Общее экономическое равновесие в классической модели
Согласно принципу классической дихотомии, сформулированному классической школой, экономика разделена на два независимых друг от друга сектора: денежный и реальный.
В реальном секторе происходит движение реальных потоков товаров и услуг.
В денежном секторе - происходит обращение денег, которое только обслуживает движение этих потоков, не оказывая на них непосредственного влияния.
В классической модели рассматриваются три рынка: труда, капитала (ценных бумаг) и благ. На этих рынках взаимодействуют два макроэкономических субъекта: домашние хозяйства и предприниматели.
Формирование равновесия в реальном секторе экономики
1. В формировании условий равновесия ведущая роль принадлежит рынку труда.
Поскольку на рынке труда устойчивое равновесие достигается под влиянием гибких цен и ставок заработной платы, то:
Где N* - равновесное значение занятости; * - равновесное значение ставки реальной заработной платы.
2. Предложение на рынке благопределяется производственной функцией, которая в коротком периоде зависит только от труда:
Где Y* - равновесное значение национального дохода.
3. На рынке капиталаравновесие определяется гибкой ставкой процента:
Где i* - равновесная ставка процента.
Поскольку количество денег не оказывает влияния на показатели, определяемые в реальном секторе экономики, то уровень цен не определяет величину заработной платы, т. е.
Если равновесие достигнуто на рынках труда и капитала, то в соответствии с законом Вальраса оно будет достигнуто и на рынке благ.
В денежном сектореэкономики определяются: величина совокупного спроса на товары и услуги как функция цены; равновесные значения уровня цен и величины номинальной заработной платы.
Спрос на товары и услуги как функция цены выводится из классической концепции количественной теории денег:
MV=PY, следовательно,
В формализованном виде макроэкономическую модель можно представить системой следующих уравнений:
Приведённые выше уравнения дают характеристику макроэкономических взглядов теоретиков классической школы. Но первые три уравнения отражают реальные воспроизводственные потоки, а последующие четыре - денежные потоки.
Равновесие на рынке труда устанавливается на основе предложения рабочей силы со стороны домашних хозяйств и спроса на неё со стороны бизнеса, причём естественным стабилизатором выступает гибкая заработная плата.
Равновесие на рынке товаров и услуг устанавливается в том случае, если сбережения равны инвестициям (S=I), а это возможно когда процентная ставка (r) устраивает и тех, кто готов сберегать, и тех, кто готов инвестировать.
Объём денежной массы (М) определяется уравнением Кембриджской школы M=kPY, при условии, что скорость оборота денег(v) является величиной постоянной.
Согласно классической концепции, общее равновесие в экономике может существовать только при полной занятости. Классическая модель макроэкономического равновесия предполагает, что объём производства является функцией занятости ресурсов и технологии производства и поддерживается на потенциальном уровне механизмом гибких цен.
Благодаря этому механизму рыночная экономика способна поддерживать полную занятость всех имеющихся ресурсов.
Таким образом, общее экономическое равновесие – состояние экономики, при котором одновременно достигается равновесие на всех рынках: благ, денег, капитала и труда.
Однако, классический подход к равновесию имеет достаточно много условностей и расхождений с реальной экономикой.
Кризис 1929-1933 годов, охвативший ведущие страны мира показал несостоятельность положений и выводов классической экономической модели о саморегулирующейся экономической системе. Несостоятельность положений классической школы не в том, что её представители в принципе приходили к неправильным выводам, а в том, что основные положения данной модели разрабатывались в XIX веке и отражали эпоху совершенной конкуренции. Но эти положения и выводы не соответствуют экономике первой трети XX века, характерной чертой которой стало несовершенная конкуренция. И Д. Кейнс опроверг основные предпосылки и выводы классической школы, построив новую макроэкономическую модель, отражавшую реальности новой эпохи.
Вопросы для самопроверки
1. Почему в классической модели условием равновесия товарного рынка является равенство сбережений инвестициям?
2. На каком рынке в классической модели определяется размер выпуска?
3. На каком рынке в классической модели определяется уровень цен?
4. Возможна ли добровольная безработица в классической модели?
5. Как вы понимаете выражение «Уравнение количественной теории как модель совокупного спроса»?
ТЕСТЫ
1. Рост совокупного спроса в классической модели макроэкономического равновесия вызовет:
а) сокращение объема производства и рост безработицы;
б) рост объема производства и сокращение безработицы;
в) повышение уровня цен при неизменных объемах производства и занятости;
г) инфляцию спроса и рост ВВП.
2. Выберите, что соответствует положениям классической модели:
а) экономика не способна к саморегулированию, для достижения полной занятости необходимо вмешательство государства;
б) цены на товары и услуги, заработная плата, процентная ставка являются гибкими;
в) цены на товары и услуги, заработная плата являются негибкими;
г) рынок функционирует в условиях несовершенной конкуренции.
3. Какое из положений соответствует классической модели макроэкономического равновесия:
экономика находится в условиях полной занятости;
цены и заработная плата негибкие;
сбережения и инвестиции зависят от разных факторов;
безработица существует вследствие недостаточного совокупного спроса.
- Закон Ж.Б.Сэя гласит:
а) совокупный спрос порождает адекватное совокупное предложение;
б) совокупное предложение порождает адекватный совокупный спрос;
в) денежный рынок не влияет на реальный сектор экономики;
г) экономика всегда функционирует в условиях полной занятости ресурсов.
Литература:
1. Агапова, Т.А., Серегина, С.Ф. Макроэкономика: учебник / под общей редакцией А.В. Сидоровича. – М.: Издательство “Дело и Сервис”, 2005 Гл 12 с.263-265
2. Макроэкономика: учебное пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьёв и др. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 415с. Глава 2 с. 28-51
3. Макроэкономика: учебное пособие / В.А. Воробьёв, А.В. Бондарь и др / под редакцией проф. В.А. Воробьёва. – Минск: БГЭУ, 2009. – 270с. Гл. 2 c.23-43
4. Экономическая теория: учебное пособие; в 3-х частях.
Часть 3. Макроэкономика: курс лекций / под общей ред. Э.А. Лутохиной. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. Гл. 3. с. 35-48.
Доцент, к.э.н. Базылева М.Н.