Роль семьи как института. Браки и разводы
Домашнее хозяйство как организация связано с институтом семьи. Семья традиционно изучается социологами, которые определяли семью как социальный институт,выполняющий одну из важных функций общества – воспроизводство его членов и осуществление их первичной социализации. Семья в социологии – это основанное на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью и взаимопомощью. Как социальный институт, семья характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и их детьми и другими родственниками. В институт семьи включают множество частных институтов, таких как институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт социальной защиты детства. Функционирование семьи регулируется и направляется существующими в обществе ценностями, кодексами и нормами, традициями и обычаями.
Экономические аспекты семьив рамкахнеоинституциональной теории рассматривал Г. Беккер в своей программной статье «Семья» (в 1987г.) в новом Палгрейте (см. Экономическая теория. Под ред._Д. Итуэлла, М. Милгрейта, П. Ньюмена. Пер. с анг., М., 2004, с.308 – 321).
Г. Беккер исходит из того, что любой аспект семейной жизни можно интерпретировать с позиций рационального выбора. Это относится к определению возраста вступления в брак, числа детей в семье, суммы инвестиций в человеческий капитал детей, к анализу разводов, гендерных проблем.
В современных условиях чрезвычайно остра проблема фертильности, т.е. числа рождений детей на одну женщину. Для простого воспроизводства населения и удержания его стабильного уровня в демографической науке известен общий коэффициент фертильности, необходимый для этого – 2.13. Еще в 1970-е годы этот коэффициент для самых развитых стран ОЭСР составлял около 2.5, а к 2010 году упал примерно до 1,7 – 1,8; в странах со средним уровнем развития человеческого потенциала соответствующие значения коэффициентов – 4,9 и 2,4, а для стран с низким уровнем дохода - 5.9 и 3,7. По миру в целом – 4,5 и 2,7.В России коэффициент_фертильности в 1970 –е годы составлял 2,0, а в настоящее время он упал до 1,1 (самый низкий уровень среди всех стран мира).
Семьи и домохозяйства являются не только потребителями, но и производителями. Желание иметь собственных детей означает, что число детей в семье определяется условиями предложения. В данном случае предложение определяется знакомством с методами контроля над рождаемостью и возможностью имеет детей, которая зависит от возраста, питания, здоровья и других переменных.
Спрос на детей задается через максимизацию полезности семьи, которая зависит от количества детей и от других благ. Полезность максимизируется при ограничениях денежного дохода и времени домашнего производства. Общие чистые издержки рождения и воспитания ребенка равняются стоимости благ и услуг, которые он потребляет плюс стоимость времени, затраченного на него членами семьи, минус его заработки, которые добавляются к семейным ресурсам. Из общих положений микроэкономической теории спроса и потребительского выбора вытекает, что увеличение относительной «цены» детей приводит к сокращению числа детей, желаемых семьей. Когда есть возможность для детского труда, как в традиционном сельском хозяйстве, то чистые затраты на детей уменьшаются. Отсюда следует, что дети обладают большей ценностью в традиционном сельском хозяйстве, чем в городах или современном агропроизводстве. Это объясняет, почему фертильность в традиционном сельском хозяйстве была выше (в 1880 годы фертильность в сельской Америке была 5,5, а царской России еще выше).
Изменения в фертильности, падения и рост рождаемости в семьях и странах в разные периоды времени с экономической и социальной сторон рассматривает теория демографического перехода (У. Томпсон, К. Девис, Р. Истерлин). ТДП связывает рождаемость с модернизационными процессами в обществе: переход от традиционного аграрного общества к современному снизил экономическую «ценность» детей (помощники в хозяйстве, гарантия обеспеченной старости), а их стоимость (затраты на образование) возрастала. После 1930–х годов рождаемость заметно убывала. Но после окончания Второй мировой войны начался мощный подъем рождаемости: «бэби – бум» в США, «популяционный взрыв» в развивающихся странах. Появились прогнозы «демографической катастрофы» человечества. В 1968 году П. Эрлих в «Популяционной бомбе» писал, что Индия в принципе не сможет прокормить еще 200 млн человек. С тех пор население Индии увеличилось с 500млн до 1,2 млрд, но ситуация с продовольствием значительно лучше, чем в 1968 году.
Мальтузианской катастрофы не произошло, так как демографическая динамика резко изменилась: реальностью стал новый демографический переход. Он связан с размыванием традиционного института семьи, частотой разводов и распространением сожительства вместо брака, а также с массовым включением женщин в рабочую силу, распространением высшего образования среди женщин, появлением доступных и эффективных противозачаточных средств. Супружеские или сожительствующие пары не просто ограничивают число рожденных детей, как было при первом демографическом переходе, но имеют полный контроль над рождаемостью. Этот второй демографический переход соответствует становлению постиндустриального общества. Поэтому он так заметен в Западных странах, но еще не стал реальностью в развивающихся (хотя мигранты и Африки и мусульманских стран, переезжая на работу и проживание в Европу, заметно изменяют «демографическое поведение» - их семьи также имеют мало детей, как и коренные французские или бельгийские).
Желательное количество детей в семье зависит также от «качества» детей, которое определяется их образованием, здоровьем, заработками и богатством. Хотя удача, генетическая наследственность, госрасходы и другие факторы, находящиеся вне контроля семьи, влияют на качество ребенка, оно также зависит от решений родителей и других родственников.
Количество и качество взаимосвязаны: повышение постоянных затрат на количество детей поднимает неявную цену количества и тем самым уменьшает спрос на него. Однако, уменьшение количества снижает неявную цену качества, что повышает качество детей. Но повышение качества, в свою очередь, поднимает еще больше неявную цену количества, что еще больше сокращает количество детей. В результате происходит дальнейшее повышение качества, и так далее, пока не будет достигнуто новое равновесие. Следовательно, небольшое увеличение постоянных затрат на количество может существенно уменьшить количество детей и заметно повысить их качество.
Взаимозависимость между количеством и качеством объяснят, почему снижение фертильности обычно сочетается со значительным ростом показателей образования, здоровья и других мер качества детей.
Гендерные проблемы (разделение труда и равноправие между мужчинами и женщинами) можно рассматривать как для общества в целом, так и в масштабе семьи. Для страны рассчитывают индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) с учетом гендерного фактора. Россия по этому показателю 49 в мировом рейтинге при 57 месте по показателю ИРЧП, т.е гендерные вопросы решены в РФ лучше, чем в других странах. Сопоставляется также ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень грамотности, расчетный заработанный доход и совокупный валовый коэффициент поступивших в вузы. Например, в России женщины имеют лучшие показатели, чем мужчины по ожидаемой продолжительности жизни (75 лет против 64 лет), по поступлению в вузы, но имеют худший показатель по заработанному доходу (ниже на 30%).
Существенное разделение труда наблюдается в семьях в связи с альтруизмом, (т.е. бескорыстными отношениями между родителями и детьми), который уменьшает стимулы для отлынивания и обмана, а также вследствие возрастающей отдачи от инвестиций в человеческий капитал, как, например, в навыки, которые особенно полезны в воспитании детей или в рыночной деятельности. Специфический человеческий капитал порождает специализацию. Семья более эффективна, когда ее члены посвящают «свое рабочее время» разным видам деятельности и каждый инвестирует, главным образом, в капитал, специфический для его или ее деятельности. По Г.Беккеру разделение труда между полами диктуется сравнительными преимуществами. Если женщины обладают сравнительными преимуществами в работе по дому (так как это объясняется биологическими особенностями, воспитанием, а также тем, что труд женщины подвергается дискриминации по условиям, по оплате за пределами домашнего хозяйства), а мужчины – в работе по найму, то для женщин имеет смысл в какой – то мере специализироваться на домашнем хозяйстве, а для мужчин – на рыночном производстве.
Решение о том, что лучше – пойти работать или остаться дома, не являются оптимальными с точки зрения общественного благосостояния, хотя с точки зрения конкретной семьи они могут быть вполне рациональными.
Семья предполагает заключение брака и возможность развода. Во всех обществах супруги чаще всего происходят из одинаковых социальных и религиозных групп, имеют положительную корреляцию (тесную связь) по образованию, росту, возрасту и многим другим переменным. Теория эффективных_разбивокобъясняет формирование пар по сходству, взаимодополняемостью, или «супераддитивностью»свойств мужей и жен в домашнем хозяйстве. Эта теория также частично объясняет бескорыстие (альтруизм) в отношениях между мужьями и женами: «любящие люди, вероятно, - как пишет Г. Беккер,- вступают в брак, поскольку на уровне формального анализа любовь может считаться одним из источников «взаимодополняемости». В последние десятилетия в большинстве стран мира многие факторы, уменьшающие выигрыш от сохранения брака (падение фертильности; увеличение доли женщин в совокупной рабочей силе; изменения в законодательстве, облегчающие разводы и лучше защищающие бывших жен) увеличили в то же время выигрыш от откладывании первого брака и повторных браков. Сокращение стимулов для вступления в брак в западных обществах, в России подтверждается быстрым увеличением количества пар, живущих «гражданским браком» (без заключения законного брака), и числа детей, рожденных незамужними женщинами. Тем не менее, для лиц, состоящих в браке, вероятность остаться вместе и родить детей все еще значительно больше, чем для лиц, которые совместно проживают без заключения брака (статистика Д. Трост и Г. Беккера).
Специализация женщин на уходе за детьми и ведении хозяйства ведет их к большей уязвимости в случае развода.Длительное время в католических странахзаконом разводы разрешались в редких случаях (прелюбодеяния супругов, отсутствие или смерть супруга). В мусульманских и азиатских государствах расторжение брака возможно и по другим причинам, но мужья в этом случае должны платить существенную компенсацию жене.
Тем не менее, в последние 100 – 120 лет рост числа разводов был таким стремительным, что стали говорить о кризисе института брака (в разных странах 35 – 40% браков завершаются разводом). Подход с позиции рационального выбора, максимизирующего полезность, подразумевает, по Г. Беккеру, что человек хочет развестись, если полезность, ожидаемая от того, чтобы остаться женатым, ниже полезности, ожидаемой от развода. Причины разводов связаны также с новой информацией в первые годы брака: разочарование в супруге; неоправданные ожидания «прироста полезности». Сильное падение фертильности также способствует разводам (верно и обратное - фертильность падает из-за реальности развода). Способствует разводам и эмансипация женщин: рост их образования, уменьшение гендерного неравенства в обществе. Женщина все больше вовлекается в рыночную деятельность, зачастую становится более конкурентоспособной, чем мужчина. Важную роль в увеличении числа разводов связано с законодательством, которое лучше защищает женщин и остающихся с ней при разводе детей при решении вопросов по дележу имущества, назначении алиментов.