Распад Советского блока
Во второй половине 1989 г. по Восточной Европе прокатилась серия событий, которые были в такой же степени важны, как и неожиданны: в одной стране за другой были свергнуты (в основном мирным путем) коммунистические режимы. Дорогу проложили Польша и Венгрия, но мало кто из внешних наблюдателей ожидал, что за ними последуют и другие страны. Как ни странно, но это произошло — сначала в Чехословакии, Восточной Германии и Болгарии, затем в Румынии и, несколько позднее, в Албании.
В основе массовых восстаний в прежних коммунистических странах лежал набор политических и экономических причин. Как было сказано в предыдущей главе, политические режимы в этих странах были установлены Советским Союзом без согласия — а фактически, против воли — их народов. Если бы эти режимы выполнили свои обещания по повышению уровня жизни, люди, возможно, смирились бы с ограничением свободы, но режимы оказались неспособны на это. Напротив, материальные условия жизни и работы широких масс населения устойчиво ухудшались. Подобное положение дел находилось в очевидном контрасте с тем комфортом и изобилием, которое они могли видеть по телевидению у своих западных соседей, и тем расточительным образом жизни нового правящего класса, высших эшелонов коммунистической партии, слухи о котором постепенно доходили до людей.
В прошлом народные массы несколько раз проявляли свое недовольство: в 1953 г. — в Восточной Германии, в 1956 г. — в Венгрии, в 1968 г. — в Чехословакии и неоднократно — в Польше. Во всех этих случаях Советский Союз использовал свои вооруженные силы для подавления выступлений (или, как было в случае с Польшей, использовались национальные вооруженные силы). Почему он не поступил так же в 1989 г. — это интересный вопрос, который вкратце будет рассмотрен ниже. Так или иначе, СССР этого все же не сделал.
Причины народного возмущения имели глубокие корни, и хотя неожиданный успех восстаний застал мир — как коммунистических лидеров, так и западных наблюдателей — врасплох, некоторые предвозвестники последовавших событий можно было заметить и раньше. В 1980 г. польские рабочие под руководством Леха Валенсы, электрика Гданьской судоверфи, создали независимый от государства и коммунистической партии профсоюз «Солидарность». Режим некоторое время терпел его, но в декабре 1981 г. правительство объявило военное положение — якобы для предотвращения советской интервенции — и посадило в тюрьму лидеров «Солидарности». Беспорядки продолжались; в апреле 1989 г., пытаясь уменьшить недовольство, правительство опять легализовало «Солидарность» и организовало в июне частично свободные выборы. («Частично свободные», поскольку большинство мест в Сейме, или парламенте, было зарезервировано для кандидатов правительства.) Когда «Солидарность» получила все места, за которые ей было позволено бороться, кроме одного, один из ее лидеров стал премьер-министром при коммунистическом президенте. (Валенса мог бы получить этот пост, но предпочел отказаться от него.) Впоследствии, после отставки коммунистического президента, Валенса в декабре 1990 г. был избран президентом свободной Польши.
После неудачи Венгерского восстания 1956 г. новое правительство, поставленное Советским Союзом, малодушно следовало советской линии во внешней политике (например, оно предоставило символический воинский контингент для вторжения в Чехословакию в 1968 г.), но взамен оно получило некоторую ограниченную свободу во внутренних делах. В 1968 г. оно запустило «Новый экономический механизм», который являлся компромиссом между строго централизованным планированием и системой свободного рынка. Оно также установило более тесные связи, политические и экономические, с Западной Европой. Оно допустило создание оппозиционных политических партий, которые в 1989 г. провели переговоры с правительством о мирном переходе власти. В ходе свободных выборов в мае 1990 г. коалиция трех бывших оппозиционных партий получила подавляющее большинство мест в новой Национальной ассамблее.
Имея перед глазами пример мирного перехода власти в Польше и Венгрии, в 1989 г. студенты и рабочие Чехословакии начали
выступления протеста и организовали массовые демонстрации. Сначала правительство ответило жестокими репрессиями, в результате которых погибли и были ранены сотни граждан, но в конечном итоге оно согласилось на переговоры. В декабре 1989 г. Александр Дубчек, лидер «Пражской весны» 1968 г., был избран председателем нового парламента, а Вацлав Гавел, писатель, сидевший в тюрьме за свою правозащитную деятельность, стал президентом.
Германская Демократическая Республика (Восточная Германия) в октябре 1989 г. отметила свое 40-летие, на котором присутствовал президент СССР Михаил Горбачев. Однако вскоре после этого Центральный комитет Социалистической Единой Партии Германии сместил престарелого лидера, Эриха Хонеккера, который был впоследствии обвинен в различных преступлениях, в том числе и в присвоении бюджетных средств. Тем временем тысячи жителей Восточной Германии, у которых не было возможности непосредственно эмигрировать на Запад, устремились через Чехословакию в Венгрию, надеясь таким образом достичь Австрии и Запада. Новое венгерское правительство помогало им, открыв границу с Австрией.
Одним из наиболее драматических — и символических — событий 1989 г. было разрушение Берлинской стены. Стена была возведена вокруг Западного Берлина правительством Восточной Германии в 1961 г. для того, чтобы предотвратить побег своих подданных на Запад. В течение почти трех десятилетий она стояла как символ коммунистической тирании и репрессий. Неожиданно в ночь с 9 на 10 ноября, без сопротивления со стороны восточно-германских властей, участники демонстрации как в Восточном, так и в Западном Берлине начали разрушение стены, и тысячи жителей Восточного Берлина устремились на территорию ФРГ.
После этого события развивались стремительно. Западно-германские власти, застигнутые врасплох не менее восточно-германских, предприняли срочные меры для обустройства потока беженцев, но одновременно пытались уговорить восточных немцев не покидать свою страну. В июле 1990 г. был создан экономический и валютный союз ФРГ и ГДР, а 3 октября того же года ГДР прекратила существование как самостоятельное государство, будучи включенной в состав ФРГ.
В Болгарии Тодор Живков, длительное время находившийся на посту президента и главы коммунистической партии, отказался от обоих постов через день после падения Берлинской стены. Новый президент, хотя и принадлежал к той же партии, обещал проведение свободных выборов. В Румынии Николае Чаушеску, бывший президентом и фактически диктатором страны с 1974 г., поклялся не уступать протестам. В декабре он приказал своей службе безопасности уничтожить тысячи демонстрантов, но вскоре армия перешла на сторону революционеров и 25 декабря каз-
нила Чаушеску и его жену, которая также была его заместителем в политической иерархии. Однако Болгария и Румыния отличались от других советских сателлитов тем, что в них демократическая оппозиция была менее организована. Бывшие коммунистические партии изменили свое название и свою официальную политику, но многие из прежних лидеров продолжали управлять страной.
В ходе переворотов 1989 — 1990 гг. маленькое сталинистское государство Албания, отделенное от других сателлитов СССР Югославией, продолжала ничем не сдерживаемую политику репрессий, но в 1991 г. ее правительство уступило демократическому давлению и разрешило провести свободные выборы. Сама Югославия, хотя и не была советским сателлитом, тоже пережила несколько бурных лет, в ходе которых осуществлялись попытки политических и экономических реформ. Поскольку Югославия была федерацией различных этнических групп, ситуация там осложня-. лась сепаратистскими движениями, а также деятельностью различных движений за экономические реформы. В 1992 г., после нескольких месяцев разрушительных гражданских войн, Югославия распалась на составляющие ее республики. Чехословакия также раскололась на Чехию и Словакию, хотя и без вооруженного конфликта.
Стремление к свободе пронеслось по просторам Азии. Как отмечалось в предыдущей главе, правительство КНР допустило ограниченное введение элементов свободного рынка и свободного предпринимательства в 1980-х гг. Эта политика была особенно успешной в аграрном секторе, и сельскохозяйственное производство значительно выросло, а вместе с ним — доходы фермеров и сельскохозяйственных рабочих. Она также породила требования большей политической свободы и демократии. На протяжении семи недель в апреле —мае 1989 г. студенты и другие граждане ежедневно устраивали демонстрации на исторической площади Тя-ньаньмынь в центре Пекина. На время показалось, что Китай, подобно Восточной Европе, может совершить мирный переход к более демократическим формам правления. Однако в конечном итоге сторонники «жесткой линии» одержали верх, и 4 июня колонны танков расстреляли сотни или тысячи демонстрантов, а их символ, пластиковая копия статуи Свободы, был уничтожен.
События 1989 г. в Восточной Европе, настолько же важные для мировой истории, как и события во Франции в 1789 г., уничтожили «старый порядок» коммунистического правления, но что пришло ему на смену? Новые демократические правительства были слабы; некоторые из них состояли из чиновников старой системы, и не было никаких гарантий, что они не станут жертвой очередной волны авторитаризма. Главной причиной коллапса коммунистических режимов была неудовлетворенность народа экономическими результатами их деятельности. Хотя существовало всеобщее согласие относительно того, что старая система государственной собственности и управления должна быть заменена, не
было единого мнения о том, как это следует делать. Частная собственность на средства производства и рыночная система организации были единственной явной альтернативой, но откуда возьмутся собственники? Кто организует рынки? Новые режимы бились над этими и подобными вопросами в начале 1990-х гг., так и не сумев получить на них однозначный ответ. Многие лидеры Восточной Европы надеялись на более тесные связи с Западной Европой, включая частные инвестиции в совместные предприятия и схожие структуры. Некоторые даже надеялись стать членами Европейского сообщества, однако эта перспектива была совершенно нереальной — по крайней мере, до тех пор, пока в них не сложились стабильные и действенные экономические и политические системы.
Природа международных экономических связей выдвигала еще одну проблему, с которой им пришлось столкнуться. Деятельность Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), основанного Советским Союзом в 1949 г., никогда не отличалась особым успехом, а после событий 1989 г. — тем более. В 1991 г. он был официально распущен.
Западные наблюдатели и, без сомнения, многие люди в СССР и Восточной Европе — были удивлены, почему Советский Союз не использовал армию для подавления восстаний в странах-сателлитах, как он это делал до того и как китайское правительство сделало в отношении своих собственных граждан в июне 1989 г. Точного объяснения этому нет, но когда оно появится, то в нем, возможно, главное место будет отведено экономическому бессилию самого Советского Союза, а также современным политическим тенденциям.
В 1964 г. консерваторы в коммунистической партийной иерархии сместили энергичного Никиту Хрущева, поставив на его место Леонида Брежнева, который правил страной почти 20 лет. При Брежневе советская экономика стагнировала, а неэффективность и коррупция процветали. «Реформа», начатая в 1965 г., натолкнулась на оппозицию бюрократии (численность которой с 1966 г. по 1977 г. увеличилась на 60%) и была тихо спущена на тормозах несколько лет спустя. Темпы экономического роста и производительность падали. Когда в 1985 г. к власти пришел Михаил Горбачев, первый советский лидер, родившийся после Октябрьской революции, экономика находилась в состоянии кризиса. Горбачев, несомненно, понимал, что Советский Союз не был более в состоянии навязывать свою волю другим странам, не желающим ему подчиняться. Самой настоятельной необходимостью стало реформирование самого СССР, что привело к появлению горбачевских программ перестройки и гласности.
Хотя Горбачев ставил на первое место перестройку — он даже опубликовал книгу с соответствующим названием, которая была переведена на несколько языков — именно гласность дала незамедлительный результат. Гласность в советском контексте означа-
ла расширение свободы выражения мнений (особенно в прессе), возможность обсуждать официальную политику и ее альтернативы и даже (до некоторой степени) возможность действовать независимо от партии и государства в политической сфере. Отчасти следствием этого стало провозглашение независимости прибалтийскими республиками — Латвией, Литвой и Эстонией, которая была оформлена в 1991 г. Другие республики двинулись в том же направлении, и даже огромная Российская Федерация, возглавляемая всенародно избранным президентом Борисом Ельциным, начала действовать независимо от коммунистической партии.
Одним из обоснований политики гласности было стремление мобилизовать инициативу и энтузиазм населения в отношении задач перестройки, или экономических преобразований. Однако Горбачев никогда не объяснял, что именно он подразумевает под экономическими преобразованиями, за исключением неопределенных общих рассуждений о совершенствовании учета издержек, передачи принятия решений на уровень предприятий (в противоположность планирующим органам и министерствам), необходимости обеспечения прибыльности предприятий, отмены их субсидирования и т.д. В своей книге он говорил о важности «инициативы масс» (выражение, представляющее собой явный оксюморон) и описывал перестройку как «сочетание демократического централизма и самоуправления» (выражение, которое, как легко убедиться, содержит очевидное внутреннее противоречие).
Горбачев явно стремился к возврату к чему-то похожему на ленинскую новую экономическую политику, при которой государство сохраняло контроль над «командными высотами» в экономике, но в остальном допускало — в ограниченных масштабах — существование частной инициативы (см. главу 14). Однако он оказался меж двух огней: между консерваторами из партийной иерархии, которые стремились сохранить статус-кво, с одной стороны, и радикальными реформаторами, которые хотели полностью ликвидировать систему центрального планирования и создать чисто рыночную экономику, с другой стороны. Пока бушевали споры о сущности преобразований, был проведен ряд ограниченных реформ. Например, многие формы экономической деятельности, которые раньше осуществлялись на черном или сером рынке — частное ремесленное производство, мелкая торговля, оказание различных бытовых услуг — были легализованы при условии, что производители также будут работать полный рабочий день на государственных предприятиях. Было разрешено создание кооперативов для производства потребительских товаров и услуг, но они подвергались тем же ограничениям. Отдельные граждане и семьи могли брать в аренду землю для производства сельскохозяйственной продукции, но опять же с рядом ограничений. Советский Союз также позволил иностранному капиталу в определенных масштабах участвовать в совместных предприятиях с государственными организациями.
В августе 1991 г., накануне подписания нового Союзного договора, который должен был дать больше полномочий республикам, небольшая группа сторонников жесткой линии в коммунистической партии попыталась совершить государственный переворот. Лидеры заговора, включая выдвинутого Горбачевым вице-президента, главу КГБ и министра обороны, поместили Горбачева, в то время проводившего отпуск в Крыму, под домашний арест, ограничили свободу прессы и объявили о введении чрезвычайного положения. Однако население России, особенно жители Москвы и Ленинграда, отказались примириться с этим. Под руководством Ельцина и при поддержке некоторых военных частей, которые пришли на его защиту, они открыто бросили вызов лидерам заговора, которые быстро утратили мужество и пытались бежать, но были арестованы.
Через три дня Горбачев с триумфом возвратился в Москву, но, как он сам говорил, Москва, в которую он вернулся, была не той, которую он покинул. Соотношение сил решительно изменилось. Горбачев сохранил пост президента Советского Союза, но отказался от должности Генерального секретаря Коммунистической партии, которая впоследствии была распущена. Ельцин как президент Российской Федерации в огромной степени укрепил свое положение и власть. Большинство республик провозгласили свою независимость. В декабре всенародно избранные президенты большинства оставшихся республик создали Содружество независимых государств. 25 декабря Горбачев покинул пост президента, и Советского Союза не стало. В экономической сфере значительно выросла роль частного предпринимательства и рынков. СНГ действовало в основном как зона свободной торговли или общий рынок, напоминая в некоторых аспектах Европейское сообщество.
Некоторые экономисты, изучавшие экономическое развитие СССР в 1960—1970-е гг., предсказывали феномен «конвергенции», т.е. сближение советской и западной экономики. Они едва ли предвидели драматические события 1991 г., но результаты последних действительно сделали экономику бывшего Советского Союза более схожей с экономикой Запада. Тем временем в Северной Америке был создан еще один большой рынок: Соединенные Штаты и Канада подписали договор о свободной торговле, к которому впоследствии присоединилась Мексика, благодаря чему зона свободной торговли фактически распространилась на всю территорию Северной Америки. Это свидетельствует о том, что широкомасштабные процессы конвергенции затронули большую часть мира.