Абсолютная мобильность капитала при плавающих валютных курсах
Для упрощения анализа предположим, что внутренние цены являются неизменными[3]. Центральный банк не осуществляет интервенции на валютном рынке. Из этого следует, что сальдо платежного баланса равно нулю. Любой дефицит баланса по текущим операциям должен финансироваться притоком частного капитала; положительное сальдо баланса текущих расчетов соответственно финансируется оттоком капитала. Изменение обменного курса обеспечивает равенство нулю суммы сальдо баланса по текущим расчетам и сальдо баланса движения капитала.
Другим следствием свободного плавания валютных курсов является то, что теперь Центральный банк получает свободу в установлении объема денежной массы; последняя становится экзогенной переменной. Поскольку Центральный банк не обязан проводить интервенции, связь между платежным балансом и денежной массой исчезает.
Абсолютная мобильность капитала означает, что существует только один уровень процентных ставок, при котором достигается равновесие платежного баланса:
i=if
Рис. 5.15 Валютные курсы и совокупный спрос
Если процентные ставки внутри страны опускаются ниже if, имеет место отток капитала, что приводит к обесценению национальной валюты, росту конкурентоспособности отечественной продукции и, следовательно, росту спроса на нее. На графике это показано стрелкой, сдвигающей кривую IS вправо. Наоборот, если процентные ставки поднимаются выше if, приток капитала ведет к удорожанию национальной валюты, утрате конкурентоспособности и снижению спроса на отечественную продукцию, что сдвигает IS влево. При этом уровень цен в стране (Р) и в мире (Pf) остаются постоянными, реальный валютный курс зависит от изменений номинального курса.
Рассмотрим теперь с помощью модели IS-LM процесс восстановления рыночного равновесия.
Рис. 5.16 Влияние роста внешнего спроса на экспорт и объем выпуска
Точка Е – исходное равновесие. Возникновение повышенного внешнего спроса означает появление избыточного спроса на отечественные товары и услуги. Кривая IS смещается в положение IS’, и новое равновесие на денежном и товарном рынках достигается в точке Е’. В этой точке выпуск увеличился и соответствует возросшему спросу. Рост дохода вызвал увеличение спроса на деньги, что привело к повышению процентных ставок. Но в точке E’ не уравновешен платежный баланс, что вызовет удорожание отечественной валюты и приведет к последующей нейтрализации первоначального расширения чистого экспорта.
Таким образом, стимулирующее воздействие экспорта на равновесный объем выпуска оказывается краткосрочным.
Рис. 5.17 Влияние роста денежной массы
Рассмотрим процесс восстановления равновесия в случае увеличения номинального количества денег . Поскольку уровень цен задан, имеет место увеличение реальной денежной массы . В Е’ появляется избыточное предложение реальных остатков. Для восстановления равновесия должны либо понизиться процентные ставки, либо увеличиться доход. Кривая LM займет положение LM’.
Однако в точке Е’ возникнет тенденция, ведущая к дефициту платежного баланса из-за большого оттока капитала. Это приведет к снижению курса национальной валюты. Цены на импортные товары возрастут, отечественные товары станут более конкурентоспособными, в результате увеличится спрос на них. Обесценение валюты сдвинет кривую IS вверх и вправо, в положение IS’. Соответственно, выпуск вырастет до уровня Y’, что соответствует точке равновесия Е”. Только в этой точке будет достигнуто равновесие на товарном и денежном рынках, при котором внутренние процентные ставки находятся на том же уровне, что и мировые.
Таким образом, при фиксированных ценах увеличение ведет к увеличению соотношения . Спрос на реальные остатки (L) равен L(i,Y). Поскольку i не может отличаться от уровня мировых процентных ставок, Y должен возрасти, чтобы спрос на деньги и их предложение уравновесились. В результате обесценения национальной валюты возрастает чистый экспорт, а прирост последнего поддерживает возросший уровень выпуска и занятости. Следовательно, кредитно-денежная экспансия, вызывая обесценение национальной валюты, улучшает баланс по текущим операциям.
Заметим, что при фиксированных валютных курсах Центральный банк не может контролировать номинальное количество денег,и любая попытка кредитно-денежной экспансии приведет лишь к потере резервов по мере того, как Центральный банк будет восстанавливать результаты обесценения, вызванного снижением процентных ставок. Напротив, при плавающих валютных курсах Центральный банк не проводит интервенций, так что изменение денежной массы не имеет строгих ограничений, накладываемых валютным рынком. Поэтому при плавающих валютных курсах Центральный банк может контролировать объем денежной массы.
При этом снижение валютного курса ведет не к изменению мирового спроса, а преимущественно к его перераспределению: возрастает чистый экспорт одной из стран в ущерб торговому балансу других стран. Корректировка валютных курсов может выступать в качестве одной из мер экономической политики, когда страны оказываются на разных стадиях экономического цикла. В случае же, когда циклическое развитие экономики в рассматриваемых странах является синхронным, изменение валютных курсов не будет способствовать движению к полной повсеместной занятости. Таким образом, для увеличения спроса и объема производства в каждой из стран требуется не обесценение валюты, а координация кредитно-денежной и/или фискальной политики.[4]