Сальдо внешней торговли
Сальдо внешней торговли представляет собой важный элемент конечного использования валового внутреннего продукта и определяется как разница между экспортом и импортом. В случае положительности сальдо, то имеет месть чистый экспорт.
Авторы считают, что «Сальдо – это разность между поступлениями и расходами за определённый промежуток времени».7 Оно характеризует внешнеторговые отношения, которые рассматривают сумму экспорта и импорта за определённый период. Сальдо подразделяется на подвиды:
Сальдо торгового баланса – разность между стоимостью экспорта и импорта.
Оно бывает положительное и отрицательное. В мировой практике принято считать, что отрицательное сальдо имеет плохую тенденцию. Это выражается в чрезмерном импорте иностранных товаров, ущемлении интересов отечественного производителя.
Сальдо платёжного баланса – разность между поступлениями из-за границы и платежами за границу. Оно также подразделяется на положительное и отрицательное.
_______________________
7Журавлёва Г.П. Экономическая теория: учебник. Изд-во: Образование. 2011. 919 с.
Чистый национальный продукт
Научное определение имеет следующую трактовку: «Чистый национальный продукт – валовой национальный продукт за вычетом годовых амортизационных отчислений».8 Указанный критерий показывает общий годовой объем производства товаров и услуг, которые были произведены и предоставлены во всех секторах национального хозяйства страны.
Значением является общий годовой объем производства, который национальная экономика может потребить, не ухудшая при этом производственные возможности следующих лет. Формула для расчета выглядит следующим образом, ЧВП – валовой национальный продукт, а А – амортизация.
ЧНП=ВНП-А.
_______________
8Николаева И.П. Макроэкономика: учебник. –СПб. 2013.327 с.
Практические положения
Измерение уровня цен
Данный критерий необходимо знать для того, чтобы знать:
1.Устанавить наличие в обществе инфляции и дефляции.
2.Сопоставление валового национального продукта по годам.
Наиболее известными индексами цен выступают:
· Индекс потребительских цен.
· Индекс цен производителя.
· Индекс на экспортную продукцию.
· Индекс цен на валовой национальный продукт.
· Дефлятор – применяется для корректирования денежного объема валового национального продукта с учетом изменения цен.
Классификация валового национального продукта выделяет реальный и номинальный вид. Номинальный ВНП характеризует объем продукции в данном году, а реальный ВНП измеряет объем продукции в данном году, выраженный в ценах базового года.
Так как в настоящее время рост цен стал довольно привычным для граждан явлением, валовой национальный продукт оказывается ниже, чем реальный ВНП. Однако, в годы, следующие за базисным годом, номинальный валовой национальный продукт превышает реальный ВНП. Именно поэтому, переход от номинального ВНП к реальному ВНП в период, предшествующий базисному, мы его увеличиваем. Этот процесс получил название инфлирование. А если мы осуществляем переход от номинального ВНП к реальному ВНП в год, следующий за базисным, мы его уменьшаем. Здесь применимо дефилирование.
Индекс цен, индекс цен Пааше, индекс Лайсперса, индекс Фишера
В условиях современной экономики важное место среди индексов качественных показателей отвелось индексу цен, который представляет собой показатели динамики уровня цен.
При помощи индекса потребительских цен проводится оценка динамики цен на товары производственного и непроизводственного потребления. Он отражает динамику цен конечного потребления, измеряет общее изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, а также является одним из основных показателей, характеризующих уровень инфляции. Используется при корректировке минимального размера труда, расчетов ставок налогов и иное.
Индекс Пааше
В 1874 году немецкий экономист Г.Пааше предложил агрегатный индекс цен с отчетными весами. Формула агрегатного индекса цен Пааше определяется так:
Где числитель – это фактическая стоимость продукции отчетного периода.
Знаменатель – условная стоимость товаров, которые реализованы в отчетном периоде по базисным ценам.
Индекс цен Пааше показывает, во сколько раз возрос или уменьшился в среднем уровень цен на массу товара, реализованную в отчетном периоде, или сколько процентов составляет его рост в отчетном периоде по сравнению с базисным периодов, т. е. показывает, на сколько товары в отчетном периоде стали дороже (дешевле), чем в базисном.
В 1864 году немецкий экономист Э. Ласпейрес предложил индекс, отражающий изменение цен и строится по продукции базисного периода.
Индекс Ласпейреса
Формула агрегатного индекса цен Ласпейреса рассчитывается как соотношение:
Данный индекс показывает, на сколько изменились цены в отчетном периоде по сравнению с базисным, но по продукции, которая была реализована в базисном периоде, и экономию, который можно было бы получить от изменения цен. Этот показатель также показывает, во сколько раз товары базисного периода подорожали или подешевели в результате изменения цен на них в отчетном периоде.
Индекс Фишера