Основные механизмы антимонопольной политики
Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.
Многие страны мира с целью поддержания конкуренции в различных отраслях народного хозяйства приняли антимонопольное законодательство.
Целью антимонопольной политики является предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности производства, перераспределение монополистического богатства и диффузия децентрализации совокупной концентрации экономических ресурсов в обществе.[14]
Достижение цели антимонопольной политики предполагает:
1. Обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации.
Посредством пресечения и недопущения его фрагментации путем установления административных барьеров (запреты и ограничения, как на вывоз, так и на ввоз товаров, избыточное лицензирование и т.п.)
2. Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.
Выполнение поставленной задачи требует законодательного ограничения приобретения прав собственности «безымянными» покупателями с использованием подставных лиц (юридических, в частности оффшорных компаний, или физических). В частности, статья 19 закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» должна применяться не только в качестве санкции, то есть пресечения нарушения, но и в качестве средства предотвращения нарушений.
3. Снижение барьеров входа на товарные рынки, а также обеспечение более эффективного контроля над поведением хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, посредством мониторинга процесса ценообразования и изъятия доходов, полученных в результате нарушения антимонопольного законодательства.
4. Создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.
5. Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.
6. Создание условий для развития производительной деятельности малых предприятий.
В том числе за счет устранения административных барьеров входа, упрощения и стабилизации режима налогообложения, возможности пополнения оборотных средств.
7. Организация систематического наблюдения за основными товарными рынками федерального и регионального уровня.
С этой целью необходимо совершенствовать взаимодействие с органами государственной статистики, а также разрабатывать ведомственную статистику, отвечающую запросам и соответствующую специфике задач, поставленных перед антимонопольным органом.
Заключение
В ходе изучения данной темы мной были рассмотрены сущность и основные причины существования монополий; исторические корни монополизации в российской экономике, а так же основные механизмы антимонопольной политики.
Подводя итоги, хотелось бы сказать, что антимонопольная служба России еще очень молода, но уже сделаны ее первые шаги к нормализации ситуации по данным проблемам. Намного больше ей еще предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с усовершенствованием антимонопольного законодательства России. В данном направлении нужно обратить особое внимание на более чем вековой опыт антимонопольного законодательства США и на антимонопольную практику других развитых стран.
Но здесь возникает еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений — не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий — гибельный. Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.
Список использованной литературы:
I. Официальные документы:
1. Федеральный закон РФ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ.
2. Российская Федерация. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 года.
3. Российская Федерация. Закон РФ «О естественных монополиях» от 17.08.1995 года.
II. Монографии, коллективные работы, сборники научных трудов:
4. Булатова А.С. Экономика. — М.: Экономист. 2008.
5. Маклярский Б.М. Экономика России. Учебное пособие. — М.: Международные отношения, 2007.
6. Микроэкономика: практический подход. (Managerial Economics): Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. — М.: КноРус, 2010.
III. Интернет-ресурсы:
7. Википедия - http://ru.wikipedia.org
8. Официальный сайт Российского центра поддержки конкуренции - http://antimonopol.centro.ru
9. Официальный сайт Госкомстата. – www.gks.ru.
10. Официальный сайт Федерального Казначейства РФ. – www.roskazna.ru.
11. «АльянсМедиа». — http://www.giac.ru
12. Журнал «Эксперт». — http://www.expert.ru