Современные валютные отношения в России
В течение XIX-XX вв. мировая валютная система прошла глубокую эволюцию и сегодня вступает в новую фазу своего развития: происходит трансформация моновалютного стандарта, основанного на долларе США, в поливалютную систему. Данный процесс осуществляется под воздействием следующих общемировых тенденций, ряд которых характерен для мировой валютной системы непосредственно: глобализации и регионализации мировой экономики, неравномерности ее развития, кризиса использования национальных денежных единиц в качестве мировой валюты, растущих платежных дисбалансов в мировой экономике. Указанные тенденции, помимо своего переплетения друг с другом и взаимодействия между собой, еще и вступают в противоречия.
Глобализация мировой экономики создала угрозу уязвимости национальных экономических систем перед мировыми валютно-финансовыми кризисами. Недавно прошедшие международные кризисы финансов (в России – в 1998 г., Аргентине и Турции – в 2000-2001 гг., США и других странах – в 2008-2009 гг.) вызвали бурную критику мирового сообщества в адрес Международного валютного фонда (МВФ), который не смог их предотвратить. Нестабильность и уязвимость международных финансов, огромные диспропорции мировой экономики, экономический подъем в Азии, неспособность беднейших стран обеспечить высокие темпы экономического роста и снижение нищеты служат причиной предстоящей реформы международной финансовой архитектуры.
В целом можно выделить следующие возможные направления реформирования МВФ как основной международной организации, определяющие эффективность функционирования валютно-финансовой системы:
- усиление надзора МВФ за развитием мировой экономики и экономической и финансовой политикой государств-членов в целях своевременного предупреждения мирового сообщества и государств в отдельности о возможных рисках и вероятностях наступления кризисной ситуации;
- разработка программ срочных мер и финансовых механизмов в случае наступления валютно-финансового кризиса;
- повышение эффективности кредитных программ МВФ, разработка четких критериев контроля за их реализацией;
- усиление сотрудничества с группой Всемирного банка по вопросу сокращения нищеты в отсталых странах;
- совершенствование управления и представительства в МВФ, повышение доверия и чувства справедливости в глазах мирового сообщества, прежде всего его беднейшей части.
Монополия американского доллара является проблемой, которая была заложена еще во времена Бреттон-Вудской валютной системы. А в общем случае – это следствие использования национальных денежных единиц в качестве мировой валюты. Приемлемым решением может послужить создание некоей наднациональной мировой валюты, контролируемой мировым сообществом. Однако разобщенность и неравномерность экономического развития отдельных стран не могут позволить ввести такую единицу. История мировой валютной системы – это бремя, которое несет каждое государство: доля американского доллара в золотовалютных резервах всех стран на протяжении последних нескольких лет практически постоянна (около 66%).Но ситуация может измениться, если большинство центральных банков начнут отказываться от доллара. Так как раз происходит в России.
Частично этот недостаток мировой валютной системы исправляется под воздействием другой мировой тенденции – регионализации. Регионализация выявляет новых региональных лидеров мирового значения, которые создают или намерены создать свои региональные валютные зоны, что существенным образом изменяет расстановку сил на мировой арене и саму мировую валютную систему. Конкуренция между несколькими региональными мировыми валютами повысит их качество, в том числе и американского доллара.
На современном этапе интеграции России в мировую экономику, с учетом существующих тенденций ее развития, вопрос либерализации валютного режима, а вместе с ним проблема сокращения валютных ограничений в целях стимулирования развития рыночных отношений, участия хозяйствующих субъектов в международных экономических отношениях приобретает важное значение.
По мере решения проблем, стоящих перед государством в ходе проведения экономических реформ (с 1986 г.), вырабатывались принципы, инструменты и механизмы валютного регулирования и валютного контроля Российской Федерации. Децентрализация системы управления внешнеэкономической деятельностью, выход на внешние рынки предприятий – непосредственных экспортеров и импортеров, получение ими возможности распоряжения частью валютных ресурсов фактически означали ликвидацию государственной монополии внешней торговли и государственной валютной монополии.
Выход советских предприятий на внешний рынок вывел на первый план проблему использования валютных ресурсов и конвертируемости рубля. На начальном этапе часть полученной экспортной выручки предприятие отчисляло в пользу государства, из оставшейся части формировало свой валютный фонд. Из этого фонда на основании установленных отраслевыми министерствами нормативов предприятие могло осуществлять закупки для своих собственных нужд.
Система была упрощена в ноябре 1989 г., когда Внешэкономбанк СССР провел первый аукцион по свободной продаже предприятиям валютных средств. В декабре 1990 г. был отменен ДВК и установлен единый коммерческий курс рубля для всех экспортеров – 1,8 руб. за 1 долл. США.
В 1992 г. вступил в силу Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». В последующие годы (1992-1997) российское руководство выдерживало последовательный курс на либерализацию режима внешней торговли. Сложившаяся система валютного контроля функционировала без особых изменений до августа 1998 г. Финансовый кризис 1998 г. резко изменил ситуацию в стране, привел к пересмотру основных направлений валютного регулирования, существенно ужесточив валютный контроль.
Начиная с 2000 г. экономика страны стабилизировалась. Центральный банк РФ не вводил дополнительных ограничивающих мер в области валютного законодательства. Меры валютного законодательства и валютного контроля в основном были направлены на совершенствование нормативной базы таможенно-банковского контроля, а также на ограничение возможности покупки иностранной валюты под фиктивные контракты. В 2001 г. впервые была обозначена тенденция к либерализации валютного законодательства в части продления сроков репатриации экспортной выручки по ряду разделов и снижения нормы обязательной продажи экспортной выручки с 75 до 50%.
В академических кругах активно обсуждается проблема введения полной конвертируемости рубля и его превращение в международную валюту.
Считается, что с 1 июля 2006 г. российский рубль стал полностью конвертируемым: Центральный банк РФ снял оставшиеся валютные ограничения капитального характера. 26 июля 2006 г. Президент России подписал Федеральный закон № 131, вносящий поправки в Федеральный закон № 173 от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле». Однако сохраняется комплекс ограничений для операций нерезидентов в российских рублях. Можно говорить о том, что валютная либерализация в России состоялась. При этом необходимо видеть разницу между широким использованием национальной валюты в мировой экономике и отсутствием ограничений на вывоз/ввоз национальной/иностранной валюты за рубеж. Никакая валюта не сможет стать мировыми деньгами при наличии серьезных капитальных ограничений.
Однако факт либерализации валютных отношений не влечет за собой обязательного превращения национальной валюты в мировое платежное средство. Для этого необходимы экономические предпосылки. Обычно выделяют следующие факторы интернационализации валют: доверие к валюте (к экономике страны-эмитента) со стороны иностранных инвесторов; финансовую устойчивость и политическую стабильность в стране-эмитенте; размер национальной экономики и ее роль в мировой торговле и мировой экономике в целом; наличие необходимой инфраструктуры: развитой либерализованной финансовой системы и адекватного законодательства.
Сейчас можно констатировать, что пока Россия не набрала серьезного веса в мировой торговле (около 2%), за исключением сырьевого сектора; финансовая система находится в фазе становления; в доверии к России в мировом сообществе можно усомниться, глядя на сложные отношения России и остального мира. Потенциал для роста перспектив в отношении использования российского рубля в качестве международной валюты имеется большой, если будут решены серьезные задачи, стоящие перед российской экономикой (ускорение экономического роста, диверсификация внешней торговли, сокращение бедности и рост благосостояния среднего класса, снижение инфляции). А в настоящее время Россия может рассчитывать максимум на использование российского рубля в экспортно-импортных операциях в добывающих отраслях.
Необходимо отметить и новые подходы и принципы осуществления валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации сегодня.
В июне 2004 г. в силу вступил новый Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», который содержит качественно иной подход к валютному регулированию в России. Закон снял многие действующие валютные ограничения и декларировал отмену остальных с 2007 г. Так были сняты ограничения на капитальные операции и требование обязательной продажи экспортной выручки.
Радикальной либерализации подверглось регулирование капитальных операций: на смену режиму лицензирования приходит режим резервирования, таким образом, отпадает необходимость получения лицензий на совершение большей части капитальных операций. При этом Банк России вправе вводить для резидентов требование резервирования средств на беспроцентном депозите в Банке России в размере до 100% суммы операции (в рублевом эквиваленте) на срок до 2 месяцев.
Отмена лицензирования – это значительный шаг по направлению к либерализации, поскольку означает переход от мер регулирования и ограничений административного характера к регулированию и ограничениям рыночного характера. В то же время резервирование в размере 100% суммы операций является ограничительной мерой.
Одно из самых радикальных нововведений – разрешение на открытие резидентами счетов в зарубежных банках стран – участниц ОЭСР в уведомительном характере, что позволяет западным банкам кредитовать российские компании без открытия филиалов в России. Поэтому последние получают доступ к доступным кредитным ресурсам в реальный сектор экономики. В то же время для российских банков это может привести к негативным последствиям, связанным с риском потери большей части своих заемщиков.
Либерализация валютного регулирования коснулась, хоть и в меньшей мере, сферы текущих операций, в том числе сферы расчетов по внешнеторговым операциям. Срок репатриации выручки по экспорту и поступления товара или возврат авансового платежа по импорту увеличен с 90 до 180 дней, как это было до кризиса 1998 г.
Весьма важным изменением является определение экспортной выручки как средств, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, заменившее прежнее определение выручки как средств, поступивших от нерезидента, что препятствовало постэкспортному финансированию российскими банками российских экспортеров.
Включение в закон большого количества норм, ранее содержавшихся лишь в ведомственных инструкциях, делает валютное законодательство более прозрачным и предсказуемым. Впервые четко указаны органы валютного контроля – Банк России и Правительство Российской Федерации. Перечислены операции, порядок совершения которых устанавливается Банком России и Правительством РФ, а также указами Президента РФ (порядок обязательной продажи экспортной выручки).
Из перечня валютных ценностей законом исключены драгоценные металлы и камни, операции с ними вообще выводятся из сферы валютного законодательства. Это существенно упрощает деятельность российских компаний и банков на внутреннем и внешнем рынках драгоценных металлов и камней.
В процессе становления системы валютного регулирования в России постепенно сформировалась институциональная структура валютного контроля, состоящая из двух базовых элементов: органов валютного контроля и агентов валютного контроля. Первые представлены органами государственной власти: Центральным банком РФ и Правительством РФ. Действует принцип разграничения полномочий между различными органами валютного контроля с учетом специфики их деятельности. Центральный банк РФ изначально стал ключевым элементом институциональной системы валютного контроля. Контроль за банками как агентами валютного контроля стал естественным продолжением его функций. На Центральный банк законом также прямо возложена функция контроля за операциями валютных бирж.
От имени Правительства РФ функции органов валютного контроля выполняют министерства и ведомства. Функции по контролю за соблюдением валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования резидентами и нерезидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, осуществляет Росфиннадзор.
Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательством могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны органам валютного контроля. Так как все валютные операции в России совершаются через банки, то в качестве агентов валютного контроля Закон «О валютном контроле и валютном регулировании» определяет российские банки, введя понятие «уполномоченный банк».
Под уполномоченными банками понимаются банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии от Центрального банка РФ на проведение валютных операций. На уполномоченные банки возложена вся непосредственная работа по реализации цели валютного контроля: обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. К другим агентам валютного контроля относятся таможенные, налоговые органы и профессиональные участники рынка ценных бумаг.
В условиях указанных направлений движения мировой валютной системы Российской Федерации было бы целесообразно предпринять следующие действия.
1. Россия должна осознать, что мировым экономическим центром становятся те страны или регионы, которые вносят существенный количественный вклад в ключевые, системообразующие области мировой экономики. Речь идет, например, о доле страны в мировом экспорте, мировом импорте, мировых прямых инвестициях, мировом ВВП и т.д.
2. Россия может выступить инициатором усиления обсуждения в мировом сообществе реформирования международной финансовой системы, в том числе МВФ. Для этого можно использовать площадки ООН, МВФ, Всемирного банка, Банка международных расчетов, большой восьмерки. Политический авторитет России очень высок, поэтому Россия может смело выдвигать собственные инициативы.
3. России необходимо пересмотреть структуру своих валютных резервных активов в пользу увеличения долей европейских и азиатских валют (евро, английского фунта стерлингов, швейцарского франка, японской иены и др.) и сокращения доли доллара США.
4. Необходимо полностью реформировать валютную политику. Возможно, следует отказаться от сдерживания укрепления российского рубля по отношению к доллару США и наращивания общего объема золотовалютных резервов и денежных средств Стабилизационного фонда. В условиях профицита внешней торговли сдерживание роста курса валюты приводит по макроэкономическим законам к инфляционным тенденциям.
5. Россия может продвигать свою валюту на рынки стран СНГ (например, с 1 сентября 2006 г. Национальный банк Республики Беларусь включил в состав своих золотовалютных резервов российский рубль), а также создать региональную валютную зону на базе своей национальной валюты, что, однако, пока проблематично.
Одно несомненно: у России есть необходимый потенциал, чтобы занимать достойное место в мировой системе. Нужно только грамотно использовать материальные, экономические, политические, интеллектуальные и прочие ресурсы.
Текст лекции 13