Объективные основы интеграции

Национальные экономики уже давно являются частью динамичной системы мирового хозяйства. Сегодня очевидно – чем активнее страна включается в систему мирохозяйственных связей, тем динамичнее и результативнее ее собственное развитие, тем выше благосостояние общества и его граждан. Поэтому знание закономерностей развития мирового хозяйства, меры успеха одних стран и кризисного состояния других сегодня особенно необходимо.

Размышляя о проблемах целостного мира, важно представить себе подлинный характер присущей ему разнородности. Мировое сообщество постепенно преодолевает недуг «борьбы двух систем». Демонтаж биполярной модели международных отношений способствует представлению мирового хозяйства как единого организма, единого процесса общемирового развития.

Мировое хозяйство как целостная система оформилось на рубеже XX и XXI веков. Организующим началом явились деятельность международных корпораций и создание колониальных империй. Эта система и стала средой развития мировой промышленной революции. Она включала в себя разнородные части, существенно различающиеся по уровню развития и структуре хозяйства. Однако каждая страна стала взаимодействовать в ней на основе общего для мирового хозяйства принципа обеспечения, воспроизведения и формирования жизненных интересов всего человечества.

Несмотря на ускорение интернационализации хозяйственной жизни, основными центрами организации производства, распределения, обмена и потребления остаются национальные хозяйства. От уровня их развития, особенностей отраслевой и территориальной структуры зависят и международное разделение труда, и характер мирохозяйственных связей. При всей самостоятельности международных экономических отношений они существуют не сами по себе, а продолжают и развивают экономические и социальные процессы, которые складываются в рамках национальных хозяйств. Основной принцип организации мирового хозяйства можно выразить формулой 2 + 2 = 5. Иными словами, речь идет не о простой сумме национальных экономик, а о совокупности, новом качественном состоянии, при котором эффект функционирования взаимодействующих национальных хозяйств больше суммы эффектов их функционирования в условиях изоляции. Именно в этом проявляется сущность и первопричина интеграционных процессов.

В широком смысле слова интеграцию по праву можно назвать вектором развития человечества. Феномен этот чрезвычайно сложный и разноплановый. Даже история человечества может рассматриваться как последовательная интеграционная эволюция: от мелких форм общности к крупным, от изолированности ко все большей взаимозависимости и включенности в мировое хозяйство. Само слово «интеграция» в переводе с латинского означает восстановление, восполнение, объединение в целом каких-либо частей. Интеграция мирового хозяйства – это процесс интернационализации хозяйственной жизни различных стран, выражающийся в их неуклонно расширяющемся экономическом сотрудничестве, сближении и переплетении национальных экономик, что является важным условием развития каждой из них.

Объективные основы интеграции зародились более ста лет назад. К ним относятся:

1. Рост производительных сил, который связан с возникновением крупного машинного производства. Эту взаимосвязь можно кратко представить следующей логической цепочкой:

       
  Объективные основы интеграции - student2.ru
    Объективные основы интеграции - student2.ru
 

2. Развитие торговли. С ростом производительных сил появилась реальная возможность вывозить товары из страны-произ­водителя и продавать их по более высоким ценам «чужеземцам».

Мировой товарный рынок зародился в эпоху первоначального накопления капитала. В ХVI–ХVIII веках западноевропейские страны ввозили в захваченные колонии промышленные товары, а вывозили благородные металлы, драгоценные камни, хлопок. Эту торговлю справедливо характеризуют как неэквивалентный обмен. Однако, несмотря на ее негативную роль, именно она способствовала усилению зависимости между метрополией и колонией, что вело к интенсификации интеграционных процессов.

С развитием мирового сообщества торговля стала более взаимовыгодной, оставаясь при этом основой для интеграции различных стран. Данный процесс углублялся по мере дополнения товарного рынка рынком капиталов и рабочей силы. Таким образом появился мировой рынок, который способствовал формированию и развитию системы многообразных экономических связей и отношений. При этом взаимодействие национальных хозяйств начало перерастать в их взаимопроникновение.

3. Международное разделение труда, предполагающее специализацию различных стран на производстве определенных видов продукции, которыми они обмениваются.

Международное разделение труда возникло прежде всего на основе природно-климатических и географических условий и связано с национальными традициями. Так, Индия специализировалась на кофе и чае, Китай – на фарфоре и шелке, Россия – на мехах и красной икре. Поэтому на начальных этапах развития международное разделение труда носило вынужденный характер. На современном этапе достижения НТП сглаживают естественно-природную специализацию и на первый план выступает такой фактор, как минимальные издержки производства товара в различных странах. Это поднимает международное разделение труда на принципиально новую ступень, а также усиливает противоречивость данного процесса: с одной стороны, ускоряется развитие производительных сил страны, а с другой – усиливается ее зависимость от международного сообщества, что способствует развитию интеграционных процессов.

Таким образом, интеграция – это закономерный результат углубления интернационализации хозяйственной жизни, которая на протяжении многих столетий сближает и связывает национальные хозяйства различных стран мира. Однако очевидно, что интеграционные рамки не могут охватить сразу все мировое хозяйство. Первоначально формируются региональные союзы, включающие несколько стран, близких не только территориально, но и по уровню экономического и культурного развития, а также по типу хозяйствования. Так, с середины XX века в различных районах мирового хозяйствования начали формироваться международные объединения, ставящие своей целью не просто хозяйственное сотрудничество стран-участниц, а далеко идущую интеграцию их национальных экономик. В 1950–1960-х годах такие объединения сложились в Западной Европе. С начала 1960-х годов формировались различные по своему характеру и задачам интеграционные межгосударственные организации в развивающемся мире (сейчас их число превысило 30). Подобные тенденции своеобразно проявляются и в Северной Америке, и в Тихоокеанском регионе (с участием Японии).

Региональные интеграционные процессы проходят в развитии ряд этапов.

1. Устранение таможенных барьеров и других преград на пути перемещения между интегрирующимися странами товаров, услуг, ссудного и производительного капитала, а также рабочей силы. В результате формируется рыночное пространство, в пределах которого развертывается более или менее свободная конкуренция. Под действием рыночных регуляторов складывается новая, более эффективная территориальная и отраслевая структура производства, что дает значительные преимущества странам-участницам. Существует два варианта реализации данного этапа интеграции:

зона свободной торговли, когда страны – участницы интеграции ограничиваются устранением экономических границ между собой, но сохраняют полную самостоятельность в регулировании своих внешнеэкономических отношений с третьими странами;

таможенный союз, который предполагает, что зона свободной торговли дополняется единым унифицированным тарифным барьером, иногда и лицензированием импорта; в этом случае вопросы внешнеторговых отношений с третьими странами решаются коллективно.

2. Экономический союз. С развитием интеграционных процессов нарастает объективная необходимость не только демонтажа видимых препятствий на пути свободной миграции товаров, рабочей силы, капиталов, но и координации национальной налоговой, антиинфляционной, валютной, промышленной и прочей внутренней экономической политики. Интеграция рынков закономерно порождает интеграцию хозяйственной политики. Так постепенно на базе совместного рынка формируется экономическая зона, в которой выработка многих хозяйственных и политических решений стран-участниц превращается в совместный процесс, а реализация этих согласованных решений ставится под коллективный контроль. Данная ступень интеграции, сопряженная с ограничением суверенитета государств-членов группировки, что происходит болезненно, дает значительные выгоды.

3. Политический союз. Предполагается превращение достаточно интегрированного пространства региона в более или менее целостный хозяйственно-политический организм. При этом интеграционный союз имеет единую экономическую и внешнеполитическую позицию, выражающую интересы и политическую волю всех входящих в него стран.

Опыт последних лет со всей очевидностью свидетельствует, что человечество вступает в переходный период, когда региональные межгосударственные объединения еще не заменяют национального государства, функционируют параллельно, как бы дополняя его. Этот процесс может включать в себя определенные под­этапы, связанные со спецификой той или иной интеграционной группировки. Большинство существующих в мире интеграционных группировок находится пока на стадии формальной интеграции, т.е. проходит первый и второй этапы интеграционного развития.

Экономическая интеграция рассматривается (особенно в ее западноевропейском варианте) как трехуровневая модель. На микроуровне, т.е. на корпоративном уровне, отдельные компании вступают в прямые хозяйственные связи, развертывают интеграционные процессы. На межгосударственном уровне целенаправленная деятельность государства (коллективная или односторонняя) способствует интеграционным процессам переплетения труда и капитала в пределах той или иной группы стран, обеспечивает функционирование особых интеграционных инструментов. На национальном уровне страны-участницы добровольно передают ряд политико-экономических функций совместным органам.

Интеграционные объединения характеризуются территориальной близостью и схожестью экономического и социального развития, наличием общих культурно-исторических традиций и типов обществ, а также общих политических целей и задач. Вместе с тем они различаются по глубине и характеру выбранной интеграционной стратегии, по сферам и масштабам их деятельности и, наконец, по количеству государств-членов.

В разных регионах мира интеграционные процессы находятся на различных этапах развития и отличаются заметным своеобразием. Наибольшей зрелости они достигли в Западной Европе и Северной Америке, менее развиты в Тихоокеанской зоне, где только еще складываются. Что касается региональных интеграционных объединений в развивающемся мире, то они, за редким исключением, лишь по форме сходны с подобными организациями развитых стран. Здесь осуществляются не интеграционные процессы в собственном смысле этого слова, а более примитивное экономическое сотрудничество. Причина в том, что еще со времен колониализма экономика и транспортная инфраструктура большинства развивающихся стран были ориентированы на разделение труда не друг с другом, а с метрополиями и другими развитыми странами Запада. Для активного взаимного обмена у них нет ни экспортных отраслей, ни ресурсов валюты, ни свободных капиталов.

Охарактеризуем кратко интеграцию в Европе как наиболее активном в этом отношении регионе.

26.2. Особенности развития
западноевропейской экономической интеграции

Свое наиболее полное развитие экономическая интеграция получила в Западной Европе. Помимо объективных экономических процессов, западноевропейская интеграция подпитывалась идеями единой Европы, выдвигаемыми многими европейскими политическими, общественными деятелями и мыслителями, среди которых В. Гюго, И. Кант и др.

Современная история Европейского союза (ЕС) начинается с 1951 г. В апреле этого года был подписан договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в которое вошло 6 стран: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Это была своего рода предыстория западноевропейской интеграции. Реальный отсчет ее возникновения и развития начинается с 1957 г., когда те же страны подписали договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В состав общества вошли страны с высоким уровнем развития, что во многом определило быстрые темпы его экономического роста на протяжении последующих 15 лет.

Развитие западноевропейской интеграция с конца 1950-х годов до настоящего времени протекало неравномерно и относительно противоречиво. Вместе с тем цели и задачи, поставленные при образовании Европейского экономического сообщества, на протяжении всего его существования реализовывались достаточно последовательно и успешно.

Рассмотрим этапы западноевропейской экономической интеграции.

Первый этап (конец 1950-х – середина 1970-х годов) считается «золотым веком» в жизни Сообщества. Он ознаменовался досрочным созданием Таможенного союза, сравнительно успешным формированием единого аграрного рынка, вступлением в ЕЭС трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии.

Цели создания ЕЭС:

постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами;

установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;

ликвидация ограничений для свободного передвижения товаров, людей, капиталов и услуг;

разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства;

создание валютного союза;

унификация налоговой системы;

сближение законодательства;

разработка принципов согласования экономической политики.

В целях реализации этих установок была создана комплексная управленческая структура: Совет Министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ, Европейский совет, Европейский суд, Европейский парламент.

Все эти меры способствовали ускорению промышленной интеграции. Одновременно делались попытки осуществления аграрной интеграции в форме установления коллективного протекционизма с помощью компенсационных сборов и финансирования через сельскохозяйственный фонд. Аграрная политика ЕС базируется на единой системе цен, которая гарантирует установление единой минимальной цены для многих сельскохозяйственных продуктов стран-членов ЕС.

Формирование общего рынка ускорило процесс превращения национальных монополий стран ЕЭС в транснациональные, способствовало проникновению в экономику стран-партнеров. Развитие ЕЭС означало интенсивный переход стран-участниц
Сообщества от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему рынку.

Второй этап (середина 1970-х – середина 1980-х годов) вошел в историю ЕС в основном как застойный период. Хотя на этом этапе странам-членам ЕС удалось принять программу европейского валютного сотрудничества, создать механизм внешнеполитических консультаций, все же проявившиеся негативные тенденции привели к серьезному кризису европейской экономической интеграции. В 1970-е и начале 1980-х годов значительно увеличился разрыв в уровнях развития стран ЕС.

Третий этап (вторая половина 1980-х – начало 1990-х годов) – этап дальнейшего расширения состава Сообщества. В 1986 г. присоединение Испании и Португалии привело к обострению ранее существовавших межстрановых диспропорций. На момент вступления в ЕЭС душевой доход в Португалии составлял примерно половину среднего по ЕЭС, в Испании – около 3/4. В новых странах-участницах примерно один из пяти работающих был занят в сельском хозяйстве, в то время как в ЕЭС – один из тринадцати. Вместе с тем именно этот период характеризуется новыми импульсами в развитии западноевропейской интеграции, связанными прежде всего с принятием Единого европейского акта (ЕЕА).

В этом документе подтверждалась общая цель стран-участ­ниц Сообщества: создание Европейского союза – объединения, которое представляет собой политический альянс участников Сообщества и предусматривает не только высокую степень их экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества, но и согласование внешней политики, включая обеспечение безопасности. Центральным положением ЕЕА явилась зафиксированная в нем цель создания единого экономического пространства, в котором страны-члены ЕЭС составляли бы единый хозяйственный механизм.

Четвертый этап (середина 1990-х годов – начало XXI века). В соответствии с положением Единого европейского акта с 1 января 1993 г. было введено свободное передвижение факторов производства внутри границ Сообщества. Фактически в рамках Сообщества возникло единое экономическое пространство, означающее вступление ЕС в качественно новый этап экономической интеграции.

На основании Маастрихтского договора (февраль 1992 г.) Европейское экономическое сообщество трансформировалось с 1 января 1994 г. в Европейский союз, объединивший 15 стран-участниц. В 2004 г. в ЕС вступило еще 9 стран. В рамках ЕС создан полностью единый внутренний рынка. Создан Европейский банк с правами эмиссии единой валюты евро, образовано единое западноевропейское пространство без внутренних границ.

Поступательное развитие ЕС отнюдь не означает отсутствие противоречий и трудностей в этом процессе. Выше уже отмечались межстрановые и внутристрановые диспропорции, возникшие в результате присоединения новых членов ЕС. Значительные проблемы связаны с реализацией единой аграрной политики, установлением единых централизованных цен на основные виды сельскохозяйственной продукции, падением конкурентоспособности европейских товаров на международных рынках, сокращением доли ЕС в мировой торговле, отставанием от США в компьютеризации и др.

Экономическая интеграция в Западной Европе не ограничивается только рамками ЕС: с начала 1960-х годов существует Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Эта организация в отличие от ЕС не имеет наднациональных функций и межгосударственных координирующих институтов. ЕАСТ во главу угла ставит экономическое сотрудничество.

В первую очередь она содействовала либерализации торговли и устранению таможенных барьеров. Режим свободного беспошлинного торгового оборота действует только в отношении промышленных товаров и не распространяется на сельскохозяйственную продукцию. Из-за отсутствия единого таможенного тарифа внутри ЕАСТ свобода беспошлинной торговли существует только для товаров, произведенных в странах-членах.

Несмотря на высокий уровень развития входящих в ЕАСТ государств и взаимных экономических связей между ними, ассоциация не стала полноценной интеграционной группировкой. Фактически она явилась своеобразным подготовительным этапом для новых членов ЕЭС/ЕС. В настоящее время многие члены ЕАСТ рассматривают ее как потенциальную зону свободной торговли между восточноевропейскими и западноевропейскими странами.

Экономическая мощь ЕС, динамичность его расширения и сильная зависимость отдельных стран Западной Европы от торговли с ним в ближайшем будущем поставят перед остальными странами альтернативу: либо вступить в ЕС и частично отказаться от своего суверенитета, но зато воспользоваться всеми возможностями крупнейших рынков мира, либо оставаться в стороне, отрезая себе путь к участию в процессе объединения Западной Европы, со всеми вытекающими отрицательными последствиями для собственной экономики.

Таким образом, экономический и валютный союз ЕС является кульминацией становления единого внутреннего рынка Сообщества и позволяет потребителям и экономикам стран-участниц как никогда в полной мере использовать все те преимущества, которые заложены в конкуренции и рациональном международном разделении труда.

26.3. Характер разнородности мирового хозяйства
и механизм интеграционных процессов

Современный мир, согласно статистике Всемирного банка, включает в себя более 200 стран и территорий. Общественное устройство каждой страны отличается своеобразием, которое складывалось в ходе исторического развития под влиянием географического положения, климата, традиций и других факторов.

Структура мирового хозяйства подразумевает дифференциацию стран на шкале социального прогресса. Столетняя история развития мирового хозяйства характеризуется поступательным движением к современным вершинам техники, повышением степени международного обобществления производства и вовлечения национальных экономик в интернациональные связи. Распространение этих процессов от центра к периферии определяет смену форм ее участия в них.

Мировое хозяйство имеет центральную и периферийные части. Это не значит, что каждая из частей однородна, а граница между ними неизменна. Характер их взаимодействия можно оценить по-разному. Центр всегда аккумулировал достижения мирового хозяйства и давал импульсы для дальнейшего его развития. Периферийность соответствовала, как правило, сырьевой специализации. В последнее время все больше обозначается многополюсность мирового развития.

Главные различия экономики высокоразвитых индустриальных и всех остальных государств показаны ниже (табл. 26.1).

Как правило, к центральной части мирового хозяйства относят 24 страны «индустриального Запада» (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и др.). Здесь сосредоточено 54% валового национального продукта, 90% всех научных расходов, 69% мирового экспорта.

Таблица 26.1

Различия экономик стран центральной и периферийной частей

Центральная часть Периферийная часть
1. Высокий уровень развития производительных сил, наличие крупного частнокапиталистического сектора (высокий удельный вес в экономике имеет сфера услуг) 1. Многоукладность, неоднородный уровень развития секторов национального хозяйства
2. Интенсивный тип развития, наличие отлаженного экономического механизма саморазвития, основу которого составляет рынок 2. Преобладание экстенсивного типа развития, слабость механизма саморазвития, слабость рыночных отношений. Велика экономическая роль государства
3. Высокая степень интегрирования экономики 3. Недостаточная степень интегрирования
4. Господствующее положение в мировом сообществе 4. Зависимое положение в мировом сообществе

Существенное различие зрелых и ущербных экономик объясняется спецификой формирования национальных хозяйств. В развитых странах они формировались последовательно, комплексно, и уже с этих позиций наращивались внешнеэкономические связи или осуществлялась экспансия на территории относительно слабых партнеров.

Практически все страны, не входящие в названную группу, так или иначе проходили (или пытались пройти) этап индустриализации на повышенных скоростях, обусловленных политическими условиями или внешней необходимостью, а не внутринациональными, исторически подготовленными экономическими и социальными предпосылками. Эти страны активно включились в систему мирового хозяйства на рельсах «очагового» и «догоняющего» развития. Поэтому задача хозяйственной интеграции их незрелых, несбалансированных и деформированных экономик, не объединенных общенациональным рынком, остро стояла на всех этапах. Отсутствие или слабая эффективность механизма саморазвития обусловливались также тем, что генетической чертой всех стран со слаборазвитой системой рыночных отношений является преобладание не экономических, а государственных рычагов организации хозяйства. Этот процесс воспроизводится, поскольку постоянно предпринимаются попытки преодолеть хозяйственную разобщенность и решить социально-экономические задачи по искусственной интеграции и тотальному перераспределению национального дохода. Однако такая практика вступает в противоречие с самим процессом интеграции, громоздкий механизм управления экономикой блокирует саморегулирование. В результате не экономика, а внерыночный механизм социально-экономического принуждения начинает себя воспроизводить. Поэтому острой проблемой для данной группы стран является демонтаж социальных структур, которые тормозят как их включение в мирохозяйственные связи, так и адаптацию к передовым формам организации производства. Этот процесс сложен и болезнен, но объективно закономерен и необходим.

Представляя мировое хозяйство как единый организм, необходимо иметь в виду, что положение стран, которые составляют его, находится под постоянным влиянием факторов, определяющих их место в этой системе связей, а также играющих роль центробежных или центростремительных сил. К таким факторам относится прежде всего степень зрелости рыночных отношений, которая определяется наличием (или преобладанием) крупного частного сектора или государственно-капиталистического уклада в экономике. Рассмотрим через призму этого фактора структуру мирового хозяйства.

Страны центральной части мирового хозяйства имеют экономику с крупным частнокапиталистическим сектором, развитой системой государственного регулирования, зрелыми рыночными отношениями и механизмом саморегулирования. Именно это обеспечивает им ведущее положение в мировом хозяйстве. Страны периферийной части более дифференцированы.

Новые индустриальные страны (НИС) и страны с ориентацией на внешний рынок (Индия, Таиланд, Филиппины, Индонезия) характеризуются многоукладностью экономики. Обычно в экспортных отраслях здесь преобладает капиталистический, а в национальной экономике – докапиталистический уклад. В этих условиях для полноценного развития хозяйства необходимо оптимальное соотношение между секторами. Если создать льготные условия для экспортной промышленности, то она может разорить местную и перекачать значительную часть национального дохода за рубеж. Если обеспечить «тепличные» условия местной промышленности, то это приведет к застою. Секрет успеха НИС во многом определяется тем, что им удалось найти оптимальный режим работы местной и экспортной промышленности, обеспечить конкуренцию между ними.

Страны тропической Африки (основу их хозяйства составляет местная промышленность с докапиталистическими укладами) имеют деградирующую экономику с преобладанием отсталого аграрного сектора. Их положение в мировом хозяйстве можно охарактеризовать как зависимое. Между этими двумя полюсами периферийных стран находится самая многочисленная часть стран развивающегося мира.

В конце 1980-х годов в мире возникла новая группа стран, получившая название «страны с переходной экономикой». В эту группу входят бывшие социалистические страны-члены СЭВ и бывшие республики СССР, включая Россию, вступившие на путь рыночных преобразований. Несмотря на существенные различия в формах и темпах преобразований, экономика этих стран имеет ряд общих черт. Отказ от планирования и регулирования цен в условиях несбалансированности и дефицита государственного бюджета привел к резкому взрыву инфляции. Существенно упали объемы ВНП и промышленного производства (в России и других бывших республиках СССР в 1990-е годы – более чем в 2 раза). Стратегической задачей экономики этих стран являлась приватизация государственной собственности. Она проводилась разными темпами, но в большинстве стран на этом пути сделаны значительные шаги. Важным элементом рыночных преобразований стал переход к открытой экономике.

Следующим фактором, который влияет на положение страны в мировом хозяйстве, является степень включения национальной экономики в мировое хозяйство. В этом отношении все страны делятся на три группы по специализации в международном разделении труда:

1) на машиностроении, электронике, а также ведущих обрабатывающих отраслях;

2) на производстве традиционных национальных товаров (чай, кофе, рыба, хлопок);

3) на развитии агросырьевых отраслей.

В зависимости от положения страны в той иной группе либо складываются отношения равных партнеров, взаимовыгодные или подчиненные, либо страна занимает место сырьевого придатка.

Подчеркнем, что новые индустриальные страны, специализируясь на несложном машиностроении и электронике, составляют значительную конкуренцию ведущим странам Запада на мировом рынке из-за более низкой себестоимости товара.

Всю структуру мирового хозяйства пронизывает система международных экономических отношений различных уровней и форм. В центре этих отношений находятся транснациональные корпорации и транснациональные банки (ТНБ), предпринимательская деятельность которых тысячами «нитей» привязывает национальные хозяйства различных стран друг к другу.

ТНК – это такой механизм интегрирования различных стран в мировое хозяйство, который ведет к транснационализации мирового хозяйства, т.е. к развитию процессов взаимопереплетения экономик различных стран. ТНК – фирма, национальная по капиталу, которая основную часть своих операций осуществляет за пределами страны, создавая широкую сеть филиалов и отделений. Подобный механизм экономических отношений называется «системой условий». При этом национальное «головное» предприятие располагает контрольными пакетами акций дочерних компаний в двух или нескольких странах. Этим обеспечивается такая система принятия решений, которая позволяет проводить согласованную политику и общую стратегию из одного или нескольких центров. Каждая компания может оказывать влияние на деятельность других компаний, иметь доступ к знаниям и ресурсам, разделять с ними ответственность.

До недавнего времени в отечественной литературе деятельность ТНК стереотипно представлялась как односторонняя перекачка ресурсов в страну, где находится головная компания, а также как способ усиления зависимости от этой страны. Однако связь ТНК более глубокая и противоречивая. Деятельность ТНК может привести к некоторым негативным последствиям и в то же время положительно воздействовать на экономику других стран. Это воздействие зависит от уровня развития страны, в которой ТНК осуществляет деятельность (табл. 26.2).

Учитывая возможность положительного влияния деятельности ТНК на экономику, развивающиеся страны изменили свою политику по отношению к ним, стали активнее привлекать зарубежные капиталы и технический опыт. Этому способствовало накопление опыта таких взаимоотношений с зарубежными фирмами и принятие мер, которые препятствуют односторонней выгодности ТНК: 1) установление налогов на сверхдоходы; 2) ограничение прямых инвестиций, предпочтение скупки технологий; 3) привлечение иностранных консультативных фирм при решении крупных проблем (в Нигерии все сделки свыше 10 тыс. найр контролирует швейцарская компания, имеющая опыт работы с зарубежными инвесторами).

Таблица 26.2

Преимущества использования ТНК

Центральная часть Периферийная часть
1. Рациональное использование научно-технического потенциала и квалифицированных кадров 1. Повышение квалификации местных кадров за счет приобщения к новым технологиям
2. Повышение конкурентоспособности национальной экономики, что часто ведет к структурной перестройке 2. Повышение технического уровня экономики в сжатые сроки без собственных крупных капиталовложений
3. Способность совместными усилиями решать глобальные проблемы 3. Развитие экспортной промышленности, компенсация внешнего долга экспортом

Результатом этой политики является впечатляющее движение к экономической зрелости таких стран, как Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань. Опираясь на иностранный капитал и помощь, ориентируясь главным образом на экспортное производство, они сумели преодолеть основные хозяйственные дисбалансы, органически соединить факторы модернизации и традиционности. Немалое значение при этом имело последовательное проведение обоснованного и достаточно жесткого политического курса.

Таким образом, ТНК усиливают взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономик. Возникает качественно новый момент – размывание экономических границ между ними, появление разветвленной сети многоотраслевых комплексов, не совпадающих по признаку национальной принадлежности с контурами государственных границ. ТНК превращаются в формирующий фактор международной специализации и международной торговли, при этом внутренние и внешние рынки отдельных стран становятся сегментами единого мирового рынка.

Сегодняшние закономерности мирохозяйственного развития обусловливают не только активное участие каждой страны в международных связях, но и мировую апробацию ее экономических успехов. Иными словами, задачи создания механизма экономического саморегулирования в развивающихся странах во многом совпадают с задачами адаптации их к современным реалиям мирового хозяйства. Особенность современного этапа развития мирового хозяйства заключается в усилении дифференциации стран, которая во многом зависит от степени зрелости капиталистических производственных отношений и включения национальной экономики в мировое сообщество.

В настоящее время центральная часть мирового хозяйства интенсивно «раскручивает» новый виток НТП, периферийная же развивается крайне неравномерно. Успехи одних стран сопровождаются резким осложнением внутренних проблем в других. Технико-экономическая модель развития мирового хозяйства трансформируется под влиянием основного противоречия его развития: с одной стороны, мировое сообщество обрело гигантские технические возможности, с другой – оно наталкивается на острейшие проблемы выживания, среди которых выделяются глобальные экологические проблемы, угроза мировой войны, распространение атомной энергетики и химических производств. В связи с этим развитие современного мирового хозяйства будет определяться необходимостью формирования принципиально нового характера «мирового измерения» общественных интересов каждой страны. Такие вопросы вряд ли могут быть решены в традиционных формах межгосударственных связей и предпринимательской деятельности ТНК. Идет поиск нового механизма межстранового общения, способного привести к решению глобальных проблем.

26.4. Проблемы интегрирования экономики России
в единое экономическое сообщество

Логика побуждает рассматривать Россию как периферийную страну мирового хозяйства, хотя принципиальные различия между ней и частью постколониального мира огромны. Научно-технический потенциал бывшего Советского Союза сопоставим лишь с потенциалом ведущих государств мира, а советский принцип тотального огосударствления экономики не характерен сегодня ни для одной из развивающихся стран.

Более чем полувековое господство административно-коман­дной системы привело к тому, что Россия оказалась изолированной от мирового сообщества. Монополия государства на внешнеэкономическую деятельность, отсутствие мирового сотрудничества и конкуренции привели к автаркии от мировой цивилизации. Поэтому на современном этапе вопрос возвращения в мировое хозяйство равнозначен вопросу возрождения России. Трудности его решения заключаются в следующем.

1. Несовместимость базиса. Послевоенный период для мировой экономики развитых стран характеризуется переходом к другому качеству экономического роста, другому технологическому укладу. Россия же продолжает придерживаться экстенсивного типа развития.

Наши рекомендации