Национальное счетоводство как инструмент регулирования макроэкономических процессов

ТЕМА 2. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОЕНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

1. Цели, условия и особенности функционирования национальной экономики.

2. Национальное счетоводство как инструмент регулирования макроэкономических процессов.

3. Макроэкономические показатели и методы их подсчета.

4. Национальное богатство: содержание и структура.

Цели, условия и особенности функционирования национальной экономики

Центральной задачей макроэкономики является исследование национальной экономики вообще, т.е. «большой экономики», для определения ее состояния и выбора наиболее эффективных форм и путей ее развития.

Национальная экономика любого современного государства представляет сложную хозяйственную систему, включающую ряд взаимосвязанных звеньев.

Первое, центральное, звено в данной системе – человек, который в экономике выступает в двух позициях: производитель продуктов и услуг и потребитель благ.

Вторым звеном национальной экономики является естественная природа, т.е. территория данной страны, её особое географическое положение и природные условия.

Третьим звеном национальной экономики является капитал, который служит средством, способным приносить доход. Капитал рассматривают как фактор производства, с одной стороны, и как денежные средства, с другой стороны.

Капитал как фактор производства представляет собой запас материальных благ в совокупности с нематериальными элементами (здоровье, человеческий интеллект)

В материальной форме капитал – это средства производства, с помощью которых человек создает материальные блага. Также капитал может быть материализован в экономической инфраструктуре, которая представляет собой комплекс институтов (производственных, социальных, финансовых, коммерческих). Кроме того, материальной формой капитала являются предметы потребления.

В денежной форме капитал – сумма, предназначенная для инвестирования в экономику.

Любая национальная экономическая система состоит из совокупности отраслей. Отраслевая структура экономики складывается из двух групп: отраслевой сферы материального производства и отраслей социальной сферы.

Структура национальной экономики может быть рассмотрена с позиции следующих компонентов и критериев:

- воспроизводственная структура – критерием её выделения являются особенности хозяйствования и функции субъектов макроэкономики: домашних хозяйств, бизнеса и государства, которые являются элементами воспроизводственной структуры;

- социальная структура – здесь структурные элементы объединяются по критериям различных форм собственности, видов труда и доходов, групп предприятий;

- отраслевая структура – критерий выделения – однородность выполняемых производственных функций, выпускаемых продуктов, услуг и результатов;

- территориальная структура выделяется по критерию размещения производительных сил;

- инфраструктура – критерий выделения – особенности обслуживания того или иного производства;

- структура внешнеэкономических связей выделяется по критерию взаимодействия субъектов одной или нескольких стран.

Цели национальной экономики:

· достижение непрерывного экономического роста;

· оптимальная занятость;

· экономическая эффективность;

· стабильный уровень цен;

· экономическая свобода;

· справедливое распределение доходов;

· экономическая обеспеченность граждан;

· положительный внешнеторговый баланс;

· экономическая и экологическая безопасность.

Национальное счетоводство как инструмент регулирования макроэкономических процессов

Система национальных счетов (СНС)была разработана в конце 20-х гг. группой американских ученых, сотрудников Национального Бюро Экономических Исследований, под руководством будущего лауреата Нобелевской премии (1971 г.) Саймона Кузнеца.

Возникла СНС в связи с потребностью органов государственного управления в информации, необходимой для формирования макроэкономической политики, разработки мер по урегулированию рыночной экономики в соответствии с концепцией Дж.М. Кейнса и его последователей.

После второй мировой войны большинство стран в соответствии с рекомендациями ООН стали использовать методику расчета макроэкономических показателей, заложенную в СНС, что позволяло производить сопоставления основных показателей национальной экономики по разным странам мира. Россия (СССР) начала использовать эту методику с 1987г.

С 1968 по 1993 г.г. действовала СНС, в разработку которой большой вклад внес английский экономист Ричард Стоун. Ему принадлежала идея применения в национальных счетах принципа двойной записи каждой операции (по доходам и по расходам).

В 1994 г. СНС была пересмотрена, целью пересмотра было: не отказываясь от фундаментальных концепций добиться большей ясности, четкости в общей структуре системы, в описании наиболее важных определений и классификаций; а главное - обеспечить большую степень гармонизации СНС со смежными системами макроэкономических показателей, таких, как платежный баланс, статистика государственного бюджета, банковско-кредитная статистика.

Система Национальных Счетов - это совокупность счетов, интегрирующая в свою структуру основные блоки макроэкономической информации, позволяющей измерять и анализировать связи между наиболее важными аспектами экономического процесса (между всеми потоками товаров и услуг и доходами), всеми активами и пассивами хозяйств и субъектов.

Счета в СНС построены по принципу бухгалтерских балансов, т.е. каждая запись фигурирует два раза: по доходам и по расходам, а также по принципу согласованности в воплощении экономических операций, формирующих процесс создания национального продукта.

СНС содержит более 500 стандартных счетов, которые дополняются 26 вспомогательными таблицами. Этими таблицами детализируются отдельные статьи стандартных счетов, с помощью подробных классификаций экономических показателей по тем или другим критериям.

По степени и направлению детализации СНС делится:

1. Сводные счета (консолидированные). Они описывают экономику в целом и характеризуют основные макроэкономические показатели:

· Счет ВВП и расходов на него;

· Счет имеющегося национального дохода и его распределение;

· Счет финансирования капитальных затрат;

· Счет внешних операций.

2. Счета для отраслей экономики:

· Счета производства, которые отражают операции, относящиеся непосредственно к процессу производства;

· Счета образования доходов, которые отражают распределительные операции, непосредственно не связанные с процессом производства.

3. Для более детального макроэкономического анализа в СНС предусмотрены и важнейшие экономические операции: счет операций с другими странами; счет товаров и услуг. Эти счета предназначены для анализа следующих экономических операций:

· Операции с продуктами и услугами. Это разбивка счетов первого класса в отношении производства, обмена и использования продуктов в отраслях и секторах;

· Распределительные операции, целью которых является распределение и перераспределение добавленной стоимости;

· Финансовые операции.

Важной особенностью новой СНС является ее акцент на анализ процессов в рамках секторов экономики, т.е. групп экономических единиц, однородных с точки зрения функций, выполняемых в экономическом процессе.

СНС отражает деятельность 5 секторов экономики:

1. Нефинансовые корпорации, которые производят товары и услуги для получения прибыли;

2. Финансовые корпорации (банки, кредитные учреждения, страховые компании);

3. Сектор государственного управления. Он оказывает услуги, не реализуемые за деньги, и функцией данного сектора является перераспределение стоимости, созданной в процессе производства;

4. Домашние хозяйства. Их функция – потребление товаров и услуг;

5. Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

Для этих секторов экономики предусмотрена четкая система взаимосвязанных счетов, которая позволяет провести анализ основных стадий производства в рамках каждого сектора.

Важнейшим является рассмотрение не только основных счетов СНС, а также основных макроэкономических показателей.

Наши рекомендации