса и предложения, а следовательно, более высокую степень изменчивости цен по отношению к относительно стабильным ценам на внутренних рынках. Изменчивость цены характеризуется следующими показателями: величиной; скоростью; частотой изменения. Классической иллюстрацией механизма изменения цены является «крест Маршалла», который остается справедливым для объяснения движения цен и в международной торговле.

Особенностью мировых рынков является их высокая чувствительность к различного рода ожиданиям. Колебание факторов, воздействующих на спрос и предложение, завершается приспособлением рынка к новой ситуации посредством изменения цен. Рынок путем ценовых перемен регулирует процесс рационирования товаров и их размещения в местах наиболее продуктивного использования. Эта задача многократно усложняется в условиях огромного международного рынка.

Стремительный подъем международной торговли в последние десятилетия сопровождался значительным ростом нестабильности. Возрастание скорости, частоты и амплитуды изменения цен отмечается на международных рынках с середины 1970-х годов. Рост изменчивости цен означает снижение устойчивости товарных и финансовых рынков и объясняется следующими причинами: ростом международной торговли; глобализацией рынков; перестройкой традиционных институтов международного обмена, международных соглашений; процессом инфляции; индустриализацией; быстрым экономическим ростом слаборазвитых стран; стремительным ростом объемов и скоростью передаваемой экономической информации.

Наши рекомендации