Методические пояснения. Цель: приобретение практических навыков в дифференциации объектов управления в
Цель: приобретение практических навыков в дифференциации объектов управления в логистике.
В целях укрепления позиций на рынке руководство оптовой фирмы приняло решение расширить торговый ассортимент. Свободных финансовых средств, необходимых для кредитования дополнительных товарных ресурсов, фирма не имеет. Свободных складских помещений также нет.
Перед службой логистики была поставлена задача сокращения общего объема товарных запасов с целью сокращения затрат на содержание и высвобождения ресурсов для расширения ассортимента.
Снижение запасов при этом не должно отразиться на уровне клиентского сервиса, т.е. на готовности компании к поставке товаров потребителям.
Торговый ассортимент фирмы, годовые и квартальные объемы продаж по отдельным позициям представлены в табл.1.
Норма запаса, установленная в компании, составляет 20 дней (Зср), т.е. средний запас рассчитан на 20 дней работы. Число рабочих дней в году составляет 330 дней (N).
Норма запаса одинакова по всем позициям ассортимента. Годовые затраты на хранение в среднем составляют 30% от стоимости среднего запаса:
М = 0,3 ед./год, где М - доля затрат на хранение в стоимости среднего запаса.
Выполняя задание руководства, служба логистики разделила весь торговый ассортимент на три группы А, В и С по признаку доли в реализации, а затем предложила новые дифференцированные нормативы среднего запаса:
· для товаров группы А (лидеры в реализации) - сократить норму запаса и довести ее до 10 дней;
· для товаров группы В (средняя доля в реализации) норму запаса оставит без изменения;
· для товаров группы С (низкая реализация) увеличить норму запаса, доведя ее до 30 дней.
Анализ динамики продаж, выполненный по кварталам года (табл. 1), свидетельствует, что разные позиции ассортимента компании существенно отличаются друг от друга по показателю стабильности продаж. Позиции с высокой амплитудой колебаний спроса при прочих равных условиях требуют более тщательного контроля и более высоких страховых запасов, чем позиции, потребляемые стабильно. В связи с этим служба логистики выполнила также анализ XYZ, разделив весь ассортимент по признаку стабильности спроса. Показателем при этом выбран коэффициент вариации квартального спроса. Результаты анализа XYZ, соединенные с результатами анализа ABC, позволили рекомендовать для отдельных продуктов компании разные системы контроля управления запасами.
Таблица 1
Исходные данные для проведения анализа ABC и XYZ (тыс. руб.)
№ | Наименование продукта | Годовая реализация продукта | Реализация за квартал | |||
1. | Батончик «Марс» | |||||
2. | Батончик «Милки Уэй» | |||||
3. | Батончик «Несквик» | |||||
4. | Батончик «Твикс» | |||||
5. | Баунти молочный | |||||
6. | Жевательная резинка «Бумер» | |||||
7. | Жевательная резинка «Дирол» | |||||
8. | Жевательная резинка «Минтон» | |||||
9. | Жевательная резинка «Стиморол» | |||||
10. | Жевательная резинка «Супер» | |||||
11. | Ив юм | |||||
12. | Инжир | |||||
13. | Кетчуп «Болгарский» | |||||
14. | Кетчуп «Монарх» | |||||
15. | Киндер сюрприз | |||||
16. | Кофе «Арабика» молотый | |||||
17. | Кофе растворимый «Нескафе Голд» | |||||
18. | Кофе растворимый «Нескафе Классик» | |||||
19. | Кукурузные хлопья с сахаром | |||||
20. | Лапша «Доширак» | |||||
21. | Миндаль в шоколаде | |||||
22. | Мюсли | |||||
23. | Рис длинный | |||||
24. | Рис круглый | 158 * | ||||
25. | Сахар - песок фасованный | |||||
26. | Сникерс | |||||
27. | Суп быстрого приготовления | |||||
28. | Торт вафельный | |||||
29. | Чай Ахмад | |||||
30. | Чай индийский | |||||
31. | Чупа - чупс | |||||
32. | Шоколад «Альпен Голд» | |||||
33. | Шоколад «Вдохновение» | |||||
34. | Шоколад «Восторг» | |||||
35. | Шоколад «Колокольня» | |||||
36. | Шоколад «Кофе с молоком» | |||||
37. | Шоколад «Мишка косолапый» | |||||
38. | Шоколад «Несквик» | |||||
39. | Шоколад «Нестле» | |||||
40. | Шоколад «Путешествие» | |||||
41. | Шоколад «Ретро» | |||||
42. | Шоколад «Классический» | |||||
43. | Шоколад «Российиский» | |||||
44. | Шоколад «Аленка» | |||||
45. | Шоколад «Сказки Пушкина» | |||||
46. | Шоколад «Сударушка» | |||||
47. | Шоколад «Воздушный» | |||||
48. | Шоколад с арахисом | |||||
49. | Шоколад с кокосом | |||||
50. | Шоколадный напиток «Несквик» | |||||
Итого |
ЗАДАНИЕ 1. Дифференциация ассортимента с использованием метода АВС
Методические указания
Сформулировать цель анализа ABC.
Указать объект управления, анализируемый методом ABC.
Указать признак, на основе которого будет осуществлена дифференциация объектов управления.
Сформировать табл. 2, заполнив на основе исходных данных графы 1 и 2. Рассчитать долю отдельных позиций ассортимента в общей реализации. Результат внести в графу 3 табл.2,
Выстроить ассортиментные позиции в порядке убывания доли в обшей реализации. Вновь организованный список (с указанием доли в реализации) разместить в табл.3, заполнив графы 1, 2 и 3.
Построить кривую ABC - анализа. С этой целью присвоить каждой позиции упорядоченного списка порядковый номер, указав его в графе 4 табл. 3. Общее число позиций в нашем примере 50. Следовательно, первая позиция упорядоченного списка составляет 2% от общего числа позиций. Две верхние позиций упорядоченного списка составят 4% от общего числа позиций. На из долю в нашем примере приходится 31,03% всего оборота склада (20,53+10,50=31.03). Следуя данной логике, заполнить графы 5 и 6 табл.3, а затем по данным этих граф построить кривую ABC - анализа в системе координат: ось OY – доля продукта в общей реализации, исчисленная нарастающим итогом, % (данные графы 6 табл.3), ось ОХ – позиции ассортимента, выстроенные в порядке убывания доли в обшей-реализации, в процентах к общему количеству позиций ассортимента, % (данные графы 5 табл.3).
Разделить анализируемый ассортимент на группы А, В и С методом касательной к кривой ABC – анализа. Результаты занести в табл.4.
Таблица 2
Наименование продукта | Годовой объем реализации продукта, тыс. руб. | Доля продукта в общей реализации, % |
Батончик «Марс» | 1788 . | 4,78 |
и т.д., всего 50 позиций | ... | |
Итого |
Таблица 3
ABC – анализ
Наименование продукта | Годовой объем реализации продукта, тыс. руб. | Доля продукта в общей реализации, % | Номер строки упорядоченного списка | Количество позиций ассортимента упорядоченного списка нарастающим итогом, % | Доля продукта нарастающим итогом, % |
Кофе растворимый «Нескафе Классик» | 20,54 | 20,54 | |||
Сникерс | 10,50 | 31,03 | |||
и т.д. | |||||
Итого | - | - | - |
Таблица 4
Процентное соотношение групп А,В и С ассортимента
Группа | Доля в ассортименте, % | Доля в реализации, % |
А | ||
В | ||
С |
ЗАДАНИЕ 2
Определить величину снижения затрат на содержание запасов в результате использования дифференцированных нормативов среднего запаса
Стоимость хранения рассчитывается по формуле:
Где: - норма запаса, установленная фирмой по каждой позиции, дней
- однодневный запас рассчитываемый из среднеквартального запаса, ед/день
М – затраты на хранение единицы запаса, руб./ед.
Порядок проведения расчетов
1. Рассчитать размер затрат на содержание запаса в случае применения единых норм запасов для всего ассортимента.
2. Рассчитать размер затрат на содержание запаса в случае применения дифференцированных норм запасов для групп А, В и С.
Определить объем годового и среднедневного оборота по группам А, В и С.
Используя значения рекомендованных службой логистики норм запасов, определить размеры запасов в сумме для продуктов групп А, В и С.
Определить общий размер запасов в сумме по всему ассортименту компании в случае применения дифференцированных норм запасов для групп А, В и С.
Определить, на какую величину снизятся затраты на содержание запасов в результате использования дифференцированных нормативов среднего запаса.
ЗАДАНИЕ3
Дифференцировать ассортимент по методу XYZ
XYZ - анализ позволяет разделить ассортимент по признаку стабильности спроса. Чем стабильнее спрос, тем меньше ошибки прогнозирования, ниже потребность в страховых запасах, легче планирование движения продукта. Следовательно, методы управления продуктами с разными показателями стабильности спроса могут иметь существенные различия.
Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, Y или Z, является коэффициент вариации спроса V этой позиции. Среди относительных показателей вариации данный коэффициент является наиболее часто применяемым показателем относительной колеблемости.
Рассчитать коэффициенты вариации спроса по отдельным позициям ассортимента. Результат внести в графу 8 в табл. 5. Формула берется из лекционного материала. Выстроить ассортиментные позиции в порядке возрастания значения коэффициента вариации. Вновь организованный список с указанием значения коэффициента вариации разместить в графах 1 и 2 табл.6.
Присвоить каждой позиции упорядоченного списка новый порядковый номер, указав его в графе 3 табл.6. Графа 4 табл.6 заполняется аналогично графе 5 табл.3, т.е. первая позиция - 2% списка, две первых позиции - 4% списка, три первых позиции - 6% списка и т.д. до конца списка.
Построить кривую XYZ – анализа. Вначале кривая весьма плавно поднимается вверх, что свидетельствует о том, что в ассортименте имеется группа с относительно стабильным спросом. Затем подъем графика активизируется – появляются нестабильные позиции, а с ними и проблемы управления. Последний участок графика резко уходит вверх. Эта группа явно проблемных позиций с резкими колебаниями спроса. Кривую XYZ - анализа построить в системе координат: ось ОХ - позиции ассортимента, выстроенные в порядке возрастания коэффициента вариации спроса (графа 4 табл.6), ось OY - коэффициент вариации спроса (графа 2 табл.6).
Разделить анализируемый ассортимент на группы X,Y и Z. В рамках данной задачи алгоритм разделения предлагается в табл.7. В табл.6 для каждого продукта укажите группу, к которой его следует отнести по результатам XYZ - анализа.
Таблица 5
Расчет коэффициентов вариации спроса
Наименование продукта | Реализация, тыс. руб. | Коэффиц. Вариации реализации | |||||
за год | средняя за квартал | за квартал | |||||
Батончик «Марс» | 13,6 | ||||||
и т.д. по всем позициям |
Таблица 6
Продукты компании, выстроенные в порядке возрастания коэффициента реализации _
Наименование продукта | Коэффициент вариации (ось OY) | Номер строки упорядоченного списка | Количество позиций ассортимента упорядоченного списка нарастающим итогом (ось ОХ), % | Группа (X. У или Z) |
Шоколад «Российский» | 1,8 | |||
Сникерс | 2,1 | |||
и т.д. до конца списка |
Таблица 7
Предлагаемый алгоритм разделения ассортимента на группы X, Y и Z
Группа | Интервал | |
X | 0 <v< 10% | |
Y | 10%<v<25% | |
Z | 25%'<v<' |
Вариант контрольной работы определяется последней цифрой в зачетной книжке:
Исходные данные для решения задач по вариантам контрольной работы
Вариант 1.
Задача 1.