Основные механизмы антимонопольной политики

Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.

Многие страны мира с целью поддержания конкуренции в различных отраслях народного хозяйства приняли антимонопольное законодательство.

Целью антимонопольной политики является предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности производства, перераспределение монополистического богатства и диффузия децентрализации совокупной концентрации экономических ресурсов в обществе.[14]

Достижение цели антимонопольной политики предполагает:

1. Обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации.

Посредством пресечения и недопущения его фрагментации путем установления административных барьеров (запреты и ограничения, как на вывоз, так и на ввоз товаров, избыточное лицензирование и т.п.)

2. Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.

Выполнение поставленной задачи требует законодательного ограничения приобретения прав собственности «безымянными» покупателями с использованием подставных лиц (юридических, в частности оффшорных компаний, или физических). В частности, статья 19 закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» должна применяться не только в качестве санкции, то есть пресечения нарушения, но и в качестве средства предотвращения нарушений.

3. Снижение барьеров входа на товарные рынки, а также обеспечение более эффективного контроля над поведением хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, посредством мониторинга процесса ценообразования и изъятия доходов, полученных в результате нарушения антимонопольного законодательства.

4. Создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.

5. Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.

6. Создание условий для развития производительной деятельности малых предприятий.

В том числе за счет устранения административных барьеров входа, упрощения и стабилизации режима налогообложения, возможности пополнения оборотных средств.

7. Организация систематического наблюдения за основными товарными рынками федерального и регионального уровня.

С этой целью необходимо совершенствовать взаимодействие с органами государственной статистики, а также разрабатывать ведомственную статистику, отвечающую запросам и соответствующую специфике задач, поставленных перед антимонопольным органом.

Заключение

В ходе изучения данной темы мной были рассмотрены сущность и основные причины существования монополий; исторические корни монополизации в российской экономике, а так же основные механизмы антимонопольной политики.

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что антимонопольная служба России еще очень молода, но уже сделаны ее первые шаги к нормализации ситуации по данным проблемам. Намного больше ей еще предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с усовершенствованием антимонопольного законодательства России. В данном направлении нужно обратить особое внимание на более чем вековой опыт антимонопольного законодательства США и на антимонопольную практику других развитых стран.

Но здесь возникает еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений — не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий — гибельный. Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.

Список использованной литературы:

I. Официальные документы:

1. Федеральный закон РФ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ.

2. Российская Федерация. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монопо­листической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 года.

3. Российская Федерация. Закон РФ «О естественных монополиях» от 17.08.1995 года.

II. Монографии, коллективные работы, сборники научных трудов:

4. Булатова А.С. Экономика. — М.: Экономист. 2008.

5. Маклярский Б.М. Экономика России. Учебное пособие. — М.: Международные отношения, 2007.

6. Микроэкономика: практический подход. (Managerial Economics): Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. — М.: КноРус, 2010.

III. Интернет-ресурсы:

7. Википедия - http://ru.wikipedia.org

8. Официальный сайт Российского центра поддержки конкуренции - http://antimonopol.centro.ru

9. Официальный сайт Госкомстата. – www.gks.ru.

10. Официальный сайт Федерального Казначейства РФ. – www.roskazna.ru.

11. «АльянсМедиа». — http://www.giac.ru

12. Журнал «Эксперт». — http://www.expert.ru

Наши рекомендации