Пути увеличения инвестиций как фактор роста научно-технического прогресса
Вступая в 21 век, мировая экономика устремляется к грандиозным переменам, которые ориентированы на рост качества социального уровня общества, совершенствование структуры экономики, повышение качества воспроизводимого богатства, ускорение темпов накопления высокоинтеллектуального человеческого капитала и расширение высокотехнологических форм воспроизводства основного капитала путем ускорения инновации. Главным инновационным инструментом становится новая инвестиционная политика, которую начали реализовывать все развитые страны мира.
Перед экономикой России, как и перед мировой экономикой, 21 в. определил новые вызовы, в первую очередь в области инвестиционной и инновационной политики, определив новые вызовы, в первую очередь в области инвестиционной и инновационной политики. Оживление инвестиционной и инновационной активности – главное условие выхода России из экономического кризиса и создания предпосылок для устойчивого развития социально ориентированной рыночной экономики.
Российская экономика потенциально располагает необходимыми инвестиционными ресурсами. Однако решить задачу массированного увеличения инвестиций в реальный сектор экономики проблематично. Сегодня сокращаются объемы инвестиций в основной капитал и идет снижение ВВП.
Инвестициям в основные средства, особенно крупным инвестиционным проектам, необходимо уделить особое внимание. Они не только указывают области роста экономики, но и сами становятся точками роста, формируя спрос на широкий спектр товаров и услуг: на оборудование, технику, строительные материалы, строительные услуги, кредитные и лизинговые ресурсы.
Обзор негосударственных инвестиционных проектов, запущенных в конце 2009- начале 2010 г., свидетельствует о том, что инвестиционный процесс отнюдь не остановился во времена кризиса.
Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования провел исследование инвестиционных планов крупного бизнеса на 2010 г. По данным ЦМАК, в 2010 г. тенденция спада будет сломлена, инвестиции начнут расти. В нефтегазовой отрасли ожидается их прирост на 15-20%, в металлургии – более чем на треть. Так инвестиционная программа «Северстали» на 2010 г. составит 1,4 млрд долл., на 40% больше, чем в 2009г.
Прирост инвестиций в основной капитал имел место в производстве железнодорожной технике(+7%) к 2008 г. Это объясняется тем, что в 2007- 2008г. было запущенно сразу несколько крупных инвесторпроектов по строительству заводов, выпускающий железнодорожный транспорт ( в основном различные грузовые вагоны, в связи со сложившимся в этот период дефицитом выпуска подвижного состава.
Однако другие отрасли демонстрировали гораздо более слабые показатели. В том числе некоторые из отраслей, оказавшиеся стабильными и растущими, в 2009 г. демонстрировали при этом наиболее резкое уменьшение инвестиций.
Пищевая отрасль и связь осуществляли активные инвестиции в обновление и расширение основных фондов в течение последних 3-4 лет, в том числе рассчитывая на дальнейший быстрый рост рынков сбыта. Это позволяет предположить, что в данных отраслях появился резерв мощностей, а средний уровень износа фондов опустился ниже критической отметки. Это обусловило возможность незначительно нарастить или продолжить выпуск на уровне 2008 г., не прибегая у дополнительным инвестициям в основные фонды.
Еще одной особенностью структуры инвестиции стало увеличение доли расходов на строительство зданий и сооружений в структуре инвестиций в основной капитал в 2009 г. до 55,8%.
Увеличение доли производственной инфраструктурной недвижимости в сельском хозяйстве и здравоохранение, а также в ряде других отраслей в значительной степени связано с особенно высокими расходами федерального бюджета. В 2009 г. расходы федерального бюджета достигли своего максимума как в постоянных ценах, так и в процентах ВВП.
За счет бюджетных средств было профинансировано 1240,8 млрд.руб инвестиции в основной капитал ( 21,5% общего объема инвестиций в экономику), в том числе за счет средств федерального бюджета – 622,9 млрд. руб. (10,8%) и бюджетов субъектов федерации – 546,6 млрд. руб. (9,5%) .
Итак, без активизации инвестиционной деятельности активизации инвестиционной деятельности, без крупных вложений денежных средств в обновление материальных ресурсов страны невозможно осуществить структурные преобразования в производстве, восстановить утраченные объемы производства и перейти к экономическому росту. Недостаточная инвестиционная активность в российской экономике уже привела к значительному износу основных фондов промышленности, снижение качества отечественной продукции и к отставанию России в экономическом развитие от ведущих индустриальных стран.
Важным условием активизации инвестиционного процесса в современной России является активизация инвестиционного процесса в современной России является продуманная государственная инвестиционная политика, направленная на мобилизацию всех свободных государственных, корпоративных ресурсов и сбережений населения на осуществление инвестиционной деятельности.
Для успешного развития инвестиционной политики формирования имущественного комплекса пищевой промышленности следует решить следующие основные задачи:
- определить сущность и содержание инвестиционного процесса во взаимосвязи с целями обеспечения экономического роста;
- исследовать современный механизм государственного регулирования инвестиционного процесса;
-обосновать основные направления государственного регулирования инвестиционных процессов в пищевой промышленности;
- провести анализ состояния и оценку развития инвестиционной деятельности в пищевой промышленности в РФ в современных условиях развития экономики;
- выявить и оценить основные факторы, определяющие инвестиционную привлекательность данного сектора экономики, и определить пути ее повышения.
Таким образом, инновационность отрасли пищевой промышленности заключается, прежде всего, в том, чтобы на основе имеющегося рыночного потенциала, располагаемых ресурсов (сырьевых, материальных, кадровых, интеллектуальных) достичь тех нормативных значений показателей, по которым пищевая промышленность серьезно уступает другим отраслям. Пищевая промышленность нуждается в разработке качественно нового методического инструментария и уточнения существующего. Суть инновационной деятельности для развития пищевой промышленности состоит в следующем: разработать такие методики по управлению промышленным производством, чтобы весь процесс производства, начиная от выращивания продукции и заканчивая ее реализацией, был отлажен на должном уровне, не имел сбоев, вызванных некачественной работой отдельных субъектов хозяйствования. В сложившихся экономических условиях одним из приоритетных направлений по совершенствованию пищевой промышленности в динамике, с точки зрения авторов, должно стать формирование образовательной подсистемы в пищевой промышленности, дополненное выделением основных инструментов и мероприятий по их реализации.
3.2 Роль государства в управление отраслью машиностроения
Эффективная экономическая деятельность отдельных хозяйствующих субъектов, комплексов, регионов, страны в целом, обеспечение высоких темпов их развития и повышение конкурентоспособности продукции в условиях рыночной экономики в значительной мере определяются активностью и эффективности протекающих в них процессов.
Машиностроительный комплекс определяет состояние производственного потенциала Российской Федерации, обеспечивает устойчивое функционирование ведущих отраслей экономики (топливно-энергетический комплекс, транспорт и связь, агропромышленный комплекс, оборонные отрасли, строительство), а также наполнение потребительского рынка. От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость и т.д.), производительность труда в отраслях народного хозяйства, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства.
Машиностроение во всем мире признано ведущей отраслью производства. Его развитие характеризует уровень как научно-технического потенциала страны, так и обеспечения ее безопасности.
Машиностроение в России как базовая системообразующая отрасль наиболее подвержена влиянию кризисных явлений. Постсоветский кризис машиностроительных предприятий был вызван несколькими причинами. Во-первых, промышленность была построена по отраслевому принципу с высоким уровнем специализации и низким уровнем межотраслевого и внутриотраслевого обмена. Во-вторых, разрушилось единое экономическое пространство СССР и стран СЭВ. В-третьих, российская экономика во многом зависела от сырьевых цен и импорта капитала. В-четвертых, в нашей стране искусственно сдерживалась инфляция, приведшая, кстати, к кризису в августе 1998г. Кроме того, машиностроительная отрасль страны была представлена большим количеством крупных маломобильных предприятий, менталитет руководителей которых был сформирован в период социалистической административно-плановой экономики. К сожалению, последствия кризиса 1998г до настоящего времени не ликвидированы на предприятиях машиностроения, что объясняет тот факт, что машиностроительная отрасль в наибольшей степени пострадала от глобального экономического кризиса 2009г.
Машиностроительный комплекс обеспечивает научно-технический прогресс и перестройку экономики всей страны, поэтому его отрасли развиваются ускоренными темпами, а их число непрерывно растет. По роли и значению в народном хозяйстве их можно объединить в 3 взаимосвязанные группы:
1. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции
во всем народном хозяйстве - это приборостроение, химическое машиностроение, электротехническое и энергетическое машиностроение.
2. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции
в машиностроении - это станкостроение и инструментальная промышленность.
3. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в отдельных отраслях хозяйства - это строительно-дорожное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение и д.р.
Темпы развития машиностроительного комплекса в течение последних пяти лет характеризуется рядом проблем:
- низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции, связанной со старением и высокой степенью износа производственных фондов;
- недостатком финансовых ресурсов в связи с низкой инвестиционной привлекательностью, слабой эффективностью взаимодействия финансово-кредитных организаций с предприятиями отрасли, опережающим ростом цен на продукцию и услуги естественных монополий;
- недостаточной структурированностью комплекса в научной и технологической сферах;
- дефицитом квалифицированных кадров для предприятий машиностроения.
Основная цель развития машиностроительного комплекса России – технологическая модернизация и удовлетворение внутреннего платежеспособного спроса на машиностроительную продукцию, расширение присутствия на внешних рынках. Ее достижение должно быть осуществлено на основе преобразования машиностроения в конкурентоспособный, эффективный, динамично развивающийся, высокотехнологичный и восприимчивый к инновациям комплекс, интегрированный в систему международного разделения труда.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- повысить конкурентоспособность машиностроительной продукции на основе использования новых технологий;
- улучшить инвестиционную привлекательность предприятий отрасли, в том числе для иностранных инвестиций;
- расширить рынки сбыта машиностроительной продукции, в том числе за счет совершенствования таможенно-тарифной политики и поддержки экспорта;
- реструктуризировать машиностроительный комплекс, в том числе отраслевые научные учреждения и организации;
- улучшить обеспечение высококвалифицированными научными и рабочими кадрами.
Указанные меры должны реализовываться в комплексе с принятыми и одобренными Правительством Российской Федерации программами, стратегиями и концепциями, а также межведомственными программами, соглашениями, крупными отраслевыми и межотраслевыми проектами.