Глава 15. преимущества и недостатки рыночного механизма
«Хотя у ценовой системы есть множество достоинств, возможности ее отнюдь не беспредельны. Есть случаи, когда она просто не работает, и, как бы хороша она ни была в определенных сферах, она не может быть единственным и непререкаемым арбитром всей общественной жизни».
Кеннет Эрроу
Рынок представляет собой саморегулирующийся механизм размещения ресурсов, производства, распределения и обмена благ, основанный на взаимодействии спроса и предложения в конкурентной среде посредством свободного ценового сигнала. Рыночный механизм имеет ряд преимуществ по сравнению с механизмом централизо-
ванного производства и распределения в командно-административной системе. В децентрализованной экономике благодаря гибкости цен и конкуренции предложение подстраивается под изменяющийся спрос, делая невозможным длительный хронический дефицит, низкое качество и узкий ассортимент продукции - неизбежные атрибуты централизованной экономики с административно фиксированными ценами. Следовательно, в рыночной экономике эффективность распределения, производства и уровень общественного благосостояния объективно выше, чем в альтернативных экономических системах. Для обоснования этого утверждения нам предстоит в настоящей главе раскрыть понятие эффективности так, как оно трактуется неоклассической теорией.
Однако рыночный механизм максимально раскрывает свои преимущества только в чисто конкурентной среде производства частных товаров и услуг и при отсутствии трансакционных издержек. Несоблюдение этих условий может существенно исказить работу рынка. Тогда появляются проблемы, которые рынок не в состоянии решать эффективно. Таким образом, нам предстоит рассмотреть, выражаясь образно, «плюсы» и «минусы» рыночного механизма. Анализ его преимуществ и недостатков мы начнем с рассмотрения сильных сторон рыночной координации субъектов экономики.
§ 1. Рынок как саморегулирующийся
механизм. Модели частичного и общего равновесия
1 Под количественной подстройкой спроса и предложения понимается изменение их объема до тех пор, пока эти показатели не выровняются между собой. В этом случае равновесная цена на товар устанавливается в результате количественного изменения спроса и предложения, а не за счет изменения цен на товары. |
Мы уже знаем, что спрос на ресурсы, товары и услуги меняется под воздействием вкусов и предпочтений, новых технологий и т. д. На рынке любого товара происходит постоянная подстройка предложения под изменяющийся спрос при помощи гибкого ценового сигнала. Время от времени предложение полностью находит свой спрос и рынок приходит в сбалансированное состояние. Сбалансированность рынка, т. е. равенство между спросом и предложением, называется рыночным равновесием.Однако при изменении конъюнктуры снова возникает дисбаланс между спросом и предложением. Представители классической школы, наблюдая восстановление рыночного равновесия с помощью ценовой и количественной1 подстройки спроса и предложения, имели основание утверждать, что рынок - это са-
Глава 15
и недостатки рыночного механизма
морегулирующаяся система, способная автоматически восстанавливать утраченное равновесие. Рассмотрим механизм саморегуляции рынка подробнее.
В неоклассической экономической теории существует два подхода к исследованию рыночного равновесия - по Вальрасу и по Маршаллу.
Профессор лозаннского университета швейцарский экономист Леон Вальрас, основатель математического направления в экономической теории, рассматривал установление равновесия между спросом и предложением, происходящее в краткосрочном плане на основе их количественной подстройки. Обратимся к рис. 15.1а.
РА |
РА
а) Установление равновесияб) Установление равновесия
по Вальрасу по Маршаллу
Рис. 15.1. Автоматизм рыночного равновесия
Пусть первоначальное равновесие установилось в точке Е при объеме товара QE и цене РЕ. При повышении цены до Р1 объем спроса сократится, а объем предложения станет выше равновесного, что характерно для рынка покупателя. Избавляясь от товарных излишков, конкурирующие производители начнут снижать цены. Под давлением избыточного предложения цена на товар снизится. В ответ величина спроса на данный товар начнет возрастать. Уторговывание будет продолжаться до тех пор, пока производители не «нащупают» такой объем выпуска, который совпадет с объемом спроса.
Напротив, если цена окажется ниже равновесной, допустим, на уровне Р2, то объем спроса будет превышать объем предложения, что характеризует рынок продавца: товар временно окажется в дефиците. Конкуренция покупателей, т. е. избыточный спрос, будет давить на цену товара в сторону повышения. В ответ производители станут расширять предложение до тех пор, пока спрос не будет полностью насыщен. Условие равновесия по Вальрасу выглядит как равенство
ОДР) = QS(P) (1)
Формула (1) показывает, что в модели Вальраса объемы спроса и предложения являются функцией цены.
Итак, в подходе Вальраса акцент делается на том, что равновесие устанавливается под влиянием давления избыточного объема спроса, или избыточного объема предложения на цену, т. е. посредством количественной (объемной) подстройки рыночного механизма.
Вальрас подошел к описанию общего равновесия в своей знаменитой «модели аукциониста»при определенных допущениях. Его модель описывает механизм установления равновесия в отсутствие трансакци-онных издержек. Кроме того, в данной модели рыночная координация осуществляется без учета временного фактора, т. е. сделки заключаются мгновенно и только на уже готовые товары. «Аукционист», своеобразный аналог «невидимой руки», обладая полной рыночной информацией, объявляет новые наборы цен, повышая их на дефицитные товары и понижая на избыточные товары до тех пор, пока он не «нащупает» такой набор цен, который уравновесит спрос и предложение. В процессе, названном Вальрасом «нащупыванием» (tatonnement), воплощен механизм подстраивания производства под спрос, а в «аукционисте» - автоматизм саморегулирования, движущий рынок к оптимизации.
Рассмотрим другую трактовку процесса установления равновесия. Выдающийся представитель неоклассической школы А.Маршалл полагал, что силой, движущей рынок к равновесию, является цена. Рассмотрим рис. 15.16. Если цена спроса PD1 превышает цену предложения Psv то такая разница цен заставит производителей увеличить предложение с Q1 до Qe, и потребители смогут расширить свой спрос, пока цена не установится на уровне РЕ. Напротив, если цена спроса PD2 окажется ниже цены предложения Ps2, то производители начнут сокращать предложение товара, а потребители сократят спрос до объема, соответствующего равновесной цене. Таким образом, условие равновесия по Маршаллу выглядит как равенство цены спроса цене предложения:
Р° (Q) = PS(Q) (2)
Формула (2) показывает, что в модели Маршалла цена является Функцией объемов спроса и предложения.
Итак, в соответствии с трактовкой Маршалла, равновесие устанавливается автоматически под давлением разницы цен спроса и цен предложения, т. е. в результате ценовой подстройки, что соответствует более долгосрочному периоду.
Напомним еще раз, что в математике принято изображать значения независимой переменной на оси абсцисс, а зависимой - на оси орди-
Глава 15
Преимущества и недостатки рыночного механизма
нат. По Маршаллу, величины спроса и предложения являются независимыми переменными, а цена спроса и предложения - зависимой. Поэтому вполне логично, что Q у Маршалла фигурирует на горизонтальной, а Р - на вертикальной оси.1 Однако современные экономисты используют функции спроса и предложения в трактовке Вальраса, где цена является независимой переменной, а объемы спроса и предложения - зависимыми переменными. Но при этом в графическом изображении цена фигурирует на оси ординат, а величины спроса и предложения - на оси абсцисс.
Помимо традиционной модели равновесия, существует модель краевого равновесия,возникающего при нулевой цене или при нулевых спросе и предложении (рис. 15.2а, б).
ком смелым. Ситуация с «непроизводимыми» благами может возникнуть и при разработке опытных дорогостоящих образцов какого-либо товара, еще не знакомого потребителю, а потому не вошедшему еще в стадию серийного выпуска.
Зададимся вопросом о единственности рыночного равновесия. Может ли на рынке возникнуть несколько равновесных состояний?
Все зависит от характера функций спроса и предложения конкретного товара. Рынки большинства нормальных товаров, спрос на которые обратно пропорционален цене, а предложение - прямо пропорционально цене, характеризуются единственностью равновесия.Однако существуют исключительные товары, функции спроса или предложения которых ведут себя «не по правилам». Тогда могут возникать случаи множественности равновесия. Например, кривая индивидуального предложения труда, как мы помним из гл. 11, на участке эффекта замещения имеет положительный наклон, а затем, под воздействием эффекта дохода, меняет его на отрицательный, и дважды пересекает кривую спроса на труд. Поэтому на рынке труда может сложиться двойное равновесие: первое - при низком уровне ставки заработной платы и второе - при высокой ставке.
Классическая теория основывается на предположении о стабильности равновесия, т. е. о способности рынка самостоятельно вернуться в положение равновесия в случае отклонения от него. Всегда ли это так? В данном вопросе нам поможет разобраться паутинообразнаямодель рынка.
Паутинообразная модель считается динамической и показывает взаимодействиеспросаи предложения при переходе от одного временного периода к другому.Предложение с опозданием реагирует на изменение цены спроса, что вызывает ценовые колебания.
Эта модель отражает некую «предрыночную» ситуацию. Если благо находится в избыточном количестве по отношению к спросу, то перед нами - свободное, или неэкономическое благо (например, чистый воздух, вода источника и т. д.); равновесие в таком случае наступает при нулевой цене (рис. 15.2а).
Равновесие на «непроизводимые блага» (например, товары, произ
водство которых технологически возможно, но экономически нецелесо
образно), характеризуется нулевым объемом спроса и предложения. Так
происходит потому, что цена предложения всегда будет превышать цену
спроса при их положительном значении (рис. 15.26). Допустим, что это
золотые унитазы, инкрустированные
изумрудами. Конечно, можно предста
вить, что найдется эксцентричный мил-
лиардер, заказавший себе такой товар 1См. Маршалл А. Принципы
но предположение о серийном производ- экономической науки, т. II. М., стве подобных изделий является слиш- 1993. С. 29 (рис. 19).
Глава 75
В зависимости от чувствительности (наклона кривых) спроса и предложения к изменению цены различают затухающие, усиливающиеся и равномерные колебания цены.
Рассмотрим подробнее на рис. 15.3а, как в результате затухающих ценовых колебаний устанавливается равновесие. В паутинообразной модели предполагается, что объем спроса ориентируется на фактическую цену товара текущего периода. Объемом предложения текущего периода руководят ценовые ожидания предшествовавшего периода, основанные на предположении, что текущая цена сохранится и в следующем периоде (т. е. объем выпуска текущего периода производители планируют в предыдущем периоде, исходя из цен, сложившихся на тот период). На рис. 15.3а производители в текущем периоде to предлагают товар в объеме Q0 по цене Р0, что ниже равновесных параметров рынка. При цене Р0 наблюдается дефицит, который толкает цену товара к повышению и она, превысив равновесный уровень РЕ, устанавливается на уровне Рг Именно эта высокая цена и повлияет на решение производителей увеличить выпуск в следующем периоде до уровня Qr Однако в следующем периоде t1 объем спроса, ориентирующегося на цену Pv окажется меньше предложения. Избыток товара на рынке собьет цену ниже равновесной до уровня Рг. Но разница между РЕ и Р2, как видно из рисунка, меньше, чем между РЕ и Рг Соответственно, в период f2 объем предложения при цене Р2 снизится до Q2, что несколько ближе к равновесному, чем объем предложения предыдущего периода. Так, постепенно в результате ценовой и количественной (объемной) подстройки предложение полностью найдет спрос в объеме QE при цене РЕ. На рынке автоматически установится равновесие.
Если же производители сильнее реагируют на изменение цены, чем предъявители спроса (в этом случае кривая предложения более пологая, чем кривая спроса), то цена будет колебаться во времени с нарастающей амплитудой (рис. 15.36), т. е. ценовые колебания будут усиливаться и цена будет все больше удаляться от равновесной. Такая ситуация говорит о крайней нестабильности положения производителей отрасли. Усиление неустойчивости рынка теоретически может привести к его разрушению.
Одинаковая чувствительность спроса и предложения к изменению цены (что графически выражается равным по модулю наклоном этих кривых) порождает равномерные колебания (рис. 15.3в), т. е. цена колеблется в определенном коридоре, не останавливаясь на равновесном значении. Поэтому соотношение между спросом и предложением выражается либо как избыток (если цена выше равновесной и движется к верхней границе ценового коридора), либо как дефицит товара (при движении цены от равновесной к нижней границе ценового коридора).
Исследование паутинообразной модели показывает, что, во-первых,
и недостатки рыночного механизма
источником ценовых колебаний является запаздывание реакции предло-жения на изменившийся спрос. Во-вторых, равновесие не всегда может восстанавливаться автоматически. Однако на практике ситуация с усиливающимися колебаниями встречается сравнительно редко. В представленной паутинообразной модели не учитывается одно важное обстоятельство: экономические агенты учатся на своих ошибках. А поэтому при переходе к следующему временному периоду они корректируют свои ценовые ожидания (см. гл. 23, § 6 из раздела «Макроэкономика») и рынок функционирует более или менее устойчиво, особенно в конкурентной среде, не испытывающей неожиданных внешних потрясений.
Проблемы установления и устойчивости равновесия мы рассматривали на примере рынка одного товара или отрасли, т. е. говорили о частичном равновесии.Однако в экономической теории существует понятие общего равновесия, т. е. равновесного состояния всей рыночной системы, что в микроэкономике означает одновременное достижение равновесия на всех рынках (на рынках благ и рынках ресурсов).
С помощью модели общего экономического равновесия исследуется взаимосвязь всех рынков экономической системы. Идеальным проводником информации в условиях совершенной конкуренции является ценовой сигнал, распространяющий сведения об изменении рыночной ситуации по всем рынкам. Продвигаясь от рынка к рынку, закодированные в цене сведения корректируются, вбирая в себя все новые конъюнктурные данные. Преобразованный ценовой сигнал возвращается на рынок первичной информации и оказывает на него уже внешнее воздействие. Такое явление называется эффектом обратнойсвязи.Ценовые сигналы издают и получают все рынки одновременно, следовательно, эффект обратнойсвязи включает всебямногократные отраженияи преобразования ценовыхсигналов в единицу времени.
Почему же рынки товаров, не имеющих, на первый взгляд, никакого отношения друг к другу (ни взаимодополняемых, ни взаимозаменяемых, ни связанных технологической цепочкой), реагируют на взаимные ценовые сигналы? Что их объединяет в единую рыночную систему? В микроэкономическом плане все товарные рынки связаны, с одной стороны, рынком ресурсов, а с другой стороны, - платежеспособным спросом на блага, производимые с помощью ресурсов. Действительно, рынок труда и платежеспособный спрос, как дно сообщающихся сосудов, связывают рынки товаров и услуг: если увеличивается спрос на одну группу товаров, то может сократиться спрос на другие товары в силу ограничения его платежеспособности. Это относится и к рынку ресурсов, а особенно к рынку труда, учитывая его сегментацию по различным специальностям. С помощью модели общего равновесия рассмотрим, как отдельные Рынки могут повлиять друг на друга.
Возьмем четыре отдельных рынка: два отраслевых рынка, не свя-
21*
Глава 15
и недостатки рыночного механизма
занных друг с другом технологически, например, рынок зданий и сооружений, и рынок автомобилей, а также два сегмента рынка рабочей силы соответствующих специальностей - строительных рабочих и автосбор-щиков. Все рынки находятся в равновесии.
Допустим, в экономике начался строительный бум: резко повысился спрос на строительство гостиниц, магазинов, коттеджей и т. д., что требует значительного расширения спроса на строительных и ремонтных рабочих. Повышение спроса и рост цен на новые здания и сооружения оттянут часть платежеспособного спроса с рынка автомобилей. Это ослабит спрос на труд автосборщиков, которые частично перейдут на строительный рынок, привлеченные возросшими ставками заработной платы. Таким образом, на рассматриваемых рынках складывается промежуточное равновесие со следующими параметрами. На рынке жилых и нежилых сооружений возрос спрос, и возросли цены. В связи с этим повысился спрос на соответствующем сегменте рынка труда, а значит, и ставка заработной платы строительных и ремонтных рабочих. На рынке автомобилей уменьшился спрос, и снизилась равновесная цена. На рынке труда автосборщиков снизился спрос на их услуги, и установились более низкие ставки заработной платы.
В новой ситуации под влиянием возросших цен предложение строительных фирм расширится. Увеличится и предложение услуг труда строителей за счет увеличения рабочего времени и притока рабочей силы из другой отрасли. Здесь мы исходим из довольно сильного упрощения, предполагающего, что переквалификация работников происходит без существенных затрат. На автомобильном рынке производители сократили выпуск в соответствие с более низкой рыночной ценой. Таковы параметры нового равновесия на рассматриваемых рынках. Оно будет поддерживаться до тех пор, пока повысившееся предложение на рынке строительных услуг не насытит спрос, и цены (вслед за спросом) не начнут отклоняться от равновесных в сторону понижения. Напротив, на автомобильном рынке сократившееся предложение и низкие цены могут вызвать в следующем периоде повышение спроса и, следовательно, рост цен на автомобили, что так же коснется и рынка труда авто-сборщиков. В результате рассматриваемые рынки разбалансируются. Спрос, цена и предложение начнут изменяться в обратном направлении до тех пор, пока снова не восстановится общее равновесие при новых параметрах.
Итак, мы рассмотрели установление общего равновесия в условиях совершенной конкуренции при нулевых трансакционных издержках. Однако в реальной жизни поддержание устойчивости работы рынка осложняется наличием этих издержек (см. гл. 4, 9). Они затрудняют работу рыночного механизма, искажая ценовую информацию, усложняют процесс оптимизации и не дают рынку работать идеально эффективно.
Ликвидировать трансакционные издержки нельзя, но можно их минимизировать. Отчасти эту проблему решает государство, создавая четкую правовую основу деятельности бизнеса, поддерживая адекватный социальный климат, развивая контрактную систему и т. д. Но значительную часть трансакционных издержек минимизируют сами предприниматели, стремясь к максимизации прибыли. Прежде всего, бизнес заинтересован в быстром предоставлении, получении и обработке наиболее полной и достоверной рыночной информации, иначе затрудняется минимизация убытков и максимизация прибыли. Важное преимущество рынка - отсутствие у экономических агентов (по крайней мере, в долгосрочном плане) стимулов к искажению информации, стремление к минимизации трансакционных издержек, связанных с ее поиском.